Борьба Ярослава со Святополком продолжалась несколько лет, причем Святополк пользовался помощью своего тестя – польского короля Болеслава Храброго, который был сам не прочь захватить Киев. Лишь в 1019 г. Ярослав разбил Святополка в битве при Альте. Прямо на месте битвы Святополка (вероятно, от страшного нервного потрясения) разбил паралич, и вскоре он умер, и из могилы его, с удовлетворением отмечал беспощадный к Святополку летописец, «исходит смрад ужасен». Но едва Ярослав, как сказано в летописи, «утер пот с дружиною своею, показав победу и труд велик», как войной на него пошел другой его брат – Мстислав Удалой из Тмутаракани. В отличие от хромого и тщедушного Ярослава, Мстислав славился силой, был «могуч телом, красив лицом, с большими глазами, храбр на ратях». Ярослав вновь бежал в Новгород и опять, как в прежние годы, стал набирать в Скандинавии дружину. Впрочем, победив Ярослава, Мстислав не сел на киевский престол, а предложил Ярославу разделить владения: земли по левому берегу Днепра оставить ему, Мстиславу, а правобережье отдать Ярославу. Ярослав согласился. Так на Руси появилось два правителя – Ярослав и Мстислав Владимировичи, и наступил наконец мир. В летописи появилась редчайшая в неспокойной русской истории запись: «В год 6537 (1029 г. – Е. А.) мирно было». Двоевластие сохранялось десять лет. Когда в 1036 г. Мстислав умер, Ярослав стал править уже всей Русью. Ярослав известен в истории как книжник. Недаром его назвали «Мудрым», т. е. ученым, умным, образованным. Этот болезненный, хромой от рождения человек любил и собирал книги, которые для него монахи переводили с греческого на славянский язык и переписывали в особой мастерской. Летописец с уважением писал о нем как о правителе, который читал книги «часто и ночью, и днем». При нем Русь впервые вышла на международную арену. Русь Ярослава с Европой связывали не только торговые, культурные отношения, но и родственные узы правителей. Сам Ярослав женился на Ингигерде, дочери шведского короля Олафа, своего сына Всеволода он женил на Марии – дочери византийского императора Константина Мономаха, сына Изяслава – на Гертруде, дочери польского короля, сын Святослав стал мужем Оды – дочери германского графа. Три дочери Ярослава вышли замуж за европейских монархов. Елизавета была выдана за короля Норвегии и Дании, Анастасия – за венгерского герцога Андрея, который с помощью Ярослава занял королевский престол, а после гибели мужа правила Венгрией. Больше других известна Анна Ярославна, ставшая французской королевой в 1051 г., выйдя замуж за Генриха I. После смерти мужа в 1060 г. она стала регентшей Франции при семилетнем сыне Филиппе I.
Князь Ярослав много строил. При нем на новых каменных воротах Киева засияли золотые купола надвратных церквей. Ярослав возвел город на Волге, получивший его имя (Ярославль), а также основал город Юрьев в Прибалтике (имя Ярослава при крещении – Юрий), ныне Тарту. Главный храм Древней Руси – Софийский собор в Киеве – был заложен Ярославом в 1037 г. Его возводили греческие мастера, он был огромен, имел 13 куполов, галереи, украшен богатыми фресками и мозаиками. Удивление людей вызывали мозаичный пол с узорами, мраморный алтарь. Среди великолепных византийских мозаик Софийского собора до сих пор в алтаре сохранилась знаменитая икона «Нерушимая стена», или «Оранта», – молящаяся Богоматерь с поднятыми руками. Набожный Ярослав строил храмы не только в Киеве, но и в других городах. При нем учредили новые епархии, избрали первого митрополита, русского родом. Его звали Илларион. Он создал «Слово о законе и благодати» – одно из первых русских публицистических произведений. В 1051 г. Илларион на месте первого поселения монахов в небольших пещерах на лесистом склоне горы над Днепром основал Печерский монастырь (будущая Киево-Печерская лавра). При Ярославе появился и первый писаный закон – «Русская правда», или «Древнейшая правда», – свод первых русских установлений, изложенных на пергаменте. В нем учтены судебные обычаи и традиции Руси – так называемый «закон Русский», которым руководствовался князь при разборе судебных дел. Этим законом просвещенный князь ограничил кровную месть, заменив ее штрафом (вирой). «Русская правда» на многие столетия стала основой законодательства, заложила фундамент русского права.
Это разделение («Великий раскол») единой прежде церкви на православную (Константинопольскую) на Востоке и римско-католическую на Западе готовилось давно, было обусловлено целым комплексом разногласий, как обрядовых, догматических, так и ментальных, усилившихся со временем между двумя частями христианства, исповедуемого в различных условиях и разными народами. Официальное начало расколу положила миссия римских легатов во главе с кардиналом Гумбертом, посланных в Константинополь папой Львом IX. Гумберт не сумел договориться по ряду спорных догматических вопросов с патриархом Михаилом Керулларием и 16 июля 1054 г. в храме Святой Софии объявил о низложении патриарха с престола и его отлучении от церкви. Это было оформлено в отлучительной грамоте, где было высказано главное обвинение: «Константинопольская Церковь не признает Святую Римскую Церковь первой апостольской кафедрой, которой, как главе, принадлежит попечение о всех Церквах».
После смерти Ярослава, как и раньше, после кончины его отца Владимира, на Руси воцарились раздоры и усобицы. Как писал H. M. Карамзин, «древняя Россия погребла с Ярославом свое могущество и благоденствие». Но это произошло не сразу. Из пятерых сыновей Ярослава самые крупные владения достались троим старшим: Изяславу (Киев и Новгород), Святославу (Чернигов и Муромо-Рязанская земля) и Всеволоду (Переяславль и Ростово-Суздальская земля). Умирая, Ярослав утвердил порядок престолонаследия, по которому власть переходит от старшего брата к младшему. Поначалу дети Ярослава так и поступили: престол (его называли златостол) достался старшему из них Изяславу Ярославичу, а остальные ему подчинились. Так они дружно прожили целых пятнадцать лет, вместе даже дополнили «Правду Ярослава» новыми статьями, уделив главное внимание повышению штрафов за покушение на княжескую собственность. Так появилась «Правда Ярославичей».
Но в 1068 г. мир был нарушен. Ярославичи потерпели тяжкое поражение от половцев, недовольные ими киевляне изгнали из города Изяслава и его брата Всеволода, разграбили княжеский дворец и объявили правителем выпущенного из киевской тюрьмы полоцкого князя Всеслава – его во время похода на Полоцк схватили и привезли как пленника в Киев Ярославичи. Изгнанный из Киева князь Изяслав бежал в Польшу с княжескими богатствами, но вскоре появился у стен Киева с наемным польским войском и быстро вернул себе власть. Всеслав же, не оказав сопротивления, бежал домой, в Полоцк. После этого началась борьба уже внутри клана Ярославичей, забывших заповеди своего отца. Младшие братья Святослав и Всеволод свергли старшего Изяслава, который вновь бежал в Польшу, а потом в Германию, где никак не мог найти помощи. Великим князем в 1073 г. стал средний брат Святослав Ярославич. Но век его оказался недолог. Деятельный и агрессивный, он много воевал, имел безмерные амбиции, а умер от ножа хирурга-неудачника, который в 1076 г. пытался вырезать у князя какую-то опухоль. Пришедший после него к власти младший брат Всеволод Ярославич, женатый на дочери византийского императора, был человеком богобоязненным и кротким. Он тоже правил недолго и простодушно уступил трон вернувшемуся из Германии Изяславу. Но уже в 1078 г., сражаясь на Нежатиной Ниве под Черниговом с племянником, сыном Святослава Олегом, который сам хотел занять трон отца, князь Изяслав получил смертельный удар копьем в спину. Летописец сообщает нам, что Изяслав был мужчина видный, с приятным лицом, имел довольно тихий нрав, был мягкосердечен. Первым его делом на киевском столе стала отмена смертной казни, замененной вирой – денежным штрафом. С его гибелью киевский престол вновь отошел к младшему сыну Ярослава Всеволоду, который правил до 1093 г. Образованный человек, великий князь владел пятью языками, но страной управлял плохо, не сумел справиться ни с половцами, ни с голодом, ни с мором, опустошившим Киев и окрестные земли. На великолепном киевском столе он остался скромным удельным князем Переяславским, каким его сделал в юности великий отец Ярослав Мудрый. Не удавалось ему навести порядок и в собственной семье. Подросшие сыновья его родных и двоюродных братьев отчаянно ссорились из-за власти, непрерывно воевали друг с другом из-за земель. Для них слово дяди – Всеволода Ярославича – ничего не значило. Войны, интриги и убийства стали обычными в княжеской среде. Единственной надеждой князя Всеволода оставался его любимый сын Владимир Мономах.
В середине XI в. Сицилия находилась под властью соперничавших между собой арабских эмиров. В их борьбу в 1056 г. ввязались норманнский граф Роберт Отвиль по прозвищу Гвискар («Хитрец») и его брат Рожер. Они вместе с другими молодыми норманнами уехали из Нормандии для защиты христианства в Южной Италии от сарацин, но больше всего их привлекали тамошние богатства и возможность «руку правую потешить». В 1060–1061 гг. братьям удалось зацепиться в Сицилии, взяв Мессину. В 1072 г. совместными действиями с суши и моря они захватили крепость Палермо и подчинили себе этот богатейший город с пышными арабскими кварталами. Со временем Роберт стал герцогом Апулии и Калабрии, а Рожер продолжал завоевание Сицилии. Затем последовала его десятилетняя война с эмиром Сиракуз. В 1085 г. Рожер построил большой флот и взял Сиракузы. После падения этой арабской столицы завоевание Сицилии пошло быстрее, и к 1091 г. «Великий граф» Рожер стал правителем Сицилии. В 1101 г. он умер, а его сын и преемник Рожер II в ИЗО г. основал Сицилийское королевство, в которое входили также земли Апулии и Калабрии и в котором его потомки правили до 1194 г.
Это важнейшее событие в истории Европы произошло благодаря действиям герцога Нормандии Вильгельма II Завоевателя – выдающегося правителя и полководца. Став в 1035 г. герцогом в семилетнем возрасте, он, взрослея, учился управлять Нормандией. Вильгельм сумел совладать с буйными баронами, усилил свою власть, укрепил границы страны, умелой внешней политикой предотвратил поглощение Нормандии ее соседями – словом, создал сильное государство. Герцог был человеком подозрительным, скрытным, деспотичным, но умным и дальновидным. У Вильгельма были тесные связи с королем Англии Эдуардом Исповедником, который был его дальним родственником и к тому же до 25-летнего возраста жил при нормандском дворе вместе с изгнанным датчанами из Англии королем Этельредом П. Эдуард Исповедник правил в Англии с 1042 г. до своей смерти в 1066 г., опираясь на выходцев из Нормандии, которым жаловал земли.
Умирая 5 января 1066 г. бездетным, Эдуард завещал престол Вильгельму (так гласит нормандская версия событий). Однако датско-английская знать избрала на престол брата жены Эдуарда, могущественного вельможу Гарольда Годвинсона, ставшего королем Гарольдом I. Вильгельм отказался признать Гарольда королем и объявил о своих правах на английский престол. Вильгельму оказал поддержку папа римский, к тому же репутация герцога была в Европе так высока, что как только он начал готовиться к походу против Гарольда, к нему устремились рыцари со всех соседних владений. Для десанта своей 7-тысячной армии Вильгельм приготовил огромное количество судов. 27 сентября 1066 г. армия двинулась через Ла-Манш и утром следующего дня высадилась на английском побережье у города Певенси, а затем перешла к Гастингсу, где окопалась в ожидании подхода Гарольда. А он в это время был в Йорке, где отбивал нападение норвежских викингов. Узнав о высадке Вильгельма, Гарольд поспешил на юг, рассчитывая с ходу разбить нормандцев. Но этого не получилось – утром 14 октября нормандские войска атаковали и разгромили англосаксов, при этом король Гарольд был убит. Вильгельм двинулся к Лондону и осадой овладел городом. Английская знать признала Вильгельма, и 25 декабря 1066 г. он был коронован в строящемся Вестминстерском аббатстве. Новый король был оккупантом, так что принялся повсюду возводить каменные замки – опорные пункты (таким замком является и лондонский Тауэр 1079 г. постройки), он конфисковывал земли англо-датской знати, передавал их северофранцузским рыцарям. В 1069 г. Вильгельм провел операцию «Опустошение Севера», разорив дотла североанглийские графства – оплот старой знати, причем уничтожал не только баронов, но и простолюдинов. Высшие должности в государстве и в церкви при нем заняли выходцы из Нормандии. Огнем и мечом Вильгельм создал в Англии сильное единое королевство, утвердил в нем законы, провел в 1086 г. перепись земельных владений, учредил систему управления, новую армию и флот. В 1086 г. он принудил всех рыцарей и баронов Англии принести ему как высшему сеньору клятву верности. С тех пор в Англии верность рыцаря своему сеньору не могла вступать в противоречие с его присягой королю. Правда, вся английская знать говорила по-французски, а английский язык еще три столетия считался «деревенским». Король Вильгельм не мог все время сидеть в Англии, ему часто приходилось уезжать на континент и воевать там с соседями. Вильгельм прожил 60 лет, а погубила его полнота – его конь упал, и высокий рожок седла повредил большое брюхо короля, началось заражение крови – и 9 сентября 1087 г. Вильгельм скончался в монастыре Сен-Жерве близ Руана. Покойного перевезли в Кан, в церковь Святого Стефана, где раздувшееся тело великого завоевателя с трудом запихнули в саркофаг. Во время Великой Французской революции комиссары вскрыли и разорили гробницу Вильгельма, и теперь там лежит только одна берцовая кость короля.
Правление Изяслава и Всеволода, распри их родственников происходили в то время, когда впервые из степей пришел новый враг – половцы, или кипчаки. Эти тюркские кочевые племена в начале XI в. пришли из Заволжья в степи Причерноморья, изгнали печенегов и захватили все пространство Великой степи, которая стала называться Половецкой степью. В 1068 г. в ночном сражении на реке Альте близ Переяславля они разбили русские полки и принялись дерзко грабить русские земли. С тех пор не проходило и года без половецких набегов. Их орды доходили до Киева, половцы сожгли знаменитый княжеский дворец в Берестове. Враждующие друг с другом русские князья ради власти и богатых уделов вступали в соглашения с половцами и приводили их орды на Русь. Особенно трагичным оказался июль 1093 г., когда половцы на берегу речки Стугны разбили объединенную дружину русских князей, которые, увы, действовали недружно. Поражение было страшным: вся Стугна была забита трупами русских воинов, а поле боя дымилось от крови павших. В тот же год хан Боняк чуть было не захватил Киев, разорив его неприкосновенную раньше святыню – Киево-Печерский монастырь.
В этом акте, гарантировавшем привилегии городов, получила свое развитие Коммунальная революция. Она началась еще в X в. в городах Средиземноморья (Италия) и распространилась вначале по Рейну, затем на юге Франции, а потом и в других ее частях и охватила всю Европу к первой половине XIII в. Суть революции – в освобождении городских коммун от власти феодалов, причем часто города находили поддержку у королей. Итогом борьбы стало подписание коммунальных хартий, в которых определялись взаимоотношения коммуны и сеньора. В городах коммуна получала законодательную, судебную и налоговую власть. Символами коммуны стали ратуша, колокол, печать, возникли коммунальные праздники, складывался менталитет свободного человека и гражданина. Горожане стали участвовать в собраниях чинов, в Генеральных Штатах королевств в качестве третьего сословия (после дворян и церковников) и постепенно вошли в противоречие с государственными привилегированными чинами. Их борьба длилась веками, пока не вылилась в буржуазные революции.
Часть городов, особенно в Италии и Германии, пошла дальше получения самоуправления и гражданских прав: они добивались политической независимости и становились субъектами международного права.
Это массовое движение рыцарей и простолюдинов на Восток преследовало благую цель – помочь ослабевшей в борьбе с турками Византии, а также освободить Иерусалим и Святую землю – колыбель христианства – от мусульман. Общество было взбудоражено страшными слухами о зверствах мусульман в отношении палестинских христиан и о расправах с паломниками. Римский папа Урбан II, к которому обратился за помощью византийский император Алексей I, буллой 1095 г. освятил этот поход, священную войну. Первыми выступили на Восток во главе с амьенским монахом, страстным проповедником Петром Пустынником огромные стихийные толпы простолюдинов (ок. 50 тыс. человек вместе с женщинами, детьми и стариками). Почти все участники этого «похода нищих» погибли в пути от рук болгар, венгров, византийцев и под конец были истреблены турками.
Двинувшиеся в мае 1096 г. германские участники крестового похода начали с того, что принялись вырезать еврейское население городов в долине Рейна. В августе 1096 г. в поход пошли рыцари разных стран Европы под водительством могущественных знатных вождей, которые непрерывно спорили между собой о первенстве (среди вождей похода был младший сын французской королевы Анны Ярославны Гуго Вермандуа). Уже в Малой Азии от крестоносцев отделился Балдуин Булонский, который в 1098 г. занял Эдессу, убив ее христианского правителя Тороса и основав первое крестоносное государство – Эдесское графство. Основная армия крестоносцев заняла осенью 1097 г. Антиохию, а в июле 1099 г. завоевала Иерусалим. После этого были основаны Иерусалимское королевство и другие христианские государства, которые объединились под названием Латинского Востока (Эдесское графство, княжество Антиохия и др.).
Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу Туровскому, то есть сыну своего дяди Изяслава. Это решение все одобрили – тогда было принято передавать власть «горизонтально», от старшего брата к младшему, а не «вертикально», от отца к сыну. Мономах с этим считался, хотя отношения со Святополком Изяславичем у него сложились тяжелые. Став киевским князем и испытывая постоянную угрозу из степей, Святополк пытался вести гибкую политику – он женился на дочери половецкого князя Тугоркана, не только воевал с половцами, но и стремился договориться с ними. По этому пути шли потом и другие русские князья, особенно те, что жили в пограничных с половцами княжествах и опасались их набегов или мечтали с помощью половецкой силы захватить побольше земель, а то и сесть на киевский стол. Видя постоянное «нелюбье» и раздоры князей, Владимир Мономах предложил всем им собраться вместе, обсудить взаимные претензии и покончить с распрями. Все согласились, и в 1097 г. на берегу Днепра, неподалеку от княжеского замка Любеч, на расстеленном в поле ковре – т. е. на нейтральной территории – русские князья из рода Ярослава встретились, поделили между собой земли и торжественно целовали крест в соблюдение этого договора: «Да будет земля Русская общим… отечеством, а кто восстанет на брата, на того мы все восстанем». После того как они мирно расстались, произошло злодейство: князь Святополк схватил князя Василько и ослепил его. Расправа с одним из близких родственников сразу же после мирной семейной встречи у Любеча возмутила всех князей, и между ними вновь воцарились недоверие и злоба. В 1100 г. удалось вновь собрать в Уветичах съезд князей для новой попытки примирения, и на следующий год соединенные силы князей отправились в крестовый поход на половцев.
Поход 1111 г. был не первым. Русские полки еще весной 1103 г. ходили в степь на половцев. Тогда поход удался, и близ урочища Сутень, неподалеку от Азовского побережья, войско 20 половецких ханов было разбито. Но поход 1111 г. был особым. К этому времени из Иерусалима вернулся игумен Даниил, свидетель борьбы крестоносцев с мусульманами и участник похода короля Болдуина в Сирию. Идея освобождения святых мест от «неверных» воодушевила людей и на Руси. Даниил был идеологом этого крестоносного похода на половцев и сопровождал князей вместе с большим числом священников, шедших впереди русского войска. В сражении 27 марта на Дону войска половцев были разбиты. Сражались ожесточенно, пленных не брали. Но искоренить полностью хозяев Половецкой степи русским князьям не удалось, как, впрочем, это не удалось сделать крестоносцам в Палестине с арабами. Однако поход 1111 г., весть о котором дошла до Европы, воспринимался как часть наступления христианского Запада на мусульманский Восток.
Летописи в Киеве начали писать еще во времена Ольги и Святослава. При Ярославе Мудром в 1037–1039 гг. центром работы хронистов-монахов стал Софийский собор. Монахи брали старые летописи и сводили их в новую редакцию, которую дополняли своими записями. Затем летопись стали вести монахи Печерского монастыря. В 1072–1073 гг. появилась еще одна редакция летописного свода. Игумен монастыря Никон собрал и включил в нее новые источники, проверил даты, выправил стиль. Наконец в 1113 г. летописец Нестор, монах того же монастыря, создал знаменитый свод «Повесть временных лет». Она остается основным источником по истории Древней Руси.
Великий князь Святополк умер весной 1113 г. Тотчас в Киеве начался мятеж горожан против ростовщиков. Старейшины Киева пригласили на княжий стол Владимира Мономаха, который успокоил народ, ввел особый «Устав Владимира Мономаха», снизивший процент по долгу со 100–200 до 20 %. Мономах достиг высшей власти уже к старости, в 60 лет. Этот князь обладал массой достоинств. Он имел славное родословие: был внуком Ярослава Мудрого, а по материнской линии – внуком византийского императора Константина Мономаха, в честь которого и принял прозвище Мономах. Сильный, мужественный воин, опытнейший полководец, он совершил десятки походов против кочевников и не раз смотрел в глаза смерти. Он был одним из редких русских князей, кто думал тогда о единении Руси, о совместной борьбе с половцами и мире среди родичей. Мономах был образованным человеком философского склада ума, обладал даром писателя. «Украшенный добрым нравом, славный победами, – писал летописец, – он не возносился, не величался». Мономах был счастлив в семейной жизни. Его жена Гита – дочь англо-саксонского короля Гарольда, погибшего от рук норманнов при Гастингсе в 1066 г., – родила ему нескольких сыновей, среди которых выделялся Мстислав, ставший преемником Мономаха. При Владимире Мономахе на Руси настал покой. Где авторитетом, где вооруженной рукой он заставил притихнуть удельных князей. Человек своего времени, он жестоко расправился с неугодным ему полоцким князем Глебом. Как и предок его Святослав, Мономах лелеял мечту обосноваться на Дунае, пользуясь слабостью Византии. При этом Мономах был умелым, гибким политиком: силой подавляя враждебных ханов, он дружил с мирными половцами и даже женил одного из своих сыновей – Юрия (Долгорукого) – на дочери союзного половецкого хана Боняка. Уже через столетие о нем вспоминали как о сказочном могучем властелине.
Одним из постоянных претендентов на киевское княжение считался знаменитый Олег Святославич. Этот сын великого князя Святослава Ярославича сыграл печальную роль в истории усобиц и распрей на Руси. Он прожил полную приключений и авантюр жизнь, после смерти отца бежал из Киева в Тмутаракань, которой долго правил как самостоятельный владетель, даже чеканил там свою монету. Не раз Олег совершал походы на Русь вместе с половцами («наводил поганых на землю Русскую»). Даже среди далеко не кротких Рюриковичей у него была плохая репутация. По-видимому князь обладал на редкость скверным, сварливым, неуживчивым характером. Неслучайно его, приносящего всем только беды и горе, и прозвали Гориславичем. Честолюбивый и неугомонный Олег долго не хотел мира с родичами, в 1096 г. в борьбе за уделы убил сына Владимира Мономаха – Изяслава, но вскоре его самого разбил Мстислав, другой сын Мономаха. Только после этого Гориславич согласился приехать на Любечский съезд, куда его долго по-хорошему звали Мономах и другие князья. Но и после этого Гориславич не успокоился, нес смуту, пока не умер в 1115 г.