Особняком стоят, например, курды: хотя в четырёх государствах они являются меньшинством (Турция, Ирак, Сирия, Иран), они скорее представляют собой «нацию без государства», чем меньшинство.
Социолог Эдгар Морен, так же как де Голь, указывает на «французский вариант» развития нации, когда она, напротив, формируется под воздействием государства.
Ренан писал о смешении этнографии и нации, об «этнонации», считая её заблуждением.
«Именно образование должно придать душам национальную форму и, таким образом, направлять их взгляды и вкусы, чтобы они стали патриотами по естественной наклонности, следуя страсти и потребности» [Rousseau. Œuvres complčtes. Paris, Le Seuil, 1971. T. III. Р. 529].
Интересно, что «изобретение наций» часто было делом выдающихся мыслителей-провидцев, живших за пределами своей родины. Греческая пресса была создана в Вене, а в Одессе действовало тайное общество (Philike Hetaria), которое организовало антиосманское восстание 1814 г., в Греции развилась идея болгарской независимости, в Санкт-Петербурге оформилось латышское национальное сознание, а в Кёнигсберге – идеи литовской независимости и т. д.
Например, Elias (Norbert). La dynamique de l’Occident. Paris, Edition Agora pocket, 2007.
В этой политике особенно преуспели некоторые правители, в частности в Великобритании и во Франции: на основе противопоставления различных групп они создали «единый народ». Другие, например Габсбурги, преуспели меньше, допустив в 1918 г. создание нескольких государств-преемников, каждое из которых предприняло волюнтаристскую политику в целях Nation Building.
См. об этом: Certeau (Michel de), Julia (Dominique), Revel (Jacques). Une politique de la langue. Paris, Gallimard, 1975.
Некоторые языки окончательно исчезают, как, например, далматинский.
Plasseraud (Yves). Une et indivisible? Quimper, Nature et Bretagne, 1980.
Об этом см.: Lebesque (Morvan). Comment peut-on être breton? Essai sur la démocratie française. Paris, Le Seuil, 1970.
Rothkopf (David). Superclass. The Global Power Elite and the World they are making. Londres, Farrrar & Giroux Paperbacks, 2009. В русском переводе Суперкласс. Те, кто правит миром. АСТ, 2010.
По-английски Deregulation.
Plasseraud (Yves). Une et indivisible? P. 95.
Tamŕs (G. M.). Les idoles de la tribu, l’essence morale du sentiment national. Alcantčre, 1991. P. 49.
См., например, Maugué (Pierre). Contre l’État-nation. Paris, Denoël, 1979.
Castells (Manuel). Le pouvoir de l’identité. Paris, Fayard, 1999. P. 12.
Cahen (Michel). La nationalisation du monde. Europe, Afrique, l’identité dans la démocratie. L’Harmattan, 1999.
Zavadzki (Paul). «Le nationalisme contre la citoyenneté», in L’année sociologique, 1996. Vol. 46. No. 1. P. 175.
Garton-Ash (Timothy). La chaudière. Europe centrale 1980–1990. Paris, Gallimard, 1990. P. 317.
Джон Пламенац видит в «восточном» национализме особый опасный феномен. См. Plamenatz (John). «Two types of Nationalism», in Kamenka (E., Ed.) Nationalism, the Nature and Evolution of an Idea, Londres, 1973.
Аннексия Крыма в 2014 г. показательна в этом отношении.
Армия освобождения Косова.
Переселение миллиона беженцев и тысячи погибших в результате бомбардировок или ставших жертвами массовых казней, проводившихся сербскими вооружёнными формированиями.
Франсуа Тюаль напоминает, что в 1992 г., в связи с региональными выступлениями, московский патриархат однозначно заявил о том, что он не признает новое расчленение национальной территории.
Le Monde, 7.11.2015.
Об этом см.: Barber (Benjamin). Jihad vs. McWorld. Ballantine Books, New York, 1996; Karam (Patrick). Allah après Lénine. Diderot, 1996.