– Опульс – Художник. Понимаете, это моя основная профессия, это мое призвание. А все остальное – штурман, вертолет – это дополнение к призванию. Как говорят на Востоке – нужно видеть главное. Для меня главное – это художественное творчество. Пускай это будет живопись, скульптура, декоративные вещи, но главное – воплощение художественным языком.
– Мне не жалко расставаться с творениями, если картины идут в надежные, хорошие руки, как котята. Если люди покупают мои картины не для того, чтобы перепродавать, а для себя, для души. Таких людей много, которые хотели бы иметь мои картины, но, в основном, у них нет возможностей покупать картины. Поэтому часто картины висят много лет не оплачены. Например, есть картина с тигром, которая живет у одной поклонницы пока просто так. И мне не жалко было давать этого тигра, потому что она любит его. Лучше пусть он будет жить у нее, чем неизвестно где. Хотелось бы, чтобы мои картины жили в тех домах, где их любят.
– Активно выставляться я начал с помощью жены с 2009 года, до этого у меня был перерыв почти десять лет. Я был занят духовным деланием, пребывал в «ограде церкви». Поэтому у меня была возможность продвинуться от гордости и страха в другую сторону. Для меня важно знать, что люди видят мои картины, чувствуют то, что я хочу им передать. На свою персональную выставку – первую после долгого перерыва (культурный фестиваль «ДУХ-QUEST» в октябре 2010 г.) я приходил с радостью, что у меня вышло, что люди видят мои картины, и они людей вдохновляют. Эта радость за картины, что они освобождаются, выходят к людям.
– На 12-м Международном Репинском пленэре, в котором я принимал участие летом 2011 года, как раз обсуждали за круглым столом этот вопрос. К единому мнению, мы, конечно, не пришли. Именно там, на пленэре я четко осознал, насколько важно писать именно то, что близко тебе внутренне.
Мой пример с пленэра такой – нас вывозили на натуру за город, там, где течет река, есть вода. В самом городе Чугуеве река не проходит.
– У меня во всех этюдах присутствует вода. Вода, водная стихия в природе для меня очень важна, другие участники пленэра не писали воду, выбирали другие мотивы – дорогу, лес, поляну, освещенную солнцем.
Вода всегда привлекала меня своей неповторимостью, необычностью. Смотришь в одну сторону на реку – вода одна, повернешь голову – другая, невероятно красива.
– Художником надо родиться. Ремеслу можно научиться, но не быть художником. Хороших ремесленников очень много было и есть. Они не стали художниками, хотя они большие мастера в ремесле. Настоящий художник имеет свое вИдение Красоты. И по-своему выражение ее. Хочу подчеркнуть, что это должно быть видение именно красоты.
– Художник – призвание от Бога. Музыка, как передача, а живопись – это импульсы. Индивидуальность сохраняется тогда, когда есть устремление к Богу. Как будто записываешь Божьи сигналы. Если хобби совпадает с профессией, рождается искусство. Если занимаешься не любимым делом, то разрываются все связи вокруг.
– Фотография станет искусством, если фотограф сможет поймать мгновение. Мне нравятся черно-белые фотографии, в них больше ритма, воздушности, перспективы, поэтому их можно превратить в живопись.
– Когда художник берет образ из головы, получается более выразительно. Своего рода сказка. У каждого сказка своя, у каждого художника свое видение красоты. Иногда мне сюжеты приходят во сне. Стихотворения «случаются», и живопись тоже «случается». Одну из своих работ, «Двор моего детства» я создавал на протяжении 25 лет, с каждым годом добавляя новые и новые детали. Живопись, как хорошее вино, должна настояться.
– Злой и равндоушный человек не может быть художником, потому что художник он уже неравнодушен к тому, что он делает. Он может играть роль художника, делать мизансцену, включать театр. Удобно и приятно играть эту роль на публике, показывать себя. А картины не получаются в этом случае, получаются декорации. Один театр, а не художественность.
– Различать художника и человека я научился недавно, важно именно различать профессионала и личность, порядочность. Раньше я думал, что если художник супергениальный, то и человек хороший, но это оказалось далеко не так.
– В живописи финал? Живопись в этом смысле как космос, бесконечна. Художники по двадцать, десять, восемь лет писали картины, и они оставались недоделанными… В живописи – не в литературе, где можно поставить точку и положить в стол. В живописи процесс завершения может быть очень долгим. Невозможно точно предсказать, когда работа будет закончена. Да, я прекращаю работу над картиной, потому что потемнело, например…
– Сознательное решение о том, что картина закончена «я сделал», у меня не появляется. Появляется только на следующий день или через некоторое время решение, что «пожалуй, пусть остается так». Таким образом, завершенными картины становятся, когда останавливаешься, чтобы не навредить, от противного, так сказать.*
________
* Примечание Натальи Булгаковой: Сергей Опульс мог несколько раз переписать работу полностью, при этом получались совершенно разные произведения, с разной эмоциональностью, энергетикой и цветовой палитрой.
Например, это видно на трех вариантах картины «После дождя на Коневской косе» (холст на картоне, масло, 50х50), которые удалось зафиксировать. К сожалению, не всегда было возможно уследить за маэстро, который вносил изменения в свои работы совершенно непредсказуемо.
2010 год
2014 год
2017 год
– Самое главное человеческое качество для художника – терпение, устремленность к цели, стремление добиться желаемого в картине, во что бы то ни стало.
Художник должен быть цельным человеком, заниматься только одним, не дробиться, не разбрасываться, а собираться в одно. Для любого художника очень важно такое качество, как «поставленный глаз», этого нельзя добиться сразу, для постановки глаза нужно годами трудиться.
В результате художник может воспринимать цельно, профессионально, при написании картины он уберет лишнее, что-то обобщит, что-то выделит, усилит и т.д. За счет этого форма получается более выпуклой объемной.
– Цельное восприятие важно для художника, широкое восприятие, не вышивание мелочевки. Важно, когда художник видит большую форму, оперирует большой формой, и только чуть-чуть подправляет детали. Очень важно, когда человек может увидеть картину в эскизах в формате, представить ее в голове полностью и целиком.
– Необходимо, чтобы у художника было три Т – терпение, талант и труд. Если есть сочетание этих трех факторов, то получается произведение. Должно быть терпение, очень большая работоспособность и дар Божий.
– Сейчас трудно говорить, что есть мой вклад в искусство, а что не вклад. Это может определить только время. При этом масштаб человеческой жизни считается за мгновение.
При жизни Ван Гога его живопись никто не покупал кроме его брата Тео, а прошло время, и его картины продаются за многие миллионы долларов. Ван Гог был цельным, одержимым человеком, он занимался только живописью. Он не бегал по лавкам, не портил руку на лавке, потому что брат обеспечивал его всем, а он только писал. Он писал цельно, именно как говорило ему его художественное восприятие, именно поэтому он остался великим художником 20 века. Ван Гога признали за гения только через 30 лет после его смерти.
Такое происходит с художником, если ему близкие помогают, его мастерство приходит с годами. Но при этом он не занимается лавкой или копированием лубка, а пишет то, что его волнует, тревожит, будоражит.
– Я хочу языком живописи выразить свое восприятие мира, общее мое понимание человеческого фактора выразить в картинах, чтобы они читались как знак.
– Если мы возьмем больших художников двадцатого века, то у каждого художника есть знаковая работа, которая остается в истории человечества.
Знаковыми художниками они стали уже после смерти, а при жизни они были простыми людьми, как все, ходили по тем же улицам, пили ту же воду, ели тот же хлеб, смотрели на то же небо.
– Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины (Ницше) Для меня это трудно выразить словами, поэтому я и пишу картины, а не книги, это трудно объяснить словами, живопись – это визуальное восприятие. 90 процентов восприятия окружающего мира идет через глаза, мне живопись дает радость жизни.
– Сейчас очень модно искусство гламура, которое диктует правящий класс, но наряду с этим также популярно искусство русской академической школы, передвижников.
– Однако, если говорить о векторе будущего – то пришло время инсталляции, время панорамной живописи (вспомните, например, Бородино, панорама Севастополя). Панорамная живопись вместе с инсталляцией – последний ход в искусстве, за которым будущее.
– Творческая деятельность художников изменить общественные и экономические отношения, например, Герника Пикассо, которая прозвучала против фашизма.
– Мало кто среди художников может написать зайчики так, чтобы было жарко, чтобы почувствовать солнечный жар. Когда вешают такую картину в северных городах, в пасмурных краях с суровым климатом – появляется солнце в интерьерах, которого так не хватает.
Зайчиков писал и Брюллов, но они не получались никогда, получалась декорация, потому что он не учился этому. Зайчики нужно писать натурно, жить в солнечной стране и писать на свету. Почему они получаются у меня – я писал с натуры. Все картины с солнечными зайчиками моими немедленно находили своего владельца.