Задание 1. Прочитайте текст.
Театр (от греч. theatron – место для зрелищ и само зрелище) – род искусства, художественное отражение жизни с помощью (посредством) сценического действия, возникающего в процессе игры актёров перед публикой. Истоки театра – в древних охотничьих и сельскохозяйственных игрищах, массовых народных обрядах. В Древней Греции существовали различные виды театра со своими традициями, сценической техникой. Богатые и разнообразные формы зрелищ были созданы в странах Древнего Востока, в Индии, Китае, Индонезии, Японии и др. В средние века носителями народного театрального творчества являлись западноевропейские бродячие актёры. С эпохи Возрождения театр становится литературным, а его постоянным местом нахождения становятся городские культурные центры.
Произведение театрального искусства – спектакль (от фр. spectacle – театральное представление) – создаётся на основе драматического или музыкально-сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра (в балете – балетмейстера и дирижёра, в опере – режиссёра и дирижёра) и под его руководством совместными усилиями актёров, а также художника.
Задание 2. Просмотрите текст ещё раз, найдите в нём ответы на данные ниже вопросы и прочитайте их вслух.
1. Что такое театр?
2. Что такое спектакль?
Задание 1. Прочитайте текст.
Истоки русского театра уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли своё магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье (переодевание), диалог. В дальнейшем представления усложнялись и переросли в народные драмы.
Параллельно с народным театром развивалось и профессиональное искусство бродячих актёров – скоморохов. Представления скоморохов, или, как их называли, «весёлых людей», содержали комические сценки, театрализованные песни и пляски, игру на различных музыкальных инструментах, кукольные представления. Их искусство выражало интересы и вкусы простых людей, но его не принимала церковь. Расцвет искусства скоморохов приходится на XVII век.
В 70–80‑е годы XVII века в России формируются школьный и придворный театры. Так, школьный театр был при Славяно-греко-латинской академии в Москве. Драматургия школьного театра, связанная с библейскими сюжетами и образами, отражала и политические события современности. В спектакли школьного театра включались сцены комического, а порой и сатирического характера, требовавшие от актёров другой манеры исполнения, близкой к традициям народного театра.
В 1672 году в Москве был создан первый придворный театр. Просуществовал он недолго, первыми актёрами в нём были немцы. Театр называли в это время «потехой», он служил только для развлечения.
По приказу Петра I в 1702–1706 годах действовал Публичный театр. Специально для него на Красной площади в Москве было выстроено здание, в котором давала спектакли немецкая труппа. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели.
В 30–50‑е годы XVIII века в крупных городах России получили распространение крепостные и любительские театры. В крепостных театрах ставились водевили, комические оперы, балеты. В 1750 году в Ярославле Фёдор Волков создал первый русский профессиональный театр. В это время появилось в русском языке и само слово «театр».
Задание 2. Просмотрите текст ещё раз, найдите в нём ответы на данные ниже вопросы и прочитайте их вслух.
1. Куда уходят истоки русского театра?
2. Какие элементы театра зародились в народных обрядах и играх?
3. Кто такие скоморохи?
4. Что такое школьный театр?
5. Какое назначение имел придворный театр?
6. Что ставили в крепостных театрах?
7. Где и когда появился русский профессиональный театр?
Задание 1. Прочитайте текст.
Многовековую историю имеет русская театральная музыка, которая восходит к древним скоморошьим сценам, народной драме, церковной музыке. В школьной драме звучали арии, хоры в церковном стиле, канты, инструментальные номера.
Спектакли придворного московского театра XVII века также включали хоры, сольные песни, инструментальные эпизоды (марши, танцы), соединяли различные музыкальные жанры: церковное пение и легкомысленные песенки, торжественные шествия и весёлые танцы. Между актами одной пьесы исполнялись небольшие музыкальные номера (интермедии). Соединение драмы с музыкой было характерно для многих спектаклей XVII – начала XVIII веков.
Во второй половине XVIII века в Петербурге и в Москве появляются публичные театры драмы и оперы. В 1780 году был открыт Петровский театр в Москве. В этом театре шли драматические, оперные и балетные спектакли.
В последней четверти XVIII века начинает складываться русская национальная композиторская школа. Основным жанром в это время была комическая и комико-сатирическая опера с разговорными диалогами в итальянской традиции. В дальнейшем (в XIX–XX веках) в русском музыкальном театре развиваются национальные традиции русской музыки.
Вплоть до середины XIX века в России отсутствовало разделение на оперные и драматические труппы; отчасти по этой причине в театре преобладали смешанные жанры: водевиль, комедия с хорами, драма «на музыке», мелодрама.
Задание 2. Просмотрите текст ещё раз, найдите в нём ответы на данные ниже вопросы и прочитайте их вслух.
1. Когда зародилась театральная музыка?
2. Когда в России появились первые публичные театры и какие спектакли в них шли?
3. Когда начала складываться русская национальная композиторская школа?
Задание 1. Прочитайте текст.
Опера (итал. opera, букв. – сочинение) – название жанра музыкально-театрального произведения, основанного на синтезе слова, сценического действия и музыки. Опера возникла в Италии на рубеже XVI–XVII веков. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные формы оперной музыки: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюры, антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму. Первые русские оперы появились во второй половине XVIII века. Классические произведения оперного жанра в России возникли в XIX веке. Сюжет оперы излагается в либретто.
Задание 2. Просмотрите текст ещё раз, найдите в нём ответы на данные ниже вопросы и прочитайте их вслух.
1. Что такое опера?
2. Где она зародилась?
3. Когда опера появилась в России?
4. Что такое либретто оперы?
Задание 1. Прочитайте текст.
Балет (от фр. ballet с тем же значением) – название жанра театрально-музыкального произведения; вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Сюжет балета излагается в либретто (сценарии). На основе либретто композитор пишет музыку, которая выражает эмоционально-смысловое содержание произведения, затем создаются танец и пантомима, декорация и костюмы. Балеты бывают бессюжетными, где хореография выражает исключительно содержание музыки. Танец является основным компонентом балетного спектакля. В балет входят классические танцы и характерные танцы, бальные, народные, в отдельных случаях акробатические и ритмопластические танцы.
Танцевальное искусство существует с древнейших времён. Культовые, трудовые, охотничьи и прочие обряды и игры сопровождались не только игрой на музыкальных инструментах и пением, но и танцами, которые нередко представляли собой развёрнутые танцевальные представления. Однако применительно к танцевальным представлениям отдалённого прошлого термин «балет» не употребляется. В XIV веке в европейской культуре намечается различие между бытовым и театральным танцем.
В России театральный танец занимал большое место ещё в представлениях скоморохов, непременных участников как народных, так и княжеских, придворных празднеств.
Танцы и сцены, созданные балетмейстером, исполняются артистами балета, в числе которых прима-балерина и первый танцовщик, солисты балета, корифеи, кордебалет.
Задание 2. Просмотрите текст ещё раз, найдите в нём ответы на данные ниже вопросы и прочитайте их вслух.
1. Что такое балет?
2. Что такое либретто балета?
3. Что является основным компонентом балетного спектакля?
4. Когда наметилось различие между бытовым и театральным танцем?
5. Кем создаются и кем исполняются балетные танцы?
6. Найдите в словаре значения слов корифей, кордебалет, прима-балерина.
Задание 1. Прочитайте текст.
Мюзикл (англ. musical, сокр. от musical comedy – музыкальная комедия) – синтетический жанр массового музыкального театра, возникший в 1920–30‑е годы в США. В мюзикле сочетаются музыка, танец, пение и драматическое действие, используются все выразительные музыкальные, технические и постановочные средства, современные моменту исполнения. В отличие от оперетты, где танцы играют роль вставных номеров, мюзикл имеет сквозную пластическую драматургию, может быть не только комедией, но и драмой.
Мюзикл – не совсем театр и не совсем театральный жанр. На мюзикл идут не только те, кого принято называть театралами. От обычного театра он отличается тем (в первую очередь), что строится по законам рынка для потребителя несложного развлечения. Здесь всё – для удовольствия, здесь не место поучениям и воспитанию.
Искусствоведы ищут истоки мюзикла и в американской музыкальной комедии, и в венской оперетте, и в английской балладной опере, и в немецком зингшпиле, и в интернациональных музыкальных ревю, и в джазе. В результате сложились типичные особенности жанра: как правило, высокая литература, но обязательно в рамках простой и трогательной человеческой истории, музыка в современных ритмах (ритм очень важен для мюзикла!), из которой несколько мелодий становятся хитами. По ним средний зритель запоминает и сам спектакль. Наконец, мюзиклу нужны счастливый конец и хорошая реклама, а значит, солидные финансовые вложения в постановку. Мюзикл – это коммерческое предприятие, не только явление массовой музыкальной культуры, но в первую очередь выгодный бизнес.
Есть целый ряд профессиональных требований к актёру, работающему в жанре мюзикла. Он может не иметь от природы сильного и красивого голоса, но певцом быть обязан. Это предполагает музыкальный слух, правильное интонирование и музыкальную фразировку, владение вокальной техникой и максимальное использование своего голосового аппарата, правильное дыхание при пении в сочетании с активной пластикой и танцем.
Первые мюзиклы появились на Бродвее в 20‑е годы XX века. Расцвет жанра наступает в 1940–60‑х годах. С конца 60‑х годов наступает кризис жанра, связанный, в частности, с развитием поп-музыки[1] и рок-оперы. Тогда же мюзикл распространяется и за пределы США, составляя конкуренцию европейской оперетте.
В СССР мюзикл ставился как в театрах оперетты (музыкальной комедии), так и в драматических театрах. Мюзикл пришел к нам с музыкой И. Дунаевского к фильмам Г. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938). Широко известны «Д’Артаньян и три мушкетёра» М. Дунаевского, «Тиль» Г. Гладкова (оба – 1974). Первый отечественный мюзикл «Орфей и Эвридика» А. Журбина был представлен на сцене в том же 1974 году. Спектакль имел необыкновенный успех и за 10 сезонов был сыгран около 2000 раз. Вспоминаются музыкальные спектакли М. Захарова, самый яркий из которых – «Юнона и Авось» на музыку А. Рыбникова – сенсация российского театр XX века, мюзикл, покоривший многие страны мира. Другие мюзиклы Ленкома начала 70‑х годов – «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» собирали залы, равные по количеству зрителей популярным тогда хоккейным матчам.
В сегодняшней России мюзикл снова стал популярным. Среди самых известных спектаклей называют «Норд-Ост» (А. Иващенко и Г. Васильев), премьерный показ которого состоялся в октябре 2001 года. С ним соперничают «Нотр-Дам» (Р. Косьянт, Л. Пламондон) и «Метро» (Я. Стоклос).
Задание 2. Просмотрите текст ещё раз, найдите в нём ответы на данные ниже вопросы и прочитайте их вслух.
1. Что такое мюзикл?
2. Когда и где возник мюзикл?
3. Как возникло слово «мюзикл»?
4. Каковы особенности мюзикла?
5. В каких театрах СССР ставились мюзиклы?
6. Какие мюзиклы широко известны в России?
Практика современного театра и кино позволяет подразделить мюзикл на четыре жанровые категории: мюзикл-оперу, мюзикл-оперетту, мюзикл-драму и мюзикл-обозрение.
Мюзикл-опера (рок-опера) – сочетает в органическом единстве свойства и признаки обоих жанров. В качестве примеров мюзикла-оперы можно назвать «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Веббера и Т. Райса, «Орфея и Эвридику» А. Журбина, мультфильм «Бременские музыканты» (музыка Г. Гладкова). Каждое из этих произведений представляет собой оперу со сквозной музыкальной композицией, в которой основу музыкальной драматургии составляет не ариозно-речитативная, а эстрадная поп-музыка.
Мюзикл-оперетта – жанр, возникший в результате своеобразного процесса американизации венской оперетты. Примерами могут служить «Жёлтый дьявол» Г. Гладкова, «Свадьба Кречинского» и «Дело» А. Колкера, поставленные на сценах опереточных театров.
Мюзикл-драма. В отличие от мюзикла-оперетты, где главным, ведущим компонентом является музыка, эта разновидность опирается прежде всего на разговорный диалог и является жанром драматического театра. Мюзикл-драма отличается от обычного спектакля с музыкой и даже от традиционного водевиля тем, что музыка и танец служат здесь неотъемлемым элементом сценической драматургии и их изъятие резко нарушает форму спектакля. Один из ранних образцов мюзикла-драмы – «Трёхгрошовая опера» (1928) Бертольда Брехта с музыкой Курта Вейля. К этому же жанру принадлежат кино-мюзиклы режиссёра Г. Александрова и композитора И. Дунаевского «Цирк», «Темп-1929» Н. Погодина на музыку Г. Гладкова, «Конкурс красоты» Н. Доризо на музыку А. Долуханяна и другие.
Мюзикл-обозрение. Эстрадное обозрение (ревю) представляет собой калейдоскоп музыкальных, вокальных, танцевальных, разговорных и цирковых номеров, связанных между собой приблизительным, условным сюжетом. Мюзикл-обозрение – это то же эстрадное ревю, однако сцементированное не условным, а драматургически убедительным сюжетом. В качестве примера этого жанра можно назвать «Весёлых ребят» Г. Александрова и И. Дунаевского – фильм, в основу которого, по словам режиссёра, легли «двенадцать музыкальных аттракционов».
Задание 1. Прочитайте тексты о наиболее известных музыкальных театрах Москвы и, посоветовавшись с преподавателем, выберите тот, в который вы хотели бы пойти; мотивируйте свой выбор, опираясь на прочитанные тексты.
С любого места Театральной площади видны мощные белые колонны Большого театра, а над ними – четыре вздыбленных коня в колеснице: квадрига Аполлона, который в греческой мифологии считался покровителем музыки, пения, поэзии и был олицетворением искусства. Скульптурная группа отлита из красной меди по модели П. К. Клодта.
В 1776 году на этом месте был открыт общедоступный театр, который в 1805 году сгорел. Спустя почти 20 лет здесь же по проекту О. Бове и А. Михайлова построили новый театр. Однако и его постигла та же участь: сохранились лишь стены и колоннада, которые были использованы во время перестройки старого здания. Руководил строительством архитектор А. К. Кавос. Закончили эту сложную реконструкцию в 1856 году.
Большой театр всегда играл огромную роль в дореволюционном и послереволюционном искусстве России. В этом театре были поставлены оперы первых русских композиторов. Здесь звучали голоса Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой и многих других известных артистов. В советское время Большой театр стал первым официальным театром. И сейчас Большой театр сохраняет ведущее положение в России вместе с петербургским Мариинским. В Большом театре – всегда аншлаг. И кроме того, труппа театра постоянно и успешно гастролирует за рубежом.
Но вернёмся к истории здания Большого театра. В 30‑х годах XX века в театре полностью переоборудовали сцену. В начале Великой Отечественной войны вражеская бомба сильно повредила театр. Вскоре здание было восстановлено, а в 1958 году началась реконструкция театра, длившаяся два года. Таким образом, в наши дни Большой театр показывает спектакли в здании, сооружённом ещё в 1856 году. Естественно, что к 200-летнему юбилею (1976 год) в театре был проведён косметический ремонт зала и закулисных помещений. Сейчас рядом со зданием Большого театра открыто здание филиала Большого театра. Так что спектакли Большого идут на двух сценах.
Привести здесь весь репертуар Большого театра просто невозможно, настолько он обширен и разнообразен. По традиции каждый сезон в Большом театре открывается оперой «Жизнь за царя». Среди наиболее известных и популярных музыкальных спектаклей можно назвать следующие: оперы «Борис Годунов», «Царская невеста», «Евгений Онегин», «Иоланта», «Псковитянка», «Каменный гость», «Золотой петушок»; балеты «Жизель», «Анюта», «Балеты Баланчина», «Шопениана», «Казанова», «Щелкунчик».
Вначале необходимо сказать несколько слов об основателях этого театра. Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) – режиссёр, актёр и теоретик театрального искусства. Он создал научную теорию реалистического сценического искусства. В своём творчестве К. С. Станиславский большое внимание уделял оперному мастерству. Он считал, что оперное искусство необходимо освободить от вековых штампов, ложного академизма. Принципы системы К. С. Станиславского живы и в наши дни. Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858–1943) – режиссёр и театральный деятель, поставивший много спектаклей на русской и советской сцене. Содружество двух талантливых театральных деятелей внесло очень много нового в театральное искусство XX века.
Само же здание Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко имеет богатую историю. В XIX веке здесь размещался Купеческий клуб, в котором выступал Ференц Лист, бывал Лев Толстой и многие другие известные люди. В XX веке Купеческий клуб стал популярной театральной площадкой.
В 1926 году здание этого театра было передано двум студиям – Оперной студии К. С. Станиславского и Музыкальной студии под руководством В. И. Немировича-Данченко. Здесь и рождались экспериментальные спектакли, которые отражали взгляды двух великих театральных деятелей XX века. Две труппы работали независимо друг от друга и выступали поочерёдно. Объединение произошло в 1941 году. С того времени и по сей день Большая Дмитровка, 17 – адрес Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Свой дом театр не покидал даже во время Великой Отечественной войны, продолжая давать спектакли.
Сейчас идёт реконструкция театрального здания, но театр работает, ставит новые спектакли. Проект реконструкции предусматривает сохранение исторически ценных фрагментов этого театра. Прежний вид останется и у театрального фасада. Но во дворе возведут новый корпус, в котором разместятся репетиционные залы, мастерские, административные службы. Авторы проекта предполагают, что обновлённый театр станет в один ряд с самыми современными театральными комплексами Европы – парижской «Оперой Бастий» и лондонским «Ковент Гарденом». В старом же здании будет расширено фойе, появится дополнительный гардероб. По последнему слову техники переоборудуют сцену. Всё это пока в проекте, но должно произойти в течение ближайших лет.
Назовём спектакли, которые всегда украшали репертуар этого театра: балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского; оперы «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Фауст» Ш. Гуно, «Отелло» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини и другие.
В Москве на проспекте Вернадского стоит очень красивое здание. Это Московский государственный детский музыкальный театр. Здесь смотрят балеты и слушают оперы дети. В театре поставлены такие спектакли, как «Сказка о рыбаке и рыбке», «Белоснежка», «Волшебник Изумрудного города», «Золотой ключик», сказка-балет бельгийского драматурга М. Метерлинка «Синяя птица», сказка Р. Киплинга «Маугли», опера П. И. Чайковского «Евгений Онегин».
Организовала этот театр в 1918 году режиссёр-энтузиаст, дочь композитора И. А. Саца Наталья Ильинична Сац. В то время в её театре выступали известные артисты, однако Н. И. Сац мечтала создать детский музыкальный театр. В то время многие не верили, что дети будут ходить в этот театр – слушать оперы и смотреть балеты. А сейчас это очень популярный детский театр. Дети и их родители, москвичи и приезжие – люди разных возрастов из разных мест – с удовольствием приходят сюда.
Сейчас театром руководит дочь Н. И. Сац Р. Сац-Карпова. В 1979 году построили новое здание театра. Здесь всё удивительно красиво и интересно. В фойе вас встречают деревянный мальчик Буратино, обезьянка, клоуны и другие любимые герои спектаклей. Там в светлом дворце живёт сказочная Синяя птица – символ одноимённого балета-сказки М. Метерлинка – и поют живые птицы. А в комнате рядом можно послушать любимые сказки.
Театр «Ленком» был создан в 1927 году по инициативе ЦК ВЛКСМ как молодёжный и до 1938 года назывался ТРАМ (театр рабочей молодёжи). Его создателями были молодые рабочие и служащие Москвы. Они и стали его первыми актёрами, драматургами и режиссёрами.
В 1933 году на помощь ТРАМу пришёл МХАТ. Группа актёров во главе с режиссёром И. Я. Судаковым взялась за серьёзное обучение трамовцев театральному искусству. В репертуаре театра появилась классика, спектакли стали более глубокими по содержанию, тонкими и изящными по форме. В 1938 году театр возглавил замечательный советский актёр и режиссёр И. Н. Берсенев.
Он предложил дать театру новое название – Театр имени Ленинского Комсомола. «Театр имени Ленинского Комсомола, – говорил Берсенев, – это не просто название, но в трёх словах – целая программа».
В годы войны 1941–1945 годов театр продолжал работать в эвакуации, в Ташкенте. Героико-романтическая линия стала главной в репертуаре этого театра.
В послевоенные годы в репертуар театра была включена современная советская и зарубежная драматургия. Лучшими спектаклями стали «Наш общий друг», «Васса Железнова», «Русский вопрос», «Годы странствий».
В 1973 году в театр имени Ленинского Комсомола (с 1990 года – «Ленком») пришёл новый главный режиссёр – Марк Анатольевич Захаров. Театр больше стал ориентироваться на молодого зрителя. Эстетическая программа Захарова, которую он провозгласил в первый же год своего появления в театре и которой он следует и поныне, включает в себя пристальное исследование процесса становления личности молодого человека, его взаимоотношений с окружающим миром. Уже в первых спектаклях появились молодые герои, дерзко и смело разрушающие привычные жизненные стереотипы обывателя. В репертуаре театра появились спектакли, насыщенные музыкой, танцами, сложными режиссёрскими построениями. В спектаклях «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось» яркая зрелищная форма, использование рок-музыки, современной хореографии, новейших технических достижений подчеркнули серьёзность и глубину содержания.