Часовня Григория Просветителя



Часовня Григория Просветителя, возведенная ранее 1177 года, расположена высоко над дорогой, в сотне метров от входа в монастырь. Частично она вырублена в скальном массиве; композиция ее, по-видимому, во многом продиктована формой существовавшей здесь пещеры. Сохранившиеся на сводах следы штукатурки с остатками фресок темных тонов свидетельствуют о том, что внутри часовня была расписана. Вставленные в наружные стены и высеченные на прилегающих к ней скалах, хачкары с разнообразным орнаментом оживляют внешний облик часовни .

Построенный в 1215 году, главный храм по планово-объемной композиции принадлежит к распространенному в X-XIV веках в Армении типу – снаружи прямоугольного в плане, внутри крестовокупольного сооружения. Архитектурные формы здания пропорциональны, гармоничны.

Интересно скульптурное убранство храма. Декоративные элементы удачно комбинируются с объемными изображениями животных. Довольно реалистично выполнена скульптурная группа южного фасада – лев, нападающий на быка, – символ княжеской власти.

К западу от главного храма находится примыкающий к скале притвор, возведенный в 1215-25 гг.

Пещерные церкви

Архитектурные формы и орнаментальное убранство скальных помещений Гегарда свидетельствуют об умении армянских строителей не только возводить из камня, но и высекать в скальном массиве высокохудожественные произведения искусства.

Расположенная с северо-запада притвора, первая пещерная церковь Авазан (бассейн), высечена зодчим Галдзагом на месте древней пещеры с родником в 40-х годах XIII века. Усыпальница Прошянов и вторая пещерная церковь Св. Богородицы, расположенные к востоку от Авазана, высечены в 1283 году.

Слабое освещение определило сильную профилировку украшающих стены рельефов. Интересен несколько примитивный горельеф на северной стене, выше арочных проемов. В центре – голова быка, держащего во рту цепь, которой охвачены шеи двух львов с повернутыми к зрителю головами. Вместо кисточек хвостов, изображены головы смотрящих вверх драконов, символические образы которых восходят еще к языческим временам. Между львами, ниже цепи – орел с полураскрытыми крыльями и ягненком в когтях – родовой герб князей Прошян.



Не менее живописны рельефы восточной стены. Входы в небольшую молельню и церковь Аствацацин имеют прямоугольные обрамления, объединенные двумя рельефными крестами. На порталах молельни вырезаны очень распространенные в орнаментации и книжной миниатюре XIII века изображения сирина – фантастической птицы с женской головой в короне, а в церкви – человеческие фигуры с согнутыми в локтях руками, в длинных одеяниях и с нимбом вокруг головы. Не исключено, что эти фигуры принадлежат членам княжеской фамилии, связанным со строительством данных помещений.

Усыпальница сына князя Прош – Папака и его жены – Рузукан высечена в 1288 году во втором ярусе, севернее усыпальницы князей Прошянов. Попасть в нее можно по крутой наружной лестнице и узкому коридору в скале, на южной стороне которого высечены многочисленные кресты.

В скальных массивах, окружающих основные пещерные сооружения и ограничивающих западную сторону монастырской территории, на разных уровнях, высечено более двадцати различных по форме и размеру помещений. Находящиеся в западной части комплекса предназначены для хозяйственных нужд. Восточные помещения представляют собой маленькие прямоугольные часовни.


Легенда

Жили когда-то брат с сестрой, решившие для своего увековечения построить богоугодное здание – церковь. Они отправились в Армению, в красивую долину Гарни, с ее восхитительными видами и окружающими горами и решили построить свой храм прямо там. Они, долго выбирая, переходили с места на место, но как будто внутренний голос им говорил: «Нет, это не то».

В один прекрасный день сестра в отчаянии подняла руки к небу и попросила Бога помочь им найти правильное для стройки место.

Проснувшись на следующее утро, брат и сестра увидели луч света, идущий от верхней части большой скалы. Они взобрались на скалу и брат, взяв острую кирку и тяжелый молоток, начал рубить поверхность скалы. Каждый день брат рубил скалу, все глубже и глубже врезаясь в нее. А сестра, привязав к длинным косам корзину, в которую брат складывал куски пород, спускала ее вниз и поднимала пустой. Через длительное время непрерывной работы они выдолбили в твердой скале целый храм. Закончив, они стояли и смотрели на это совершенство, украшенное резьбой и колоннами и увенчанное потрясающим куполом. Это была чистая работа духа. Остаток жизни брат и сестра прожили в этом храме. Перед их кончиной, в храм прибыли апостолы Фаддей и Варфоломей с копьем римского легионера Лонгина, которым было пронзено тело распятого Иисуса Христа. С тех пор Копье хранится в Монастыре Гегард.

Загрузка...