Мы часто задаемся вопросом, почему люди дают диаметрально противоположные оценки одному и тому же факту, ведут себя совершенно по-разному в похожих ситуациях, почему то, что одному кажется правильным, для другого абсолютно неприемлемо. Одно из объяснений в том, что у каждого из нас своя модель жизни, со свойственными ей нормами, правилами, ценностями, критериями оценок. Мы много чего узнаем о себе, если поймем, по какой модели живем, соответствует ли она нашим истинным желаниям и целям или обрекает на непрерывную борьбу с самими собой, когда мы все делаем через «не хочу» или «не могу», через преодоление.
О моделях жизни пишут и философы, и психологи, и куль-турологи. Среди них и такие мировые знаментости, как Абрахам Маслоу, Эрик Берн, Эрих Фромм, и наш современник и соотечественник Владимир Дружинин. В своей консультативной практике я опираюсь на тех и других. И все же именно классификация «вариантов жизни» Владимира Дружинина подкрепила мои собственные наблюдения и помогла выделить наиболее распространенные в российском обществе модели жизни: «жизнь-целедостижение», «жизнь-подготовка», «жизнь-творчество», «жизнь-грезы», «жизнь-борьба», «жизнь-рок», «жизнь-подвиг».
К людям, модель жизни которых – целедостижение, испытывают интерес во всем мире. Мечта многих – повторить успех Илона Маска, Марка Цукерберга или Павла Дурова, построивших свои корпорации «с чистого листа». Таким, как они, удается выше всех подняться по лестнице условного успеха – стать богатыми и знаменитыми, – поэтому они так обласканы вниманием прессы, а их жизненный путь становится примером для подражания. Что отличает таких людей?
В первую очередь это качество, которое можно назвать «могуществом желаний». Обычному человеку и в голову не придет ставить такие цели, а если и придет, то станет страшно от одной только мысли. К тому же надо иметь смелость осуществить задуманное: а вдруг случится очередной глобальный кризис, резко изменится политическая или экономическая ситуация, или мы не справимся, провалим дело, опозоримся. Но лидерам бизнеса подобные сомнения не свойственны: масштабные устремления и ясные цели у них подкреплены абсолютной верой в успех – это тоже редкое качество, которое помогает желаемое сделать действительным.
Людям целедостижения не нужны внешние стимулы, системы мотиваций, компенсаций и поощрений. Они будут работать, ставить цели и достигать их, базируясь на собственной внутренней мотивации, даже если все вокруг уверены, что шансов на успех нет и все закончится провалом. Их «подкожный слой оптимизма» надежно защищает их от неудач – и мелких, и крупных. Они никогда не опускают руки. Скорее наоборот, неудачи их только подстегивают, побуждают мобилизовать все жизненные ресурсы: появляется азарт – победить! В психологии есть такое понятие – «неоправданный оптимизм». Строго говоря, любой оптимизм не вполне оправдан, ибо он по определению предполагает успешный исход, а реальные шансы почти всегда 50 на 50. Но люди целедостижения верят в себя вопреки теории вероятности и обстоятельствам, и это заставляет их удваивать, утраивать усилия.
Реализовать свою модель жизни им помогают еще несколько важных качеств. Одно из них – отсутствие внутреннего конфликта. Их мотивационные устремления не противоречивы и не блокируют друг друга. У них нет своей внутренней непримиримой оппозиции, а внешние преграды они преодолевать умеют. Прибавим к этому удивительную целеустремленность, своеобразную «суженность сознания»: все подчинено достижению цели, все жизненные ситуации, факты сортируются по принципу «нужно – не нужно», «полезно – не полезно», и все нужное, полезное притягивается, как к магниту, а ненужное и бесполезное отбрасывается. Безусловно, это требует постоянного, «снайперского» сосредоточения: человек смотрит на мир через призму целей – как сквозь прицел. Мир будто упрощается, становится черно-белым: в нем есть либо средства для достижения целей, либо препятствия. И окружающие начинают делиться на полезных и бесполезных, соратников и врагов. Чем целеустремленнее человек, тем сильнее у него выражено такое черно-белое восприятие мира.
Со стороны кажется, что он обедняет себя, ради дела жертвует всем: семьей, друзьями, отдыхом. Но для человека целедостижения это не жертва – это его жизнь, абсолютно полноценная, интересная, насыщенная. А все остальное уходит куда-то на периферию сознания. Воспитание детей, совместные выезды с семьей за город, забота о близких – все это для него лишь вынужденные остановки. Да, он это делает, но так, будто отбывает повинность: ему кажется, что в этот момент он бездействует, ведь все это не работает на главное – его дело. Окружающим такие люди часто кажутся бессердечными, эгоистичными, гордыми, тщеславными. На самом деле они просто сосредоточены на своих планах.
Сегодня жизнь-целедостижение – одна из самых популярных и социально одобряемых моделей. Родители часто ставят детям в пример именно «победителей». Однако не стоит забывать, что нашу оптику может искажать так называемая «ошибка выжившего»: мы ориентируемся на победителей, не принимая во внимание тех, кто жил по этой модели и проиграл. В конце концов в каждом большом успехе всегда есть доля везения.
Бывает, что те самые качества, которые помогают целеустремленному человеку добиться успеха, становятся для него же причиной неудачи, провала. У многих на слуху история взлета и падения Элизабет Холмс и ее компании Theranos. Она мечтала создать портативное устройство, выполняющее множество сложных анализов на основе одной капли крови. Обладая выдающейся работоспособностью и харизмой, Элизабет сумела построить компанию, привлечь инвестиции, создать образ будущего бизнеса и убедить всех, что это реально. В 2015 году ее компания стоила 15 млрд долларов. Ее фотография не раз появлялась на обложках журналов – для многих молодых людей она стала ролевой моделью. Но целеустремленность и суженность сознания помешали ей услышать голос разума – серьезно отнестись к мнению ученых, которые постоянно твердили, что невозможно создать минианализатор, способный делать комплексные тесты, да еще на основе всего одной капли крови. В итоге Элизабет Холмс потеряла все: компания была ликвидирована, она лишилась доброго имени и возможности заниматься бизнесом. И это лишь один пример того, какие риски таит в себе жизнь-целедостижение.
В современном обществе всячески приветствуется и культивируется приобретение новых знаний и навыков: Life Long Learning – непрерывное обучение в течение всей жизни. Те, кому нравится учиться, сегодня в фаворе: надо же, получил еще один диплом, постоянно ходит на лекции, читает научно-популярную литературу – какой молодец! На самом деле никакой доблести в этом нет. «Молодец» делает то, что ему нравится, просто это вдруг совпало с тем, что сегодня одобрятся. Постоянно расширять свой кругозор, повышать эрудицию и развивать навыки – очень полезно для жизни. Но у любой медали есть обратная сторона.
Обучение – всего лишь первый этап, за которым должен последовать следующий – использование полученных знаний для какого-то дела. А человек, слишком увлеченный обучением, иногда так и не начинает действовать. Он все время не вполне готов, ему еще необходимо подтянуть те или иные навыки. Его реальная жизнь, по сути, только подготовка к жизни «настоящей», начало которой постоянно откладывается. К примеру, он овладел новым компьютерным языком, и вакансия подходящая открылась – почему бы ее не занять? Это уже серьезный шаг, а он его не делает, ведь его кредо – совершенство: если уж он берется за что-то, то должен сделать это на пять с плюсом.
Сегодня многие посещают литературные курсы. Кажется, освоил азы, садись и пиши, тем более что лучший способ стать писателем – писать. Но нет. Человек идет на новые курсы и раз за разом выполняет ученические работы, разбирает чужие произведения, не решаясь начать свое. Это тип «вечного студента», способного ученика, подмастерья, который получает удовольствие от самого процесса усвоения знаний. Овладев основами той или иной профессии, он меняет место работы или занятие и вновь начинает учиться.
Все это говорит об инфантильном мироощущении. Человек не взрослеет, и это очень удобно: не надо брать на себя ответственность, переживать по поводу неудач – жизнь-то «ненастоящая»!
Представление о жизни как о подготовке к чему-то подлинному закладывается еще в детстве. Если будущее видится ребенку прекрасным, значительным, полным удивительных возможностей и перспектив, он торопится взрослеть, стремится как можно скорее стать самостоятельным и начать что-то делать. А если взрослая жизнь кажется нагромождением забот, проблем и трудов, невольно хочется оттянуть ее наступление, подольше задержаться в безоблачной и безмятежной поре детства.
У этой модели, безусловно, есть свои плюсы. У «вечных студентов» интересная, насыщенная жизнь и широкий круг общения. Но у них никогда не будет тех материальных благ, которые приносит, например, жизнь-целедостижение. И если эти блага все-таки представляют для них определенную ценность, значит стоит пересмотреть привычную модель жизни и подумать, какие элементы можно в нее добавить.
Жизнь любого из нас – своего рода экзистенциальный конструктор: мы собираем, составляем ее из разных элементов, но основой остается наша базовая модель, ведущий вектор, который есть у каждого.
Как мы обычно представляем себе творческого человека? Он не такой как все, нестандартно мыслит, его поведение часто не вписывается в общие рамки, он пытается эпатировать, противопоставлять себя обществу, чтобы выделиться, чтобы его заметили, ему свойственны резкие смены настроения – приподнятость и оживление неожиданно сменяются депрессией, и наоборот.
Творческий человек – созидатель, демиург, для него главное – самовыражение. Творчество – это процесс, который запускается внутренним состоянием. Помните, у Лермонтова: «В своей душе я создал мир иной и образов иных существованье»? Продукт творчества – реализация внутреннего импульса. Безусловно, такие люди хотят, чтобы их музыка звучала, стихи читали, картины выставляли, проекты реализовывали. Но они будут творить независимо от того, платят ли им гонорары, печатают ли их произведения. Те, кому удалось стать богатыми и знаменитыми, лишь верхушка айсберга, а основная часть творческой братии остается «под водой» – невидимыми и незамеченными. Нередко бывает так, что творцы не доживают до своего успеха. Стиг Ларссон, автор детективной трилогии о девушке с татуировкой дракона, вызвавшей бум интереса к шведским детективам по всему миру, не успел увидеть своих книг напечатанными и не узнал, что их тиражи сегодня приближаются к ста миллионам экземпляров.
Модель «жизнь-творчество» чрезвычайно популярна. Кажется, жизнь таких людей соткана из сплошных удовольствий: то они блистают на сцене, то творят в студии, то сочиняют шедевр за столиком в кафе на берегу моря, а еще постоянно общаются с яркими, интересными людьми. Многих привлекает именно эта сторона дела.
Но жизнь большинства творческих людей совсем не так гламурна, как кажется. Скорее она напоминает жизнь Мии Уоррен, героини романа Селесты Инг «И повсюду тлеют пожары». Мия берется за любую, подчас грязную работу, живет очень скромно, чтобы иметь возможность создавать свои картины. Время от времени какие-то из них удается продать, но это не позволяет ей свести концы с концами. Многие очень известные писатели сочиняют свои романы в свободное от основной работы время. Творческая личность фактически предоставлена сама себе и в большой степени зависит лишь от собственной инициативы.
Как и человек целедостижения, «творец» чаще всего равнодушен к делам семьи, общественному долгу, служебным обязанностям. Он непредсказуем, не привязан к месту и времени, не способен жить по правилам, подчиняться регламенту. Внешний мир, окружение не имеют для него большого значения – его внимание сосредоточено на внутреннем творческом импульсе и его реализации. Сергей Довлатов так писал об отношении Иосифа Бродского к советскому режиму: «Он его не замечал. И даже нетвердо знал о его существовании». Для псевдотворческих людей, напротив, огромное значение имеют внешние проявления – отношение власти, окружение, комфорт, благосостояние и т. д.
Творческий человек может быть очень сложным в общении, но это не столько его вина, сколько беда. Для него главное, реализуется ли его внутреннее содержание во внешнем мире. Отсюда такая ранимость, чувствительность к успеху и неудаче.
Чтобы понять, соответствует ли наша жизнь этой модели, надо оценить, насколько нам нравится сам процесс творчества, увлекает ли он так, что мы забываем о еде и отдыхе, выкраиваем на него время, отодвигая другие дела, и творим, зная, что это может не принести ни денег, ни славы. На какие жертвы мы готовы пойти ради творчества?
Тем, кто следует этой модели, свойственно стойкое ощущение иллюзорности внешней жизни и постоянное погружение в жизнь внутреннюю. Но, в отличие от «творцов», «мечтатели» не стремятся создавать что-то новое – идеи, образы, тексты, проекты.
Человеку сложно обособиться, оградиться от реальности – она постоянно о себе напоминает, ведь надо есть, пить, общаться, решать какие-то проблемы. Поэтому «мечтатель» находит способы «выключиться», уйти в пассивную внутреннюю жизнь, грезу, нирвану. Можно часами смотреть сериалы, зависать в интернете и т. д. Есть и более грубые средства – алкоголь, наркотики.
Иногда причины выбора такой жизненной модели стоит искать в детстве: если окружение ставит перед ребенком задачи, решить которые ему не под силу, он пытается отгородиться от взрослого мира, который воспринимается им как враждебный. Так, некогда общительный 16-летний мальчик, переступив порог квартиры, тут же уходит к себе в комнату, надевает наушники и часами слушает музыку. Он всячески пытается «самоизолироваться» от конфликтных отношений родителей и попыток каждого из них перетянуть его на свою сторону.
Человек может «переселиться» в придуманный мир и в зрелом возрасте, если реальная жизнь становится неподъемной, неуютной, слишком сложной. Вот пример. Бизнесмен, у которого были проблемы в России, перебрался с семьей в одну из европейских стран. Сейчас он с женой и детьми живет в большом доме, обнесенном высоким забором. Его жена, прежде активная, жизнерадостная женщина, теперь все время читает детективы. Она не учит язык, не общается с соседями, не созванивается со старыми друзьями. Светский разговор с гостями за столом, общение с детьми – для нее лишь вынужденный перерыв: она ждет, когда «пауза» закончится, чтобы опять погрузиться в чтение. Это ее защита от реальности, с которой она не справляется, которую не хочет принимать.
Бывает, что обыденная жизнь кажется настолько пресной, серой, скучной, что человек бежит от нее – в мир искусства, в мир идей великих писателей, режиссеров, мыслителей. Это становится формой существования. Такие люди не видят смысла в достижении карьерных высот, профессиональном росте. Вспоминается герой фильма «Сабрина» с Харрисоном Фордом и Джулией Ормонд. Отец главной героини работает водителем в богатой семье. Он выбрал эту работу, потому что она позволяет ему много читать. Его подлинная жизнь – в книгах, в других мирах, он возвращается во внешнюю реальность только за тем, чтобы сделать самое необходимое.
Мечтатель, возможно, не приносит особой пользы обществу, зато ему самому такая жизнь нравится, и выбор, естественно, за ним.
«Роковые» люди во многом похожи на тех, для кого жизнь – целедостижение, их даже легко спутать: и те, и другие энергичны, инициативны, стремительны. Но если у большинства из нас есть внутренний ограничитель, который четко подсказывает, когда надо остановиться, то у «роковых» личностей этот ограничитель не срабатывает: они мчатся вперед «наперекор и вопреки» и способны на все ради достижения своих целей.
У таких людей нет постоянного внутреннего цензора, нет ощущения опасности. Типичный пример – игрок, который до поры до времени выигрывает, понимая, что рано или поздно удача от него отвернется, но остановиться не может. Самое главное – отключение всех «тормозов», опьянение, «гибельный восторг», как пел Владимир Высоцкий, жизнь которого – яркая иллюстрация этой модели.
Если это бизнесмен, то рано или поздно он совершит роковую ошибку: вступит в партнерские отношения не с тем человеком, даже когда все вокруг его об этом предупреждают, возьмется за венчурный проект, который в конечном счете погубит его бизнес, выберет женщину, которая доведет его до ручки. Едва улыбнется удача, ему кажется, что так будет всегда. Ему постоянно хочется большего – новых побед, достижений, успехов. Ставки растут, планка поднимается все выше и выше – до тех пор, пока он не сорвется.
Такие люди часто обладают мощнейшей энергией, производят сильное впечатление на окружающих и способны затягивать других в свой водоворот. Поначалу сотрудничество с ними может казаться очень продуктивным, однако рано или поздно ситуация выходит из-под контроля, но вырваться из этого водоворота бывает трудно, а подчас просто невозможно. Если такой человек становится политическим лидером, он способен погубить вместе с собой тысячи, а то и миллионы людей. Наполеон или Гитлер – типичные тому примеры.
Как избежать участи «роковой» модели? Поможет только понимание, какой будет расплата, чем такая жизнь опасна для нас и близких нам людей. Надо притормозить, трезво оценить свое «Я» и восстановить связь с реальностью.
Есть люди, жизнь которых подчинена определенному регламенту, заданному извне правилу, ритуалу. Им не нужно сомневаться, постоянно что-то выбирать, думать о перспективах: они знают, как поступать практически в любой ситуации. А когда не знают, спрашивают совета у тех, кого считают авторитетом, у начальства или родственников. И если «творцам» и людям целедостижения следование определенному порядку дается с трудом, то для приверженцев жизни-регламента такой вариант – единственно приемлемый и органичный. Это наиболее древняя и устойчивая форма бытия, гарантирующая долгую и «правильную» жизнь.
Чем авторитарнее государство, тем подробнее расписаны регламенты и больше давление на личность. Типичную жизнь-регламент можно было увидеть в советских кинофильмах: человек отучился, пошел на завод, вступил в партию, прошел путь от рабочего до мастера и т. д. Он встает всегда в одно и то же время, делает зарядку «вместе со всей страной», ест каждый день одинаковый завтрак, когда положено – женится, когда приходит время – уходит на пенсию. Все четко по расписанию, как у курьерского поезда, – от первой станции до последней.
Чтобы жить по правилам, надо принадлежать к какой-то группе, для которой эти правила «писаны». Мы можем вступить в политическую партию или устроиться на работу в корпорацию, стать военнослужащим или войти в преступную группировку – в любом случае мы будем подчиняться правилам той группы, членом которой себя считаем.
Как только окружающим становится ясно, что мы живем так, как живем, не потому что у нас нет альтернативы, а потому что сами выбрали этот путь, они начинают относиться к нам с интересом, уважением, а подчас и с завистью.
Пример хорошо организованной структуры с четким распорядком и правилами – крупные корпорации и государственные учреждения, где все перемещения по служебной лестнице регламентированы, существует зарплатная сетка с повышающими и понижающими коэффициентами, разработана система обучения и мотивации персонала.
В основе либерального общества лежит свобода выбора. Но если ты выбираешь, ты несешь ответственность за свое решение. А все ли к этому готовы? Отсутствие ответственности за собственный выбор – важное преимущество жизни-регламента. Выбирая «как положено» – институт, работу, жену, – в случае неудачи можно переложить ответственность на других.
Конечно, следование определенным правилам и ритуалам существенно упрощает нашу жизнь – свадьбы, юбилеи, крестины проходят по установленному сценарию. Нам не нужно думать, как вести себя на презентации, конференции, в ресторане, театре, поскольку существует этикет, правила поведения. Да и в целом люди, следующие нормам, вызывают одобрение у окружающих. Такая жизнь – своего рода гарантия: возможно, ты не добьешься большого успеха, зато застрахуешь себя от срывов, провалов, скандалов.
Людям регламента необходимы стабильность, распорядок, возможность заранее планировать и работу, и личную жизнь. Кстати, именно такие сотрудники выполняют основной объем работы в организации. Правда, ими редко восхищаются – скорее упрекают. Например, жены – за то что мужья звезд с неба не хватают. Но здесь важно разобраться с приоритетами: кого не устраивает такая жизнь – человека, который ее выбрал, или кого-то из близких.
Мой клиент – владелец и президент крупного банка, работающий ежедневно по 12–14 часов, как-то с возмущением рассказывал мне об одном из своих замов: «На какой должности работает! Каким интеллектом обладает! А живет – со скуки помереть можно! Уходит с работы не позже половины седьмого. Все выходные – с женой и сыном на даче. Тоска!» Он абсолютно уверен, что человек действует не по своей воле – жена заставляет. Ему и в голову не приходит, что его заместителю просто все это нравится, что он ни за какие деньги не променяет свою рутину на напряженную и рискованную жизнь босса.
Конечно, есть много людей, не склонных к безусловному принятию «жизни-регламента», они просто вынуждены подавлять собственные чувства, мысли, желания, постоянно контролируя свое поведение. Если это наш случай, стоит задуматься, что поменять в своей модели жизни, чтобы избавиться от излишней регламентации и неоправданных ограничений. И не откладывать это в долгий ящик, ведь неудовлетворенность жизнью – предпосылка для возникновения неврозов и тревожных состояний.
Это модель жизни людей ярких, интересных, умеющих зажигать, увлекать, вести за собой других, но всегда находящихся в оппозиции – к начальнику, существующим нормам, политическому строю.
«Бунтарь» не уживется ни с одним руководителем. Пример из моей практики. Два приятеля учились вместе в МФТИ, потом их пути разошлись: один основал свой бизнес, а другой начал работать в сфере IT – человек, безусловно, талантливый, он добился достаточно высоких позиций в крупных компаниях. Они встречались, дружили семьями. Айтишник всегда остроумно и живо рассказывал про своих начальников: один ретроград, другой ничего не понимает в сфере высоких технологий, третий душит таланты. Предприниматель всегда слушал его с интересом, смеялся, сочувствовал. Случилось так, что руководитель его IT-департамента ушел с командой в другую компанию, и срочно понадобилась грамотная, профессиональная замена. А почему бы не пригласить своего друга? Работа интересная, задачи серьезные, зарплата большая, все условия. Он предложил – приятель согласился. Вскоре глава компании позвонил мне, страшно расстроенный и растерянный: «У меня серьезная проблема, не знаю, что и делать». Его друг практически с первого же дня начал привычную для него борьбу. В глазах коллег он выставлял моего клиента в роли бездушного эксплуататора, который заставляет сотрудников перерабатывать, при том, что у них не слишком высокая зарплата. Возможно, в этом была доля правды, но для этого человека борьба за права наемных работников стала своего рода самоцелью, чем-то более существенным, чем сама работа.
«Бунтари» – люди с высокими амбициями, как правило, хорошо владеющие словом. Их жизнь наполнена смыслом и эмоциями, когда они противостоят злу, борются за некие идеалы. Так, известный медиаменеджер сменил несколько мест работы и каждый раз уходил чуть ли не со скандалом. Это человек с очень высокими моральными и профессиональными стандартами, зачастую непримиримый. Он боролся за свободу слова, против цензуры, за улучшение качества журналистики и часто вызывал раздражение владельцев изданий. Сейчас он отказался от этой модели жизни: он эмигрировал, и, возможно, страна, в которой он теперь живет, и издание, в котором работает, действительно соответствуют его высоким стандартам. Но, судя по его постам в социальных сетях, он утратил и вкус к жизни – из нее исчез нерв, эмоциональное напряжение. Время от времени он даже пишет о периодах черной депрессии, хотя со стороны его жизнь кажется вполне благополучной.
Борьба нужна «бунтарю» как воздух, поэтому он всегда в оппозиции к мейнстриму. Мы можем вспомнить таких деятелей и в политике, и в общественной жизни: находясь здесь, они боролись с местным режимом, приехали туда – воюют с тамошним. Вернулись обратно – и опять бунтуют, даже не замечая, как их взгляды меняются на прямо противоположные.
Часто, несмотря на талант и неординарность, «бунтари» не могут сделать ничего конструктивного. Возможно, это происходит от подсознательной боязни не оправдать ожидания – свои и окружающих. Они не готовы действовать, но всегда найдут причину и убедительно объяснят, почему отошли в сторону.
Как и в «жизни-творчестве», где есть истинные творцы, а есть «псевдо», важно отличать настоящих оппозиционеров от тех, кто использует бунтарство как маску в жизненной игре. Если первые действительно пытаются что-то изменить и в результате все теряют, то псевдооппозиционеры используют эту модель с выгодой для себя, наживают капитал, пробиваются во власть. В любом случае, если такая модель нам близка, стоит осознать все риски и неизбежные потери, которые она с собой несет.
Эталон жизни-подвига – это путь Иисуса Христа, жертвующего собой, идущего на мученическую смерть ради спасения людей. В этой модели человек поднимается над личными, сиюминутными интересами, подчиняет себя служению идее, даже если это не приносит ему никакой прямой выгоды, а, напротив, сулит беды и лишения.
Подвиг у нас чаще всего ассоциируется с героизмом на войне, пожаре, при спасении людей – то есть в экстремальных ситуациях. Он всегда высоко оценивается, правда, нередко уже после смерти. Но подвиг-порыв, подвиг-поступок и жизнь-подвиг – разные понятия. Для первого в русском языке есть прекрасное слово «герой», для второго – «подвижник».
Примеров этой модели в российской действительности предостаточно. Это врач скорой помощи, который многие годы достойно работает за мизерную зарплату: спасать жизни для него не просто профессия, а миссия, о которой он, возможно, даже не задумывается. Это ученый, который проводит на себе испытания новых препаратов: он понимает, какой опасности себя подвергает, но убежден в необходимости таких опытов ради блага людей. Это следователь, упорно продолжающий расследовать преступления, несмотря на угрозы.
Такие люди не будут искать «теплое местечко», даже если это выгоднее в материальном плане, – они убеждены, что должны приносить пользу на своем посту. Им часто приходится преодолевать непонимание окружающих, которые считают их непрактичными, обыкновенными неудачниками, чудаками. Но даже те, кто признает и высоко оценивает их благородство и самоотверженность, сами так жить не готовы.
Подвигом стала жизнь академика Валерия Легасова, который сразу после аварии на Чернобыльской АЭС был назначен членом правительственной комиссии по расследованию причин и ликвидации последствий аварии. Он одним из первых приехал на место катастрофы и провел там в общей сложности два месяца. И не прекратил работу даже после того, как другие члены комиссии вернулись в Москву для минимизации облучения. Полученная им доза радиации сильно пошатнула его здоровье. Через два года после катастрофы смертельно больной он покончил с собой, оставив аудиозапись рассказа о малоизвестных подробностях катастрофы, чтобы люди узнали правду.
В основе жизни-подвига – любовь к людям и созидание. Поэтому, например, нельзя причислить к людям подвига террористов, хотя они жертвуют не только чужими, но и своей жизнью: ими движет не любовь, а ненависть. Эрих Фромм в книге «Анатомия человеческой деструктивности» ввел термин «антижизнь». Психологическая предпосылка антижизни – тотальная агрессия, человеконенавистничество, отсюда и стремление к ликвидации, разрушению.
Почему тема подвига для нас так значима? Потому что наши нерациональные действия на благо других, вопреки инстинкту самосохранения и отличают нас от животных. Поэтому всегда будут люди, готовые жертвовать собой и служить идее.
Как и в других моделях, необходимо различать подлинную жизнь-подвиг и ее имитацию. Для некоторых уж очень привлекательно изображать «служение» и «подвиг» и, прикрываясь красивыми лозунгами, зарабатывать себе очки, славу, признание.
Настоящий подвижник реально способен многое изменить, создать условия для прорыва в организации, обществе, стране. Такие люди есть и в бизнесе, и в науке, и в самых разных сферах: они ставят себе некий ориентир и делают все, чтобы добиться цели. Они служат прогрессу, продвижению своих идей и ценностей и ради этого способны от многого отказываться, рисковать. Именно благодаря им сделана бо́льшая часть открытий и достижений.
Мы много чего узнаем о себе, если поймем, по какой модели живем, соответствует ли она нашим истинным желаниям и целям или обрекает на непрерывную борьбу с самими собой.
Повлиять на таких людей, как и на «роковых» личностей, а также на тех, кто живет целедостижением, попытаться их изменить, сделать их жизнь более рациональной практически невозможно. Один мой знакомый, хирург в областной больнице, буквально пропадал на работе: ночные дежурства, сложные операции, помощь молодым врачам и т. д., при этом зарплату получал весьма скромную. И я, думая как-то изменить его жизнь к лучшему, помогла ему устроиться в дорогую клинику, где платили раз в десять больше. Однако через три месяца он оттуда сбежал: говорит, «извини, но я там извелся – операции типовые, работы мало, а здесь работы невпроворот, а сотрудников не хватает».
Эти люди часто незаметные, неяркие, но при этом очень сильные, работоспособные, самоотверженные, энергетически заряженные. Именно такая жизнь – подвиг, служение – приносит им удовлетворение. Это не путь мученика, это выбор, органичный для конкретного человека.
Глобальные внешние события – войны, катастрофы, революции или, наоборот, стабилизация и стагнация – делают похожими, «социально типичными» судьбы людей, принадлежащих к одному поколению, нации, культуре, религиозной конфессии. Но сквозь похожее и типичное всегда пробиваются ростки особенного и уникального.
Жизнь любого из нас – своего рода экзистенциальный конструктор: мы собираем, составляем ее из разных элементов, но основой остается наша базовая модель, ведущий вектор, который есть у каждого. Важно приглядеться к этой модели и подумать, все ли нас в ней устраивает.
Мы рассмотрели разные модели – что зацепило, что заставило задуматься, что вызвало самые сильные эмоции? Иногда даже негативная реакция выдает наши истинные чувства, когда что-то действительно привлекает нас, но мы не можем по какой-то причине себе этого позволить. К примеру, один мечтает о жизни-творчестве, но должен зарабатывать деньги или не уверен в своем таланте, а другой – бунтарь по натуре – чувствует ответственность за близких и не может дать себе волю.
Нам часто кажется, что у нас нет выбора, но на самом деле выбор есть всегда, во всяком случае, всегда есть пространство для маневра. Определив, какие из моделей нам интересны и почему, попробуем «на зубок» хотя бы какие-то их элементы – примерим на себя шарф Остапа Бендера или вооружимся трубкой Шерлока Холмса. Выделим выходные или даже отпуск для экспериментов с новой моделью жизни: я хочу почувствовать себя мечтателем… или все-таки творцом… и на сколько меня хватит? Можно заняться творчеством «в свободное от работы время». Или побороться за правду в социальных сетях – там есть все условия, чтобы испытать на себе силу сопротивления мейнстрима и понять, питает это меня энергией или, наоборот, истощает, выбивает из колеи.
Иногда мы даже не пробуем изменить свою жизнь, потому что боимся осуждения или критики. Так и движемся по накатанной колее. А если нам и приходит в голову мысль что-то предпринять, гоним ее от себя, предполагая, что наш шаг не поймут привычные советчики: друзья, коллеги, родня. Однако, как говорил Иосиф Бродский, тот, другой, по наущению или совету которого мы будем жить, «спасибо нам не скажет и в гроб с нами не ляжет».
Но как только окружающим становится ясно, что мы живем так, как живем, не потому что у нас нет альтернативы, а потому что сами выбрали этот путь, они начинают относиться к нам с интересом, уважением, а подчас и с завистью.
Каждый человек уникален, как уникален его жизненный путь. И если наша модель жизни нас не устраивает, никогда не поздно что-то подправить, добавить недостающие элементы, переформатировать, перекроить на свой вкус, чтобы мы чувствовали себя в ней по-настоящему комфортно и были максимально эффективны.