Рынок перенасыщен специалистами по управленческому и кадровому консалтингу. Факт. Предположим, Вы, как и многие Ваши коллеги, встали перед выбором – нанять внешнего специалиста для оценки персонала (или проведения полноценного Центра Оценки) или взять в штат своего оценщика, который будет не только знать специфику компании изнутри, но и любить ее. Давайте даже допустим, что решение этой дилеммы никак не повлияет на следующую, которая логично следует далее: а каким должен быть этот человек?
Мне посчастливилось быть со всех сторон этого удивительного и важного процесса оценки профессиональных компетенций: как оцениваемый, как оценщик, как разработчик системы оценки, как специалист по подбору оценки оценщиков и как «разгребатель» последствий качественных и далеко не очень assessment-услуг. В помощь всем, кто так или иначе дотрагивается телом своей компании к этой теме:
Выделим несколько функциональных зон компетенций:
– Личностные («Внутренний гений»)
– Профессиональные
– Специализированные («Assessment genius»)
– Дополнительные (Бонус)
Перед тем, как перейти к подробному разбору каждой категории, нарисуем общий контур Assessment Master (будем называть его далее AM, потому что это некий собирательный героический образ, который, не исключено, может составить достойную конкуренцию марвеловским супергероям):
– Предпочтительней представители женщин. Только потому что они более эмпатичны. А эмпатия в вопросах оценки сотрудников – один из кирпичей фундамента.
– В зависимости от задач и объектов оценки – чаще релевантны миллениалы – так называемые игреки. Они гибкие, смекалистые, легко и быстро переключаются, с широкой эрудицией и опытом.
Если обращаться к психотипам, то:
– Интроверты лучше экстравертов – направленные во вне не улавливают тонких состояний депрессии и эмоционального выгорания, а также многих инструментов манипуляции.
– Этики эффективней логиков в оценке, потому что разговаривают с «человеком», а не анализируют набор фактов. К слову, когда имеешь дело с homo sapiens, логика слабый помощник.
– Интуиты неоспоримые лидеры – таким специалистам легко абстрагироваться от происходящего вокруг и сфокусироваться на специалистах, подвергнутым оценке. Плюс интуиция быстрее подскажет ложь и неуместность.
Когда Вы проводите интервью с потенциальным AM, обратите внимание на то, что он:
– Говорит с азартом о своем профессиональном ремесле. Азарт – двигатель постоянного развития. Если у человека горят глаза, значит он живет этим, а значит самое важное – быть актуальным и инновационным. Чтобы быть победителем :)
– Любит людей. Но не как личностей или представителей биологического вида, а как предмет исследования и анализа, наблюдения и управления.
– Не уверен, что сделает все, что Вы просите, но ему очень интересно этим заняться.
Итак, перейдем, собственно, к базовой комплектации AM:
ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
– Навыки планирования (и причинно-следственные связи)
– Управление сроками – гибкое реагирование на увеличение сроков в условиях ограниченной продолжительности проекта
– Многозадачность
– Прогнозирование и оценка текущего состояния дел
– Умение слушать (!)
– Наличие интеллекта
– Абстрактное мышление как ведущее
– Аналитические способности
– Системность без перфекционизма
– Широкая эрудиция
– Грамотная речь
– Управление конфликтами
– Управление опытом
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
– Знание и следование деловому этикету в казуальной форме
– Познания в характерологии и умение использовать диагностические инструменты
– Навыки манипуляции (в рамках моральной этики)
– Навыки распознавания лжи
– Искусство презентации и публичных выступлений
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
– Навыки оценки профессиональных компетенций
– Умение распознавать психические расстройства, депрессии и эмоциональное выгорание
– Умение определять (выделять) цели, задачи проведения оценки + навык определения дефицита компетенций в рамках проекта/компании
– Навыки разработки критериев оценки, карт профессиональных компетенций сотрудников, ментальных карт специалистов, системы корпоративных специалистов в принципе
– Навыки разработки оценочных тестов, упражнений; знание методов количественной и качественной оценки
– Навыки анализа результатов и разработки индивидуального плана развития оцениваемого специалиста
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
– Знание документооборота
– Анализ специализированного рынка для привлечения внешних провайдеров и консультантов
– Опыт управления бизнес-процессами, понимание особенностей процессного и проектного управления
– Навыки формирования кроссфункциональных команд и настройки межфункционального взаимодействия департаментов компании
– Навыки управления проектами: сроками, ресурсами, рисками, изменениями
– Навыки бюджетирования
– Знание функции PR, внутренних коммуникаций и принципов формирования бренда проекта
Персонал – самый сложноуправляемый ресурс. И именно от персонала зависит эффективность и результативность деятельности компании. Assessment Master – человек с большой буквы, за которым Вы, как руководитель, должны чувствовать себя как за каменной стеной уверенности и удовлетворенности. Совершайте выбор осознанно :)