Эта история случилась в 1945 году, когда впервые в истории человечества была сброшена атомная бомба, выбор убийц пал на японский город Хиросима. Вместе с полумиллионом других его жителей, эту беду пришлось пережить и семье японской девочки Садако Сасаки, ей тогда было два года. Город сгорел и был разрушен до основания. Садако находилась тогда чуть ближе двух километров от места, где случился ядерный взрыв, но не получила ни ожогов, ни других видимых повреждений. Через несколько недель оставшиеся в живых жители города начали умирать от страшной, непонятной болезни. Силы внезапно покидали их, они слабели и душа покидала их тело…
В двенадцать лет веселая и шустрая Садако ходила в школу, училась и играла как все дети. Очень любила она бегать, больше всего любила движение.
Признаки лучевой болезни у неё появились в 1954 году. Участвуя в школьной эстафете, после бега девочка почувствовала сильную усталость и головокружение. Она пыталась забыть о произошедшем, но приступы повторялись, особенно если она пыталась бегать. Однажды она упала и не смогла сразу подняться. Садако отвезли в больницу Красного Креста, чтобы провести обследование и стало ясно, что у нее лейкемия (рак крови). В 1955 году её госпитализировали с диагнозом-приговором.
Она лежала в больнице, когда пришла лучшая подруга Чизуко и принесла с собой особую бумагу, из которой сделала журавлика, и рассказала Садако одну легенду: журавль, который в Японии считается счастливой птицей, живет тысячу лет; если больной человек сделает из бумаги тысячу журавликов, он поправится.
Легенда эта уходит вглубь японского средневековья, когда в среде знати стало популярным делать послания в виде сложенных из бумаги фигурок («оригами»). Одной из простейших фигурок как раз и был «цуру» – журавлик (для его складывания требовалось всего 12 операций). В те времена в Японии журавль символизировал счастье и долголетие. Отсюда возникло и поверье – если загадать желание и сложить тысячу «цуру», оно обязательно исполнится. Конечно, это лишь поверье, не способное остановить смерть, но девочка не знала иного спасения и взялась за эту ниточку.
Именно Чизуко сделала для Садако первого журавлика. Та решила сделать тысячу журавликов, но из-за болезни она сильно уставала и не могла работать. Как только ей становилось лучше, она складывала из белой бумаги маленьких журавлей.
Между тем, здоровье Садако постоянно ухудшалось, и 25 октября 1955 года она умерла.
По легенде из книги «Садако и тысяча бумажных журавликов», она успела сделать лишь 644 журавлика. Её друзья закончили работу, и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов.
На выставке, посвященной Садако, которая располагается в Мемориальном музее мира в городе Хиросима, приводится информация о том, что девочка успела смастерить больше тысячи бумажных журавликов.
Маленькая мужественная девочка Садако Сасаки стала символом неприятия ядерной войны, символом протеста против войны. Вдохновленные её мужеством и силой воли, друзья и одноклассники Садако опубликовали её письма. Они начали планировать строительство монумента в память о Садако и обо всех других детях, погибших от атомной бомбардировки.
В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».
Статуя Садако в Парке Мира городе Сиэтл, США в натуральную величину также изображает девочку с бумажным журавликом в руках. На постаменте написано:
«Садако Сасаки. Дитя мира. Она подарила нам бумажного журавлика, символизирующего наше стремление к миру во всем мире».
Сад Мира Садако (англ. Sadako Peace Garden) был открыт в 1995 году к 50-летию атомной бомбардировки Хиросимы, вошел в сеть Сады Мира, расположен в La Casa Maria Retreat Center в Санта-Барбара, Калифорния, США. Создан как сад для размышления и вдохновения, в глубине стоят камни, на которых вырезаны журавли.
Если легенда, вымысел, смогли дать импульс ребенку творить, то тем более пример нашего Господа, Его любовь, Его жертва на кресте, Его имя, дающие прощение, исцеление, вечную жизнь на небесах, способны окрылить для свершения дел, вдохновленных взаимной любовью к Богу.
Как приятно осознавать, что возможно с Богом сделать то, что будет иметь значение для Владыки всей Вселенной и будет ценно в вечности.
Что мы оставим после себя? Насколько это долговечно, важно ли это для Бога, оставит ли такой след, чтобы через наши дела имя Господа возвеличивалось всегда?
Спасенная душа, прославляющие Бога песни, стихи… согревающие любовью, защищающие молитвы, навечно драгоценные для Господа искренние отношения первой любви к Нему, теплое слово, мудрый совет, добрые дела, вложенные в сердце Духом Святым – так, складывая своих нетленных журавликов, тяжело это или легко, побеждая последствия ошибок, обиды, ложь дьявола и другие его противодействия, наполняя пустые хранилища бессилия могуществом Вседержителя, мы сеем то, что принесет плод, значимый вечно.
«…Что посеет человек, то и пожнет:
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Послание к Галатам 6:7—10)
На борьбу с пламенем нашей любви к Богу и людям порой выходит «пожарник с огнетушителем», а то и «пожарная команда» со всем арсеналом из преисподней. И тогда у нас есть выбор – отступить и позволить угасить любовь, зажженную Господом, или терпеливо сражаться за нее до конца.
«…По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
претерпевший же до конца спасется». (Св. Евангелие от Матфея 24:12,13)
В Библии есть примеры мужества, проявленного вопреки бегству единомышленников и натиску враждебных сил.
Один из храбрых царя Давида «…Шамма, сын Аге, Гараритянин. Когда Филистимляне собрались в Фирию, где было поле, засеянное чечевицею, и народ побежал от Филистимлян, то он стал среди поля и сберег его и поразил Филистимлян. И даровал тогда Господь великую победу».
(Вторая книга Царств 23:11,12)
Побежали все… Защитить поле остался один воин. Бог почтил его отношение сердца и дал победу.
Еще один и лучший образец для подражания – Иисус Христос, единственный, Кто сразился за нас на кресте. Его ученики почти все разбежались, но Он сделал все, чтобы спасти нас.
«…С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на… Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».
(Послание к Евреям 12:2,3)
Если смертельно больной ребенок, не зная Спасителя, надеясь на бумажного журавлика, смог вдохновить людей разных стран на создание символов стремления к миру, то тем более мы, воодушевленные Господом, можем, делая добро, окрылять других для совершения всего спектра благих и богоугодных дел.
Для того, чтобы помочь нам быть эффективными, Бог наделил нас дарами и дал силу для действия в этих дарах.
Божье сердце радуется, когда подарки, что Он дал, приносят пользу и задействован весь потенциал этих подарков.
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
…Служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков…»
(Первое послание Петра 4:10,11)
Писание увещевает – служите дарами, что получили и служите ими по силе, которую дает Бог, пользуйтесь подарками сами и делитесь их пользой с другими во всем могуществе, данном вам Господом. (Не пишу здесь о материальных ценностях, но о дарах духовных, о талантах, способностях, и далее, которыми Бог наделил каждого человека).
И такая удивительная мечта есть в любящем Бога сердце – достичь максимума в исполнении того, что ожидает Бог. Можем ли мы, порой далеко несовершенные, прикоснуться к исполнению такой мечты?
Апостол Павел бесхитростно сообщает, как ему удалось принести своей жизнью огромный плод.
«…По благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной».
(Первое послание к Коринфянам 15:10)
Приятно думать о том, что Господь помогает нам иметь такие результаты жизни на Земле, которые будут доставлять Ему радость и прославлять Его, даже когда мы уже будем на небе.
Журавлики, привнесенные в трудные дни близкой подругой, побуждали Садако действовать, в то же время, она создавала их, давала им существование до последнего своего дыхания. Даже после смерти девочки её журавлики продолжают напоминать о молитве за мир и недопустимости ядерной войны.
Хороший пример зажигает – огонь любви, проявленной в поступке, растапливает лед, согревает и воспламеняет, делая способным и это сердце отдавать любовь Господа, постоянно побуждающую действовать.
Складывая каждый своих журавликов добра до последнего дыхания, мы Божьей силой творим чудо спасения, восстановления, исцеления, давая шанс людям прожить плодоносную жизнь здесь и обрести вечную жизнь на небесах.
Молитвы о мире, против ядерной войны, терроризма, экстремизма, национализма и разного рода человеконенавистнических проявлений приглашают могущественное влияние Бога, царство Которого несокрушимо, а владычество бесконечно. Еще одна молитва о влиянии любви, единства, устройства, милосердия, прощения…
Вот и журавль в руках, о котором грезят ищущие счастья.