У любви нет заменителей.
Бизнес – отличный учитель. Он заставляет идти на риск, стремиться к мечте, смотреть в глаза своему страху, управлять эмоциями, иметь дело с трудными в обхождении людьми и учиться находить золотую середину. Нет необходимости посещать какие-то тренинги или семинары. Займитесь бизнесом – и вы станете участником самого замечательного семинара всех времен. Я занимался саморазвитием, практиковал медитацию, ходил по горящим углям, искал свое «я», но все это не так трудно, как ежедневно решать задачи, когда занимаешься бизнесом. Он и есть гуру всех времен и народов. Он демонстрирует ваши страхи и предлагает попробовать преодолеть их. Он показывает вам ваши мечты и предлагает осуществить их.
Мало кто так говорит о бизнесе.
Я думал, что одинок в своих убеждениях, и долгое время хранил молчание. Но, изучая стратегии, использовавшиеся в бизнесе в 1920-1940-х годах, я обнаружил в них много общего со стратегиями современного бизнеса.
Годы жизни Брюса Бартона – 1886–1967. Он родился после Гражданской войны и дожил до начала войны во Вьетнаме. Хотя он и оказался свидетелем многих знаменательных событий XX века, сегодня мало кто помнит его. Каким-то образом его слава оказалась погребенной под обломками истории.
Когда я попытался узнать больше о Брюсе Бартоне, то столкнулся с непредвиденными трудностями. Его собственное рекламное агентство ответило молчанием на мою просьбу предоставить необходимую информацию. Я не мог найти ни его родственников, ни кого-либо, кто был знаком с ним лично. Я начал подозревать, что кто-то пытается покрыть завесой тайны все, что касается Брюса Бартона. Мне казалось странным, что человек, который обедал с президентами США, влиял на ход истории и вел страну по дороге к процветанию, сегодня пребывает в забвении.
Я решил провести свое собственное расследование.
Поверить тому, что я обнаружил, оказалось очень сложно.
В свое время Брюс Бартон был так широко известен, что один его завистливый коллега написал: «Практически каждый день появляются новые истории о человеке по имени Бартон. Бартон говорит, Бартон считает, Бартон поднимает руку, Бартон смеется, Бартон чихает, Бартон, Бартон, Бартон… Один только Бартон повсюду».
Бартон написал много книг, включая роман, несколько томов захватывающих эссе, а в 1925 году – бестселлер «The Man Nobody Knows» («Человек, которого никто не знает»). Эта книга принесла ему широкую известность. В ней Бартон заявил, что Иисус заложил основы современного бизнеса. Она заставила всю страну стать на путь служения людям.
Когда издательство Bobbs-Merrill опубликовало эту книгу, его руководство рассчитывало продать от пятисот до тысячи экземпляров. К всеобщему удивлению (включая и самого автора), книга заняла четвертое место в списке бестселлеров в 1925 году и первое – в 1926 году. Она и сегодня есть в продаже.
Книга «The Man Nobody Knows» (написанная сыном священника!) сделала Бартона, по крайней мере в «бурные двадцатые», «человеком, о котором все узнали».
Бартон общался со всеми президентами США и каждым кандидатом в президенты от республиканцев в середине ХХ века. Его считали врагом Франклина Рузвельта (сам Рузвельт открыто об этом заявлял). Бартон был первым человеком в истории Америки, кто продвигал кандидата в президенты с помощью средств массовой информации (Калвина Кулиджа). Был момент, когда Бартона, конгрессмена в 1930-е годы, называли потенциальным кандидатом в президенты.
Как бизнесмен, Бартон способствовал развитию рекламного дела. Первая буква его фамилии вошла в аббревиатуру ББДО, название известного агентства Баттена, Бартона, Дерштайна и Осборна).
Хотя Бартону больше хотелось заниматься журналистикой, а рекламой – поскольку постольку, именно благодаря ему это агентство в 1940-е годы стало самым крупным рекламным агентством в мире. Он разработал несколько знаменательных рекламных макетов, прогремевших на всю Америку, некоторые из них призывали прекратить войну (их так никогда и не использовали).
Слава писателя и бизнесмена «познакомила» Бартона с крупнейшими предпринимателями того времени – Эндрю Карнеги и Генри Фордом. Он первым предложил этим гигантам использовать рекламу для продвижения товаров.
Будучи филантропом, Бартон помогал известным организациям, таким как Американская кардиологическая ассоциация, United Negro College Fund (общественная организация, обеспечивающая стипендиями студентов-афроамериканцев) и Армии Спасения.
Представленные в книгах, статьях и лекциях взгляды Бартона повлияли на формирование американской культуры. Он стал провидцем, предсказав появление телевидения, до того как оно было изобретено. Он был революционером: боролся за равенство прав евреев, афроамериканцев и женщин. Он был оптимистом, мечтающим о процветании во времена Великой депрессии. Он был национальным лидером, помогавшим американскому среднему классу приспосабливаться к современной эпохе. Он был самобытным харизматичным спикером, слова которого наполняли слушателей энтузиазмом; на его выступления ссылаются и по сей день.
Великая депрессия, Вторая мировая война заставили померкнуть популярность Бартона. Сегодня мало кто о нем помнит и совсем немногие используют те удивительные знания, которые он оставил человечеству.
Бартон был глубоко верующим человеком и, кстати, верил в то, что бизнес спасет мир. Но он никогда не думал, что рай наступит «везде и сразу». Бартон знал, что именно бизнес приблизит время создания рая на земле.
В 1924 году он сказал: «Золотой век[2] если и наступит, то благодаря расцвету бизнеса».
Однажды, придя в Белый дом к президенту Калвину Кулиджу, Бартон сказал ему: «Бизнес – надежда мира. Дайте ему свободу, при правильном контроле над ним на земле наступит рай».
Несмотря на то что жизнь Бартона была очень яркой, его революционные, новаторские идеи еще никто досконально не изучал.
До сегодняшнего дня.
Я верю, так же как и Бартон, что ответственные действия в бизнесе могут помочь нам создать такое жизненное пространство, где у каждого был бы шанс жить в мире, счастье, благополучии и процветании.
Я не ставлю целью рассказать в этой книге о жизни и деяниях Брюса Бартона. Вместо этого, я делаю акцент на его стратегиях успеха и на их использовании сегодня. По моему мнению, именно благодаря этим стратегиям он добился успеха во всех сферах своей жизни.
Я изучал жизнь Бартона, разработанные им рекламные тексты, его письма и все, что он написал на протяжении жизни, и выделил семь секретов, которыми, как я считаю, он руководствовался осознанно или неосознанно при создании успешнейших рекламных кампаний.
Один-два его секрета, возможно, похожи на используемые сегодня, но отличие их в том – вы сразу это увидите, – что Бартон всегда обращался напрямую к душе. Результат такой стратегии – потрясающий.
Рекламное объявление он писал не с целью продать продукт: он творил литературный эпизод, наполненный эмоциями, в котором объяснял, как бизнес меняет нашу жизнь к лучшему.
Более того, идеи Бартона представляют собой эффективный и свежий подход к продвижению, рекламе и процветанию, – подход, который по эффективности превосходит все используемые сегодня.
В книге «Идеи на миллион долларов от Брюса Бартона…» объясняется и иллюстрируется каждый из секретов Бартона. В ней вы найдете простые правила, которые помогут добиться успеха и процветания.
Были ли секреты Бартона действительно утрачены?
Да.
Сегодня я пошел в библиотеку, чтобы найти сведения о трех людях: Брюсе Бартоне, Хелен Вудворд и Элмере Уилере. Бартону посвящена эта книга; Вудворд была одной из первых феминисток и женщиной-копирайте-ром в 1920-е годы; Уилер – известным на всю страну бизнес-тренером по продажам и оратором.
Могу поспорить, что раньше вы не слышали ни о ком из них. (Утешьтесь, сотрудники библиотеки тоже ничего о них не слышали!) Почему? Что случилось с этими, знаменитыми в прошлом, людьми?
В свое время имя Бартона было у всех на слуху. Почему же сегодня оно никому ничего не говорит?
Именем Вудворд пестрели заголовки газет, статьи-протесты и рекламные тексты (она первой прорекламировала известные фотографии Гражданской войны, сделанные Мэтью Брэди). Почему теперь ее имя забыто?
Уилер писал книги-бестселлеры, он автор идеи продажи «аромата жареного мяса, а не самого бифштекса». Почему и его имя сегодня тоже забыто? Что произошло?
Мне кажется, мы склонны так сильно увлекаться новыми методами, что напрочь забываем о тех средствах, которые уже зарекомендовали себя как действенные и эффективные. История не забыла Бартона, Вудворд и Уилер. Это мы забыли. Наш информационный век так сильно перегружен новыми идеями, фактами, отчетами, результатами новых исследований, что сегодня мы уже не помним, что передавали во вчерашних новостях. Эта ошибка часто очень дорого обходится. Когда мы забываем проверенные методы, то вынуждены снова их осваивать посредством проб и ошибок (обычно последних бывает больше).