В поисках пути к успеху у каждого человека порой возникает ощущение, что ему не хватает знаний и понимания устройства мира. Зачастую вместо того, чтобы пойти по наилучшему для себя пути, мы блуждаем в потёмках, натыкаясь на непредвиденные препятствия, и не можем понять, как нам правильно действовать.
Рассмотрим такой пример: двухмерный, «нарисованный на бумаге» человек, весь мир которого – это плоскость, видит два прямоугольника, находящихся на расстоянии друг от друга. Он достаёт зажигалку, нагревает один прямоугольник и с удивлением обнаруживает, что второй прямоугольник тоже нагревается. Тогда он мучительно начинает строить гипотезы, пытаясь осознать, почему это происходит и как тепло переходит от одного прямоугольника к другому, хотя они не соприкасаются. В это время трёхмерный человек, мир которого не ограничен этой плоскостью, просто видит, что через эти два прямоугольника проходит подкова и нагрев передаётся по ней.
Тот, кто видит в жизненной картине «дополнительные измерения», всегда будет более успешным по сравнению с тем, у кого объёмного видения нет. Поэтому для того чтобы более эффективно справляться с трудностями, нам нужно подняться на другой уровень понимания проблем. Ведь иногда на то, что кажется нам проблемами, не нужно тратить время и силы – их можно обойти и продолжать двигаться вперед.
Как же научиться видеть дополнительные связи между вещами и понимать законы их функционирования? Мы полагаем, что в числе прочего этому способствует понимание библейской философии и каббалы. Доверие к этой философии, как и всё наше познание мира, основано не на религиозной вере, а на предыдущем опыте человечества.
Обращаться к предыдущему личному опыту, опыту национальной жизни каждого народа и общей истории человечества – значит опираться на «здравый смысл». Такой опыт прежде всего приводит нас к мысли о том, что ничто не создаётся случайно: ведь если мы подбросим вверх строительные материалы, ожидать того, что они упадут на землю в виде построенного дома, вряд ли следует. Для того чтобы что-то было построено, сначала оно должно быть кем-то придумано и спланировано.
Сложнейшее гармоничное устройство окружающего мира свидетельствует о том, что у мира есть Творец, который задумал и создал его ради определённой цели. Разумеется, такое утверждение не является математическим доказательством или проверяемой в эксперименте научной теорией – оно опирается на наш предыдущий опыт. Если у мира есть Творец, то мир не является «плоским», то есть управляемым чисто материалистическими процессами. Таким образом, понимание «духовной структуры мира» позволяет нам более адекватно воспринимать его и соответственно более адекватно в нём действовать.
На наш взгляд, именно каббала даёт нам то самое преимущество, которое получил бы двухмерный человек из нашего примера, став трёхмерным. Мы надеемся, что знакомство с центральными идеями каббалы поможет вам приобрести более объёмное видение мира и путей решения проблем в жизни. Иными словами, вы сможете увидеть и окружающий мир, и самих себя в новом пространстве, что откроет вам новые, ранее неизвестные возможности для успешной самореализации.
На протяжении всей своей истории каббала была неотъемлемой частью еврейской традиции, прямым продолжением Библии. Термин «каббала» в переводе с иврита означает «то, что получается по традиции», а потому понять идеи каббалы можно, только изучая её как часть этой традиции. Каббала способна «продвинуть» человека и дать ему более глубокое понимание мира не сама по себе, а вместе с пониманием библейского текста и всей еврейской философии.
Каббала не имеет никакого отношения к магии. Несмотря на то что в ней есть мистические аспекты, все центральные идеи каббалы можно объяснить обычным языком и на рациональном уровне мышления.
Важно отметить и то, что каббалистическое мировосприятие вовсе не является противопоставлением обычной, повседневной жизни. Наоборот: каббала призвана дополнять её, давать более полное её разъяснение. Каббала не уводит нас от проблем в другой мир, она помогает решать их здесь и сейчас.
Библия содержит как индивидуальные заповеди, так и принципы общественного устройства, такие как признание личной свободы каждого человека и его независимости, уважение к правам человека и его имуществу, наличие независимого суда, представительной власти, ограниченной исполнительной власти, законов социальной справедливости и так далее.
Обобщая мировой опыт человечества, можно увидеть, что на протяжении веков одни страны и виды общественного устройства были более успешны, чем другие. Что объединяет эти страны? То, что они строят своё общество в соответствии с библейскими законами организации социума. Например, страны, принявшие христианство, на всём протяжении истории были гораздо более успешными, чем те, кто оставался язычниками. Так же и внутри самого христианства: наибольшего успеха добились протестантские страны, которые не только поощряли изучение библейского текста, но и создали свои общества по его заповедям. К таким странам относятся Англия, Нидерланды, США, Канада и другие. В конце XIX века создатель научной социологии Макс Вебер показал, что протестанты, живущие в Германии, более успешны, чем католики, несмотря на общее законодательство и общий «культурный багаж».
Несмотря на то что сегодня многие люди в западном мире считают себя атеистами, всё современное западное общество построено на библейских основах. Независимо от того, верят люди в Бога или нет, важно то, что при построении своей социальной жизни они ориентируются на библейские ценности и считают их основой гражданского общества.
Те же принципы применимы и к жизни отдельного человека. Большинство людей, которые добиваются успеха в жизни, не просто получают хорошее образование, но работают так, чтобы помогать другим людям, быть востребованными и делать мир вокруг себя лучше.
Еврейский народ не только является одним из древнейших народов, живущих сегодня на Земле, но и считается во всём мире очень успешным. Еврейский народ добился потрясающих практических успехов: он дал миру четверть нобелевских лауреатов по науке за последний век и оказал огромное влияние на современное искусство и литературу. Аналогично в государственном строительстве: Израиль был создан при полном отсутствии полезных ископаемых и природных ресурсов, однако входит сегодня в число самых развитых государств мира, несмотря на малую численность населения и территорию.
Все эти достижения, конечно, не могут быть случайными. Согласно еврейской традиции, долгосрочный и стабильный материальный успех неотделим от успеха духовного. Это особый взгляд на мир, который во многом разделяют даже те евреи, которые не соблюдают религиозные заповеди. При этом еврейский народ отнюдь не считает, что это духовное знание должно оставаться только у него самого. Наоборот, евреи получили его для передачи всему человечеству.
В наше время помимо Библии человечеством постепенно осознаются и другие составляющие еврейской традиции. Одной из таких составляющих является каббала, которая в прежние века была доступна только избранным. Каббала – это следующая после библейского текста часть Божественной мудрости, которую мир может получить от еврейского народа. Рекомендации, которые даёт каббала, являются интегральной частью еврейского подхода к миру, ведущего к успеху.
С конца XIX века изучение каббалы стало распространяться в мире, а в последние десятилетия мы видим настоящий взрыв интереса к каббале. Возможно, именно сейчас настало время для широкого познания каббалы обществом: современное общество переходит к новому уровню развития цивилизации, когда жизненно важным для успеха становится информационное взаимодействие, а не просто наличие ресурсов; когда результат работы мозга многократно превышает результат работы физической силы. Именно такому уровню развития социума и цивилизации соответствует каббала, которая объясняет взаимодействие духа и материи, а также устройство духовных явлений, лежащих в основе материальной реализации.
Мы считаем знакомство с каббалой важным для развития каждого человека и его успешности в жизни, и именно это мы хотим объяснить в своей книге. Библейский подход в целом и каббала в частности нужны для того, чтобы лучше понимать этот мир, а также быть в нём успешнее материально, эмоционально, интеллектуально и духовно, поскольку все эти стороны жизни составляют единое целое. Аналогично тому, как в прежние времена владение библейскими ценностями послужило основой для развития и успеха, так и сегодня понимание центральных идей каббалы является путём продолжения этого развития.
В течение XIX–ХХ веков наука и технологии стали играть всё более важную роль в жизни общества, но библейская традиция по-прежнему очень важна для развития как отдельной личности, так и общества в целом. Однако здесь мы сталкиваемся со следующей проблемой: люди ищут свет в жизни, но старые источники настолько загрязнены функционерами от всех религий, что людям тяжело через них идти к свету. При этом свет находится там же, где он и был, – в библейской традиции, сформировавшей всю западную цивилизацию. Наша задача – снова дать путь к этому свету, но в живой, не закостенелой форме.
Каббала несёт в себе представления о Божественном в очень концентрированном виде. Её можно сравнить с сиропом для приготовления лимонада: сам сироп зачастую кажется приторным и невкусным, но только растворив его в воде, можно получить вкусный лимонад.
Если во время прочтения этой книги какая-то из идей покажется вам слишком «приторной», оставьте её и идите дальше. Когда вы почувствуете, что вы готовы к ней вернуться, вернитесь и попробуйте понять её. Передача знаний о каббале – длительный и трудоёмкий процесс, однако мы уверены, что в относительно короткое историческое время каббала станет неотъемлемой частью общечеловеческого мировосприятия. Именно поэтому мы предлагаем читателю этой книги путь к её пониманию.
Задача этой книги – не научить каббале, а дать лишь общее представление о ней. В изложении концепций каббалы мы придерживаемся традиционного подхода, принятого в ортодоксальном иудаизме, и считаем только такой подход единственно возможным. При этом наша книга адресована всем читателям, независимо от их отношения к религии и вероисповедания.
Серьёзное изучение каббалы невозможно без обширной подготовки и специальных знаний, но, как и в любой другой области, её общие идеи можно описать простым языком. Аналогично тому, как формулы теории относительности доступны лишь профессионалам, но общее представление о ней необходимо каждому образованному человеку.
Мудрецы каббалы подчёркивают, что важнейшим условием для её изучения и понимания является наличие чувства юмора и самоиронии. И действительно, как ограниченный во времени и пространстве человек может претендовать на адекватное понимание бесконечной Божественности? Человеческий язык принципиально не может выразить Божественность – для этого он никогда не будет достаточно точным. Если мы будем воспринимать наши представления и тем более наши формулировки слишком серьёзно, они станут ещё более ошибочными, а потому всегда нужно быть готовыми отнестись к своему пониманию каббалы с иронией.
Каббала – часть наследия библейских пророков, она неотделима от текста Библии. Учение пророков дошло до нас через три основных канала:
• Божественные тексты – «Письменная Тора», составившая еврейскую Библию (ТаНаХ, в христианстве – «Ветхий Завет»);
• методика религиозного подхода к текущим проблемам жизни – «Устная Тора», на основе которой создан Талмуд;
• понимание устройства высших миров – «Скрытая Тора», которая и стала позже называться «каббала».
Все три части пророческого наследия составляют единое целое, одна часть которого не может быть правильно понята без другой. Поэтому каббала, как часть иудаизма, может быть понята только в рамках еврейской традиции.
Изучение каббалы даёт возможность увидеть особые структуры взаимодействия высших и нижних миров, их влияние друг на друга. На основании этого можно более адекватно понимать наш мир, а значит, более эффективно действовать в нём.
Каббала основана на принципе «нижний мир подобен высшему». Это означает, что первоначальная структура устройства мира, заложенная при его сотворении, повторяется на каждом уровне мироздания, и те процессы, которые происходили в самом начале Сотворения, продолжаются в мире вокруг нас.
Например, концепция десяти Сфер, которая занимает одно из главных мест в каббале и будет более подробно описана далее, не только присутствует при Сотворении мира, но и содержится во всём мироздании в целом и в каждой его части. Душа и тело человека, народ и всё человечество, любая цельная система и её подсистема имеют в своей структуре те же десять Сфер. Поэтому, изучая эту концепцию, мы можем лучше понять взаимодействие различных явлений вокруг нас.
При изучении каббалы также важно и то, что мы овладеваем её терминологией, её особым языком. Язык, на котором мы говорим, существенно влияет на наше видение мира, поскольку мы прежде всего выделяем в мире те элементы, для которых в нашем языке есть название. Понимание терминологии каббалы даёт нам возможность увидеть и описать то, что мы не замечали до этого.
Терминологию каббалы ни в коем случае не следует понимать буквально. Она лишь символически описывает происходящее в высших мирах теми терминами, которыми мы пользуемся для описания нижних миров.
Когда мы пытаемся описать высшие миры, у нас нет подходящей терминологии, как если бы мы попытались описать трёхмерные вещи в двухмерном, плоском мире. Например, понятие «пирамида» в двухмерном мире просто отсутствует, ведь пирамида – трёхмерная. Поэтому нам придётся описывать не саму пирамиду, а её проекцию на плоскость, и разные проекции будут выглядеть по-разному. В одном случае мы назовём пирамиду квадратом, в другом – треугольником, но будем помнить, что речь на самом деле идёт об объекте более многомерной структуры, для прямого описания которого у нас нет надлежащих слов.
При этом нужно понимать, что «пирамида» – это «квадрат и треугольник одновременно», хотя для плоского, двухмерного мира такое описание противоречиво. В то же время в трёхмерной пирамиде сочетание квадрата и треугольника совершенно естественно. Таким образом, противоречивое на плоскости становится возможным в пространстве.
Научиться воспринимать каббалистическую терминологию таким «многомерным» способом непросто, но это даёт больше возможностей для понимания мира и в дальнейшем – для прогнозирования развития любых процессов.
Для этого в каббале существует важное понятие – «язык корней и ветвей», где структуры «высших миров» являются «корнями», тогда как в нашем мире находятся лишь «ветви». Так как «корни» не находятся в нашем мире, они не имеют прямых имён-ассоциаций, поэтому, когда мы говорим о «корнях», мы можем называть по имени только «ветви». Таким образом, пирамида, о которой мы говорили ранее, – это «корень», а треугольник и квадрат – «ветви». Поскольку у нас нет адекватных слов для понятий, которые принадлежат «высшим мирам», мы описываем их через «ветви», проявляющиеся в нашем мире.
Например, слово «Свет» в каббале означает не физический свет, а некое духовное явление, настоящего названия которого нет в нашем языке. Поэтому в разных случаях и в разных книгах это явление описывается разными словами: «Божественный свет», «мера раскрытия Всевышнего», «Божественное желание», «Божественная воля», «наслаждение человека при восприятии Божественности» и другими терминами, которые обозначают одно и то же. Разные термины и названия возникают по причине того, что у одного «корня» есть много разных «ветвей», которыми мы можем попытаться его описать.
Когда мы говорим «Темнота», мы можем иметь в виду «отсутствие Света», «сокрытие Всевышнего» и так далее. Когда мы говорим «Воздух», то речь идёт не о воздухе в нашем обычном понимании, но о соответствующей категории в «высших мирах». «Воздух» – это то, что есть всюду вокруг нас, без чего мы не смогли бы существовать, но при этом не замечаем в обычной жизни. Этот термин выбран каббалистами, чтобы обозначить двойственное проявление Всевышнего, который присутствует везде и наполняет всё; жизнь без этого проявления Божественности невозможна, но нами оно при этом не замечается. Термин «Сосуд Божественного света» означает самоограничение бесконечной Божественности, её проявление только в каком-то ограниченном аспекте, выделение только одного цвета из широкой палитры.
Вот почему эти и любые другие понятия каббалы нельзя понимать буквально. Они являются символическим описанием, нужным для того, чтобы дать человеку хотя бы какое-то представление о вещах высшего мира, для которых у него нет прямых названий.