Примечания

1

Holmqvist 1975.

2

CS. P. 2.

3

Grдslund 1987. P. 81.

4

Ряд примеров приводится в статьях научного сборника: Rom und Byzanz.

5

Roesdahl 1993. P. 128.

6

Ibidem. P. 131.

7

Steinsland 1990.

8

Roesdahl 1993. P. 132.

9

Первый исландский епископ Ислейв Гицурарсон (1056–1080).

10

Автор «Жития святого Ансгария», IX в.

11

Римский папа Николай I (858–867). Подразумевается его послание датскому королю от 864 г.

12

Датский король Хорик II, или Младший (854 – ранее 873). Разрешил святому Ансгарию проповедовать христианство в Дании.

13

CS. P. 1.

14

Так, разумеется, было повсюду в Европе. См. обобщающую монографию: Wood 2001.

15

Гуревич 1972. С. 169.

16

Такое влияние было, например, со стороны Польши: Slaski 1969.

17

Ср.: Успенский 2000. P. 61–62. N. 1. Недавно появилось первое обобщающее исследование по истории византийских миссий: Иванов 2003.

18

Jansson 1997. P. 27.

19

Мельникова 1989; Jackson 1994. Литература проблемы обширна.

20

Ср., например, наблюдения Ф. Б. Успенского: Успенский 2002. С. 169–244.

21

Речь идет о пассаже, которым завершается сочинение Адама Бременского: «[И] се: это свирепое племя данов (датчан. – В. Р.), или норманнов (норвежцев. – В. Р.), или свеонов (шведов. – В. Р.), которое, по словам святого Григория, “не умело ничего, кроме как скрежетать зубами «вар-вар», уже давно научилось воспевать «аллилуия» во славу Божью” (Григорий Великий. Комментарии на книгу Иова. XXVII, 11. – В. Р.). [И] се: этот народ пиратов, некогда, [как] пишут, опустошавший все области [обеих] Галлий и Германии, ныне довольствуется [тем, что сидит] в своих пределах, глаголя вместе с апостолом: “Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего” (Евр. 13: 14)… [И] се: ужасная страна эта, всегда недоступная из-за почитания идолов… теперь, забыв природную жестокость, допускает везде проповедников истины, разрушив жертвенники ложных богов, воздвигает здесь и там церкви, и все [в ней] дружно превозносят имя Христа. Это, разумеется, “изменение десницы Всевышнего” (Пс. 76: 11), и столь быстро течет слово всемогущего Бога, что “от востока и запада, от севера и моря” (Пс. 106: 3) прославляется имя Господа» (Gesta. I V, 44).

22

Staats 1994. S. 4.

23

Gesta.

24

Кроме предисловия и эпилога имя Лиемара упомянуто в тексте еще только один раз – в первой главе третьей книги. (Сама же эта книга представляет собой биографию предшественника Лиемара – архиепископа Адальберта, при котором Адам прибыл в Бремен.) Там сказано: «И хотя трудно написать о деяниях и нраве этого мужа (Адальберта. – В. Р. ) что-либо подобающее, нас подвигает к сему необходимость, ведь мы обещали довести повествование в этой книге вплоть до времени твоего епископства, о достопочтенный предстоятель Лиемар» (Gesta. III, 1).

25

К сочинению Адама примыкает один маленький текст, очень близкий к «Деяниям» и по времени создания, и по содержанию. Это «Краткая бременская хроника», включающая основные сведения обо всех архиепископах и перечень епископов Хедебю/Шлезвига: Chronicon breve Bremense. О соотношении этого текста с трудом Адама Бременского см.: Schmeidler 1939.

26

Glaeske 1962.

27

Gesta. IV, 26–27.

28

О тенденциозности Адама Бременского см. работы: Trommer 1957; Buchner 1963; Goetz 1993.

29

Quellen. S. 142–150.

30

Asmussen 1834; Lappenberg 1838; Kohlmann 1908; Schmeidler 1917. S. LVII–LXVI. Литературу о гамбургских фальсификатах см. ниже в наст. предисл.

31

Адам был приглашен в Бремен архиепископом Адальбертом в период между маем 1066 и апрелем 1067 г., возможно, из Бамберга или Вюрцбурга. Биография хрониста неизвестна, см.: Schrцder 1917; Schmeidler 1917. S. LII–LVII; Schmeidler 1927. S. 110–126. Бременский магистр (преподаватель соборной школы) Адам упомянут в качестве писца и одного из свидетелей в грамоте архиепископа Адальберта, датируемой 11-м июня 1069 г.: May 1928–1937. № 325. S. 75. По мнению издателя хроники Б. Шмайдлера, косвенные данные позволяют заключить, что Адам умер ранее 1085 г.

32

Schmeidler 1917. S. LXVI; Schmeidler 1918. S. 312–317.

33

Schmeidler 1917. S. XL, LIII, LVI, LXVI.

34

Ibidem. S. LXV–LXVI. Ср.: Bolin 1931; Bolin 1950.

35

Schmeidler 1917. S. VII, XXXIV–XL.

36

Имеется фототипическое издание рукописи C 1: Codex Havnien sis.

37

Schmeidler 1917. S. XLVI–LII.

38

Ibidem. S. XLI–XLII.

39

Otto 1932.

40

Bolin 1932; Bolin 1949; Bolin 1950.

41

Danstrup 1943.

42

Kristensen 1975.

43

VA. Общую характеристику памятника, важнейшую литературу о нем см. в предисловии и комментариях к русскому переводу жития, опубликованному в сборнике: Швеция и шведы. См. также: Малицкий 1993; Zimmermann 1933. S. 159–165; Kumlien 1969; Lammers 1980; Mit Ansgar beginnt Hamburg.

44

О Римберте см. также предисловие к «Письму Ратрамна Римберту о людях с песьими головами» в приложении к наст. тому, с. 225–227.

45

Quellen. S. 6, 9—10.

46

О достоверности сообщаемых Римбертом сведений см.: Levison 1926; Wood 1987. P. 36–67.

47

VR.

48

Ahnlund 1965. S. 7.

49

SA.

50

Saxo.

51

Русский перевод «Жития святого Сигфрида» публикуется в приложении к наст. тому. Он также вошел в сборник: Швеция и шведы.

52

SRS; Schmid 1931; Schmid 1931a.

53

Sanctus Kanutus rex et martyr.

54

Passio et Miracula Beati Olavi.

55

Gallйn 1958; Nyberg 1979. S. 128–152.

56

DD; DS; DN; DI. Перевод двух посланий папы Григория VII шведским королям дается в приложении к наст. тому.

57

См. общее введение в древнеисландскую литературу: Old Norse-Icelandic Literature.

58

Сага о людях с Песчаного Берега // Исландские саги. Т. II. М., 2004. С. 25.

59

Foote 1993. P. 139–140.

60

Снорри Стурлусон. Круг Земной. М., 1980.

61

Уlбfs saga Tryggvasonar en mesta; Flateyjarbуk.

62

Нslendingabуk.

63

Сага о Ньяле.

64

Kristni saga.

65

Heiрreks Saga. Я пользовался доступной мне перепечаткой этого издания: Te Saga of King Heidrek the Wise. См. также: Сказание о мече Тюрфинге.

66

Общее представление о рунических надписях как историческом источнике можно составить по работам: Ruprecht 1958; Jansson 1984; Moltke 1985; Runeninschrifen.

67

Knirk 1996; Williams 1996.

Загрузка...