Предисловие

Те, кому предстоит подняться на большую высоту, должны двигаться не рывками, а медленно, шаг за шагом.

Св. Григорий Великий

Сегодня многих из нас преследует ощущение, что все вокруг движется с гиперскоростью. И неслучайно мы стремимся сделать наш дом убежищем от повседневных забот, любым способом сократить список текущих дел и выкроить хоть кусочек «личного времени и пространства». Но тут раздается звонок в дверь, приходит голосовое сообщение, начинает плакать ребенок, появляется раздраженный супруг, а ваш начальник показывает отсутствие человеколюбия – и все это еще до полудня. С каждым днем количество дел неуклонно растет, и такая цель, как наведение порядка в доме, быстро отходит на второй план.

В результате дома у многих из нас царит хаос и неразбериха. Силы покидают нас, как только мы входим в квартиру и вспоминаем обо всех непринятых решениях и незаконченных делах. Вы хотите навести в своем доме порядок, но чувствуете, что вам не хватает на это времени. А когда вы принимаетесь за дело, ваши попытки организовать жизнь в доме быстро тонут в царящем в нем хаосе. Вы точно знаете, что чувствовал Сизиф, пытавшийся вкатить камень на гору. Что же делать?

Как правило, реакция у всех одна. Вы убеждаете себя в том, что без горы грязных тарелок в раковине ваша кухня будет выглядеть нежилой. Вы задаетесь вопросом, зачем застилать кровать, если вскоре вы снова в нее ляжете. А думая о вещах, разбросанных на полу, приходите к выводу, что они придают помещению изюминку. А если бы у вас была возможность вносить в свою жизнь постепенные, но устойчивые изменения, совершая «спринтерские рывки» длительностью всего в восемь минут? Нет, вы, конечно, не станете Мартой Стюарт, но сможете вздохнуть свободнее, снять напряжение, которое приводит к стрессу. И со временем среда, в которой вы живете, начнет постепенно – почти волшебным образом – приобретать должный вид.

Беспорядок вопиет о себе!

Даже профессионального организатора беспорядок может привести в смятение. Когда я в первый раз вхожу в дом нового клиента и вижу комнаты, заваленные кучей вещей, я теряю способность ясно мыслить. Затем спустя несколько минут я напоминаю себе о том, что любая задача поначалу кажется невыполнимой и что необходимо совершать небольшие постепенные шаги в сторону конечного результата, которого мы хотим достичь. Так, сфокусировав внимание на одной-единственной куче бумаг, возвышающейся на письменном столе, а не на бесчисленных стопках по всей комнате – или одежде, сваленной на стуле; разнообразных предметах, сложенных за дверью; завалах книг на книжном шкафу; невообразимых скоплениях комнатных растений и лавине личных фотографий, – я ощущаю готовность действовать. Я могу с легкостью давать указания своему клиенту, потому что у меня нет эмоциональной привязанности ни к одному из этих предметов. Организаторская работа во многом похожа на собирание трехмерной головоломки.

Однако когда рядом со мной в этой же комнате стоят мои клиенты, то у них возникает иная реакция, и, как правило, это чувство вины или стыда. «Как я мог допустить такое? Что со мной не так? Неужели я такой бестолковый? Что должна думать обо мне Реджина? Почему мне приходится тратить деньги на то, чтобы кто-то другой сделал это за меня?» – все эти вопросы звучат у них в головах. А вслух они обычно произносят следующие слова: «Реджина, скажите, вы когда-нибудь раньше видели такой беспорядок?» Тогда я заверяю их, что наблюдаю подобные сцены уже больше 20 лет.

А пока внутри моих клиентов кипят все эти страсти, их вещи говорят. Нет, не человеческим голосом. Они словно бы излучают сигнал, обладающий частотой, которая делает ясное мышление практически невозможным, что, в свою очередь, открывает путь всем негативным эмоциям, во главе которых шествует чувство вины. Каждый предмет обладает своим собственным особенным голосом. Свитер, брошенный комком на стул, буквально вопиет о том, что его место в шкафу. Растения пронзительно кричат, требуя, чтобы их полили и пересадили в другой горшок. Самые многочисленные и самые шумные существа – это всевозможные бумаги: напоминания о неоплаченных счетах, чеки и домашнее задание малыша Джонни, которое так и не было проверено.

Так что же мы делаем, чтобы этот шум стих? Мы расчищаем завалы. Мы разрабатываем системы, позволяющие разобраться с вещами, которые хотим оставить себе, предоставив им специально отведенное место. А затем мы поддерживаем и сохраняем тот порядок, который создали. Это достаточно простой процесс – и в данной книге представлены подробные инструкции к нему, предполагающие решение одной небольшой задачи за один раз. Сначала процесс может вызвать у вас чувство дискомфорта. Это вполне объяснимо, так как любое изменение создает неудобства, даже если мы сами привносим его в свою жизнь. Однако пройдет несколько недель, и вы уже не сможете представить, что можно жить иначе.

Дзен-организация

Я обладаю врожденным даром преобразования хаоса в порядок, но помимо этого интересуюсь путями духовного развития человека и тем, к чему приводят нас наши поступки с психологической точки зрения. Я считаю необходимым включать эти элементы в работу с клиентами, в мои семинары и книги. Именно это соединение практического, духовного и психологического аспектов нашей жизни лежит в основе дзен-организации.

Моя цель не в том, чтобы сделать ваш дом похожим на картинку. Я хочу, чтобы окружающее пространство было не только красивым, но и функциональным, чтобы оно служило вам. Вы сможете сосредоточиться на главных целях в жизни. Кем бы вы ни были – президентом крупной корпорации или домохозяйкой, – я уверена в том, что ваша работа крайне важна для того, чтобы наша планета продолжала свое существование. Пока мы не научимся уважать любую работу, выбранный путь и вклад в общее дело, не оценивая их значимость, мы не сможем стать единым целым. Если большому оркестру предстоит выступить перед публикой, а один из музыкантов принимает решение не играть, концерт состоится, но звук будет уже другим. Точно так же, если вы не вносите свой вклад в избавление от хаоса, то страдает группа, то есть все мы.

Меня часто спрашивают о том, откуда возник термин «дзен-организация». Решайте сами, какими словами лучше описать его появление – судьба или счастливый случай. Много лет назад, подбирая название для своей первой книги, я поняла, что после завершения проекта по организации какого-либо пространства меняется его энергетика. Порядок ощущается по-иному, чем хаос. Мне никак не удавалось подобрать внятное определение для этого ощущения, пока один из моих клиентов не сказал: «А! Вы имеете в виду что-то вроде дзен!» У западного человека слово «дзен» автоматически ассоциируется с миром и покоем. Я нашла нужное мне слово, и тут же появилось на свет название книги «Дзен-организация».

Волшебная формула

Я не только заметила, что после наведения порядка меняется энергетика пространства, но и поняла, что при реализации любого проекта я предпринимаю одни и те же шаги – удаляю все лишнее, распределяю оставшиеся вещи по категориям и организую их. Попавшие ко мне в руки предметы могли быть самыми разными, но шаги, предпринимаемые мною для выполнения стоящей передо мной задачи, были совершенно одинаковыми. Эти три этапа моих действий настолько регламентированы и понятны, что я дала им название «волшебная формула». По сей день волшебная формула остается модус операнди дзен-организации.

Однако в этой книге я внесла в свою теорию нечто новое: на выполнение каждого задания я отвожу всего лишь восемь минут. Большая задача делится на восьмиминутные задания, чтобы вы могли видеть свои успехи и при этом не надрываться. Все задания, представленные в этой книге – будь то организация бумажной работы или быстрое освобождение вашего шкафа от мешков из химчистки, – были выбраны, исходя из той пользы, которую они могут принести вам в самых разных сферах вашей жизни.

Вот краткое изложение волшебной формулы.

Удаление: Когда мы убираем из помещения вещи, которые нам больше не нужны, то получаем возможность его контролировать. Теперь мы способны видеть деревья, а не лес. Процесс удаления всего лишнего – первая часть волшебной формулы – это не только выбрасывание вещей в мусор. Вы можете отдавать их в переработку, в благотворительные организации, возвращать законным владельцам, менять их предназначение (перенося в другую часть дома) или даже передаривать. Позвольте неиспользуемым, ненужным и лишним вещам, которые «чахнут» в вашем доме, начать новую жизнь с кем-то другим.

Категоризация: Второй элемент волшебной формулы – категоризация – заключается в том, чтобы отнести какой-либо предмет к той или иной группе по сходным признакам. Наиболее известные категории – это различные виды одежды, игрушки и продукты питания. Когда вы распределяете вещи по категориям, то автоматически контролируете свои запасы и можете сразу же определить, когда их нужно пополнить. Все, что необходимо, всегда у вас под рукой, а нужная вещь не превращается в объект игры «Охота на мусор»[1]. Процесс категоризации имеет прекрасное дополнительное преимущество: вы начинаете думать категориями обо всем – от планирования праздничных мероприятий до рабочих проектов.

Организация: Последняя составляющая волшебной формулы – это организация созданных вами категорий с тем, чтобы завершенный проект отличался красотой, функциональностью и простотой в обслуживании. Большинство людей думают, что именно с организации следует начинать любой проект, однако нет никакого смысла, к примеру, пополнять запас вешалок для одежды, пока вы не узнаете, какого типа вешалки вам нужны и в каком количестве.

Потерянное время

Вы можете сделать свою жизнь организованной даже в том случае, если не располагаете большим количеством времени. Возможно, в течение дня вы устраиваете себе передышку от работы в виде короткого телефонного разговора с близким человеком, посещения любимой социальной сети, беглого просмотра журнала или чашки кофе. Однако эти способы снятия напряжения дают лишь временное облегчение. Почему бы не заменить их тем, что сделает вашу жизнь лучше прямо сейчас и в долгосрочной перспективе?

Прелесть организационного проекта длительностью в восемь минут заключается в быстроте его реализации. Такой проект избавляет вас от «перегрузки» дома и в офисе. Он повышает вашу самооценку. А кроме того, он дает вам импульс – вы мгновенно понимаете, что делать дальше.

Далее я привожу несколько примеров тех типов людей, для которых я написала эту книгу. Посмотрите, нет ли вас в списке тех, кто борется с недостатком времени.

♦ Вы заняты на работе больше, чем когда-либо, и работаете за несколько человек. Вы дорожите тем временем, которое проводите дома с семьей и друзьями, и вам не нравится мысль тратить его на, по сути, еще один рабочий проект. Однако вы сможете проводить свое время дома более плодотворно и с большей пользой, если вам не придется вести настоящую войну за чистое полотенце или батарейки для телевизионного пульта.

♦ Вы ищете работу, и вам трудно сфокусироваться на чем-то, кроме этого. Депрессия, того и гляди, постучит в вашу дверь. Организованное пространство делает вашу жизнь более продуктивной и более счастливой.

♦ У вас маленькие дети. Они не способны понять, насколько лучше вы будете себя чувствовать после того, как закончите стирку белья или оплатите счета. Вы нужны им «здесь и сейчас». Создайте порядок, который вам так остро необходим, за короткие отрезки времени. Занимаясь этим, вы подадите хороший пример своим детям.

♦ У вас заболевание. Вам необходим комфорт успокаивающей и организованной окружающей среды, но, возможно, вам сейчас не хватает выносливости, необходимой для создания того, в чем вы нуждаетесь и чего заслуживаете. Если вы будете выполнять работу по организации своей жизни, уделяя этому понемногу сил и времени, то это не только обеспечит вам окружение, способствующее процессу выздоровления, но и напомнит о том, что вы все еще способны к активным действиям. Я пишу эти слова, только что отметив девятую годовщину своей жизни в качестве пациента, перенесшего рак. Долгие месяцы, в течение которых я проходила курс химиотерапии, я была благодарна за то, что получала поддержку не только от своих друзей, но и со стороны организованного окружения. Я могу представить себя на вашем месте и обещаю, что все ваши усилия не пропадут зря.

♦ Вы относитесь к категории людей пожилого возраста. Вы также можете воспользоваться тем вознаграждением, которое способны дать восьмиминутные проекты. Тщательное продуманное окружение не знает возрастных ограничений.


Нашли ли вы себя в этом списке? Если этого не произошло, то, возможно, вы задумались о том, следует ли вам вообще беспокоиться и заниматься каким-нибудь из этих восьмиминутных проектов. Ответ: «да». Когда речь идет о борьбе с беспорядком, то начать новую жизнь никогда не поздно.

Найденное время

Я понимаю, что вы ужасно заняты, но если бы вы потратили неделю на отслеживание того, на что уходит ваше время, то были бы изумлены, поражены, шокированы или удивлены тем количеством свободного времени, которое можно найти в вашем плотном жизненном графике. Например, вы решаете быстро просмотреть свою электронную почту, а час спустя понимаете, что глубоко увязли в трясине социальных сетей. Сколько в данном случае можно найти возможностей для выполнения нескольких восьмиминутных проектов! Или вы читаете интересный роман, потеряв счет времени. Отложите книгу или журнал чуть раньше и посвятите восемь минут тому, чтобы сделать обстановку для чтения более привлекательной. Ваша любовь к видео-играм превратилась в пагубную привычку, «пожирающую» ваше время? Постарайтесь остановиться и выделить восемь минут на построение своего будущего. Это принесет вам только положительные результаты.

Все мы каждый день растрачиваем свое время по пустякам. Не стоит чувствовать себя виноватым. Невозможно строго регламентировать каждую прожитую вами секунду, не доводя себя при этом до физического и эмоционального истощения. Однако вы можете найти в течение дня небольшие отрезки времени, которое можно перенаправить на организацию своей жизни.

Но можно ли что-либо изменить, занимаясь наведением порядка по несколько минут в день? Ответ – решительное «да». Вы можете сделать удобной для жизни одну из зон вашего дома или осуществлять поэтапные изменения в каждой комнате. Вне зависимости от того, реализуете ли вы один восьмиминутный проект в день, выполняете в быстром темпе три или четыре восьмиминутных задания за один раз или занимаетесь множеством восьмиминутных проектов на протяжении дня, вы будете осуществлять определенные изменения. Вы сами принимаете решение о том, каких изменений хотите добиться, и насколько быстро это должно произойти. Объем выполняемой вами работы определяется только вашим желанием.

Как пользоваться этой книгой

Загляните в оглавление, и вы увидите, что книга организована таким образом, что каждая из глав посвящена проекту по организации одной из комнат в доме. Я бы посоветовала вам сначала быстро прочитать всю книгу, чтобы получить общее представление о том, что в ней говорится, изучить используемую в ней терминологию и решить, с чего бы вы хотели начать. Затем вы можете последовательно выполнять рекомендации, представленные в книге, или произвольно выбирать помещения, переходя от комнаты к комнате. Просто подбирайте проект, согласующийся с особенностями пространства, количеством доступного вам времени и вашим настроением. В книге вы найдете проекты, выполнение которых требует меньше отведенных восьми минут (они называются «задания на скорую руку»), около восьми минут («базовые задания») и несколько восьмиминутных подходов (обозначенных как «масштабные задания»).

Я не удивлюсь, если, добравшись по последней страницы этой книги, вы обнаружите, что вам на самом деле нравится процесс наведения порядка в вашей жизни и связанная с ним экономия времени, денег и сил. Естественно, если вы сами захотите в этом признаться, я не буду с вами спорить.

Я только могу пообещать, что с вами будут происходить позитивные изменения, а уже от вас зависит, попытаетесь вы их осуществить или нет.

Каждый раз, когда вы останавливаетесь и осмеливаетесь взглянуть в лицо страху, вы обретаете силу, мужество и уверенность. Вы должны делать то, что, по вашему мнению, сделать не способны.

Элеонора Рузвельт

Загрузка...