Создаем юридическое лицо

В своей жизни вы часто сталкивались с различными организациями – например, приобретали у них продукцию, медицинские услуги, покупали билеты на поезд или на самолет. Это более сложные юридические конструкции, которые устанавливают специфичные права и обязанности между владельцем активов (денег, имущества, сырья, ценных бумаг) и бизнес-процессами в которых это имущество используется. Как же эти организации появились спросите вы? Их создали инициаторы – возможно это были, люди, возможно органы власти, либо иные уже существующие организации, которые предприняли ряд действий, что бы новые организации появились.

Прежде всего эти инициаторы обратились в налоговые органы, где зарегистрировали под каким-то новым фирменным наименованием свои компании, чтобы выступать не от своего имени, например, от имени ИП Бирюковой, а, например, от имени ООО «Креветка». Также эти инициаторы внесли определенное количество денег или имущества, чтобы у организации появилась возможность вести хозяйственную деятельность и важнее всего то, что теперь эти инициаторы не могут пользоваться имуществом и деньгами вновь созданного предприятия как своими, они теперь не имеют к ним прямого отношения. Зато они могут получать прибыль от использования все тех же денег и имущества как собственники в пределах своей доли и управлять предприятием путем издания распоряжений, приказов если они работают на них управленцами, либо нанять менеджера-управленца и на прямую не участвовать в процессах работы. Также эти инициаторы могут играть на предприятии двойную роль – являться учредителем (собственником) и наемным сотрудником (генеральный директор), как вы понимаете, выполняя разные функции в одном лице. Зачем все так усложнять? Дело в том, что, если для осуществления бизнеса создается организация (юридическое лицо) это свидетельствует о том, что достаточно сложная деятельность будет регламентирована особым образом, чтобы минимизировать риски, связанные с личностью одного человека. Например, если собственник организации перестанет заниматься бизнесом это не будет означать, что все сотрудники останутся без работы – предприятие можно перепродать или в случае смерти владельца у него появятся новые владельцы – наследники. Обособленность имущества предприятия от его владельцев дает возможность оценить фактическую и рыночную стоимость, для целей перепродажи или для привлечения инвестиций.

Основным законом, регулирующим создание и деятельность юридических лиц, является Гражданский кодекс РФ. Именно он дает определение такому явлению как юридическое лицо – это организация которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Гражданский кодекс дает нам примерно 20 вариантов всевозможных форм как можно зарегистрировать бизнес в виде юридического лица.

Но чтобы не потратить остаток жизни на изучение различий в организационных формах я вам открою секрет.

Если вы:

Начинаете свой бизнес

Число ваших бизнес-партнеров будет не более 50

И ваша деятельность направлена на зарабатывание денег

В 80% случаев вы откроете Общество с ограниченной ответственностью.

Прежде чем рассказать о механизме регистрации, предлагаю вам взять ручку и бумагу и прописать ответы на следующие вопросы:

1) сколько в компании будет учредителей?

2) где будет находиться компания, будет ли реально совпадать ее фактический и юридические адреса?

Поясню почему это важно. Чаще всего компанию регистрируют по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, например по адресу арендованного офиса. От этого адреса будет завесить в какую именно инспекции вашего города следует обратиться с заявлением о регистрации4. Сразу хочу вас познакомить с понятием «адрес массовой регистрации» это адрес по которому зарегистрировано большое количество юридических лиц, и в отношении всех или большей части из них имеется информация, что связь с ними, по этому адресу невозможна, какие-то «мертвые души». Поэтому вы должны, знать, что, придерживаясь, правила «должной осмотрительности» при заключении сделок, ваши партнеры будут проверять вас на этот критерий. Проверьте сами не попадает ли ваш будущий адрес под критерий «массовой регистрации» и соответственно вы можете также проверять своих будущих партнеров.

Еще несколько слов о необходимости совпадения фактического и юридического адресов. Если в налоговом органе станет известно о их несовпадении ваша организация и ее должностные лица могут попасть под штрафы, установленные статьей 14.25 КоАП РФ, в ЕГРЮЛ может быть внесена запись о недостоверности сведений о вашей организации, могут возникнуть проблемы с обслуживанием банковского счета и другие неблагоприятные последствия

3) четко сформулируйте основной вид деятельности, которым будет заниматься компания, в соответствии с этим выберите основной код ОКВЭД. Почему это важно? Если компания имеет наемных сотрудников, ОКВЭД влияет на коэффициент «травматизма», который ей будет присвоен, так же этот код будет влиять на виды отчетности, которые необходимо сдавать в Росстат, по этому коду могут быть определены предприятия, которым выплачиваются компенсации, например, при стихийных бедствиях или эпизоотиях и еще может возникнуть множество ситуаций, когда этот код будет иметь значение

4) придумайте наименование компании, чтобы оно не противоречило ст. 1473 ГК РФ. Что это значит? Например, в фирменное наименование нельзя включать полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от наименований, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали

5) определитесь с размером уставного капитала – для ООО существует минимальный возможный размер 10 000 рублей, но не забывайте, что ваши потенциальные деловые партнеры обращают внимание на этот показатель, для них он свидетельствует о серьезности ваших намерений развивать свой бизнес и оставаться на рынке

6) важно определить в бумажном или электронном виде вы будете отправлять документы для регистрации. Если документы для регистрации общества будут направлены в ИФНС в электронной форме, оплачивать госпошлину в размере 4 000 рублей не придется. Это касается случаев, когда документы направляются через сайт ФНС, Госуслуги, подаются через МФЦ или нотариуса, на 2022 год появилась возможность отправить все документы в электронном виде через банк если вы будете регистрировать простое общество с одним учредителем. Если документы будут поданы на бумаге лично вами в инспекцию или по почте с объявленной ценностью и описью вложения, нужно будет оплатить пошлину


7) определите органы управления обществом – это может быть совсем простая форма, когда единственный учредитель является и директором общества. Если участников много, высшим органом будет являться общее собрание участников. Как правило каждый участник общества имеет на общем собрании участников общества число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества

8) подавая документы на регистрацию необходимо иметь готовый устав общества, в котором будут описаны ключевые моменты его структурной организации. Устав можно выбрать типовой или заказать у юриста индивидуальный вариант составленный под особенности вашей организации. О типовых уставах я скажу пару слов дополнительно.

Минэкономразвития, с целью облегчения жизни бизнесу разработала 36 видов коротких типовых уставов, которые помещаются буквально в среднем на две страницы.

Рассмотрим, кому не подходят такие готовые формы:

– если учредителей у общества более 15 человек;

– если вы хотите изменить типовые формы «под себя»;

– если вам нужно сформировать ревизионную комиссию, совет директоров и т.д.

Какие очевидные выгоды получит организация от использования типовых форм:

– не нужно приводить устав в соответствие с законодательством, если оно поменяется. Изменения в типовой устав вносятся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ (п. 1 ст. 12 Закона об ООО);

– не придется регистрировать в налоговой изменения в уставе;

– не нужно представлять типовой устав контрагентам, нотариусу или в банк. Текст типового устава всегда размещен на сайте налоговой;

– не нужно хранить подлинник устава и в случае его утери запрашивать дубликат в налоговой.

Загрузка...