Конечно, причин для того, чтобы не любить small talk туча. Во-первых, иногда это может быть скукой смертной. Обсуждение таких банальных вещей, как планы на неделю, погоды или того, кто же одержал победу во вчерашнем матче (если только вы не фанат спорта) редко выливается в разговор о высоком. Многие американцы откровенно недолюбливают small talk просто потому что они вынуждены в этом участвовать. Это при том, что именно у них в стране это получило наибольшее распространение.
Во-вторых, для более стеснительных людей, которые предпочитают держаться особняком, это может превратиться в самую настоящую пытку. Они бы скорее с парашютом предпочли прыгнуть, чем попытаться вести непринужденную беседу с совершенно незнакомым человеком.
Ну и наконец, из-за нашего бешеного, иногда просто сводящего с ума ритма жизни и постоянной нехватки времени, что стало цениться больше всего? Правильно, продуктивность. Успеть как можно больше за короткий срок, сделать как можно больше полезного… В общем, постоянная беготня. И если вы будете искать совета по данному вопросу, то будете натыкаться примерно на одно и то же: «старайтесь не отвлекаться ни на что постороннее», «сфокусируйтесь на одной цели и прокладывайте путь к ее достижению» – да… это не то, что пустая болтовня рано утром у офисной микроволновки.
Как посмотришь на все минусы small talk, голова идет кругом! Начинаешь думать: а не лучше было бы просто запретить это раз и навсегда? Но не будем спешить, как это частенько принято, тут же на все накладывать вето, толком не разобравшись. Оцените для начала и положительные стороны. Их куда больше, чем отрицательных.
Прежде всего, small talk – отличный способ познакомиться с новыми людьми, обзавестись полезными контактами. Где вы при этом находитесь и что делаете – вообще не важно. Поразительно сколько интересных людей можно встретить в самых неожиданных местах: на парковке, у лифта или даже (не смейтесь) в очереди в туалет. Хотя последнее – скорее женское явление. И, наверное, самое важное – это отличный способ окунуться с головой в мир разговорного английского. Возможность пополнить свой языковой арсенал новыми словами и выражениями, а также научиться использовать их в правильном контексте. Здесь small talk – ваш главный помощник, навигатор, который заведет вас в самые неожиданные области. В учебниках вы найдете все что угодно, но только не то, что действительно необходимо. Они не научат вас разговорному английскому, тому самому, который вы можете услышать в сериале «Друзья» или «Теория большого взрыва» – тем самым, которым пользуются обычные люди, такие же как мы с вами. А ведь это наиболее живая часть языка.
Выучить язык – под силу любому. Просто нужна практика. И чем ее больше, тем легче вам будет. Поэтому смело ищем кого-нибудь с кем можно поболтать о том, о сем и не тушуемся, если с вами вдруг заговорит незнакомец.
И, разумеется, не обойдем вниманием сферу, в которой small talk имеет особое значение, а именно – деловую. Если вам по работе приходится контактировать с иностранными партнерами или если вы планируете работать за границей, будьте добры освоить этот, на первый взгляд, танец с бубном. Потому что, к примеру, в США умение находить общий язык с коллегами является навыком чуть ли не первой необходимости. Для тех, кто любит быть последовательным, ловите четыре причины «за».
Почему люди стали доминировать на Земле? Вовсе не потому что очаровашки. И не только благодаря своей мозговитости, но и умению объединяться в группы, преследуя схожие цели, а также умению сосуществовать друг с другом. Последнее, правда, спорная вещь, учитывая то, сколько всего нехорошего в мире происходит. Или количество скандалов, доходящих до драк в общественных местах.
Почему объединяясь в своего рода племена, люди начинают работать столь эффективно? Не потому что у сотрудников офиса есть своя драгоценная тумбочка у стола или доступ к групповому чату компании. Поверьте, все это недостаточный мотиватор. Вряд ли человек будет гореть желанием помочь коллеге просто потому что они сидят за соседними столами, как в школе или институте, или потому что начальник приказал. Нет, маловато будет, товарищи.
К этому может подтолкнуть только ощущение того, что ты неотъемлемая часть какой-либо группы, команды и вместе вы делаете общее дело. А что способствует этому? Вот именно! Налаживание контактов. Короткие разговоры на темы, не связанные с работой – та самая волшебная палочка-выручалочка.
Чтобы ваша беседа прошла пятибально, сначала нужно понять, чем же человек живет, чем интересуется, какой информацией располагает. Что-то ему уже может быть известно, а о чем-то он даже не подозревал и услышал впервые от вас. Например, вы рассказываете коллеге: «Sandra was promoted yesterday – Сандру вчера повысили». И тут можно догадаться, что ваш собеседник в курсе кто такая Сандра (и какое именно повышение она получила), но он вполне мог не знать, что она получила его именно вчера.
Обязательно нужно найти точки соприкосновения, общий язык, тему, которую вы оба можете обсудить. Причем не важно, что именно вы обсуждаете, подойдет все: общие интересы, занятия, рабочие моменты, люди, с которыми вы оба знакомы. Станьте своего рода частным сыщиком, выработайте внимание к деталям. Собеседник рассказывает вам о крутейшей выставке старинных машин, на которой он побывал – ага, значит машины его тема. Выслушали длинный рассказ о концерте рок-группы со всеми сочными подробностями? Делайте соответствующий вывод. Люди сами дают вам всю необходимую инфу о себе. Так пользуйтесь этим.
Примеры:
“You ran the New York marathon too? Which year?” (Ты тоже участвовал в Нью Йоркском марафоне? В каком году?)
“I’ve been on Evanescence concert last week. That was something! Those new songs really were spot-on[2]!” (На прошлой неделе я был на концерте Evanescence. Это было нечто! Новые песни – просто блеск!)
“Have you seen the latest Netflix sci-fi tv-series? Did you like it?”(Ты видел новый научно-фантастический сериал от Netflix? Тебе понравилось?)
Часто ли так бывает: компания запускает новый крутой проект, работа над которым позволила бы вам блеснуть всеми гранями своего непревзойденного таланта, а вы в очередной раз оказываетесь в пролете? И обидно, и не понятно, почему вы в очередной раз не вошли в команду, которая над ним работает. Так знайте же, будете ли вы работать над тем или иным проектом частично зависит от того, подумает ли о вас человек, когда будет собирать команду. Вот так просто. Люди как правило тянутся не только к тем, кто работает эффективно, но и к тем, с кем работать ненапряжно и приятно. А значит, господа, в ваших же интересах представить себя ярким и интересным человеком. Давайте только обойдемся без павлиньих перьев. Прокачивайте навык ведения беседы. Ведь в итоге это повысит шансы того, что именно ваш образ останется в памяти человека и, собирая очередную команду для работы над проектом, подумают именно о вас. И не забываем знаменитое высказывание, смысл которого: сначала ты работаешь на репутацию, а потом она на тебя. Все как в жизни.