Глава первая. Раннесредневековая Хорватия. VII–XI века

В наш век сложных технологий постиндустриального общества прикоснуться к древней истории страны всегда очень трепетно, полезно и интересно. Это как решать уравнение со множеством неизвестных. Немногочисленные археологические артефакты и обрывки грамот, документов, порой опаленных огнем, потертых руками человека и временем, оставляют место для раздумий, фантазий, интеллектуального творчества.

Исследователи, реконструируя события из истории одной и той же страны и народа, порой делают совершенно разные выводы. Но что бы ни происходило в те далекие времена, мы знаем, что историю творили люди, и такой феномен как человеческий фактор всегда будет влиять на наше восприятие. Легенды передавали из уст в уста, и отделить их от реальности было невозможно. Не исключено что люди, бережно выводящие буквы на документах под светом лампады, из любви к своей стране, дому, миру, в котором жили, совсем не намеренно (а возможно, порой и намеренно) искажали повествование о событиях. Ряд принципиально важных вопросов по-прежнему остается дискуссионным.

Историки по сей день продолжают спорить об этногенезе хорватов. Действительно ли они являются славянами, пришедшими в период Великого переселения народов в земли, называемые ныне Хорватией, или, как считают некоторые исследователи, это результат формирования своей особенной идентичности уже проживающего на этой территории населения? Несколько раз пересматривались и официальные версии истории средневековой Хорватии. Одна из причин того, что так сложно восстанавливать реальный ход событий в развитии государства, – скудость письменных источников, часть из коих к тому же вызывает сомнения в своей аутентичности.

Исторических документов, которым можно доверять как надежному источнику информации, до наших времен дошло немного. Историки единогласно считают одним из наиболее значимых из них трактат византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей». Примерная дата его написания – между 948 и 952 годами. Первоначально трактат служил справочником об окружавших Византию народах, но затем был доработан и передан сыну Константина Роману II как наставление по управлению страной. В нескольких главах этого трактата, рассказывающего о Хорватии, рассматриваются жители одного региона: хорваты, сербы, захумляне, травуняне, конавляне, дукляне, неретвляне, романское население городов византийской Далмации. Главы называются: «О Далмации и соседствующих с нею народах», «Рассказ о феме Далмация» и «О хорватах и о стране, в которой они живут в настоящее время».


Целестин Медович. Приход хорватов. 1903


Анналы Королевства франков велись с 788 по 829 год разными авторами при франкском королевском дворе. Они обеспечивают историков ценной информацией о хорватских землях в конце VII – первой половине IX века. В них приводятся подробные сведения о внутренней и внешней политике, о правителях и отношениях друг с другом Далматинской Хорватии и Посавского княжества.

Известный мыслитель и проповедник монах-бенедиктинец Готтшалк, который находился в Далматинской Хорватии при дворе князя Трпимира, делится уникальными сведениями о хорватском обществе середины IХ столетия в одном из своих богословских сочинений.

Также важные факты предоставляет Чивидальский Евангелиарий, в нем содержится список имен многочисленных паломников из Далматинской Хорватии и Посавского княжества IX века, среди которых знатные люди, в том числе князья.

«Венецианская хроника» Иоанна Диакона (конец X – начало XI века) подробно повествует об отношениях Венеции с Далматинской Хорватией и Неретвлянским княжеством в IX–XI веках.

Среди более поздних источников историки отмечают сочинение «Хроника Фомы Сплитского», которое охватывает огромный период от Античности до 1266 года. Документ содержит обстоятельное описание прихода хорватов на Балканы и их христианизации.

Особый интерес для изучения темы занимают дарственные грамоты хорватских князей Трпимира (середина IX века) и Мунцимира (892).

Информация о христианизации и положении Церкви в Хорватии и романских городах Далмации, содержится в письмах пап. Это письмо папы Агафона византийскому императору Константину IV (680), текст которого был внесен в акты VI Вселенского собора, некоторые письма пап Николая I (858–867), Иоанна VIII (872–882), Стефана VI (885–891), Иоанна X (914–928) и Льва VI (928).

Помимо письменных источников, значительный объем информации о хорватском обществе VII–IX веков несут в себе многочисленные вещественные и эпиграфические памятники того времени. Тем не менее всех данных недостаточно, чтобы однозначно утверждать, каким образом формировалось государство Хорватия и как оно эволюционировало в период раннего Средневековья – эпохи, берущей свое начало с момента падения Римской империи. Большой интерес к этой теме обусловлен тем, что Хорватия этого периода, являясь, с одной стороны, частью европейской цивилизации, отличалась своеобразием социального и культурного ландшафта, с другой стороны.

Так кто же такие хорваты? Славяне или нет? Пришли они на эти земли, вытесняя местное население, или жили тут испокон веков? Однозначного ответа нет. Именно поэтому фактически все исследователи, чтобы разобраться в вопросе происхождения хорватского этноса, проследить сложный путь становления собственной государственности и территориальной целостности Хорватии, обращаются первоначально к истории народов, которые населяли ее территорию до появления хорватов. Заглянем туда и мы.

Предположительно со II тысячелетия до P. Х. (Рождества Христова) в западной части Балканского полуострова жили индоевропейские племена. Они вошли в историю под греческим и латинским названием иллирийцев (Иллирия), их ареал примыкал к границам владений греко-римской цивилизации. Племена населяли восточное побережье Адриатического моря, северо-запад Балканского полуострова и юго-восточные склоны Альп. Они переселились на территорию Иллирии с севера. Многочисленные племена иллирийцев были сформированы северной и южной этнокультурной зоной Восточного Гальштата. Речь идет о так называемой гальштатской археологической культуре железного века, которая развивалась примерно с 900 до 400 года до нашей эры в Центральной Европе и на Балканах.

Следует пояснить, что в археологии понятие «культура» имеет иное значение, чем в других научных дисциплинах, и лишь указывает на схожий образ жизни людей на определенных территориях и в конкретный промежуток времени. Термин «археологическая культура» используется для описания доисторической эпохи, то есть тех периодов истории, о которых мы можем судить лишь по остаткам материальной культуры – предметам быта, оружии, захоронениям и прочим артефактам, при полном отсутствии каких-либо письменных источников. При этом, несмотря на сходство материальных памятников, артефактов, отнесенных к определенной культуре, нельзя утверждать, что все они могли принадлежать одному обществу. Так же как нельзя утверждать, что их различие является признаком разных общностей. В одном и том же месте при раскопках можно обнаружить признаки сразу нескольких культур.

Впервые в своих писаниях об иллирийцах рассказывают греческие авторы Гекатей Милетский (VI век до н. э.) и Геродот (V в. до н. э.). По их сообщениям, в состав иллирийцев входили: албаны, ардиеи, далматы, дарданы, дезитиаты, диционы, паннонцы, пирусты, плереи, мессапы, тавлантии, энхелии, япиги, яподы и др. Аппиан Александрийский, историк, живший в Риме во II в.н. э., называет территорию от подножия Альп до Ионийского моря и от Македонии до Фракии – Иллирией.

Иллирийцы были хорошими земледельцами, гончарами, кузнецами, славились как умелые ремесленники. В хозяйстве своем использовали и бронзовые, и железные орудия. Жили в полуземлянках, в деревянных домах и в свайных строениях. Крепости из необработанного камня иллирийцы заменили под греческим влиянием на стены из тесаных квадров и стали украшать святилища скульптурой. В гончарных царило спокойствие, и умелые мастера под шуршание гончарного круга влажными руками творили знаменитые кувшинчики с одной или двумя ручками и вертикальными каннелюрами на тулове. В кузницах с раннего утра полыхал жаркий огонь и крепкие мужчины отбивали молотом ритм, понятный и подвластный только им. Простые люди, живущие бок о бок с прекраснейшей природой, создавали из металла не только оружие, но и произведения искусства. Об этом свидетельствует четырехколесная тележка из Глазинаца в виде птицы. Археологи считают, что это культовый предмет, использовавшийся в религиозных целях.

Иллирийцы были достаточно воинственными. Выглядели воины внушительно, как и их доспехи и эффективное оружие. Иллирийцы крепко в руках сжимали сику – изогнутый меч, который потом широко распространится по всем Балканам, и даже римляне примут его себе на вооружение. Длина сики – 40 см, изогнутая форма клинка позволяла обойти щит противника и ударить в бок или в спину. Длинные копья – сибины, или, как их еще называли, кабаньи копья, давали возможность воину нанести удар противнику первым. В ход шли также топоры. Для защиты туловища воины использовали бронзовые нагрудники – диски диаметром 10 сантиметров. Голову защищали конические бронзовые шлемы, считающиеся одной из разновидностей коринфского шлема. Пехота была очень маневренной и в сражении выстраивалась квадратом или фалангой. Иллирийцы имели репутацию искусных воинов, на становление которых оказали большое влияние греки. Вооружение, используемое иллирийцами, было греческого производства или его аналогом: круглые щиты-асписы, поножи, бронзовые анатомические кирасы, копья-дори, мечи-ксифосы.

Иллирийцы были известны также как умелые корабелы. Их многочисленные военные корабли контролировали большую часть Адриатического и Ионического морей. Так, иллирийское племя либурнов (или либурнийцев) славилось своими пиратскими набегами с I тыс. до н. э. Их главной базой с V века до н. э. была Коринфия (совр. Хорватия). Кстати, база функционировала вплоть до XVI века и включала в себя семь доков, крепость, арсенал. Либурны строили военные суда, которые назывались одноименно – либурны, и стяжали лавры во многих морских сражениях. Либурна (лат. liburna) имела острые обводы, была до тридцати метров длиной, а водоизмещением до восьмидесяти тонн, могла принять до ста двадцати человек. У либурн не имелось палубы, только узкий мост, соединяющий нос и корму. Небольшая кабина в задней части корабля защищала рулевого и офицеров от более легкого метательного оружия. Экипаж состоял из 50–80 гребцов и 30–50 морских пехотинцев, в зависимости от размера корабля. Благодаря скорости и маневренности судна воины окружали значительно более крупные и менее поворотливые суда противника и с помощью метательного оружия поджигали их. Позднее в Римской империи любое военное судно станут называть либурной. Если моряки видели четыре корабля, приближающиеся к их судну, то понимали, что их будут таранить, брать на абордаж. Это было золотое правило в тактике ведения морского боя иллирийцев – нападать на одного противника превосходящими силами экипажей.

Из-за постоянных пиратских налетов на римские суда и поселения у иллирийцев возник конфликт с римлянами. Впрочем, это одна из версий агрессивности Рима в отношении Иллирии. Есть и другие. Но, так или иначе, чтобы покорить эти храбрые и воинственные народы, римлянам потребовалось провести четыре иллирийские войны, длившихся двести лет. – с 229 по 168 год дон. э. – между Римской республикой и местным населением Иллирии шла борьба за власть над территорией. Интеграция в римскую культуру разрозненных племен, населявших Иллирию, заложила основы объединения местного населения, ранее не имевшего сколько-нибудь явной государственности. Любопытен факт достаточно быстрой ассимиляции иллирийцев, романизации их культуры, которая исторически больше тяготела к эллинам. К 212 году н. э., когда был издан эдикт Каракаллы, взошедшего на престол в 211 году римского императора, о даровании гражданских прав всему свободному населению, народы Иллирии уже были римлянами. И этот факт все еще ждет убедительного объяснения.

Неясным остается такой момент – появились ли хорваты на территории Иллирии в процессе Великого переселения народов или уже жили здесь и создали свое государство, объединившись. Историки в начале XX века по вопросу о характере социально-политического развития раннесредневековой Хорватии разделились во мнении и обозначили две принципиально разные позиции: появление государственных форм связано с приходом хорватов-завоевателеей, считают одни, другие – с постепенным внутренним развитием объединения племен. Обе версии так или иначе находят подтверждение в исторических документах. В 600 году Максим, епископ Салона, античного иллирийского далматинского города, основанного в первом тысячелетии до нашей эры, развернул послание от папы римского Григория I и прочитал: «Я очень переживаю за ваших соседей и обеспокоен». «Сочувствую вам, я обеспокоен тем, что славянские племена уже проникли через Истру в Италию». Это было первое известие о славянах в Далмации. Правда, что имелось в виду под словом «славяне», не ясно до сих пор. Историки все еще разбираются. Тем не менее принято считать, что в период с конца VI по начало VII века представители славянского союза хорватов вместе с сербами заняли территорию Иллирии и Далмации.

Предполагается, что название «Далмация» происходит от имени далматов, племен иллирийцев, которые жили в доантичный период. «Далм» в переводе означает – пастух. Земли между средним течением Дравы и нагорьем Капела в Средние века, вплоть до ХVI века, назывались Славонией (Посавская Хорватия), а часть Далмации между нагорьем Велебит и р. Цетиной принято называть Далматинской Хорватией. Отдельные части этих территорий сильно отличались друг от друга. Славония – широкая равнина, пересеченная несколькими небольшими возвышенностями. Среди ландшафтов Далмации преобладают средние и высокие горы. Эта часть Хорватии отделена от остальных земель практически непроходимой горной цепью Велебит. Эти особенности оказали влияние на хозяйственную и политическую жизнь хорватского народа, что позволило сохранить его автономию. В Приморской Далмации в конце первой – начале второй трети VII века возник племенной союз, объединивший хорватов, славян и остатки аварского населения. В результате консолидации славян к IX веку были утеряны местные названия племен и утвердилось общее название «хорваты». По мнению ученых, эта территория в X веке называлась Королевская Хорватия.

В Далмации хорваты расселялись в несколько этапов, и, по мнению некоторых исследователей, это продолжалось до IX века. Константин VII Багрянородный, византийский император из македонской династии, упоминает их в тексте, посвященном 20–30-м годам VIII века. Он пишет о семи хорватских племенах или родах и их вождях: пяти братьях и двух сестрах. Славяне смешались с романским и ранее существовавшим здесь славянским населением.

Считается, что одним из первых правителей хорватов являлся Порга. С 610 по 641 год Восточной Римской империей правил император Ираклий, который установил с хорватами и сербами Византийской Далмации дипломатические отношения. По его просьбе папа Иоанн IV (640–642) к герцогу Порге и его хорватам, исповедующим славянское язычество, отправил христианских миссионеров и учителей. Примерно в 619 году Порга был крещен. Согласно трактату Константина VII «Об управлении Империей», «Император Ираклий приказал и привел священников из Рима и сделал из них архиепископа и священника, епископа, пресвитеров и диаконов и крестили хорватов; в то время у этих хорватов был Порга своим архонтом».

В VII–VIII веках хорваты, населявшие Посавскую Хорватию или Славонию, зависели от аваров. Король франков Карл Великий с 768 года расширил свое королевство до империи, в которую входила большая часть Западной и Центральной Европы. Государство граничило со славянами на северо-востоке и аварами и славянами на юго-востоке империи. Хорваты жили к юго-востоку от Франкской империи. Вишеслав – первый известный хорватский герцог – в то время правил Далматинской Хорватией. Для борьбы с аварами франки просили поддержку у славян и хорватов. В 791 году под командованием Карла Великого хорватский принц Войномир начал совместную контратаку аварских войск. Совместными усилиями аваров изгнали из Хорватии. В обмен на помощь Карла Великого Войномир был вынужден признать суверенитет франков, принять христианство и назвать свою территорию княжеством Нижняя Паннония.


Монета Карла Великого. IX век


В 796 году Карл Великий снова выступил против аваров и с помощью принца Войномира одержал долгожданную победу. В результате франки стали повелителями хорватов Северной Далмации, Славонии и Паннонии. Управлять паннонскими хорватами поставили Эрика, маркграфа Фриули. Он был назначен Карлом Великим губернатором Истрии, Фриули и соседних областей. После завоевания Истрии франками королевство Карла Великого стало прилегать к Далмации. Эти земли в то время находились под властью Византийской империи и включали в себя римские города и внутренние районы славян и хорватов. Чтобы расширить свое господство, Эрик решил покорить Далматинскую Хорватию. Он выдвинулся из Истрии вдоль побережья Либурнии и прибыл к Трсату (ныне часть города Риека).

Трсат имеет длинную и увлекательную историю. Изначально он назывался Тарсатика. Поселение основали кельты еще в доримские времена. В середине II века до н. э. римляне завоевали земли Либурнии и предприимчиво хозяйничали на них. Они быстро возвели укрепленные поселения, которые назвали Либурнийскими Лимами. Хорваты поселились здесь в VII веке н. э., и изменили название крепости и всего поселения. Благодаря местным диалектам в разные периоды замок именовался Тарсат, Терсат, Церсат.

Замок имел огромное стратегическое значение из-за удачного месторасположения. Трсат возведен над глубоким каньоном, по которому несет свои воды река Риечина. Он расположен на высоте 138 метров над уровнем моря, что позволяет его использовать как наблюдательный пункт за всеми передвижениями вдоль побережья и внутрь страны. Стены крепости мощно и величаво воспринимаются с любого ракурса. Их высота достигает 20–25 метров в разных частях. Так как строительство главной башни – донжона – начали римляне, благодаря францисканскому историку Патеру Франджо Главиницу за ней укрепилось название Римской. Донжон находится внутри крепостных стен и имеет символическое и военное предназначение. В ней располагались оружейные помещения, главный колодец и склады продовольствия. Хорваты всегда были готовы защищать свой город и свой народ. Одним словом, взять Трстат было непросто.

Осенью 799 года Эрик со своим войском прибыл к Трстату, взял в город в осаду. Князь Вишеслав в то время находился в центре своего правления в Нине. Он собрал войска и выдвинулся на север встречать противника. Укрепленный замок защищал жителей, но крепость духа воюющих играла самую важную роль. Под предводительством князя Вишеслава жители Трсата выдержали осаду, а войска Эрика попали в засаду и были разгромлены. Эрика Фриули нашли среди убитых. Для империи Каролингов его смерть и поражение стали тяжелейшим ударом. В ярости Аквилейский Патриарх святой Павел II проклял землю, на которой пролилась кровь героя. Благодаря отваге защитников и умелым действиям князя Вишеслва крепость Трсат осталась за Хорватией.

После того как Аварский каганат на Среднем Дунае был разбит королем франков Карлом Великим, в IХ веке Посавская и Далматинская Хорватия стали принадлежать франкам. С VII по X век н. э. Хазарский каганат был могущественным тюркским государством, которое занимало обширную территорию от Северного Кавказа до Волжско-Камского междуречья и от Азовского моря до нижнего течения реки Дон. Каганат играл существенную роль в региональной политике, приемущественно в торговых отношениях между Востоком и Западом.

От хорватской знати теперь требовалось постоянно посылать дары императору и помогать войском, но при этом за ней сохранилось непосредственное управление страной. Особую политику франки проводили по отношению к хорвато-далматинской знати. Им было выгодно, что хорваты вели бесконечные войны с Византией за земли, которые прилегали к далматинским городам, и франки поддерживали, не притесняли знать и не вмешивались в ее внутренние дела. В Посавской Хорватии Карл Великий оставил большую часть войска и начал раздавать землю своей служилой знати, которая с жителями обращалась очень жестоко.

Внешний стратегический курс правителя паннонских славян князя Людевита (819–823) всегда был направлен на то, чтобы отстоять независимость государства, и он все силы отдавал сопротивлению франкскому господству. Еще в 818 году Людевит отправил послов к императору Людовику Благочестивому (814–840) в Херистал, чтобы они поведали об ужасе и страданиях, которые переживали славяне из-за действий маркграфа Кадолы Фриульского (800–819) и его людей в Паннонии, в том числе и о пытках детей. Просьбы принять меры и повлиять на ситуацию оказались безуспешными, король франков отказался заключить мир. В ответ Людевит в 819 году возглавил восстание против фриульского маркграфа в Сисаке. Император Людовик отправил Кадолу подавить восстание. После набегов франкские пограничные войска потерпели поражение, а Кадола вернулся во Фриули, где скоропостижно скончался от болезни.

Людевит снова предложил перемирие, а император Людовик опять отказался и выдвинул свои условия, потребовав новых уступок. Чтобы наконец разрешить ситуацию, Людевит начал собирать союзников. Славяне Карантании и тимочане присоединились к нему, чтобы справиться с общей бедой. Герцог Борна, правитель Гудускани, сначала стал союзником, но затем перешел на сторону франков в обмен на обещание, что его сделают принцем Паннонии, если он поможет подавить восстание Людевита.

Загрузка...