Как я уже сказала, Дания в общемировом рейтинге ООН по уровню счастья регулярно занимает первое место. Согласно этому рейтингу (World Happiness Report), «основополагающим фактором счастья является соответствие уровня жизни базовым потребностям человека, однако после того, как базовые потребности удовлетворяются, уровень счастья варьируется в зависимости от качества человеческих отношений, а не от уровня доходов». В статистике учитывается всё: средняя продолжительность жизни и покупательная способность, валовый национальный продукт, радость от интимных отношений и воскресных встреч, красота и чистота природы, удобство общественного транспорта, доступность парков, качество продуктов, доступные проценты ипотеки, продолжительность смеха в минутах (!) за неделю, доверие властям, уверенность даже не в завтрашнем, а послезавтрашнем дне…
Согласитесь: солидный подход к такому, казалось бы, легковесному понятию как «счастье». Причем в очень парадоксальной стране.
В чем же парадоксы? Дания – холодная северная страна. Там короткое лето. Мало солнца. Большая часть года стоит пасмурная, промозглая погода. Долго длятся полярные ночи. Поэтому датчане проводят большую часть своей жизни внутри помещений, и по этой причине, в отличие от южан, предпочитают тщательнее обустраивать свой дом внутри. Южане же больше заботятся о создании уюта вокруг жилища.
В Дании очень высокий подоходный налог – почти 60 процентов. Поскольку у датчан короткая рабочая неделя (35–40 часов, что хорошо), им трудиться приходится по-стахановски аврально (что плохо). У них не меньше проблем со здоровьем, чем у других народов. А в магазинах – высокие цены.
Почему же датчане так безмерно счастливы? Ответ: наряду с социальным равенством и безопасностью жизни в их модель благополучия входит именно это замечательная философия хюгге. Причем она не только что родилась. Ей почти три века. Само понятие датируется концом XVIII началом XIX века. А вообще, слово «hygge» норвежско-датского происхождения, поскольку в 1397–1814 годах Дания и Норвегия были единым королевством. И это оригинальное, широкое и сложное понятие всегда означало целую палитру образов: благополучие, благосостояние, уют, тепло и близость. Кстати, это слово могло возникнуть и от английского глагола «hug» – обнимать, и от старонорвежского глагола «hygga» – успокаивать. Оно может восходить к германскому «hugjan», родственному староанглийскому «hycgan», что значит «обдумывать, уделять внимание». Некоторые языковеды переводят это слово как «невероятная милота». Но, в общем-то, все эти понятия обозначают образ жизни, основанный на смаковании простых радостей и наслаждении желанными вещами в компании приятных людей. А если коротко, то стремление к житейскому счастью.
«Следует уточнить, что когда мы говорим о непереводимости, то имеется в виду не буквальный словарный перевод, а ситуативный, – уточняет лектор Копенгагенского университета Лене Бренк Ворсё. – И в этом смысле термин «хюгге» датчанами воспринимается как что-то очень знакомое, понятное, дающее человеку ощущение комфорта и безопасности. Так, например, в датском языке есть понятие hjemmehygge – это чувство, охватывающее человека, когда он возвращается в дом, построенный своими руками, или старый родительский дом, знакомый с детства. Эпитет hyggelig применим и в отношении к добрым соседям, или каким-то особо близким душе предметам, то есть слово несёт в себе ощущение приязни, понятности, узнаваемости, вызывающее у человека положительные эмоции». Главные установки этой философии – сплоченность, близость, умение прощать, расслабление и комфорт. А чтобы достичь хюгге-состояния, надо совсем немного:
– зажечь свечи;
– сосредоточиться на текущем моменте;
– не отказывать себе в удовольствиях – вкусных напитках, сладостях;
– расслабиться в хорошей компании;
– вместо просматривания френдленты в Facebook и проставления сердечек в Instagram – звонок другу;
– уметь слушать и слышать собеседника;
– ни о чем не спорить, особенно о политике;
– рассказывать истории из своей жизни, предаваться воспоминаниям;
– радоваться простым мелочам: свежему хлебу, прогулке на природе, катанию на велосипеде и пр.;
– не гнаться за брендами, не тратить лишнего. «Нет ничего модного, дорогого или роскошного в паре нелепых и уютных шерстяных носков – и это очень важно для понимания хюгге, – пишет директор Института исследования счастья (Копенгаген) Майк Викинг. – Шампанское и устрицы могут выражать многое, но определенно не хюгге… Хюгге – это скромность и неспешность… Простота и функциональность – основные свойства датской классики дизайна, а нежная любовь датчан к скромности подразумевает, что разглагольствовать о своих достижениях и сверкать «Ролексом» – значит не только демонстрировать дурной вкус, заслуживающий неодобрительных взглядов, но и портить хюгге. Одним словом, чем больше блеска, тем меньше хюгге»;
– вместо телевизора, интернета и компьютерных игр – долгие прогулки, рисование или приготовление вкусного блюда;
– на время отключиться от средств связи: ни СМС, ни соцсетей, ни чтения новостей. Это поможет сосредоточиться на одном деле, привести в порядок мысли;
– для настоящего удовольствия от жизни человеку надо меньше технологий и больше природы;
– для настоящего наслаждения человеку не надо много денег: лишние 10 000 рублей в месяц не сделают вас счастливее. А дружеское тепло и близость нигде и ни за какие деньги не продаются;
– Рождество считается апофеозом хюгге, когда все близкие собираются за одним столом, хочется кутаться в шаль или плед, уплетать за обе щеки вкусняшки и тихо радоваться.
Вообще все, что делаешь ради удовольствия, – это и есть хюгге!
В итоге на первый план этой прекрасной жизненной философии выдвигаются комфорт и простые житейские радости. На второй задвигаются карьера, личностный рост и спасение мира. Время замедляется, жизнь становится более значимой, счастливой, наполненной теплотой. Вы становитесь добродушными и спокойными. Ведь главным в вашей жизни становится забота о себе и своих близких! В общем, хюгге дает возможность сделать передышку и хотя бы ненадолго расслабиться.
Возможно, кому-то все эти установки покажутся прописными истинами. Но одно дело – знать, и совсем другое – регулярно применять на практике. Ведь состояния хюгге достигнуть не так просто. Мало того, что надо понять, что у каждого свой хюгге, так еще над ним нужно много работать. Не каждый может каждый свой будний день наполнять маленькими радостями и крошечными удовольствиями, повседневные моменты делать более значимыми или красивыми. Например, попробовать превратить простое чаепитие в торжественный ритуал. Или зажигать свечи за ужином. Проводить вечера не на диване перед телевизором, а в кругу семьи и друзей. Ведь мы обычно привыкли «отрываться» только в красные дни календаря, а до этого угрюмо тащить лямку. За долгие годы мы забыли о важности уюта, который создает домашний очаг.
Более того, даже если состояние хюгге достигнуто, его легко разрушить неосторожным словом, неискренней улыбкой, равнодушным молчанием, но в основном – спором, когда люди не могут прийти к общему знаменателю, обсуждая дискуссионные вопросы. Вспомните, с кем вы в последний раз безропотно соглашались с тихой улыбкой? Многим из нас из принципа хочется возражать, настаивать на своем, «лезть в бутылку». Это разрушает хюгге.
Популярность такого образа жизни набирает обороты по сей день. За последнее время в разных странах мира о нем вышло много интересных книг: Майк Викинг «Маленькая книга хюгге», Луиза Томсен Бритс «Книга хюгге», «Искусство хюгге», «Как быть хюгге», «Хюгге: датское искусство хорошей жизни», «Искусство хюгге: как привнести датский уют в свою жизнь», «Хюгге: праздник простых удовольствий», «Скандинавская кухня: рецепты в стиле хюгге», а в «Секретах датских родителей» несколько глав посвящено хюгге как способу вырастить самых счастливых в мире детей.
Во многих странах открываются хюгге-пекарни, хюгге-магазины, хюгге-кафе, где посетителям предлагают датскую выпечку. А в США даже появилась компания Hygge West, которая выпускает обои и ткани «в скандинавском стиле».
За последний год в Instagram опубликовано больше 3 млн изображений с хештегом hygge. И армия поклонников хюгге растет с каждым днем.
Датский феномен стал настолько популярен в мире, что Оксфордский словарь в 2016 году даже включил «hygge» в список номинантов на слово года.
Вот как в первой трети XXI века крепко люди захотели мира и спокойствия.
Конечно, не только датчане додумались до того, что лучше всего не сидеть в офисе за компьютером или чистить от снега тротуары, а побездельничать, укутавшись в теплый плед, у камина с бокалом вина. Разновидности хюгге присутствуют во многих странах у разных народностей. У одних они связаны с перерывами на отдых, у других – с бытом и личной жизнью.
Но именно датское слово «хюгге» потому и называют труднопереводимым, что оно не ограничивается «ощущением уюта», а имеет массу важных ассоциаций, которых нет в других иностранных словах. Хюгге дается только в ощущениях.
Так, у испанцев это сиеста. А у норвежцев и шведов это Fika, ежедневный перерыв, во время которого отдыхают за чашкой чая, кофе, какао.
Голландцы называют «нечто уютное, приятное или милое» gezelligheid. Если они вас приглашают в gezellig кафе, значит, вы попадете в атмосферу красивого интерьера с приглушенным светом и негромкой музыкой одинокого скрипача. В gezellig баре, как правило, заводят старый граммофон и подают подогретое вино. Если вы идете на собеседование и боитесь его провалить, то просите сопровождать вас gezellig друга. Очень похоже на хюгге, но не хюгге, потому что gezelligheid – явление несколько более социальное, чем душевное, более отчетливо направлено вовне, чем внутрь, чаще испытывается во время прогулок и посещений увеселительных заведений, чем дома.
Норвежцы приводят в пример свой «хюгге» – koselig. Означает в первую очередь приятную вечеринку в дружной компании за столом, уставленном яствами. Камин и свечи тоже приветствуются.
У канадцев слово «hominess» означает домашний уют, но в смысле «закрытости от внешнего мира» – «я в домике». То есть это понятие можно рассматривать и как желание спрятаться, как в ракушке, от проблем и забот, а можно – и как закрыться от всех в прочном жилище.
Немцы произносят слово «Gemütlichkeit», когда испытывают чувство удовлетворения, сидя в хорошей компании за вкусным угощением, чаще всего – немецких пивных на открытом воздухе.
Но все эти понятия объединяют с хюгге главное: желание уюта, тепла и близости. В общем-то, это базовые ценности человеческого существования.
Есть эта база и в России. Наш аналог «хюгге» – слово «уют». Только обидно: аналог есть, но уюта, а, соответственно, тепла и близости, нет. Ведь в последние годы Россия занимает только пятидесятые строчки в «рейтинге счастья».
Конечно, многие сразу могут возразить: и города с деревнями у нас не такие удобные и комфортабельные, как в Дании, и уходить с работы в четыре, как там, нереально, а ужин с друзьями готовить в девять вечера – дико. При свечах сидеть – потолки закоптишь. Камин в малогабаритной квартирке не поставишь. Телефон не отключишь – а вдруг шеф позвонит. Если полакомиться вкусным пирожным, то потом придется лишние кило сбрасывать. И как не спорить о политике, когда вокруг воровство, коррупция и растущие цены в магазинах?! Нам не до хюгге, лишь бы не было нам хЮдо! И масса других оправданий.
Но! Еще раз напомним, что жизнь одна, и прожить ее лучше по хюгге. Любить себя и людей, устраивать себе переменки, окружать себя мягкой расслабляющей атмосферой, полезной для здоровья и приятной для всех.
Давайте догонять соседей! И впустим в свою жизнь философию хюгге – сначала раз в месяц, потом по выходным, а уж потом – гарантируем – вам так понравится, что хюгге поселится в вашем доме навсегда.
Директор Института исследования счастья (Копенгаген) Майк Викинг даже составил «Манифест хюгге». Можете его распечатать и повесить на стену, чтобы напоминать себе о своем собственном счастье.