Орест Адамович Кипренский Художник, создатель портрета А.С. Пушкина 1782–1836 гг

Усадьба Нежинское Ораниенбаумского уезда под Петербургом. Рыжая дворовая девка вышла на крыльцо дома и громко позвала:

– Орест! Орест! Барин кличут к себе!

Мальчик лет шести, в коротких серых штанах и белой рубахе навыпуск, сидел на корточках и что-то выводил острым прутом на земле.

– Орест! – снова позвала девушка. – Всё рисуешь? Поторопись, не гневи барина!

Ребёнок отбросил в сторону импровизированный карандаш, переступил через «недописанное полотно» и неохотно поплёлся в дом. Разве ты волен сам принимать решения, если отчим твой, Адам Швальбе, – крепостной, и мать твоя, Анна Гаврилова, – крепостная и сам ты тоже принадлежишь барину Алексею Дьяконову?



Мальчик вошёл в дом, когда барин заканчивал трапезу и приступал к чаю. Большое плоское блюдо с румяными пирогами красовалось в центре стола, и аппетитный дух выпечки витал в комнате. Орест сглотнул слюну и поклонился барину.

– Входи, – кивнул Алексей, – что такой чумазый? Отвыкай ходить как зря. Определяю тебя нынче в Воспитательное училище при Академии художеств в Петербург. Будешь рисовать настоящими красками по холсту.

Отъезд назначили через три дня. Свинцовое небо опустилось так низко, что казалось, видно, где оно касается земли. Порывистый ветер пробирал до костей. Орест дрожал, прижавшись к матери. Женщина обняла сына и успокаивающе поглаживала его по спине. В её глазах сияла надежда. Хозяин дал вольную Оресту, его ждёт совсем другая жизнь.

– У каждого из вас своя история. Но помните: вы свободные люди. Не может быть художника-раба. Вы пришли учиться в академию не для получения ремесла на личную потребу, но во имя служения искусству и Отечеству.

В академии мальчик без принуждения выполнял все задания, рисовал он с удовольствием. Его дар сразу заметили учителя, а работы неоднократно отмечали медалями. Девять лет в Воспитательном училище академии пролетели как один день.

Юношу определили в класс исторической живописи, где занимались самые талантливые ученики. Русский выдающийся живописец Григорий Иванович Угрюмов и не менее заслуженный француз Габриэль-Франсуа Дуайен делились со студентами тайнами мастерства.

Итогом обучения Ореста Кипренского на курсе стала картина «Дмитрий Донской на Куликовом поле», написанная в 1805 году. Большая золотая медаль и оплачиваемая поездка для дальнейшего обучения в Европе обещали молодому художнику блестящее будущее. Однако из-за Наполеоновских войн поездку пришлось отложить. Художник остался в академии ещё на несколько лет.

Так родился портрет А. К. Швальбе, человека, которого Орест считал отцом. Владение сложной техникой и мастерство позволили Кипренскому создать шедевр. Орест Адамович любил этот портрет, дорожил им и даже дважды возил с собой за границу. Позже, в 1830 году, на выставке иностранные мастера приняли картину Кипренского за работу Рубенса.


«При виде творений гениев, рождается смелость, которая в одно мгновение заменяет несколько лет опытности».

В 1809 году Орест Кипренский перебрался в Москву и продолжил активно работать. Появилась целая плеяда прекрасных картин, самые значимые из них – портреты Екатерины Ростопчиной, Евграфа Давыдова, Алексея Томилова, Петра Оленина. Художник передал своё видение современников, патриотический дух того времени.

В 1816 году исполнилась мечта Ореста Кипренского: наконец снова стали возможны творческие поездки в Европу. Уже через год из Рима он прислал первую свою картину – «Молодой садовник». Объём и реалистичность картины до мельчайших деталей восхитили зрителей.

В Италии художник также получил заслуженное признание. Даже галерея Уффици во Флоренции заказала мастеру автопортрет, что было великой честью для любого художника.

Одна из известных картин «итальянского» цикла – «Девочка в маковом венке, с гвоздикой в руке (Мариучча)» – сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве. На ней изображена десятилетняя Анна-Мария. Интересна история создания шедевра: желая заработать немного денег, нищенка привела дочь позировать для новой картины Кипренского. Мастера тронула бедность, в которой жила малышка, и он оставил девочку у себя и заботился о ней как отец. Возвращаясь в Россию, он оплатил содержание и обучение девочки в пансионе при монастыре.

Встреча с Родиной оказалась нерадостной. Все труды Кипренского, посланные из Италии и Парижа, сильно задерживались, и художник не мог оправдать своё длительное пребывание в Европе. Общество от него отвернулось, считая обманщиком.

Ореста Кипренского поддержал известный благотворитель Дмитрий Николаевич Шереметев, предоставив свою мастерскую и сделав первые заказы.

Спустя время Антон Антонович Дельвиг заказал у мастера портрет своего друга – Александра Сергеевича Пушкина, которым впоследствии восхищался и отец поэта. Сам же Александр Сергеевич позже написал стихотворение «Кипренскому».


«Себя как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит».

Александр Пушкин о своём портрете в стихотворении «Кипренскому»

В 1828 году Орест Кипренский вернулся в Италию, где с большим трудом отыскал свою воспитанницу. Анна-Мария за годы разлуки превратилась в прекрасную женщину. Встреча потрясла обоих, и художник сделал ей предложение.

Умер Орест Адамович в 1836 году от воспаления лёгких, оставив в наследие великолепные картины, обогатившие русское искусство.


Загрузка...