Michel Henry. De Stuarti Millii individualismo. P., 1886.
L’Idée de l’État. Sur l’histoire des théories politiques et sociales depuis la Révolution, Paris, Hachette, 1895.
Albert Schatz. L’individualisme économique et social. Ses origines, son evolution, ses formes contemporaries. Paris, 1907.
Фатеев Л. H. Очерк развития индивидуалистического направления в истории философии государства. Харьков, 1907.
См. у Hanotaux. Histoire du cardinal de Richelieu (Кн. II. Гл. II, III и выводы), как «двенадцать веков старого порядка трудились над созданием современной французской нации путем реставрации идеи государства» (С. 241).
Taine. Origines de laFrance contemporaine, le Régime moderne (T. I. C. 160 и след.). – Ср. A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 11 и след.).
Bossuet. Politique tirée de l’Ecriture sainte (Кн. IV. Гл. I. Пол. 3) доходит до того, что говорит: «Они – боги и некоторым образом обладают независимостью божества».
Ср. эдикт Людовика XIV в августе 1692 г. Anciennes lois françaises (T. XX. C. 165).
Bossuet. Politique (Кн. IV. Гл. I. Пол. 1).
Bossuet. Cinquième Avertissement aux Protestants (Сочинения. Изд. Besançon. T. XI. C. 160 и 161). См. заглавие 56 главы (Cinquième Avertissement): «Взаимный интерес государей и народов установляет самую естественную границу власти».
Bossuet. Politique (Кн. III. Гл. I. Пол. 1).
Holtzendorff. Principien der Politik (Berlin, 1869. C. 223).
Lamennais. Des progrès de la Révolution (C. 199).
Première Lettre sur la Tolérance (Сочинения. T. II. C. 677, 686).
Holtzendorff. Principien der Politik (C. 223).
«Вообще, всякое право должно исходить от общественной власти…» – «Без правительства земля и имущества будут принадлежать всем, подобно воздуху и свету». Bossuet. Politique (Кн. I. Гл. III. Пол. 4).
Bossuet. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 133).
Bossuet. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 145).
Ibid (Сочинения. T. XI. C. 132).
A. Sorel. LEurope et la Révolution (T. I. C. 36). По правде сказать, «нет права, которое бы все признавали и уважали, но есть права, которые каждый всегда готов предъявить».
Индивидуум, отсутствующий в политической философии, отсутствует и в тогдашней литературе. – Ср. Brunetière. Evolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle (T. I, 1-я лекция).
Politique (Кн. II. Гл. II. Пол. 12). – Cp. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 150).
См. перечисление этих выгод. Politique (Кн. II. Гл. I. Пол. 8, 10, 11). – Ср. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. С. 160).
A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 13).
J. Denis. Bayle et Jurieu (C. 67): «Редко можно видеть так мало заботы о праве и гуманности, как в XVIII веке. Всем жертвовали ради государства, славы короля, ради какого-то порядка и дисциплины».
О Бейле и Фонтенелле см. у Faguet. Dix-huitième siècle. Очерки 1И2.
См. Voltaire. Poème sur la Loi naturelle и Idées républicaines (Сочинения. Изд. Didot. T. V. C-399).
Nouvelles Remarques sur l’histoire (Сочинения. T. V. C. 66–67).
Traité sur la Tolérance (Сочинения. T. V. C. 519).
Remarques de l’Essai sur les moeurs (Сочинения. T. V. C. 60).
См. Faguet. Dix-huitième siècle. Очерк о Вольтере.
Я нахожу, однако, у него следующее: «Нужны были века, чтобы воздать должное гуманности, чтобы почувствовали, как ужасен факт, что сеет большинство, а собирает в житницы меньшинство». (Lettres sur les Anglais, 9-е письмо).
Pensées sur l’Administration (Сочинения. T. V. C. 351).
Traité sur la Tolérance (Сочинения. T. V. C. 516).
La Voix du sage et du peuple (Сочинения. T. V. C. 347).
«Он ждет всего от государства и, в сущности, работает только для государства». Его идеал – «деспотизм, умеряемый терпимостью и просвещением». A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 110).
Dis cou rs p réliminai re (C. 1).
См. статьи: Souveraineté, Pouvoir, Gouvernement, Autorité, Liberté politique, Administration.
О политике Дидро см. новые труды: A. Ducros. Diderot, l’homme et Vécrivain и Joseph Reinach. Diderot (в Collection des grands écrivains).
Système social (T. I. C. 10).
Système social (T. I. C. 17).
Ibid. (Т. I. C. 105).
Ibid. (Т. I. C. 59).
Ibid. (Т. II. С. 19 и Т. I. C. VIII).
Ibid. (Т. I. C. 25).
Ibid. (T. II. C. 57).
Ibid. (Т. II. C. 25).
Ibid. (T. II. C. 40).
Système social (T. II. C. 41).
Ibid. (Т. II. C. 76 и T. I. e. VIII).
Ibid. (Т. II. C. 6 и 20): «Править значит поддерживать, покровительствовать и вести общество к счастью».
Ibid. (Т. II. С. 83).
Ibid. (Т. III. C. 1).
Ibid. (Т. III. C. 3).
Système social (T. III. C. 115).
Ibid. (T. II. C. 86 и след.).
Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (y Guillaumin’a, в Collection des principaux Economistes. T. II. 4. 1-я. C. 397).
Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 787). – Cp. Quesnay. Maximes générales (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 81).
Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 44). «Его право на все подобно праву каждой ласточки на всех мошек, кружащихся в воздухе; но в действительности оно простирается лишь на тех, каких она сможет схватить…»
Quesnay. Droit naturel. Гл. III (Ibid. T. II. Ч. 1-я. С. 46).
Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (T. II. 4. 1-я. C. 396).
Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 43).
Выражение Дюпон де Немура (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 22). – Cp. Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés. Гл. XXIV.
Dupont de Nemours (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 22).
Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 338).
Сами физиократы приписывают этой «сущности» божественное происхождение и думают, что «закон создан тою же рукою, которая создала права и обязанности». Dupont de Nemours (Т. 11. 4. 1-я. C. 347).
Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1. C. 338).
Dupont de Nemours. Discours préliminaire к Droit naturel Кене (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 20).
Это право, no Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. C. 45–47), является фундаментом каждого общества.
Китай по своему правлению, Египет по администрации. Introduction à la Philosophie économique. Гл. III (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 680, 796).
Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 364).
Он написал апологию китайского деспотизма, и L. de Lavergne не без основания заметил, что «она имела вредное влияние на его учеников». (Les Economistes français au XVIII-e siècle. C. 107).
Quesnay. Maximes générales: Maxime I (Collection. T. II. 4. 1-я. C. 81). Ср.: Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 3-я. C. 796).
Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. Т. II. Ч. 2-я. C. 784–785). Ср.: Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 248).
Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. Гл. XXIV).
Mercier de la Rivière. (Ibid. T. I. Гл. XXIV).
Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 670).
Essais de moral et de politique, франц. перев. (T. VI. C. 29 и след.). Вот примеры положений, которые можно рассматривать «как аксиомы в политике»: наилучшая монархия та, в которой власть наследственна; наилучшая аристократия требует знати без вассалов, а народ, выражающий мнения чрез своих представителей, составляет наилучшую демократию. (Loc. cit. C. 38).
Ibid, франц. перев. (T. VI. С. 406).
Essais de moral et de politique (T. VI. C. 406).
Тенденция Юма вмешивать государство в экономические отношения была справедливо отмечена Эспинасом в Histoire des doctrines économiques (C. 264–265).
Leslie Stephen. English Thaught in the eighteenth century (T. II. C. 186).
Pfleiderer. Leibniz als Patriot (C. 429).
См. в Abrégé du droit de la nature et des gens, котор. Formey извлек из сочинений Вольфа, Principes du Droit naturel (Кн. I. Гл. I, § 9, io, 11).
Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. I, § 16).
Ibid. (Кн. VIII. Гл. 1).
Ibid. (Кн. VIII. Гл. IV).
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 14).
Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. III, § 16).
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 127).
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 136).
Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 16).
Bielfeld. Institutions politiques (T. I. C. 292).
Так называет ее Блюнчли в Lehre vom modernen Staat (I. Кн. I. Гл. V).
См., напр., Léon Say. Turgot (Collection des grands écrivains).
Turgot. Eloge de Gournay (Сочинения. T. I. C. 272).
Turgot. (Сочинения. Т. II. C. 686).
L. de Lavergne в своей книге о французских экономистах (les Economistes français. C. 253), отметил, что Тюрго в начале царствования Людовика XVI далеко не благоволил созванию генеральных и провинциальных штатов; когда друзья, между прочим Мальзерб, упрашивали его, он ничего и слышать не хотел об этом. Затем автор прибавляет: «Тюрго во всем рассчитывал на королевскую власть, руководимую им самим».
Ср. Mémoire 1775 г-
Léon Say сам делает указание на это (Turgot. С. 34).
Mémoire sur les états provinciaux (Ч. 3-я. C. 87).
Tocqueville. Oeuvres complètes (T. VIII. C. 152).
Principes des moeurs chez toutes les nations, ou Catéchisme universel (1796).
A. Sorel. EEurope et la Révolution (T. I. C. 123 и след.). – В частности относительно Пруссии, см. Cavaignac. La formation de la Prusse contemporaine (T. I. C. 47, 96–97).
L'Ancien Régime et la Révolution (C. 60–61).
Cousin. Philosophie sensualiste au XVIII-e siècle. Этот том содержит лекции, читанные Кузэном в 1819 г.
A. Sorel. L'Europe et la Révolution (T. I. C. 107).
Эта идея очень ясно указана самим Бильфельдом. Instit. polit. (T. III. C. 11).
Politique tirée de V'Écriture sainte (Кн. I. Гл. IV. Пол. 7).
Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions en Amérique et en Europe (Paris, Thorin, 1893). Ср. статьи, напечатанные тем же автором в Annales de l’École libre des sciences politiques, апрель 1890 г. и январь 1891 г.
Следует заметить, что уже Курно возводил французскую революцию к этой отдаленной причине: «Революция, – писал он в 1867 г., – которой Франция дала свое имя, хотя предварительные симптомы ее появились на другом полушарии и, в свою очередь, являются лишь следствием движения английского протестантизма в XVII веке…» Traité de l’enchaInement des idées fondamentales (T. II. C. 459).
Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions (C. 22–23).
Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (Сочинения, изд. Laboulaye. T. IV. С. 4).
Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).
Ibid. Кн. XI. Гл. II (T. IV. C. 3).
Ibid. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).
Ibid. Kn. XI. Гл. I (T. IV. C. 1).
Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).
Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. VI (T. IV. C. 8).
Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).
Монтескье раскрыл эту знаменитую формулу и увидел, что заключающаяся в ней идея является одной из главных причин разложения монархии. Ibid. Кн. VIII. Гл. VI (Сочинения. T. III. С. 309).
См. далее: Кн. V. Гл. I и II.
Esprit des Lois. Кн. XII. Гл. I (T. IV. С. 59).
Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).
Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).
Главы XI, XII, XIII книги XII Духа Законов содержат требование свободы мысли, слова и печати. Не следует забывать, однако, что Монтескье ставит границы всем этим видам свободы и, например, не доходит до терпимости к свободе культа. «Государственная религия, умеренная индифферентностью большинства и неверием избранных, кажется ему, по существу, предпочтительнее соперничества сект». A. Sorel. Montesquieu (Collection des grands écrivains. C. 113).
Esprit des Lois. Кн. XXIX (T. V. C. 379).
Ibid. Кн. I. Гл. I (T. III. C. 91).
Ibid. Кн. I. Гл. III (T. III. C. 99).
Ibid. Кн. XXIX. Гл. XIX (T. V. C. 114).
Ibid. Кн. XXIX. Гл. IV (T. V. C. 383).
Esprit des Lois. Кн. XXIX. Гл. I (T. V. C. 379).
«Я уже сказал, и мне кажется, все это сочинение написано мною лишь с целью доказать, что дух умеренности должен быть духом законодателя…» Ibid. Кн. XXIX. Гл. 1 (T. V. С. 379).
Contrat social. Кн. II. Гл. II.
Ibid. Кн. II. Гл. II.
Ibid. Кн. I. Гл. 1.
Contrat social. Кн. II. Гл. II.
Ibid. Кн. II. Гл. 1.
Ibid. Кн. II. Гл. III.
Ibid. Кн. II. Гл. IV.
Ibid. Кн. I. Гл. VII.
Ibid. Кн. II. Гл. 1.
«Депутаты народа не являются и не могут быть его представителями: они только его доверенные». Ibid. Кн. III. Гл. XV.
Ibid. Кн. I. Гл. VI.
Contrat social. Кн. I. Гл. III.
Ibid. Кн. I. Гл. II.
Ibid. Кн. I. Гл. V и VI.
Ibid. Кн. I. Гл. VI.
Ibid. Кн. 1. Гл. V. Эти выражения встречаются также у Боссюе и Гоббса; безразлично, Боссюе ли заимствовал их у Гоббса вместе с некоторыми идеями своей Политики, как полагали некоторые (G. Lanson. Bossuet), или скорее, как мы полагаем, и Боссюе, и Гоббс говорили самостоятельно, пользуясь политическим языком своего времени.
Ср. особенно Taine. Origines de la France contemporaine, l’Ancien Regime (C. 321) и A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 108).
Contrat social. Кн. I. Гл. IV.
Ibid. Кн. II. Гл. IV.
Contrat social. Кн. II. Гл. V.
Ibid. Кн. I. Гл. IX.
Ibid. Кн. I. Гл. IX.
Ibid. Кн. I. Гл. VIII.
Ibid. Кн. I. Гл. VIII.
Ibid. Кн. I. Гл. VIII.
Contrat social. Кн. I. Гл. VIII: «Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма замечательную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью…»
Contrat social. Кн. IV. Гл. VIII.
Ibid. Кн. I. Гл. IV.
Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.
Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.
См. далее. Кн. III. Гл. II.
Contrat social. Кн. II. Гл. VII.
«Одним словом, необходимо, чтобы он (законодатель) отнял у человека его собственные силы и дал ему чужие, которыми он не мог бы пользоваться без посторонней помощи. Чем полнее эти естественные силы умирают и уничтожаются, тем больше и крепче становятся приобретенные вместо них…» Contrat social. Кн. II. Гл. VII.
Ibid. Кн. II. Гл. VII.
Ibid. Кн. II. Гл. VII.
Ibid. Кн. II. Гл. X.
«Великая душа законодателя – настоящее чудо, которое должно свидетельствовать об его миссии». Contrat social. Кн. II. Гл. VII.
Ibid. Кн. III. Гл. XV.
Ibid. Кн. III. Гл. IV.
Недостаточно отмечено старание Руссо придать в Общественном договоре большую точность некоторым терминам политического языка, употреблявшимся до тех пор в неопределенном и изменчивом значении. Впрочем, это стремление довольно часто приводит его к излишним тонкостям. См. определения: государя – Кн. 1. Гл. VI, VII; государства (недостаточно содержательное) – Кн. I. Гл. VI и Кн. III. Гл. II; правительства – Кн. III. Гл. I. – Ср. в Письмах с горы (Lettres écrites de la Montagne. 4. 1-я. Письмо V) то место, где сам Руссо указывает свое намерение. Он говорит, что хотел в Общественном договоре «фиксировать точный смысл выражений, которые нарочно оставляли неопределенными, чтобы, смотря по необходимости, придавать им любое значение по своему желанию». И прибавляет (loc. cit.): «Вообще, руководители республик ужасно любят пользоваться языком монархий. Из любви к терминам, которые кажутся священными, они мало-помалу научаются делать вещи, обозначенные этими терминами».
См. его суждение об историческом духе и методе: Esquisse d’un tableau historique des progrès de I'esprit humain, изд. Agasse, 10-я эпоха (C. 254).
Ibid. 10-я эпоха. C. 338.
Ibid. 10-я эпоха. C. 281 и 340.
Esquisse, 10-я эпоха. С. 238.
Ibid. 10-я эпоха. С. 240.
Ibid. 10-я эпоха. С. 281.
Ibid. 9-я эпоха. С. 278.
Ibid. 9-я эпоха. С. 240.
Esquisse, 9-я эпоха. С. 240.
Metaphysik der Sitten, Rechtslehre. Часть 1-я. Гл. III, § 41.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.
Rechtslehre. Прибавление к Введению.
Ibid. Прибавление к Введению.
Rechtslehre. Введение, § Е.
Антитеза Rechtstaat и Polizeistaat, впрочем, очень употребительна в Германии.
Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.
Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.
Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.
«Не следует понимать под этим благосостояние и счастье граждан, ибо весьма возможно, что эта цель достигается гораздо вернее и удобнее, как предполагает и Руссо, в естественном состоянии или при деспотическом правлении: я имею в виду состояние наибольшего согласования государственного строя с принципами права – состояние, к которому в силу категорического итератива заставляет нас стремиться разум». Rechtslehre. Ч. 2-я, 1-й отд., § 49.
Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А.
Ibid, loc. cit. – Ср. статью, озаглавленную Ueber den Gemeinspruch: das mag in der Theorie richtig sein… etc. (Сочинения. T. VIII. C. 208. Rosenkranz).
Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А и E.
Rechtslehre, loc. cit.
Vom Verhältniss der Theorie zur Praxis im Staatsrechte (Uber den Gemeinspruch, II).
Кант рисует, однако, род идеального «республиканского правления» и полагает, что правительство должно стремиться к нему. См. Rechtslehre, § 52.
Beiträge zur Berichtiguhg der Urtheile des Publicums über die f ranzösische Revolution, 1793. (Сочинения. T. VI).
Beiträge. Кн. 1. Гл. 1. C. 87.
«Руссо, которого вы не перестаете называть мечтателем даже в тот момент, когда его мечты осуществляются перед нашими глазами, слишком щадил вас, эмпирики! В этом была его ошибка». Beiträge. Eineleitung (C. 71).
Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).
Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).
Ibid. Кн. I. Гл. 1 (С. 86).
Beiträge. Кн. 1. Гл. 1 (С. до).
Ibid. Кн. 1. Гл. 1 (С. 103).
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 117).
Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 119).
Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 127).
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).
Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 133).
Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 135).
Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 148).
Ueber die Bestimmung des Gelehrten. (Сочинения. T. IV. C. 306).
Espinas. Histoire des Doctrines économiques (C. 135 и след.).
Histoire des Doctrines économiques (C. 165).
Ibid (C. 241 и след.).
An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776, цитир. изд. 1828 г., Эдинбург – Лондон).
Inquiry (T. III, см. всю 4 книгу).
Ibid (T. III. C. 160).
Ibid (T. II. C. 276).
Ibid (T. II. С. 276).
Inquiry (T. II. С. 121).
Ibid (T. II. C. 121).
Ibid (T. III. C. 160). К этим трем обязанностям Смит присоединяет (Кн. V. Гл. 1. Отд. 4) некоторые издержки, которые государю приходится делать «для поддержания своего достоинства».