«Христос призывает Церковь на пути ее странствования к тому непрестанному преобразованию, в котором она постоянно нуждается, будучи установлением человеческим и земным». – Декрет «Об экуменизме» 6.
Из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 27 июля 2011 г. в Университете им. Т. Г. Шевченко. Киев, Украина.
Автор этих строк был свидетелем торжеств, посвященных 500-летию рождения реформатора, которые проходили в Риге осенью 1983 г. под руководством архиепископа Латвии д-ра Яна Матулиса.
Российское лютеранство: история, теология, актуальность. – СПб., 2011.
Теология св. Апостола Павла в свете христианского единства. – СПб., 2013.
Крест и философия. Смысл Христианства и проблема единства. – СПб., 2016.
Чаадаев П. Я. (1794–1856). Философские письма. – эл. версия [2014]. Письмо шестое. Особенности правописания сохранены, как в эл. варианте текста – Б. И.
См. 1 Кор. 1:13.
Рим. 1:16–17. – Ср. Голубкин Ю. А. «От сомнений к вере» / Из любви к истине // Мартин Лютер. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520–1526 гг. – Харьков, 1992. С. 238–239.
Cp. Е. Grislis. Märtins Luters – reformators. – LELDAA’S apgäds, 1975. 54.1pp. – Ю. А. Голубкин в данном случае упоминает эквивалент суммы тех времен, называя его громадной суммой: около 30 000 рейнских гульденов. – Из любви к истине. С. 245.
1 Пет. 2:9 и Откр. 5:10.
Гал. 4:4.
Перевод всего Ветхого Завета с древнееврейского языка Лютер – в этом случае вместе с помощниками – осуществил также успешно; этот перевод вышел в свет в 1534 году.
Суперинтендент по-латински означает то же самое, что и епископ по-гречески – «блюститель».
Из Слова Совместной Римско-Католической и Евангелическо-Лютеранской Богословской Комиссии в связи с 500-летием рождения Мартина Лютера в 1983 г. «Мартин Лютер – свидетель Иисуса Христа».
Из интервью епископа немецких лютеранских общин в СССР Харальда Калниньша // „Lutherischer Dienst“, Heft 3 от 1989 года.
Richter. Geschichte der Ostseeprovinzen. – Riga, 1858. – Солодовников В. В. Лютеранство: возможная панацея от опричнины? – М., 2006. С. 42. – Со ссылкой на Цветаева Д. В. «Из истории иностранных вероисповеданий в России XVI и XVII веках». – М., 1886.
Schleuning J. Die Stummen reden. 400 Jahre evangelisch-lutherische Kirche in Rußland // Schleuning J., Bachmann E., Schellenberg P Und siehe, wir leben! Der Weg evangelisch-lutherischer Kirche in vier Jahrhunderten. – Erlangen, 1982. S. 19.
Под сенью Михаила Архангела. – М., 2007. С. 13.
«Сказание» И Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований. – М., 1890. С. 575 и сл. – Цит. по: Солодовников В. В. Лютеранство… С. 72–73.
Schleuning J. Die Stummen reden. 400 Jahre evangelisch-lutherische Kirche in Rußland. – Op. eit. S. 77–78.
Фамилию Струве в России носит целая династия ученых, мыслителей, литераторов, музыкантов и государственных деятелей XVIII–XX вв.
Необходимо уточнить: уже с начала 90-х фактическое руководство церкви немецкой традиции «в России и др. государствах» перешла западным гражданам: Георгу Кречмару (+ 2009 г.), Генриху Ратке, Эдмунду Ратцу и другим. Лишь в 2009 г. Синод впервые на краткое время выбрал архиепископа этой церкви из местных пасторов – Августа Крузе.
Так, на с. 439 книги О. Лиценбергер сказано, что руководитель Единой Евангелическо-лютеранской церкви России, после трехнедельных курсов обучения [?!] основал свою «собственную» церковь. Но позже эта, же церковь, мол, «вернулась» в состав бывшей Немецкой церкви в СССР…
Здесь историк Ольга Лиценбергер невольно повторяет домыслы западных миссионеров. И такой повтор интерпретации событий относительно недавнего прошлого ни в коем случае не допускает того, что необходимо для образования любой церкви: созыв и решение Синода, избрание и рукоположение Епископа, а также апостольская сукцессия. Но это все в 1991 г. и имело место при создании ЕЕЛЦ России.
Ясно и то, что Единая церковь была создана не по принципу одной немецкой национальности, но одного и того же исповедания.
Из электронной версии от 2007 г.
Мк. 10:37 пар.
Ср. Пс. 137:6!
VII-й артикул AB.
Мф. 25:1.
Откр. 3:15–16.
Ср. Мф. 7:13–14.
Из предисловия к изданию: Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994. С. 14.
Еф. 4:4–5.
Впервые опубликовано в ХИАГ – «Христианские Новости», № 19/91 г. под рубрикой «Судьбы деноминаций». С. 416–419.