Встречают по одежке,
а провожают по уму.
Пословица
Термин «имидж» в нашем лексиконе начал активно употребляться приблизительно с середины 90-х годов прошедшего века – поначалу в основном в политической области. Имидж в немаловажной степени определяет успех в общественно-политическом кругу, в бизнесе и других аспектах, в том числе учебе.
Имидж – искусственный образ, который формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия.
Д. Коллинз, американский бизнес-консультант, писатель, в своей книге «Этика и этикет в бизнесе» выделил основные функции имиджа:
1. Социальная адаптация.
Правильно подобранный имидж способствует более быстрому вхождению в конкретную социальную среду, помогает расположить к себе людей, а также достигать с ними самых продуктивных и доброжелательных контактов.
2. Высвечивание лучших личностно-деловых характеристик.
Целенаправленное подчеркивание своих наиболее привлекательных качеств, вызывающих у людей доверие, симпатию, обращение внимание на свои профессиональные достоинства.
3. Сглаживание или сокрытие негативных личностных данных.
То есть с помощью одежды, прически, макияжа, славных манер поведения можно отвлечь взгляд людей от собственных недостатков.
4. Концентрация внимания людей на себе.
Иными словами, умение «светиться» перед людьми, всегда обращать их внимание к тому, кто излучает неординарность и доброжелательность, а значит, они будут заинтересованы в общении и работе именно с такой личностью.
5. Расширение возрастного диапазона общения.
Это означает, что личность не замыкается в своем возрастном имидже, а проявляет современную манеру общения и соблюдает последние тенденции моды, что позволяет расширять круг контактов и успешно заниматься профессиональной деятельностью в разновозрастных социумах.
Имидж – понятие собирательное, это облик человека, сфера его жизнепроявления, благодаря чему на люди выставляются лучшие личностно-деловые качества. Имидж формируется как сознательно, так и непроизвольно. Человек может сам создавать свой имидж, либо это делает его окружение, однако порой имидж создается сам собой, непроизвольно, когда человек не задумывается над ним и преподносит себя таким, каков он есть на самом деле.
Ф. Джефкинс, специалист по PR, рекламному делу и маркетингу, известный во многих странах мира, предлагает следующие типы имиджа:
1. Зеркальный имидж – наше представление о себе.
2. Текущий вариант имиджа, характерный для взгляда со стороны.
3. Желаемый имидж – отражает то, к чему мы стремимся.
Когда мы говорим об имидже, нужно помнить о важности первого впечатления, которое мы производим на собеседника. По подсчетам психологов, первое впечатление формируется за 7—15 секунд после появления человека, а далее только закрепляется. За эти мгновения наш мозг успевает оценить собеседника и определиться, нравится он нам или нет. И тут важную роль играет фактор привлекательности. За первые семь секунд мы успеем разве что окинуть взором того, кто перед нами, поэтому так важно хорошо выглядеть.
Первое впечатление – самое сильное, и в наших силах сделать его как можно более верным и положительным.
Как-то раз мне безумно понравилась одна рыжеволосая девушка, с которой мы работали на одном предприятии. Долго я не решался подойти познакомиться, но в один прекрасный день, переборов волнение, все же подошел.
– Эй, привет! – сказал я и улыбнулся. Голос выдавал мое волнение, как и покрасневшее лицо.
– Привет, – ответила она, одарив меня своей белоснежной улыбкой.
– Как тебя зовут? – поинтересовался я.
– Ира.
– А меня Дима. Очень приятно познакомиться.
– Взаимно, – ответила Ира.
Казалось, обычное шаблонное знакомство, и, может, все прошло бы хорошо, если бы не моя следующая фраза.
– Фу, наконец-то я это сделал! – выдохнув, произнес я.
И тут она вопросительно посмотрела на меня. Я осознал, что сказал эти слова вслух, и понял, что в ее глазах теперь выгляжу странным, непонятным типом. Я попытался сгладить этот момент, сделав ей комплимент, но от волнения ляпнул обратное.
На этом и закончилось наше первое знакомство. С тех пор эта девушка всегда относилась ко мне не так, как я хотел, и несмотря на то, что мы работали вместе, мне так и не удалось исправить впечатление о себе, а при каждом удобном случае она напоминала мне о нашей первой встрече. Тогда же я усвоил еще один урок: если из кожи вон лезешь, чтобы понравиться человеку, будь готов к провалу.
При первом знакомстве важную роль играет внешний вид человека, и это хорошо, так как подобрать правильную одежду, постричься, причесаться гораздо проще, чем, например, поменять голос.
Своими успехами в учебе я во многом обязан именно внешнему виду. Нет, не подумайте, я не модель и тем более не Аполлон, дело в одежде и опрятности. Не секрет, что одежда является мощным средством воздействия на окружающих и на самого себя. На протяжении всех четырех лет обучения я приходил на занятия одетым в брюки, рубашку с галстуком, мои туфли блестели, а деловой мужской портфель подчеркивал и дополнял мои образ.
Мы ведем себя по-разному в зависимости от того, что на нас надето. Надевая деловой костюм, мы не только производим определенное впечатление на окружающих, мы также производим впечатление на самих себя, становимся более уверенными. Когда я надевал деловой костюм, то перенимал качества, которые ассоциируются с деловой одеждой. Я был в себе уверен, сосредоточен, продуктивен, я лучше запоминал информацию, решал поставленные задачи, был более дисциплинированным и т. д.
Хочу познакомить вас с результатами некоторых любопытных экспериментов. Как-то раз ученые собрали группу людей и разделили их на две команды, после чего раздали белые халаты. Первой команде сказали, что это халаты врачей, а второй – художников. Обеим командам поручили одинаковые задания. В результате «врачи» были серьезными, внимательными, сосредоточенными, а «художники» проявили себя более творчески и креативно в решении задач.
Интересно, что люди в форменной одежде и строгих костюмах не только серьезнее и с большим доверием воспринимаются окружающими, но и сами ведут себя более дисциплинированно и собранно. Эксперимент, проведенный в США в далеком 1974 году, показал, что 83% людей выполнили просьбу человека, одетого в военную форму. А другой эксперимент показал, что люди охотней жертвовали деньги на борьбу с заболеваниями, которые собирала медсестра, а не просто женщина в деловом костюме. Нередко и к большому сожалению, эти феномены используют в корыстных и даже преступных целях.
Существует еще множество экспериментов, подтверждающих роль и значимость одежды, не меньший интерес вызывает и влияние разных цветов в одежде на поведение человека. Например, черная одежда воспринимается как более строгая. Интересное исследование провела американская футбольная лига в 1988 году. Они выяснили, что команды в черной форме воспринимаются как более агрессивные, некоторые команды специально меняли цвет формы на черный. И что вы думаете? Их агрессивность и вправду возрастала! Белый цвет говорит о желании войти в контакт, установить общий язык. Серый цвет – эмоциональная пассивность, невовлеченность. Желтый – это позитивный цвет, цвет солнца. Красный – самый горячий цвет, огонь, страсть. Зеленый – акцентирование внимания на себе.
Помните великого Стива Джобса, основателя Apple? На своих презентациях Джобс неизменно появлялся в одежде, ставшей его визитной карточкой: черной водолазке с длинными рукавами, синих джинсах и кроссовках. Простота в одежде, ее неизменность подчеркивали блеск и роскошь очередной новинки Apple. Это оказывало мощный психологический эффект на зрителей. Джобс – чертов гений презентации!
Меня немного раздражают статьи, в которых пишется о том, что Стив Джобс имел именно такой гардероб лишь для того, чтобы экономить время, которое тратится на выбор одежды, меньше времени тратить на уход за гардеробом, нести меньше ненужных расходов и прочее.
В наше время стало тенденцией носить одно и то же на встречи и мероприятия. К примеру, Марк Цукерберг в первые годы после основания Facebook был известен своей страстью к серым футболкам. Он сформировал себе образ простого парня, но мало кто задумывается, что его футболки сшиты на заказ из лучшего материала и стоят тысячи долларов, так что не такой уж он и скромный парень. На мой взгляд, это очередной трюк имиджмейкеров: данный образ вызывает доверие инвесторов к Цукербергу, так как на Западе другие ценности. У них не принято, как на постсоветском пространстве, выставлять свое богатство напоказ и мериться размерами яхт. Руководители крупных корпораций ведутся себя скромней: те же Билл Гейтс, Джефф Безос, Илон Маск и другие… Что-то меня занесло немного не в ту сторону, вернемся к теме.
Как вы видите, одежда – это одна из составляющих успеха. Я обожаю рубашки и костюмы и до сих пор придерживаюсь делового стиля – разумеется, в местах, где это уместно и приветствуется. За время учебы меня неоднократно ставили в пример всей группе как серьезного, делового молодого человека, подчеркивая мой внешний вид. Довольно часто я слышал от сокурсников, друзей, знакомых слова «ты прям депутат», «бизнесмен», «дипломат» и тому подобные.
Когда окружающие видят в вас успешного человека, вы, сами того не замечая, начинаете соответствовать их представлению и меняетесь в лучшую сторону. Я не всегда так одевался; глядя на старые фотографии, вспоминаю, каким был раньше неразборчивым. Например, я не знал о существовании туфель вплоть до выпускного класса, тогда же и купил свой первый костюм. Мне было комфортно ходить в кроссовках, спортивках. Мои гардероб был ужасен, боюсь вспоминать про черные толстые батники с черепами и прочее. Сейчас молодежь более осведомлена и разборчива в одежде, широкий выбор одежды и приемлемые цены позволяют не быть похожими друг на друга и подчеркивать свою индивидуальность.
В студенческие годы я был неуверенным в себе молодым человеком, но старался не подавать вида. Причина неуверенности крылась в острой нехватке денег. Я не имел многого из того, что было у моих ровесников, и за рубашками с галстуками скрывался молодой парень из «трущоб». Жил с родителями в маленькой комнатке общежития, мы были по уши в долгах и с трудом сводили концы с концами, но никто не догадывался об этом. У английских джентльменов есть интересная поговорка на этот счет: «Чем хуже у вас идут дела, тем лучше вы должны выглядеть».
Приходя на занятия опрятным, в рубашке, брюках, вы показываете свою зрелость, заинтересованность и понимание того, кто вы, чего хотите достичь и как желаете, чтобы к вам относились. Когда я говорю, что стоит приходить на занятия в рубашке и галстуке, я не имею в виду, что вы должны так появляться каждый день – нет, ни в коем случае, за исключением того, что вам это нравится так же сильно, как и мне. Достаточно приходить один-два раза в неделю.
В первые несколько недель вашего обучения лучше одеваться так почаще, чтоб сформировать нужный образ и подкрепить его. В начале каждого семестра появляются новые преподаватели, обязательно приходите на их пары в рубашке – опять же для того, чтобы произвести положительное первое впечатление.
Я много пишу о важности одежды, но давайте лучше визуально представим трех студентов в разной одежде и попытаемся, исходя из внешнего вида, охарактеризовать их, даже если это будет ошибочно.
Первого человека слева зовут Серж – типичный представитель своего вида, четкий пацан с района. Из одежды в шкафу у него два спортивных костюма в полоску – один по дому, другой для выхода в свет, белая майка, в народе называемая алкоголичкой, кепка-уточка, без которой Серж не выглядит так грозно. Из обуви у него пара потертых кроссовок. Серж никогда в жизни не занимался спортом, однако всюду появляется в спортивном костюме. Старший брат Сержа мотает срок, отчего Серж в особом почете среди товарищей; он готовится к первой ходке, а пока учится в технаре.
По крайне мере, именно так я представляю человека слева. А вы? Каковы шансы Сержа не только окончить вуз, но хотя бы поступить туда? Согласитесь, такой образ производит только отрицательное впечатление. Прошли времена, когда спортивный костюм в три полоски, сшитый где-то в подвале под брендом «Adidas», становился основным атрибутом гардероба. Сержа можно смело отнести к вымирающему виду.
А теперь взглянем на Сергея, который расположился в центре (всех трех героев зовут одинаково). Очевидно, что перед нами серьезный, деловой молодой человек, не лишенный достоинств, уверенный, полагаю, что и воспитанный. Его внешность располагает к себе, одним видом вызывает уважение, мы предполагаем, что он успешный или, по крайне мере, вскоре станет таковым. Сергей выгодно выделяется на фоне своих сокурсников, иногда его путают с молодыми преподавателями или важными гостями и обращаются на «вы». Когда Сергей заходит в университет, то охранник и весь служебный персонал вежливо здороваются с ним, а он сдержанно отвечает. В столовой иногда ему уступают место в очереди, принимая за преподавателя.
Наверняка вы догадались, что я описываю себя. Действительно, то, что я написал, на 90% правда. Я поступил в университет в 20 лет, поэтому уже на третьем-четвертом курсе не раз слышал от первокурсников «здравствуйте», хотя мне это не очень льстило, так как я чувствовал себя лет на десять старше.
Остался молодой человек справа, по имени Сережа. Сережа одет довольно молодежно, он в тренде: рваные джинсы с подворотами, клетчатая рубашка, кепка козырьком назад, стильные белые кроссовки. Отличный прикид, чтобы выйти вечером погулять по городу, но не годится для посещения вуза. Там он будет выглядеть несерьезно, в его виде нет зрелости, складывается ощущение, что Сережа проходил мимо университета и решил заглянуть, так сказать, показаться на людях, пока его еще не отчислили.
Не хочу подвергнуться нападкам феминисток, которые могут обвинить меня в том, что я использую только изображения мужчин и не привожу примера с женщинами, и они будут правы. Потому следующая подборка рекомендаций как раз для прекрасного пола.
Девушка слева – Даша – серая мышка, одевается скромно, немодно, из-за чего порой вызывает усмешки у окружающих. Учится хорошо, но только благодаря зубрежке, незаметная, тихая. Не любит выделяться. Я обожаю таких девушек: как правило, они очень порядочные и воспитанные, но излишне закрытые. Они гасят свой внутренний огонек, боясь, что он испепелит их. В тихом омуте черти водятся, – именно так говорят про Дашу, когда узнают ее лучше. Будь Даша поярче, то могла бы учиться так же хорошо, но при этом прикладывая меньше усилий.
Дашуля – гламурная куколка, мечта сотен мужчин. Выпячивает свои прелести напоказ, из-за чего вызывает осуждение у более взрослого поколения. Преподаватели считают ее легкомысленной, ветреной девушкой. Дашуля любит быть в центре внимания, потому с радостью появляется в университете в самых открытых нарядах. Может увести из семьи даже самого верного мужчину. Имеет прописку и VIP-карту в самых шикарных клубах города. Мечтает удачно выйти замуж и вести праздную жизнь. Дашуля не глупая, какой ее по ошибке считают, однако мало кого это волнует, никого не интересует ее внутренний мир. Дашуле следует взять пример с Даши и одеваться немного скромнее. Сделать акцент не на своей сексуальности, а внутренних качествах. А до тех пор ей приходится с трудом сдавать сессию – везет только с молодыми преподавателями-мужчинами.
Дарья – девушка справа – может показаться излишне строгой, но это не так. На мой взгляд, одежда Дарьи лучше всего подходит для университета. Не слишком открыто и не слишком закрыто, можно сказать, золотая середина. Дарья подойдет на роль старосты, она умная, организованная, дисциплинированная. Я остановил бы свой выбор на Дарье.
Надеюсь, мне удалось показать вам важность того, что мы носим.
На сегодняшний день формирование позитивного имиджа становится актуальной проблемой не только в политической и бизнес-сфере, но и в студенческом кругу. Изучение имиджа студенчества особенно важно и актуально в современных реалиях, когда возрастают требования к будущему профессионалу, к современному специалисту. Вместе с тем изменяется и сам имидж студентов. От того, каков имидж студента, как представлен образ студентов того или иного вуза в сознании общественности, во многом зависит процесс привлечения абитуриентов, осуществление перспективных проектов, общее положение вуза в образовательной системе.
Студент – это неотъемлемая часть современного общества, он ищет себя, свое место, старается выделиться среди прочих, доказать, на что он способен, показать окружающим свой социальный статус, то положение, которое он хочет занимать в обществе.
Дорогостоящие автомобили, люксовая косметика и бренды завладели миром, сделали зависимыми многих людей. Теперь студенты норовят показать свои познания не в области наук, а в знании последних новинок, марок, брендов. Конфуций говорил: «В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». Стремление «отличится» наблюдается во всем. В настоящее время, приходя в вуз, можно заметить смесь различных стилей, цветов, а то и годов во внешнем виде студентов.
Другие студенты считают, что выделяться в учебном заведении в первую очередь следует своими знаниями и способностями. И те и другие не совсем правы, так как важна не только внутренняя составляющая образа, но и внешняя, а точнее – их гармоничное сочетание. Имидж студента вуза включает в себя совокупность внешних особенностей и внутренних личностных качеств, которые содействуют результативности в учебной деятельности.
Имидж студента формируется из четырех основных составляющих:
– визуальное восприятие;
– интеллектуальное восприятие;
– статусное восприятие;
– социальный фон.
По этим критериям вас будут оценивать и определять вашу успешность. Все зависит от самого студента, а именно выбор, какими будут эти критерии: позитивными или негативными.
Ваш имидж не должен быть заурядным и слишком скучным. Он должен отражать не только человека, который заинтересован в получении знаний и образования, но и ваш внутренний мир, именно вас. «Нет смысла надеяться, что другие оценят вас за ваш характер и личность, не обратив внимания на то, как вы выглядите», – говорит Брайан Трейси, бизнес-тренер, лектор, писатель, автор известных книг на темы бизнеса.
Студент должен избрать имидж делового человека, но при этом не потерять самого себя. Внешний образ должен гармонировать с внутренним содержанием. Внешность – это первое, на что люди обращают внимание, но ваша внешность должна соответствовать тому, что вы собой представляете, иначе вы обманываете людей, показываете ложного себя. Найти себя и свой имидж непросто, но как говорил Генри Форд: «Кто боится неудач, тот ограничивает свою деятельность».
Мимика и жесты играют немаловажную роль в построении и восприятии имиджа. Общеизвестен факт, что человек глазами воспринимает значительно больше, чем ушами. Значительная часть информации передается невербальными средствами общения. Многие жесты не могут фиксироваться сознанием, но в полной мере передают настроение, характер и мысли собеседника. Язык жестов можно использовать для того, чтобы вводить людей в заблуждение и манипулировать ими; бывают случаи, когда это необходимо, особенно студентам.
Понимание тонкостей языка жестов поможет улучшить и упростить ваши взаимоотношения с преподавателями и сокурсниками. Знание языка тела позволит вам снизить возможности манипулирования собой. Уделив внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаем яркий личностный образ, играющий нам на руку.
Невербальное общение. К невербальному общению относятся улыбка, взгляд, жесты, поза, мимика, движения тела. С помощью глаз информация от одного человека к другому может передаваться и восприниматься точным образом. Визуальный контакт позволяет создать нужную атмосферу в ходе общения. Потому важно контролировать свой взгляд и визуальный контакт в целом. Контролировать свои эмоции, позы, жесты возможно, но практически нереально влиять на реакцию зрачков. Они непроизвольно расширяются, когда человек радостно возбужден или удовлетворен, и сужаются, когда человек сердится или у него мрачное настроение. Умение замечать эти детали – один из важнейших инструментов влияния во время общения.
Лицо является главным выразителем чувств и настроений. Нигде не отражается столько чувств души, как в чертах лица и взгляде. Улыбка – наиболее универсальное средство, помогающее развитию отношений. При встрече она способствует снижению напряжения и более раскованному, спокойному общению, говорит о дружелюбии и расположении. Нельзя забывать о том, что улыбка должна соответствовать ситуации и не вызывать раздражения окружающих. Отрицательные эмоции, такие как печаль, отвращение, ненависть, гнев, обида, затрудняют процесс установления контакта, если только человек, с которым вы общаетесь, не испытывает подобных чувств.
Мимика позволяет нам лучше понять окружающих, разобраться, какие чувства они испытывают. Например, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот свидетельствуют об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев. Печаль отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье – спокойные глаза, приподнятые уголки губ. С одной стороны важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику человека, с которым вы общаетесь, а с другой – нужно знать, в какой степени вы сами владеете мимикой, насколько она выразительна. К примеру, если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то нужно отучиться собирать складки на лбу и стараться расправлять нахмуренные брови.
Чтобы сделать мимику выразительней, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности фраз (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных). Джим Керри, мой любимый комедийный актер, в молодости по многу часов стоял перед зеркалом и оттачивал свое мастерство, делая различные гримасы, благодаря чему стал одним из лучших комиков.
Жесты. Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они напрямую связаны с манерой поведения, говорящей об отношении одного человека к другому или человека к ситуации. Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи.
Язык жестов – один из наиболее древних языков. Человек использует жесты, чтобы передать информацию и выразить свое отношение к сказанному. Говорить человек может что угодно. А вот глаза и руки его обязательно выдадут, они ничего не могут скрыть и расскажут гораздо больше, чем слова. Жесты напрямую связаны с физиологией и поэтому очень трудно поддаются внутреннему контролю. Жест – сигнал стихийный, спонтанный, неожиданный и непредсказуемый, менее контролируемый говорящим, чем речь. Легче изобразить более гармоничную мимику и высказать нужную мысль, чем сдержать жест. Жест обычно не контролируется говорящим.
Согласно исследованиям психологов, большая часть информации (до 80%, по различным источникам) передается невербальными средствами выражения. Таким образом, считывая невербальную информацию собеседника и умело подчеркивая (или скрывая) собственную, можно получить уникальную возможность добиться успеха в учебе и сфере личных взаимоотношений, производить на оппонента то впечатление, которое вы пожелаете. Большую помощь вам в изучении языка жестов окажет австралийский писатель Ален Пиз, известный как «мистер Язык тела» благодаря своей одноименной книге «Язык телодвижения», которую рекомендую прочитать. В свое время мне эта книга очень помогла.
Результаты недавних исследований показали, что плохая осанка мешает добиться успеха. Оказывается, что неправильная осанка не только приводит к серьезным проблемам со здоровьем – а именно нарушает кровообращение, за чем следуют сбои в работе внутренних органов, – но и негативно сказывается на том, как мы себя ощущаем. Чем сильнее мы сутулимся, тем ниже падает наша самооценка и уверенность в себе. Важный момент: тот же принцип действует и наоборот. Так что выпрямьтесь, расправьте плечи и поднимите голову – теперь вы готовы стать «идеальным студентом».
Плохая осанка влияет на то, как человек видит и воспринимает себя. Люди с прямой спиной, как правило, оценивают себя гораздо выше и ценят себя гораздо больше, чем те, кто сутулится. Кроме того, человеку с хорошей осанкой значительно легче мыслить позитивно, чем тому, кто все время горбится и смотрит на мир снизу вверх.
Ученые провели эксперимент, в ходе которого попросили одну группу людей сидеть прямо (грудь вперед, плечи назад), а вторую, наоборот, сутулиться и смотреть вниз. Спустя некоторое время участников эксперимента попросили оценить себя и свои шансы на успех. В результате те, кто сидел прямо, оценили свои профессиональные перспективы выше, чем те, кто все это время горбился. А в ходе другого исследования ученые установили связь между открытой, экспансивной позой (руки раздвинуты, ладони раскрыты, спина прямая, ноги широко расставлены) с ощущением уверенности в принятии решений, власти и абсолютного контроля над происходящим. Но тем не менее не стоит считать, что прямая спина – эта гарант успеха в учебе и в жизни. Пока одни ученые ищут и находят положительную корреляцию между правильной осанкой и высокой самооценкой, другие их коллеги утверждают, что проведенных исследований недостаточно, чтобы утверждать о наличии прямой взаимосвязи между этими двумя явлениями.
Но все же ясно одно: хорошая осанка никогда не бывает лишней. Да, она не сделает вас уверенным в себе героем, как супермен, которому все по плечу, но станет хорошим первым шагом на пути к желаемым переменам в жизни.