Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея.
Житие св. Валтасара волхва. В изложении святителя Димитрия Ростовского.
Имена волхвов впервые встречаются у Беды Достопочтенного (+735). В западных преданиях говорится о рукоположении волхвов св. апостолом Фомой в епископов, а также о том, что мощи волхвов в 4 веке были обретены св. царицей Еленой и положены в Константинополе, а в 5 веке в г. Медиолан (Милан). В настоящее время золотой ковчежец с их мощами находится в соборе г. Кельна. Дары, которые волхвы принесли Младенцу Иисусу, бережно сохранила Божия Матерь. Перед Своим блаженным Успением она передала их Иерусалимской Церкви. Позже византийский император Аркадий перенес их в Константинополь и поместил в храме Св. Софии. Ныне Дары Волхвов благоговейно хранятся в монастыре Ватопед на св. горе Афон в нескольких небольших мощевиках: 28 небольших золотых пластин в форме трапеции, четырехугольника и многоугольника, украшенных изящным, филигранно выполненным, орнаментом. Это – золото, которое принесли волхвы Богомладенцу как Царю. Кроме этого хранится около 70 небольших, величиной с маслину, шариков ладана и смирны. Святыни эти сильно благоухают.
Первая строчка стихотворения Иосифа Бродского «24 декабря 1971 г.».
Осипов А. И. Бог. 3-е изд., доп. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С.20.
Такова жизнь.
Выражение из статьи И. Канта «Что такое просвещение?», изданной в 1784 г.
Флоренский Павел Александрович. «Троица» Рублева.
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.,1966. С. 61—62.
γνώσις αγάπη γίνεται – «познание делается любовью» («познание даёт любовь»).
Вейник Альберт-Виктор Иозефович (1919—1996), доктор технических наук (1953), профессор (1955), член-корреспондент Академии наук Белорусской ССР (1956). См. Вейник А. И. Где обитает мысль \\ «Свет», 1995, №1—2, C. 20—24.
Войно-Ясенецкий Лука, архиепископ. О духе, душе и теле.
Нейман О. А. Философия сердца П. Д. Юркевича.
Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. 1846 г.
Бехтерева Н. П. Мозг человека. Возможности и запреты. Доклад на Всемирном конгрессе «Итоги тысячелетия». Санкт-Петербург. 2000 г.
Sant’Agostino, режиссер Кристиан Доге, Италия-Германия, 2009.
«Свет Христов просвещает всех!» – один из наиболее торжественных возгласов священника на Литургии Преждеосвященных Даров, совершаемой в дни Великого поста.
Святитель Иннокентий Херсонский. Слово в пятницу третьей недели Великого поста.
Проект ФГОС. Среднее (полное) общее образование. Представлен Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Портрет выпускника школы.
Слова из молитвы Первого часа, звучащие в конце Всенощного бдения: «Христе, Свете Истинный, просвещающий и освящающий всякого человека грядущего в мiр».
Труд святого Августина «О граде Божием» был написан в 413—427 гг.
Митрополит Иларион. Слово о законе и благодати.
Тарновский Вольфганг. Ведьмы. Энциклопедия «Что есть что?». Слово, 1989. С.31
Афоризм из книги Станислава Ежи Леца «Непричесанные мысли»
Выражение Платона.
Нус // Новая философская энциклопедия. Институт философии Российской Академии Наук.
Фигаро – герой трех пьес Пьера-Огюстена Бомарше (1732—1799).
Труффальдино из Бергамо – герой пьесы «Слуга двух господ» Карло Гальдони (1707—1793).
Слова из стихотворения «Мистер Твистер» С.Я.Маршака (1887—1964).
Бердяев Н. А. Истина и откровение. Прологемоны к критике Откровения. Глава 2.
Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 1999. С.120
Выражение из статьи И. Канта «Что такое просвещение?», изданной в 1784 г.
Ломоносов М. Стихотворения / Под ред. П.Н.Беркова. Изд. «Советский писатель», 1948. С. 7.
Герои романов Жюля Верна (1828—1905) и Артура Конан-Дойля (1859—1930).
Пятистрочие А. С. Пушкниа было написано в 1829 г., опубликовано в 1884 г.
Максим Воробьев. Интеллигенция и народ // Русский дом.
К. Д. Ушинский как педагог-христианин.
Строка из стихотворения Н. С. Тихонова «Баллада о гвоздях» 1922 г.
Толковый словарь русского языка Д. И. Ушакова (1873—1942) и Словарь русского языка С. И. Ожегова (1900—1964).
Кировская область в цифрах. Краткий статистический сборник. Киров, 2009. С.18.
«Цифры обманчивы, я убедился в этом на собственном опыте; по этому поводу справедливо высказался Дизраэли: «Существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика». Марк Твен. 5 июля 1907 г.
Основным источником статистических данных, в том числе Всемирной организации здравоохранения, и фактов, приведенных в этом разделе, послужил интернет-ресурс «Проект о жизни». URL: http://lossofsoul.com.
World Health Statistics. URL: http://www.who.int/gho/publications/world_health_statistics/en/index.html.
Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России
Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994. С. 55.
Статистика самоубийств по странам. URL: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/countries.htm.
Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России.
Гилинский Яков Ильич, род. 1938, доктор юридических наук, криминалист, профессор РГУ им. А. И. Герцена (СПб), опубликовал в соавторстве с Г. Румянцевой работу «Основные тенденции динамики самоубийств в России».
Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России.
Цит. по Гилинский Я., Румянцева Г. Основные тенденции динамики самоубийств в России.
«Тогда… по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24: 9—14).
Suicide rates (per 100,000), by gender, Greece, 1960—2006.
Свод законов Российской империи. Т. XI. Ч. 1. Свод учреждений и уставов управления духовных дел иностранных исповеданий христианских и иноверных. Изд. 1896 г. Введение. Пункты 1, 4.
Ефрем Сирин, преп. Толкование на книгу Второзаконие.
Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Матфея.
Святитель Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия. М.: Лепта-Пресс, 2004. С. 26, 30.
Шмеман Александр, протопресвитер. Беседы на радио «Свобода»: В 2 т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. C. 306.
Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Матфея.
Отсюда происходит женское имя Ирина.
Шмеман А., прот. Введение в литургическое богословие.
Из письма В.И.Ленина А. М. Горькому от 13 или 14 ноября 1913 г. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228.
Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920), русский филолог, историк, действительный член Императорской академии наук, член Государственного Совета Российской империи от академической курии.
Например, в 2012 г. увидела свет протоиерея Максима Козлова «Клир и мир», название которой можно толковать по-разному.
«Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш! Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19, 14—15).
Выражение митрополита Вениамина (Федченкова) из толкования молитвы «Отче наш».
Объяснение молитвы Господней митрополита Вениамина Федченкова.
Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Преподобный Иустин (Попович). Догматика Православной Церкви: Экклесиология. М., Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2005. С.47—48.
«В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина». Бердяев Н. А. Истина и откровение. Прологемоны к критике Отровения.
Возникновение мустьерской культуры датируется примерно 300 тыс. лет назад, закат культуры связывают с похолоданием и исчезновением неандертальцев около 30 тыс. лет назад.
Ганина Н. В. Эволюция представлений о загробном мире. Автореферат диссертации по культурологии.
В 1961 г. в Румынии близ с. Тэртэрия были обнаружены три глиняных таблички с рисунками животных и деревьев и пиктограммами, получившие название «Тэртэрских табличек». Ныне известно более тысячи таких табличек, найденных на территории Румынии, Болгарии, Сербии, Венгрии, Украине, Молдавии. В 1973 г. Ш. Уинн выделил 230 знаков этого письма, которое было не буквенным, а слоговым (силлабическим) и исчезло к 4000 г. до Р.Х., дав ответвление в критском и кипрском письме.
Термин «Старая Европа» был введен в 1974 г. Марией Гимбутас (1921—1994) для обозначения доиндоевропейской Европы времен энеолита. Пример – Культура Винча, существовавшая на Балканах в V – III тыс. до Р.Х.
Кун Н. Царство мрачного Аида. URL: http://ulenspiegel.od.ua/aid.
Слово «кур» также означает «гора», отсюда – «курган».
Элизиум у римлян.
Современный остров Бахрейн в Персидском заливе.
Святитель Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. Беседа 19.
Например, блаженный Иероним Стридонский (+420) вопрошал: «Хотя Лазарь представляется на лоне Авраама и в месте прохладном, но не так же ли подобно оно и аду, как и Царству Небесному?». Блаженный Августин (+430) замечал: «Я еще не нашел, доселе еще ищу, но не встречаю случая, чтобы каноническое Писание употребило где-нибудь слово ад в добрую сторону; не знаю, слыхал ли кто-нибудь, чтобы лоно Авраамово и тот покой, куда отнесен был ангелами нищий, надобно было принимать не в добрую сторону, а потому не понимаю, как можно думать, что этот покой находится в аде» – Блаженный Августин, епископ Иппонийский. О Книге Бытия буквально.
Свт. Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия. Беседа 19.
Диалектический материализм – философская основа марксизма-ленинизма
Шмеман Александр, протопресвитер. Беседы на радио «Свобода»: В 2 т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. C. 305.
См. Мецгер, Брюс М. Новый завет. Корнтекст, формирование, содержание. М.: ББИ. С. 66—69.
У. Баркли писал: «Евангелие от Луки является прежде всего результатом тщательной работы. Его греческий язык изящен. Первые четыре стиха написаны лучшим греческим языком во всем Новом Завете. В них Лука утверждает, что его благовествование написано „по тщательному исследованию“. Он располагал для этого большими возможностями и надежными источниками. Как доверенный спутник Павла, он, должно быть хорошо знал всех крупных делателей раннехристианской Церкви, и они, несомненно, рассказали ему все, что знали. Два года он вместе в Павлом находился в тюрьме в Кесарии. В те долгие дни у него несомненно было много возможностей все изучать и исследовать. И он сделал это основательно». – Баркли, Уильям. Лука – взыскательный историк Евангелие на каждый день. Евангелие от Луки.
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Матфея.
Евангелист и апостол Иоанн Богослов, сам бывший прежде учеником Крестителя, вспоминал, как тот говорил ученикам о Христе: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 33—34). Из евангелистов только Матфей пишет о том, что Иоанн узнал Иисуса еще до Крещения, «удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3, 14). Остальные евангелисты сообщают, что Предтеча ранее не знал Иисуса (Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22; Ин. 1, 28—34).
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 104
От греческого «метано́йя» (μετάνοια), означающего «перемена ума», «перемена мысли», «переосмысление».
Греческое слово Христос есть перевод ивритского «Маши́ах» и арамейского «Меши́ха» (русская транслитерация – «Мессия») и означает «помазанник».
Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна.
Песнь хвалебная святого Амвросия епископа Медиоланского.
Очевидно, Иисус крестился и вышел на проповедь где-то между 26 и 27 гг. н. э. Можно условно говорить, например, о начале 27 г. н.э.
«Евангелист сообщает нам об имени Андрея, а об имени другого умалчивает. Некоторые говорят, что другой был сам Иоанн, пишущий сие, а иные говорят, что он был из незнатных» – Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна.
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 144.
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 98—105.
Древнегреческое слово «синопсис» (σύνοψις) образовано от греческих слов: συν – с и όπτω – смотрю) и у греков означало изложение в одном обзоре, в сжатой форме, одного целого предмета или одной области знаний.
Б. Мецгер: «Заметим, что Библия нигде внешность дьявола не описываетю Толко Павел пишет, что сатана может принимать облик ангела света (2 Кор. 11, 14). Рога, копыта и хвост приписываются дьяволу лишь в фольклоре». – Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 123.
В последствии, особенно на Тайной вечере, Христос не раз говорил ученикам о вражде мiра сего против Его и учеников и на Суде у Пилата также свидетельствовал, что Его Царство не от мiра сего (Ин. 18, 36).
Десятиградие (Декаполис) – группа из десяти античных городов к востоку от долины реки Иордан, центров греческой и римской культуры. Включала Дамаск, ныне столицу Сирии.
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 146—147.
По толкованию святителя Иоанна Златоуста, «нищие духом» – «смиренные и сокрушенные сердцем».
Икона – греч. εἰκών – «образ», «изображение»
Эпифания – греч. Επιφάνια – «явление»
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 98.
Благовестник, или толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на Святое Евангелие от Матфея.
Автор благодарен за эту мысль игумену Филиппу (Симонову), члену Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, доктору экономических наук, заведующему кафедрой Истории Церкви исторического факультета МГУ им. Ломоносова.
Попович, Иустин, архимандрит. О рае русской души.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., «Русский язык», 1999.
Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями. 1846 г.
Времянник еже нарицается Летописец Российских Князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася. Вкратце написано // Тр. ВУАК. 1905. Вып. II. Отд. II. С. 62.
Из жития преп. Александра Свирского, составленного святителем Димитрием Ростовским: «Однажды он удостоился видеть Самого Бога, явившегося ему в трёх Лицах, и беседовать с Ним о том, как создать церковь, построить монастырь и собрать братию. Когда затем он молился о том, где поставить церковь, то ангел Господень указал ему место для неё».
Мощи прп. Александра Свирского находятся в Свято-Троицком Александро-Свирском мужском монастыре, что в деревне Старая Слобода Лодейнопольского района Ленинградской области, примерно в 25 км. к востоку от побережья Ладожского озера.
Добросоцких А. Тайны и загадки мощей чудотворца А. Свирского.
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 144.
Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма. Письмо 228 Марко Н. о воспитании малых и старых.
«Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» (Деян. 8, 35—38).
Из четвертой молитвы Чина оглашения: «Соделай его овцою разумной святого стада Христа Твоего; членом достойным Церкви Твоей; сыном света и наследником Царства Твоего, чтобы по заповедям Твоим пожив, и сохранив печать нерушимой, и одежду соблюдя незапятнанной, достиг он блаженства святых во Царстве Твоем».
Подробнее об этом в главе «О свышнем мире. Евангелие Царства»
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 150—158.
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 125.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Часть IV. О христианской свободе.
Так говорил о некоторых руководителях советского периода митрополит Хрисанф (Чепиль), управляющий Вятской епархией в 1978—2011 гг.
«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).
«В религии Христа свобода ограничена только любовью, христианство – религия свободной любви и любящей свободы. Новый Завет – завет любви и свободы. Любовью и свободой исчерпывается содержание новозаветной веры, преодолевающей ветхозаветное законничество и языческий натурализм». – Бердяев Н. А. Философия свободы. Часть IV. О христианской свободе.
Мецгер, Брюс М. Указ. соч. С. 160.
Бердяев Н. А. Философия свободы. Часть IV. О христианской свободе.
Екатерина Синицына. Индексы счастья: Как измерить неизмеримое?
Шмеман А., прот. Водою и Духом. О таинстве крещения. М., «Паломник», 2001. С.102.
Шмеман А., прот. Беседы на радио «Свобода»: В 2 т. Т.1. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2009. C. 306.
Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 2.
Там же.
Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 2.
Подробнее об этом в главе «О свышнем мире».
Повесть временных лет. Перевод Д. С. Лихачева.
Шмеман А., прот. Евхаристия. Таинство Царства. Глава 3.
В древности именно Малый вход являлся первым священнодействием литургии, память о чем сохранило архиерейское богослужение, во время которого и сегодня архиерей впервые входит в алтарь во время Малого входа.
Для обозначения грехопадения в оригинальном библейском тексте использованы слова – производные от корней «промахнуться», «совершить ошибку», «сопротивляться», «бунтовать», что позволяет истолковать «грех» первых людей как «бунт», «промах», «ошибку».
Митрополит Антоний Сурожский. Царственное священство мирян.