Каждый из вас уже проходил через разные кризисы. Кризисы есть всегда, они естественны. В этой главе вы прочтете о самой их сути, узнаете о базовых принципах, которые помогут управлять жизнью.
Новый взгляд избавит от негативного восприятия кризисов, позволит проживать их осознанно. Вы перестанете бояться неопределенности и трудностей, научитесь замечать те возможности, которые появляются вместе с кризисом и изменениями. В этой главе описаны рефлексия переживаний, каждая эмоция и ее значение. Вы сможете лучше понимать себя, знать, как действовать, чтобы не застрять в трясине эмоций.
Krisis с латинского переводится как «переломный момент, решение, поворотный пункт, исход, граница между двумя состояниями».
Человек оказывается в состоянии кризиса, когда не может реализовать собственные замыслы. У него есть представления о том, что и как должно происходить, однако реальность не совпадает с ожиданиями.
Кризис – это переход из одного состояния в другое, во время которого рушится то, к чему мы привыкли. В нем возникают лишения и ограничения. При кризисе нужно увидеть возникшее противоречие, создать новое равновесие, научиться действовать иначе и адаптироваться к меняющимся условиям.
Кризис – переход из одного сбалансированного и устойчивого состояния нашей жизни в другое сбалансированное устойчивое состояние.
Кризис как переход
Кризис начинается с события или ситуации, в которой происходит перелом, связанный с изменениями. Привычное равновесие рушится. Во время кризиса может появиться множество вопросов, требующих решения. Возникает естественное ощущение растерянности. В этот период важно определить приоритеты и последовательность действий и решений.
Кризис не будет длиться вечно. Можно либо ускорять его проживание, либо, наоборот, оттягивать завершение. Человек держится за старое, когда нет полного понимания ситуации, не виден выход. Тогда он игнорирует новые обстоятельства, сильно переживает, появляются отягощающие факторы. Некоторые могут застрять в кризисном переходе на несколько лет, не понимая, что с ними происходит.
Во время перехода прежние связи уже не работают. Действовать «по-старому» невозможно. Баланс нарушен – выявляются дефициты (лишения чего-то важного), ограничения и скрытые противоречия. Необходимо обновить способы коммуникации, создать новые связи. Переходный период завершается, когда мы адаптируемся к новым условиям. Все ограничения сняты, противоречия ушли, новые формы поведения созданы и сбалансированы.
Мы замечаем не все кризисные переходы в своей жизни. Если мы столкнулись с малозначимым препятствием и быстро нашли решение (перешли к новому способу действий), то процесс перехода недолгий. Эмоциональных переживаний и внутреннего сопротивления нет. Есть задача – быстро найдено решение. Кризисный переход остался незаметным.
Важно понимать, что сбалансированное устойчивое состояние не может быть вечным. Придет пора, когда баланс нарушится: либо под влиянием внешних событий, либо под влиянием рефлексии и внутренних решений, основанных на желании изменить жизнь, реализовать новые замыслы. Вопрос в том, как быстро мы адаптируемся, найдем решение и перейдем к новому равновесию, как быстро перестроим свое общение и увидим иные возможности.
Первые вопросы, которые волнуют многих: «В кризисе ли я сейчас?» и «Что делать?» Индикаторы кризиса позволят найти ответы. Рефлексия переживаний поможет оценить происходящее и определить нужные шаги.
Каждый проживал много кризисов, просто не задумывался об этом. У вас появились привычные реакции на стрессовые ситуации. Если вы выявите и обновите эти привычки, то появится конструктивный навык прохождения кризиса. Важно изменить и сам взгляд на него. Не воспринимайте кризисы как что-то нежелательное, а относитесь к ним как к естественному переходу от одного состояния к другому. При желании этот переход можно сделать управляемым.
Как вовремя заметить кризис?
Индикаторы дают понять, что вы находитесь в нем, выяснить, насколько сильно он влияет на вашу жизнь.
Осознанность в кризисе
Первые признаки, на которые нужно обратить внимание, – ухудшение физического (или психического) состояния. Оно может проявляться так:
• Вы сосредоточены на ситуации, постоянно прокручиваете ее в уме, не можете избавиться от навязчивых мыслей.
• Чаще тревожитесь, раздражаетесь. Хуже чувствуете себя (проблемы со сном, вялость, болезнь). Хочется много есть или пропал аппетит.
• Меняется мировоззрение: теряется смысл жизни, вы ничего не хотите, не строите планы. С пессимизмом смотрите в будущее, постоянно ждете неприятного.
• В отношениях чаще ссоритесь, не слышите друг друга. Возможны также угрозы, манипуляции, игнорирование. Нарушаются договоренности, конструктивный диалог невозможен.
• Чувствуете себя одиноким, сами стремитесь к изоляции, окружающие кажутся чужими. Крайняя форма кризиса – разрыв отношений.
• Начало новых отношений – тоже ситуация кризиса. Паре нужно научиться понимать друг друга и создать равновесие.
Кризисы возникают каждый раз, когда мы проживаем перемены в своей жизни: например, смену работы, места жительства (добровольно или вынужденно). Они могут быть результатом наших решений, действий или бездействия. Если все идет по плану, мы обычно не замечаем, что проживаем кризисный переход. Но как только планы рушатся, ожидания не реализуются или сам переход требует больше сил, чем думали, то растеряны и ощущаем кризис на эмоциональном уровне. Кризисы мы проживаем и под влиянием внешних событий в мире: пандемия, СВО, экономические и общественные изменения, природные катаклизмы, экстренные ситуации.
Индикаторы помогают понять, в какой сфере запустился кризис, уделить внимание его рефлексии и заботе о себе. Также важно определить и масштаб кризиса:
• Микрокризисы предполагают ситуации, связанные с незначительными изменениями. Обычно люди быстро осуществляют переход и даже могут не смотреть на эти ситуации как на кризис. Например, ребенок заболел и сидит дома, а маме нужно работать над важным проектом. Она решает, как будет совмещать заботу о ребенке и работу. В тот момент, когда мама увидела приемлемый вариант, предприняла необходимые действия (позвала бабушку, нашла няню, договорилась с коллегами) – микрокризис пройден, у нее вновь равновесие в жизни.
• Кризисы среднего масштаба обычно затрагивают одну сферу, могут проживаться от месяца до нескольких лет (если их не решать). Например, увольнение с любимой работы, проблемы со здоровьем, проблемы в отношениях.
• Макрокризисы связаны с событиями, затрагивающими несколько сфер (пандемия, смерть близкого, переезд, утрата работоспособности и другие). Они могут быть вызваны сильными потрясениями, которые разделяют жизнь на «до» и «после». В ходе таких кризисов происходит переоценка всей жизни. Как правило, выход требует больше времени, однако за счет рефлексии и правильных действий процесс можно ускорить.
Во время чтения книги стоит фокусироваться не только на кризисах среднего и крупного масштаба, но и увидеть в своей жизни микрокризисы. Это позволит сформировать навык прохождения кризисов на микроуровне. А в дальнейшем можно использовать этот навык и при прохождении макрокризисов.
Кризис сопровождается переменами. Привычный ход жизни рушится, теряется контроль. Неудивительно, что в этот момент сильные переживания: повышенная тревога, раздражение. Мы впадаем в ступор либо становимся рассеянными и суетливыми. Если кризис касается значимой сферы нашей жизни, мы будем проживать эмоции особенно остро.
Эмоции отражают реакцию, которая запускается в ответ на возникающие события. Их можно сравнить с пожарной сигнализацией. Это система, которая отражает наши реакции на значимые события. Когда мы испытываем сильные эмоциональные переживания, нужно понять их природу, определить источник, понять, о чем сообщает этот сигнал.
Часто у людей бывают две неадекватные реакции на эмоциональные переживания во время кризиса:
• игнорирование: «спрятать голову в песок», отвлечься на сиюминутные удовольствия (еда, алкоголь);
• чрезмерное эмоциональное «залипание»: паника, хаотичные действия, суета.
Во время пожара срабатывает сигнализация. Можно просто отключить ее и заниматься тем, чем занимались раньше. Или же паниковать и кричать: «Пожар! Пожар!» Но это бесполезно. Важно осмыслить ситуацию: выяснить, не ложное ли срабатывание, есть ли дым; оценить масштаб пожара – можно ли потушить самому или пора вызывать пожарных и покидать помещение. Если мы будем игнорировать сигнал или понапрасну суетиться, то никак не обеспечим себе безопасность.
То же самое происходит и в наших реакциях на эмоции в кризисе. Эмоции – наша внутренняя «пожарная сигнализация».
Стресс и яркие эмоции во время кризиса естественны. Это реакция на меняющуюся реальность. Нам не хватает сил, приходится делать «все и сразу», быстро ориентироваться в куче вопросов, расставлять приоритеты, делать выбор, принимать ключевые решения, переходить к действиям. Именно поэтому в кризисе наши эмоции достаточно ярки. Они призывают собраться с силами и действовать для перехода.
Как правильно относиться к эмоциям во время кризиса
Когда вас захватывают разные эмоциональные переживания, проведите рефлексию с помощью вопросов:
1. «Легализуйте» эмоции, перестаньте их игнорировать. Обратите внимание на свои переживания, ответьте на вопрос: «Что я чувствую здесь и сейчас?»
2. Определите, что это за эмоции. Страх, злость, вина, стыд, печаль, горе, отчаяние? Какой триггер этой эмоции? Через этот шаг вы распознаете эмоцию как сигнал, поймете ее значение.
3. Эмоции могут быть бурными. Проверьте их адекватность, взглянув на реальную ситуацию. Соответствует ли ей интенсивность переживаний? Если сильные эмоции захватывают все ваши мысли, то зачастую ситуация и эмоции несоизмеримы.
4. Ответьте на вопросы. Что успокоит? Какое развитие ситуации? Какие действия нужны, чтобы устранить «пожар» – источник эмоций?
5. Переходите к действиям!
Чрезмерно интенсивные эмоции мы переживаем в моменты, когда теряем связь с реальностью либо когда искаженно воспринимаем действительность сквозь призму тоннельного мышления или прошлого опыта.
Выйти за рамки тоннельного мышления возможно, если увидеть ситуацию под новым углом.
Что же делать, если к текущей ситуации примешивается прошлый опыт? Давайте разберемся, как это происходит. В текущей жизненной ситуации, которая нас чем-то триггерит, всплывает состояние, которое когда-то уже было и созвучно текущему моменту. Ситуация из прошлого была травматична, она «зависла» в бессознательном, потому что тогда, в том возрасте, не было найдено решение, которое успокоило бы. Сформировался незавершенный гештальт. Он будет проявляться снова и снова с одной целью: завершиться по иному, более благоприятному сценарию.
В 12 лет Игоря унижали сверстники, насмехались над ним. Он не умел защищаться. Игорь сможет закрыть гештальт, когда поймет, как реагировать на унижения, как отстаивать свои интересы. Если научится этому, у него сформируются новые нейронные связи. Нападки и критика больше не будут бить по его самооценке. В новых похожих ситуациях у Игоря будут силы, чтобы постоять за себя.
Когда примешивается прошлый опыт, важно отделить прошлое от настоящего и еще раз проанализировать, что произошло именно сейчас. Заметить, что эмоциональные переживания остры, но многие из них не связаны с текущей ситуацией. В эти моменты как будто просыпается тот подросток (ребенок), который не смог найти выход из токсичной ситуации в прошлом. И если тогда у него было мало шансов, то сегодня он уже старше, опытнее, мудрее. Он может найти решение. Важно восстановить связь с реальностью и освободиться от эмоций прошлого.
Следы прошлого опыта
Если вы замечаете, что интенсивность ваших переживаний не соответствует ситуации, пора уделить время рефлексии и отделить настоящее от прошлого.
С чего следует начать? С телесной диагностики, благодаря которой можно проверить, есть ли в вашем сегодняшнем состоянии следы прошлого опыта.
Сконцентрируйтесь на телесных ощущениях, усильте их. Это может быть неприятно, однако так вы сможете лучше осознать, что с вами происходит и что делать, чтобы изменить состояние. Когда вы в полной мере прочувствуете, как откликается ваше тело, задайте себе вопросы:
• Сколько мне лет в этом состоянии?
• Когда я раньше проживал такие же телесные реакции?
• Что это за ситуация? Кто вокруг меня? Что происходило за пару минут до этого?
Наблюдайте, какие события из вашей жизни будут всплывать. Возможно, вспомнятся несколько ситуаций, схожих по «декорациям». Выберите ту, которая наиболее эмоционально окрашена, сфокусируйте на ней внимание.
Следующий шаг – разделить прошлое и настоящее. Отметьте, чем эти ситуации отличаются. Вспомните, что и вы изменились, стали другим. Например, если вспомните ситуацию буллинга в школе, можно заметить, что вам уже не двенадцать лет. И если сегодня и есть напряжение в отношениях с коллективом, то все совсем иначе.
В этот момент есть два возможных вектора движения:
1. Если мало сил и времени, сфокусируйтесь на настоящей ситуации и текущей задаче, отделяя опыт прошлого. Сравните историю из прошлого с той, которая сейчас. Постарайтесь развести эти ситуации в разные стороны. Скажите себе: «Сейчас другие условия, ситуация не та. Тех угроз уже нет». Сделайте глубокий вдох, затем выдох. Выдыхая, постарайтесь выпустить все напряжение, связанное с прошлым. Вслух скажите, какая сейчас дата, скажите, сколько вам сейчас лет. Например: «Мне не 12, а 36, у меня сегодня больше возможностей и опыта. Я найду выход». Из этого состояния еще раз посмотрите на ситуацию в «здесь и сейчас». Как меняется ваше восприятие этой ситуации? Какие у вас основные задачи сейчас? Что нужно сделать? С кем вы можете обсудить ситуацию? Направьте силы на ее решение.
2. Если есть возможность углубиться в прошлое, сфокусируйтесь на происходящем там. Возьмите лист бумаги и зафиксируйте факты и события, которые происходили тогда. Переведите внимание на ту историю. Ответьте на вопросы.
• Что для меня разрушительно (токсично) в той ситуации? Что меня цепляет?
• Какое развитие событий в тех условиях и какие мои действия могли изменить ситуацию?
• Какие модели поведения мне важно изменить?
• Могу ли я пообещать себе, что найду силы выходить из разрушительных для себя ситуаций, что сумею себя защитить?
• Какие чувства сейчас по отношению к себе в той ситуации? Если ощущение тепла – это хороший признак. Если же раздражение к себе, брезгливость, то это признак того, что вы не принимаете свою слабость, свою уязвимость. Нужно понять, откуда появились истоки этих чувств и как трансформировать их в любовь к себе.
Такую работу можно проводить вместе с психологом. Он подсветит слепые пятна и поможет создать новые стратегии поведения.
После того как напряжение, связанное с прошлой ситуацией, ушло, еще раз сконцентрируйтесь на настоящем. «Та ситуация» была обусловлена старыми обстоятельствами. То, что происходит сейчас, обусловлено новыми условиями и обстоятельствами. Определите, какие действия нужно предпринять, чтобы изменить ситуацию, которая актуальна сегодня.
Наше воображение рисует ужасные картинки, мы погружаемся и проживаем придуманные ситуации, которых на самом деле нет. Мы живем и действуем так, как будто худший вариант развития событий реализовался, как будто самое страшное уже произошло, хотя на самом деле это не так. На этом шаге важно беспристрастно увидеть реальность.
Далее описаны различные эмоции. Найдя актуальную для вас, задайте себе перечисленные вопросы. Ответы помогут сверить ваши эмоции с реальностью, понять степень их адекватности. Затем выберите нужные действия.
Страх. Возникает ли угроза моей безопасности (физической, эмоциональной)? Эта угроза – в отношениях, в деятельности? Реальна ли она? Или же лишь плод воображения? Какова вероятность, что мои опасения сбудутся?
Действия. Проявляйте бдительность, заботьтесь о безопасности. Управляйте рисками. Развивайте умения и навыки, снижайте вероятность ошибок, консультируйтесь с экспертами.
Злость. Нарушаются ли границы в общении? Какие действия других людей я могу воспринимать как нападение? Есть ли у меня барьер и ограничения в достижении цели? Есть ли фрустрация?
Действия. Обозначайте свои границы, выстраивайте договоренности. Ищите новые способы достижения целей, новые возможности. Проведите рефлексию своих приоритетов. Выстраивая коммуникации, старайтесь посмотреть на ситуацию и глазами собеседника.
Бессилие. На что я не могу влиять? На что могу влиять? Что мне хочется изменить?
Действия. Принимайте ситуацию. Развивайте терпимость к несовершенству вокруг вас. Определяйте, что вы можете, а где ваши силы и возможности повлиять на ситуацию ограниченны. Обозначайте границы ответственности.
Досада. Что вас разочаровывает, печалит? Что привело к прощанию с иллюзиями? Какие потребности за этим прячутся?
Действия. Исследуйте реальные ситуации, реальный мир и возможности в нем. Задумайтесь, что можно сделать, чтобы досада сменилась удовлетворенностью.
Обида. Есть ли у меня ощущение несправедливости? Есть ли ситуации, где я не могу прямо выразить то, что мне важно? Я жду, что другой человек сам догадается об этом? Есть ли у меня нехватка внимания, любви? В какой заботе или действиях со стороны другого человека я нуждаюсь сегодня?
Действия. Определите свои потребности во взаимоотношениях. Осознайте, что вы ждете от других людей. Выстраивайте прямые коммуникации.
Апатия. Как мне организовать отдых и заботу о себе? Как проявить свои желания и не обесценивать их? Как ощутить свою значимость для близких?
Действия. Найдите время для хорошего сна, умеренной физической нагрузки, прогулок на свежем воздухе. Находите простые радости в каждом дне. Говорите с близкими о чувствах. Вспоминайте про свои мечты.
Растерянность. В какой сфере у меня возникла неопределенность? Какие ориентиры стали неактуальными? В чем источник моей растерянности?
Действия. Определите действия, которые помогут стать более устойчивым. Усильте внутренние и внешние опоры. Если есть альтернативы, между которыми нужно выбирать, изучите их. Найдите нужную информацию, примите решение, создайте свой ориентир и вектор движения.
Горечь утраты. Какие сферы моей жизни затрагивает утрата? Что ценного я теряю? Какие мои потребности не могут быть удовлетворены?
Действия. Определите потребности, которые стали недоступны. Подумайте, какими новыми способами можно их удовлетворить. Если есть незавершенные ситуации, подумайте, как можно способствовать их завершению.
Вина и стыд. Мой поступок нанес кому-либо реальный ущерб? Понимаю ли я, как воспринимает ситуацию близкий человек или у меня есть лишь догадки? Как можно оценить ущерб? Возможна ли компенсация? Какое у меня было намерение? Есть ли осуждения (обвинения) в мой адрес со стороны других? В какие моменты я чувствую, что не соответствую окружению и мне неловко или стыдно?
Действия. Прежде всего ответьте и на другие вопросы. Какие ожидания ко мне есть со стороны других людей? Готов ли я соответствовать этим ожиданиям? В какие моменты для меня приобретают значение оценки других людей? Где границы моей ответственности и ответственности другого человека? Далее выстраивайте прямые коммуникации, формируйте свою позицию по текущей ситуации, выясняйте позицию другой стороны. Если причинен ущерб, договоритесь о компенсации. Создайте внутренние ориентиры при общении с другими людьми.
Теперь подробнее рассмотрим некоторые из этих эмоций и способы саморегуляции.
Во время кризиса проявляются наши страхи. Они заложены природой и необходимы, чтобы жизнь сохранялась с минимальными потерями. Но если страхи преувеличенны, то жизнь ухудшается, а действия становятся менее эффективными.
Страх – это эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности, представляющей угрозу человеку, отношениям, значимым аспектам жизни.
Очень часто страх основывается на наших представлениях о том, что может случиться в будущем (а может и не случиться).
Когда при контакте с реальностью мы смотрим на какое-либо событие как угрозу, мозг перерабатывает информацию из внешней среды и интерпретирует ситуацию как опасную. В этот момент в кровь выбрасывается адреналин.
Далее следует одна из трех внутренних реакций:
• «бей» – остаться и противостоять;
• «беги» – спасаться бегством;
• «замри» – остановиться, не предпринимать активных действий.
Когда человек испытывает сильный страх, ему трудно спокойно мыслить. Он может реагировать на ситуацию слишком быстро, хаотично, не обдумывая варианты, либо погрузиться в ступор.
Мы сильно переживаем, когда у нас нет понимания того, как действовать.
Как управлять страхами
Когда вас захватывают страхи, обратитесь к рефлексии. Для этого предлагаю 4 шага:
1. «Легализуйте» страх. Нужно быть честным самим с собой, проявить смелость. Загляните внутрь себя, посмотрите на свои страхи, осознайте их природу. Определите, каков триггер страха.
Составьте список страхов, которые были у вас недавно. Это могут быть конкретные страхи, которые всплывают в стрессовые периоды (страх потерять близких, совершить непоправимую ошибку). Может быть и фоновый страх, к которому вы порой возвращаетесь (например, «Я подвожу коллег, недостаточно хорошо работаю»). Важно определить свои страхи, назвать их и понять, о чем они сигналят. Пока они не определены, вы переживаете и не знаете, что делать. Когда осознаете, чего боитесь на самом деле, будет ясно, что делать дальше.
2. Ответьте себе четко на вопрос: «Чего я боюсь?» Эти примеры помогут вам в поиске ответа.
• Чего вы можете бояться:
• попросить о помощи (выглядеть уязвимыми, слабыми; остаться в долгу);
• вступить в конфликт (разрушить отношения);
• ошибиться (стать объектом критики, оценки, подвергнуться наказанию);
• потерять статус (омрачить репутацию, испытать стыд за это);
• получить отказ (лишиться помощи, поддержки);
• проявить себя, выразить свое мнение, достичь успеха (потерять лояльность, встретить осуждение);
• быть отвергнутым (потерять значимую связь, перестать быть для кого-то хорошим);
• остаться без средств к существованию (потерять работу, лишиться жилья);
• заболеть (не иметь возможности вылечиться);
• потерять близких (не оправдать их ожидания, лишиться поддержки);
• быть кому-то обузой, зависеть от другого человека в отношениях.
3. Сверьте интенсивность переживаний с реальностью, проверьте адекватность реакции. Соответствует ли интенсивность эмоции событию? Здесь важно понять, не искажено ли ваше восприятие из-за фоновой тревоги, нет ли следов негативного прошлого опыта.
4. Посмотрите на страхи как на риски. Определите, какие риски наиболее вероятны. Поймите, как ими можно управлять, чтобы было меньше негативных последствий. Для этого есть три шага:
• Определите вероятные риски и их значимость.
• Определите, какие действия помогут снизить риски, позволят вернуть контроль над ситуацией и успокоят.
• Переходите к действиям!
Когда вы проводите эту рефлексию, важно научиться видеть ситуации, в которых появились следы прошлого. Не все страхи в настоящем связаны с текущей ситуацией. Вы могли еще в детстве впитать бессознательную тревогу родителей. Вы могли в прошлом проживать травматичные ситуации, в которых не было найдено решение. Вы приобрели в тот момент негативный опыт, поэтому боитесь их повторения. Это происходит, если та ситуация привела к разрушительным последствиям, сформировался незакрытый гештальт. И в новых похожих ситуациях всплывают прежние реакции. И так будет до тех пор, пока вы не выработаете иные модели поведения, которые позволят найти выход по благоприятному сценарию.
Есть индикаторы того, что ваши переживания вызваны не только тем, что происходит «здесь и сейчас»: чрезмерная интенсивность переживаний, сильные телесные проявления (сжимается сердце, есть комок в горле, трудно сделать вдох полной грудью и так далее), навязчивые мысли.
У многих людей сформировалась фоновая тревога. Она могла возникнуть из-за воспитания тревожными родителями или после проживания многократных стрессов. Чтобы снизить ее, создайте новые привычки:
• меньше следите за информацией, которая негативно на вас влияет;
• тренируйтесь замечать хорошее в каждом дне;
• опирайтесь на факты, замечайте когнитивные искажения и интерпретации, расширяйте свое восприятие реальности;
• меньше критикуйте себя, чаще проявляйте заботу о себе,
• направьте энергию на саморазвитие;
• создавайте навыки решения проблем;
• ищите людей, которые были в такой ситуации и могут поделиться своими решениями.
Состояние улучшат: трезвое отношение к собственным страхам, умение их улавливать и определять источник; создание новых привычек, снижающих тревожный фон.
Во время кризиса возможны разные проявления злости. Важно не подавлять эту эмоцию, а понять ее природу.
Есть разные варианты проживания злости. Они отражают ее интенсивность.
Проявления злости
Важно распознать злость уже на уровне недовольства или раздражения, того самого «первого звоночка», который часто остается незамеченным. Раздражение может накапливаться, усиливаться и в какой-то момент перерасти в ярость. Когда человек долго терпит, ему трудно сдержать злость, он «взрывается».
Злость может проявляться в ситуации, когда наши ожидания не оправдались, когда не можем удовлетворить какую-то потребность или достичь цели по запланированному сценарию.
Достаточно часто злость – реакция на нарушение границ. Энергию, которая пробуждается в момент, когда мы злимся, можно использовать, чтобы понять себя, выстроить границы, изменить общение.
Когда мы проживаем злость, важно не впадать в крайности. Терпеть и подавлять злость – одна крайность, но «взрываться, как вулкан», выливать свои эмоции на другого человека – другая. Так мы можем сделать еще хуже, испортить отношения, а потом будем стыдиться, сожалеть и досадовать, что не удалось сдержаться.
Иногда трудно признавать собственную злость, поскольку в детстве мы слышали, что злость – это плохо. Однако важно осознать, что это не «хорошо» и не «плохо». Это наша реакция на ситуацию. Осмысляя ее, мы можем ситуацию менять. Восприятие злости без оценок позволит проживать ее легче. Рефлексия собственной злости поможет понять природу этой эмоции и определить, как действовать.
Как проживать злость
Если вы испытываете злость и хотите понять, о чем она сигналит, обратитесь к рефлексии.
1. «Легализуйте» свои переживания. Заметьте свою злость и честно себе в ней признайтесь. Выясните, в какие моменты она появляется, определите триггеры злости.
2. Уловите звоночки злости до того, как произошло «извержение вулкана». Найдите причину собственного раздражения и его природу. Определите, о чем сигналит злость. На кого или на что она направлена? На кого вы злитесь на самом деле? Нет ли подмены адресата? Это нужный шаг для того, чтобы составить план действий.
3. Взгляните на реальность и проверьте адекватность силы злости. Соответствует ли она самому событию? Для этого можно ответить на уточняющие вопросы.
• Проявляется ли в эти моменты прошлый опыт?
• Может, за злостью скрыта более глубинная эмоция? Страх? Стыд? Бессилие? Злость – это только верхушка айсберга? Какая палитра эмоций переживается, кроме злости?
• Нарушены ли границы во взаимодействии с другим человеком? Как это проявляется?
• Есть ли непреодолимое препятствие на пути к цели? Теряю ли контроль над ситуацией?
• Совпадают ли ожидания и реальность? Насколько ожидания были реалистичны?
• Нет ли у меня накопленной усталости?
Айсберг злости
4. Определите действия, которые помогут снизить накал злости и прийти в равновесие. Приведу несколько примеров.
• При нарушении границ: обозначьте и выстройте границы, поговорите с тем, кто их нарушил. Знает ли он про ваши границы или для него это новая информация?
• При потере ощущения контроля над ситуацией: осознайте свои потребности сейчас. Подумайте, какие ресурсы нужны, чтобы их удовлетворить. Выясните, на что вы можете и не можете влиять в сложившейся ситуации. Примите происходящее и проживите его как новый опыт.
• При серьезном препятствии на пути к цели: посмотрите, есть ли другие способы ее достижения.
• При ощущении, что вам что-то угрожает: проверьте, реальна ли угроза, выясните, какие могут возникать риски и как ими управлять.
• Если времени мало: определите приоритеты, посмотрите, чему можно уделять меньше времени.
5. Перейдите к действиям!
6. Углубитесь в понимание себя и природы своей злости. Спросите себя, на что именно я остро среагировал? Насколько типичны для меня такие реакции в других ситуациях? Хочу ли я изменить привычный сценарий реагирования? Что мне в этом поможет?
7. Заботьтесь о себе. Очень часто мы злимся в моменты сильной усталости. Создайте хорошие привычки: здоровый сон, питание, прогулки на свежем воздухе и физическая активность, спокойный досуг с близкими, равномерная нагрузка в работе. Все это создаст благоприятный эмоциональный фон. Тогда злость будет реже проявляться.
Эти эмоции актуальны, когда наши действия не оправдывают чьи-то ожидания. А иногда мы очень критичны сами к себе и не оправдываем собственные ожидания. В итоге в кризисной ситуации мы попадаем в воронку эмоций, вызванных недовольством собой. Переживания обостряются. Это мешает нам трезво мыслить и находить лучшее решение для выхода из кризиса.
Рациональная вина – переживание, проявляющееся, когда в результате наших действий нанесен ущерб другому человеку. Ущерб может быть результатом необдуманных действий. Он может возникнуть и тогда, когда мы действуем ради своей выгоды, но понимаем, что другой из-за этого может пострадать, лишиться чего-то.
Ущерб может быть каким угодно: материальным, моральным, физическим; явным и неявным. Если он нанесен в результате осознанного выбора, если связан с расстановкой приоритетов в конкретный момент, то может возникнуть этическая дилемма. Неявный ущерб может быть и едва уловимым. Например, когда действия одного человека нарушают границы, приводят к тому, что другой не реализует свой план. Или же когда человеку нужно прилагать сверхусилия для решения общего вопроса, а он к этому не был готов.
Оценка ущерба субъективна. Одна сторона может считать его незначительным, другая сторона – не согласиться с этим. Мы можем занижать размер ущерба, не осознавая, что у нас с другим человеком разные приоритеты. Каждый из нас по-своему взвешивает последствия, у нас разные картины мира, разный подход к решению тех или иных задач. То, что для одного легко, для другого может быть трудно. Иногда это приводит к обесцениванию.
Олег планировал сдать отчет вовремя, но Евгений не предоставил нужную информацию в срок. При этом Евгений считал, что один-два дня ничего не решают, не думал, что это важно. А у Олега вот-вот должен был начаться отпуск, он хотел завершить все дела как можно раньше, поэтому иначе относился к задержке.
Человек будет концентрироваться на рациональной вине в значимых для него отношениях и ситуациях.
Рациональная вина компенсируется, когда человек извиняется, сожалеет или возмещает ущерб. Она теряет актуальность, когда вопрос решен, восстановлены потери, найдено равновесие. Отношения укрепляются, если извинения – не формальный жест. Важно, чтобы человек искренне признался в недопустимости действий, обещал не повторять их, был готов взять ответственность за причиненный ущерб. Рациональная вина регулирует в отношениях баланс «брать – давать». Если этот баланс нарушается, у одного человека может возникать злость, у другого – ощущение вины. Растут напряжение и неудовлетворенность. Если людям удастся договориться и снова выстроить баланс, их взаимодействие наладится и каждый будет доволен.