Примечания

1

Michel Henry. De Stuarti Millii individualismo. P., 1886.

2

L’Idée de l’État. Sur l’histoire des théories politiques et sociales depuis la Révolution, Paris, Hachette, 1895.

3

Albert Schatz. L’individualisme économique et social. Ses origines, son evolution, ses formes contemporaries. Paris, 1907.

4

Фатеев Л. H. Очерк развития индивидуалистического направления в истории философии государства. Харьков, 1907.

5

См. у Hanotaux. Histoire du cardinal de Richelieu (Кн. II. Гл. II, III и выводы), как «двенадцать веков старого порядка трудились над созданием современной французской нации путем реставрации идеи государства» (С. 241).

6

Taine. Origines de laFrance contemporaine, le Régime moderne (T. I. C. 160 и след.). – Ср. A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 11 и след.).

7

Bossuet. Politique tirée de l’Ecriture sainte (Кн. IV. Гл. I. Пол. 3) доходит до того, что говорит: «Они – боги и некоторым образом обладают независимостью божества».

8

Ср. эдикт Людовика XIV в августе 1692 г. Anciennes lois françaises (T. XX. C. 165).

9

Bossuet. Politique (Кн. IV. Гл. I. Пол. 1).

10

Bossuet. Cinquième Avertissement aux Protestants (Сочинения. Изд. Besançon. T. XI. C. 160 и 161). См. заглавие 56 главы (Cinquième Avertissement): «Взаимный интерес государей и народов установляет самую естественную границу власти».

11

Bossuet. Politique (Кн. III. Гл. I. Пол. 1).

12

Holtzendorff. Principien der Politik (Berlin, 1869. C. 223).

13

Lamennais. Des progrès de la Révolution (C. 199).

14

Première Lettre sur la Tolérance (Сочинения. T. II. C. 677, 686).

15

Holtzendorff. Principien der Politik (C. 223).

16

«Вообще, всякое право должно исходить от общественной власти…» – «Без правительства земля и имущества будут принадлежать всем, подобно воздуху и свету». Bossuet. Politique (Кн. I. Гл. III. Пол. 4).

17

Bossuet. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 133).

18

Bossuet. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 145).

19

Ibid (Сочинения. T. XI. C. 132).

20

A. Sorel. LEurope et la Révolution (T. I. C. 36). По правде сказать, «нет права, которое бы все признавали и уважали, но есть права, которые каждый всегда готов предъявить».

21

Индивидуум, отсутствующий в политической философии, отсутствует и в тогдашней литературе. – Ср. Brunetière. Evolution de la poésie lyrique en France au XIX siècle (T. I, 1-я лекция).

22

Politique (Кн. II. Гл. II. Пол. 12). – Cp. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. C. 150).

23

См. перечисление этих выгод. Politique (Кн. II. Гл. I. Пол. 8, 10, 11). – Ср. Cinquième Avertissement (Сочинения. T. XI. С. 160).

24

A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 13).

25

J. Denis. Bayle et Jurieu (C. 67): «Редко можно видеть так мало заботы о праве и гуманности, как в XVIII веке. Всем жертвовали ради государства, славы короля, ради какого-то порядка и дисциплины».

26

О Бейле и Фонтенелле см. у Faguet. Dix-huitième siècle. Очерки 1И2.

27

См. Voltaire. Poème sur la Loi naturelle и Idées républicaines (Сочинения. Изд. Didot. T. V. C-399).

28

Nouvelles Remarques sur l’histoire (Сочинения. T. V. C. 66–67).

29

Traité sur la Tolérance (Сочинения. T. V. C. 519).

30

Remarques de l’Essai sur les moeurs (Сочинения. T. V. C. 60).

31

См. Faguet. Dix-huitième siècle. Очерк о Вольтере.

32

Я нахожу, однако, у него следующее: «Нужны были века, чтобы воздать должное гуманности, чтобы почувствовали, как ужасен факт, что сеет большинство, а собирает в житницы меньшинство». (Lettres sur les Anglais, 9-е письмо).

33

Pensées sur l’Administration (Сочинения. T. V. C. 351).

34

Traité sur la Tolérance (Сочинения. T. V. C. 516).

35

La Voix du sage et du peuple (Сочинения. T. V. C. 347).

36

«Он ждет всего от государства и, в сущности, работает только для государства». Его идеал – «деспотизм, умеряемый терпимостью и просвещением». A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 110).

37

Dis cou rs p réliminai re (C. 1).

38

См. статьи: Souveraineté, Pouvoir, Gouvernement, Autorité, Liberté politique, Administration.

39

О политике Дидро см. новые труды: A. Ducros. Diderot, l’homme et Vécrivain и Joseph Reinach. Diderot (в Collection des grands écrivains).

40

Système social (T. I. C. 10).

41

Système social (T. I. C. 17).

42

Ibid. (Т. I. C. 105).

43

Ibid. (Т. I. C. 59).

44

Ibid. (Т. II. С. 19 и Т. I. C. VIII).

45

Ibid. (Т. I. C. 25).

46

Ibid. (T. II. C. 57).

47

Ibid. (Т. II. C. 25).

48

Ibid. (T. II. C. 40).

49

Système social (T. II. C. 41).

50

Ibid. (Т. II. C. 76 и T. I. e. VIII).

51

Ibid. (Т. II. C. 6 и 20): «Править значит поддерживать, покровительствовать и вести общество к счастью».

52

Ibid. (Т. II. С. 83).

53

Ibid. (Т. III. C. 1).

54

Ibid. (Т. III. C. 3).

55

Système social (T. III. C. 115).

56

Ibid. (T. II. C. 86 и след.).

57

Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (y Guillaumin’a, в Collection des principaux Economistes. T. II. 4. 1-я. C. 397).

58

Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 787). – Cp. Quesnay. Maximes générales (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 81).

59

Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 44). «Его право на все подобно праву каждой ласточки на всех мошек, кружащихся в воздухе; но в действительности оно простирается лишь на тех, каких она сможет схватить…»

60

Quesnay. Droit naturel. Гл. III (Ibid. T. II. Ч. 1-я. С. 46).

61

Dupont de Nemours. Correspondance avec J.-B. Say (T. II. 4. 1-я. C. 396).

62

Quesnay. Droit naturel. Гл. II (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 43).

63

Выражение Дюпон де Немура (Ibid. T. II. Ч. 1-я. C. 22). – Cp. Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés. Гл. XXIV.

64

Dupont de Nemours (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 22).

65

Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 338).

66

Сами физиократы приписывают этой «сущности» божественное происхождение и думают, что «закон создан тою же рукою, которая создала права и обязанности». Dupont de Nemours (Т. 11. 4. 1-я. C. 347).

67

Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1. C. 338).

68

Dupont de Nemours. Discours préliminaire к Droit naturel Кене (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 20).

69

Это право, no Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. C. 45–47), является фундаментом каждого общества.

70

Китай по своему правлению, Египет по администрации. Introduction à la Philosophie économique. Гл. III (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 680, 796).

71

Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 2-я. C. 364).

72

Он написал апологию китайского деспотизма, и L. de Lavergne не без основания заметил, что «она имела вредное влияние на его учеников». (Les Economistes français au XVIII-e siècle. C. 107).

73

Quesnay. Maximes générales: Maxime I (Collection. T. II. 4. 1-я. C. 81). Ср.: Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. T. II. 4. 3-я. C. 796).

74

Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Ibid. Т. II. Ч. 2-я. C. 784–785). Ср.: Dupont de Nemours. Origine et progrès d’une science nouvelle (Ibid. T. II. 4. 1-я. C. 248).

75

Mercier de la Rivière. Ordre naturel et essentiel des sociétés (T. I. Гл. XXIV).

76

Mercier de la Rivière. (Ibid. T. I. Гл. XXIV).

77

Baudeau. Introduction à la Philosophie économique (Collection. T. II. 4. 2-я. C. 670).

78

Essais de moral et de politique, франц. перев. (T. VI. C. 29 и след.). Вот примеры положений, которые можно рассматривать «как аксиомы в политике»: наилучшая монархия та, в которой власть наследственна; наилучшая аристократия требует знати без вассалов, а народ, выражающий мнения чрез своих представителей, составляет наилучшую демократию. (Loc. cit. C. 38).

79

Ibid, франц. перев. (T. VI. С. 406).

80

Essais de moral et de politique (T. VI. C. 406).

81

Тенденция Юма вмешивать государство в экономические отношения была справедливо отмечена Эспинасом в Histoire des doctrines économiques (C. 264–265).

82

Leslie Stephen. English Thaught in the eighteenth century (T. II. C. 186).

83

Pfleiderer. Leibniz als Patriot (C. 429).

84

См. в Abrégé du droit de la nature et des gens, котор. Formey извлек из сочинений Вольфа, Principes du Droit naturel (Кн. I. Гл. I, § 9, io, 11).

85

Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. I, § 16).

86

Ibid. (Кн. VIII. Гл. 1).

87

Ibid. (Кн. VIII. Гл. IV).

88

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 14).

89

Formey. Abrégé (Кн. VIII. Гл. III, § 16).

90

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 127).

91

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 136).

92

Ibid. (Кн. VIII. Гл. III, § 16).

93

Bielfeld. Institutions politiques (T. I. C. 292).

94

Так называет ее Блюнчли в Lehre vom modernen Staat (I. Кн. I. Гл. V).

95

См., напр., Léon Say. Turgot (Collection des grands écrivains).

96

Turgot. Eloge de Gournay (Сочинения. T. I. C. 272).

97

Turgot. (Сочинения. Т. II. C. 686).

98

L. de Lavergne в своей книге о французских экономистах (les Economistes français. C. 253), отметил, что Тюрго в начале царствования Людовика XVI далеко не благоволил созванию генеральных и провинциальных штатов; когда друзья, между прочим Мальзерб, упрашивали его, он ничего и слышать не хотел об этом. Затем автор прибавляет: «Тюрго во всем рассчитывал на королевскую власть, руководимую им самим».

99

Ср. Mémoire 1775 г-

100

Léon Say сам делает указание на это (Turgot. С. 34).

101

Mémoire sur les états provinciaux (Ч. 3-я. C. 87).

102

Tocqueville. Oeuvres complètes (T. VIII. C. 152).

103

Principes des moeurs chez toutes les nations, ou Catéchisme universel (1796).

104

A. Sorel. EEurope et la Révolution (T. I. C. 123 и след.). – В частности относительно Пруссии, см. Cavaignac. La formation de la Prusse contemporaine (T. I. C. 47, 96–97).

105

L'Ancien Régime et la Révolution (C. 60–61).

106

Cousin. Philosophie sensualiste au XVIII-e siècle. Этот том содержит лекции, читанные Кузэном в 1819 г.

107

A. Sorel. L'Europe et la Révolution (T. I. C. 107).

108

Эта идея очень ясно указана самим Бильфельдом. Instit. polit. (T. III. C. 11).

109

Politique tirée de V'Écriture sainte (Кн. I. Гл. IV. Пол. 7).

110

Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions en Amérique et en Europe (Paris, Thorin, 1893). Ср. статьи, напечатанные тем же автором в Annales de l’École libre des sciences politiques, апрель 1890 г. и январь 1891 г.

111

Следует заметить, что уже Курно возводил французскую революцию к этой отдаленной причине: «Революция, – писал он в 1867 г., – которой Франция дала свое имя, хотя предварительные симптомы ее появились на другом полушарии и, в свою очередь, являются лишь следствием движения английского протестантизма в XVII веке…» Traité de l’enchaInement des idées fondamentales (T. II. C. 459).

112

Ch. Borgeaud. Etablissement et Revision des Constitutions (C. 22–23).

113

Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (Сочинения, изд. Laboulaye. T. IV. С. 4).

114

Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).

115

Ibid. Кн. XI. Гл. II (T. IV. C. 3).

116

Ibid. Кн. XI. Гл. III (T. IV. C. 4).

117

Ibid. Kn. XI. Гл. I (T. IV. C. 1).

118

Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).

119

Esprit des Lois. Кн. XI. Гл. VI (T. IV. C. 8).

120

Ibid. Кн. XI. Гл. IV (T. IV. C. 5).

121

Монтескье раскрыл эту знаменитую формулу и увидел, что заключающаяся в ней идея является одной из главных причин разложения монархии. Ibid. Кн. VIII. Гл. VI (Сочинения. T. III. С. 309).

122

См. далее: Кн. V. Гл. I и II.

123

Esprit des Lois. Кн. XII. Гл. I (T. IV. С. 59).

124

Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).

125

Ibid. Кн. XII. Гл. II (T. IV. С. 61).

126

Главы XI, XII, XIII книги XII Духа Законов содержат требование свободы мысли, слова и печати. Не следует забывать, однако, что Монтескье ставит границы всем этим видам свободы и, например, не доходит до терпимости к свободе культа. «Государственная религия, умеренная индифферентностью большинства и неверием избранных, кажется ему, по существу, предпочтительнее соперничества сект». A. Sorel. Montesquieu (Collection des grands écrivains. C. 113).

127

Esprit des Lois. Кн. XXIX (T. V. C. 379).

128

Ibid. Кн. I. Гл. I (T. III. C. 91).

129

Ibid. Кн. I. Гл. III (T. III. C. 99).

130

Ibid. Кн. XXIX. Гл. XIX (T. V. C. 114).

131

Ibid. Кн. XXIX. Гл. IV (T. V. C. 383).

132

Esprit des Lois. Кн. XXIX. Гл. I (T. V. C. 379).

133

«Я уже сказал, и мне кажется, все это сочинение написано мною лишь с целью доказать, что дух умеренности должен быть духом законодателя…» Ibid. Кн. XXIX. Гл. 1 (T. V. С. 379).

134

Contrat social. Кн. II. Гл. II.

135

Ibid. Кн. II. Гл. II.

136

Ibid. Кн. I. Гл. 1.

137

Contrat social. Кн. II. Гл. II.

138

Ibid. Кн. II. Гл. 1.

139

Ibid. Кн. II. Гл. III.

140

Ibid. Кн. II. Гл. IV.

141

Ibid. Кн. I. Гл. VII.

142

Ibid. Кн. II. Гл. 1.

143

«Депутаты народа не являются и не могут быть его представителями: они только его доверенные». Ibid. Кн. III. Гл. XV.

144

Ibid. Кн. I. Гл. VI.

145

Contrat social. Кн. I. Гл. III.

146

Ibid. Кн. I. Гл. II.

147

Ibid. Кн. I. Гл. V и VI.

148

Ibid. Кн. I. Гл. VI.

149

Ibid. Кн. 1. Гл. V. Эти выражения встречаются также у Боссюе и Гоббса; безразлично, Боссюе ли заимствовал их у Гоббса вместе с некоторыми идеями своей Политики, как полагали некоторые (G. Lanson. Bossuet), или скорее, как мы полагаем, и Боссюе, и Гоббс говорили самостоятельно, пользуясь политическим языком своего времени.

150

Ср. особенно Taine. Origines de la France contemporaine, l’Ancien Regime (C. 321) и A. Sorel. L’Europe et la Révolution (T. I. C. 108).

151

Contrat social. Кн. I. Гл. IV.

152

Ibid. Кн. II. Гл. IV.

153

Contrat social. Кн. II. Гл. V.

154

Ibid. Кн. I. Гл. IX.

155

Ibid. Кн. I. Гл. IX.

156

Ibid. Кн. I. Гл. VIII.

157

Ibid. Кн. I. Гл. VIII.

158

Ibid. Кн. I. Гл. VIII.

159

Contrat social. Кн. I. Гл. VIII: «Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма замечательную перемену, заменяя в его поведении инстинкт справедливостью…»

160

Contrat social. Кн. IV. Гл. VIII.

161

Ibid. Кн. I. Гл. IV.

162

Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.

163

Ibid. Кн. IV. Гл. VIII.

164

См. далее. Кн. III. Гл. II.

165

Contrat social. Кн. II. Гл. VII.

166

«Одним словом, необходимо, чтобы он (законодатель) отнял у человека его собственные силы и дал ему чужие, которыми он не мог бы пользоваться без посторонней помощи. Чем полнее эти естественные силы умирают и уничтожаются, тем больше и крепче становятся приобретенные вместо них…» Contrat social. Кн. II. Гл. VII.

167

Ibid. Кн. II. Гл. VII.

168

Ibid. Кн. II. Гл. VII.

169

Ibid. Кн. II. Гл. X.

170

«Великая душа законодателя – настоящее чудо, которое должно свидетельствовать об его миссии». Contrat social. Кн. II. Гл. VII.

171

Ibid. Кн. III. Гл. XV.

172

Ibid. Кн. III. Гл. IV.

173

Недостаточно отмечено старание Руссо придать в Общественном договоре большую точность некоторым терминам политического языка, употреблявшимся до тех пор в неопределенном и изменчивом значении. Впрочем, это стремление довольно часто приводит его к излишним тонкостям. См. определения: государя – Кн. 1. Гл. VI, VII; государства (недостаточно содержательное) – Кн. I. Гл. VI и Кн. III. Гл. II; правительства – Кн. III. Гл. I. – Ср. в Письмах с горы (Lettres écrites de la Montagne. 4. 1-я. Письмо V) то место, где сам Руссо указывает свое намерение. Он говорит, что хотел в Общественном договоре «фиксировать точный смысл выражений, которые нарочно оставляли неопределенными, чтобы, смотря по необходимости, придавать им любое значение по своему желанию». И прибавляет (loc. cit.): «Вообще, руководители республик ужасно любят пользоваться языком монархий. Из любви к терминам, которые кажутся священными, они мало-помалу научаются делать вещи, обозначенные этими терминами».

174

См. его суждение об историческом духе и методе: Esquisse d’un tableau historique des progrès de I'esprit humain, изд. Agasse, 10-я эпоха (C. 254).

175

Ibid. 10-я эпоха. C. 338.

176

Ibid. 10-я эпоха. C. 281 и 340.

177

Esquisse, 10-я эпоха. С. 238.

178

Ibid. 10-я эпоха. С. 240.

179

Ibid. 10-я эпоха. С. 281.

180

Ibid. 9-я эпоха. С. 278.

181

Ibid. 9-я эпоха. С. 240.

182

Esquisse, 9-я эпоха. С. 240.

183

Metaphysik der Sitten, Rechtslehre. Часть 1-я. Гл. III, § 41.

184

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.

185

Rechtslehre. Прибавление к Введению.

186

Ibid. Прибавление к Введению.

187

Rechtslehre. Введение, § Е.

188

Антитеза Rechtstaat и Polizeistaat, впрочем, очень употребительна в Германии.

189

Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.

190

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.

191

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 43.

192

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 44.

193

Rechtslehre. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.

194

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 47.

195

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.

196

Ibid. Часть 2-я, 1-й отд., § 49.

197

«Не следует понимать под этим благосостояние и счастье граждан, ибо весьма возможно, что эта цель достигается гораздо вернее и удобнее, как предполагает и Руссо, в естественном состоянии или при деспотическом правлении: я имею в виду состояние наибольшего согласования государственного строя с принципами права – состояние, к которому в силу категорического итератива заставляет нас стремиться разум». Rechtslehre. Ч. 2-я, 1-й отд., § 49.

198

Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А.

199

Ibid, loc. cit. – Ср. статью, озаглавленную Ueber den Gemeinspruch: das mag in der Theorie richtig sein… etc. (Сочинения. T. VIII. C. 208. Rosenkranz).

200

Ibid. Часть 2-я. Allgemeine Anmerkung А и E.

201

Rechtslehre, loc. cit.

202

Vom Verhältniss der Theorie zur Praxis im Staatsrechte (Uber den Gemeinspruch, II).

203

Кант рисует, однако, род идеального «республиканского правления» и полагает, что правительство должно стремиться к нему. См. Rechtslehre, § 52.

204

Beiträge zur Berichtiguhg der Urtheile des Publicums über die f ranzösische Revolution, 1793. (Сочинения. T. VI).

205

Beiträge. Кн. 1. Гл. 1. C. 87.

206

«Руссо, которого вы не перестаете называть мечтателем даже в тот момент, когда его мечты осуществляются перед нашими глазами, слишком щадил вас, эмпирики! В этом была его ошибка». Beiträge. Eineleitung (C. 71).

207

Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).

208

Ibid. Кн. I. Гл. 1 (C. 83).

209

Ibid. Кн. I. Гл. 1 (С. 86).

210

Beiträge. Кн. 1. Гл. 1 (С. до).

211

Ibid. Кн. 1. Гл. 1 (С. 103).

212

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 117).

213

Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 119).

214

Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 127).

215

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).

216

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 132).

217

Ibid. Кн. I. Гл. III (С. 133).

218

Beiträge. Кн. 1. Гл. III (С. 135).

219

Ibid. Кн. 1. Гл. III (С. 148).

220

Ueber die Bestimmung des Gelehrten. (Сочинения. T. IV. C. 306).

221

Espinas. Histoire des Doctrines économiques (C. 135 и след.).

222

Histoire des Doctrines économiques (C. 165).

223

Ibid (C. 241 и след.).

224

An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations (1776, цитир. изд. 1828 г., Эдинбург – Лондон).

225

Inquiry (T. III, см. всю 4 книгу).

226

Ibid (T. III. C. 160).

227

Ibid (T. II. C. 276).

228

Ibid (T. II. С. 276).

229

Inquiry (T. II. С. 121).

230

Ibid (T. II. C. 121).

231

Ibid (T. III. C. 160). К этим трем обязанностям Смит присоединяет (Кн. V. Гл. 1. Отд. 4) некоторые издержки, которые государю приходится делать «для поддержания своего достоинства».

Загрузка...