– Я считаю, что тебе нужно обратиться
к врачу, у тебя зависимость от компьютера –
– Дорогая, это не зависимость, это моя работа! –
Из реальной истории
Нехимическая зависимость, так же, как и зависимость от психоактивных веществ связана с потерей самоконтроля. Нехимические зависимости базируются на определенном поведенческом паттерне (комплексе действий). Любая зависимость преследует целью получение немедленного удовольствия, кратковременной награды. Но мы с вами знаем, что за такую кратковременную награду, человек впоследствии получает долговременные издержки и отрицательный результат.
Аддикция – это деструктивное поведение, которое формируется тогда, когда человек пытается уйти от реальности, старается избежать взаимодействия с неприятной для него ситуацией или периодом жизни, путем изменения своего психического состояния.
Зависимость базируется на желании, мотиве пережить интенсивные положительные эмоции. А кто из нас не любит положительные эмоции?
Человек зависим от многих вещей, которые кажутся ему естественными. Так, мы любим залипнуть на картинках и коротких развлекательных видео в гаджетах, поболтать в мессенджерах, позаниматься спортом и получить от него удовольствие, съесть вкусных конфет, апельсинов или посмотреть любимый сериал несколько серий подряд. Современному человеку сложно отказаться от разных вредных и не очень вредных привычек.
Российский психиатр А. О. Бухановский определяет зависимое поведение, как психическое расстройство хронического характера, представляющее собой деформацию, патологическое развитие личности. При этом, А. О. Бухановский отмечает, что мотивы совершения действия не поддаются рациональному анализу в моменте, часто причиняя боль, вред зависимому человеку и его семье. Причиняемый вред, в результате зависимости может носить различный характер: медицинский психологический, материальный, и часто, даже правовой.
Замечательный отечественный психиатр, автор серьезных научных трудов в области клинической психологии и психиатрии, В. Д. Менделевич считает, что в основе классической отечественной наркологии лежит ошибочная парадигма о психопатологизации наркологических расстройств. Между тем, определение "аддиктивное влечение", с точки зрения науки, относительно химической и нехимической зависимости, будет сегодня приемлемым.
В. Д. Менделевич отмечает, что основным диагностическим критерием зависимости: химического или химического характера является наличие измененного состояния сознания.
Известное дело, что в основе химической зависимости лежит употребление психоактивных веществ, однако, нехимической зависимостью называется зависимость, в основе которой лежит не употребление психоактивного вещества, а определённый поведенческий паттерн, то – есть, определенный стереотип поведения, который отрицательно влияет на качество жизни. Несмотря на то, что нехимические зависимости вне фокуса внимания психиатров и наркологов нашей страны, они не только существуют теоретически в учебниках, но и часто встречаются в практике клинических психологов.
Нехимическая зависимость может быть менее серьезной по своим последствиям для физического здоровья, но финансово, социально, психологически человек может очень сильно страдать от нее. Такая зависимость часто встречается внутри семейного взаимодействия. Семья – является одним из главных факторов возникновения нехимической зависимости, поэтому семейная психотерапия в практике является оптимальным выбором при работе с такими расстройствами.
В 2015 г. Т. Робинс и Л. Кларк в своем исследовании писали о том, что химические и нехимические зависимости имеют общие биологические механизмы. Подобное заявление означает, что некоторые нехимические зависимости могут отвечать на терапевтические вмешательства, которые используются при лечении химических зависимостей.
Нехимическая зависимость характеризуется быстрой наградой, долгими физическими затратами и существенными рисками разного характера. Например, человек прибегает к просмотру определённого специфического видеоконтента для того, чтобы снизить состояние тревоги, раздражения, тоски и таким образом, обеспечить себя кратковременной эйфорией. Важную роль при нехимических зависимостях играет отсутствие навыков эмоциональной регуляции, которые могут скорректировать поведение человека и направить его действия в более полезное русло для него самого. Люди, страдающие игроманией, социально неодобряемыми аддикциями, шопоголизмом замечают, что уровень положительных эмоций со временем снижается. Когда они повторяют одно и то же действие, приносящие им удовольствие, исчезает эффект новизны.
Из-за снижения интенсивности положительных эмоций, зависимому человеку необходимо не просто повторение одних и тех же действий, но и увеличение энергозатрат для того, чтобы достигнуть. требуемого эмоционального эффекта. Так, при просмотре определенного специфического видеоконтента, мужчины замечают, что через некоторое время перестают получать удовольствие от одного и того же ролика и отсутствие положительного эффекта, не просто побуждает их к бесконечному серфингу в сети Интернет, оно побуждает их к поиску контента, который является социально – неприемлемым.
А как определяется норма от ненормы сегодня?
Представьте, что вы наблюдаете за стаей императорских пингвинов, все они большие, стройные, черные и красивые, с желтыми перышками над глазами, которые вы бы назвали «шикарными бровями», будь пингвины людьми. Вот, среди этой единообразной стаи в фокус внимания попадает маленький, совершенно белый нескладный пингвин-альбинос и вы ловите себя на мысли: «Ой, так быть не должно. Это же совершенно недопустимо с точки зрения эталонной красоты императорских пингвинов!».
Так вот, сегодняшняя норма – это эталон, принятый большинством людей, всем социумом. Порнозависимость, к примеру, не совсем норма на сегодня. Есть много других интересных аддиктивных нехимических состояний у человека, однако, проблемой порнозависимости сегодня мало кто вообще занимается. Мужчины, страдающие от этой поведенческой аддикции, предпринимая попытки избавиться от систематического просмотра порно, в психотерапевтическом процессе отмечают, что, если они вынуждены воздерживаться от просмотра видеоконтента по принципу «резко брошу и больше не буду больше никогда смотреть эти ужасные ролики», описывают впоследствии наступившее состояние, похожее на абстинентный синдром после отмены употребления психоактивных веществ. Однако, от такой абстиненции нет серьёзных медицинских последствий.
В период абстинентного синдрома при нехимической зависимости совершенно отсутствует симптом гипертонического криза и, кстати, нет существенных физиологических изменений, но зато, если резко решить бросить видеоигры, серфинг в сети Интернет, зависание в гаджетах, у человека возникает не только подавленное состояние, но и агрессия, ярость, раздражение, а их непросто контролировать.
При формировании любой зависимости задействованы нейромедиаторные системы нашего организма. О них скажу очень немного и совсем коротко, чтобы не утомить своего читателя. Первую скрипку здесь играют: серотонин, от которого зависит торможение поведения и дофамин, отвечающий за систему вознаграждения, мотивацию, обучение и оценку значимости стимула. Да, дофаминергическая система играет ключевую роль в формировании нехимической зависимости.
В нейробиологических исследованиях выявлены нарушения функционирования префронтальной коры головного мозга у людей, склонных к химическим и поведенческим зависимостям. Префронтальная кора определяет импульсивность действий и отвечает за торможение. Помимо префронтальной коры, во время потребления человеком азартных игр, покупки лотерейных билетов, серфинга в сети Интернет, а также, во время компьютерных игр активизируется миндалина и мезокортиколимбическая система. Постоянно активизация этих зон мозга и подавление работы префронтальной коры обеспечивает надежное закрепление определенных аддиктивных паттернов поведения у человека, так и формируется нехимическая зависимость.
Употребление психоактивных веществ или вовлеченность в нехимическую зависимость, могут быть следствием одного и того же, провоцирующего такое поведение, процесса. К примеру, постоянные конфликты в семье, ссоры, проблемы на работе, и пребывание в стрессовой ситуации, при отсутствии навыков саморегуляции и стрессоустойчивости – благоприятная почва, как для развития алкоголизма и наркомании, так и для формирования нехимических зависимостей. Конечно, наследственные факторы здесь тоже играют роль. Так, если родственники первой степени родства (родители) имели зависимость от наркотиков или алкоголя, то при определённых условиях и их потомство может иметь склонность к употреблению наркотиков, алкоголя или склонность к игромании, клептомании, интернет – зависимости, порнозависимости.
В. Д. Менделевич относит к аддиктивному поведению: религиозный, политический, спортивный фанатизм, при этом подчеркивая, что любой аспект жизнедеятельности человека, при чрезмерной увлеченности личности, впоследствии наносит вред самому человеку и его близким.
Сегодня исследователи создали даже несколько классификаций нехимических аддикций. Приведем одну из них. А. В. Котляров предлагает считать аддикциями следующие явления:
1. зависимость от внешности (стремление фанатично ходить по косметологам, стремление к идеальной внешности, которое предлагают нам сегодня тренды социальных сетей;
2. зависимость от идеологии (религия до фанатизма, секты, астрология, хиромантия, эзотерические течения);
3. экзистенциальная зависимость: поиск постоянного смысла жизни и склонность утрированно философствовать на тему смысла бытия с пренебрежением к другим сферам жизни (зависимость от психотерапии, с метафизической интоксикацией);
4. сексуальная зависимость (постоянная смена половых партнеров, промискуитет, нимфомания, порнозависимость и зависимость от влюблённости);
5. зависимость от одиночества и постоянная потребность в одиночестве, имеющая отрицательное влияние на качество жизни человека;
6. созависимые отношения;
7. компьютерные аддикции: game-аддикция, сёрфинг в сети Интернет, криминальное программирование (влечение к хаккингу) ;
8. зависимость от средств массовой информации, зависимость от просмотра телевизора, зависимость от просмотра рекламных роликов и роликов в социальных сетях, сериалов;
9. экономическая зависимость (зависимость от денег и их социальной иерархии, сверхценность материальных и денежных средств);
10. зависимость от азартных игр (гэмблинг);
11. трудоголизм и работа, как идея-фикс;
12. шопоголизм и компульсивные покупки на маркетплейсах, а также в сети Интернет;
13. зависимость от гаджетов (чрезмерное использование умных гаджетов в обиходе, телефонов);
14. зависимость виктимного характера: зависимость от мазохизма, стокгольмского синдрома, зависимость от агрессивного поведения: садизм, синдром перманентной войны, постоянный шантаж;
15. Другие зависимости: графомания, ургентная зависимость (выражается в ощущении постоянной нехватки времени), чтение книг "запоем", синдром веселого автовождения, зависимость от спорта.
В данной книге перечислены не все нехимические в зависимости, но некоторые из них включены в многоосевую классификацию болезней и сопровождают более тяжелые психические нарушения, такие, как шизофрения.
Формирование нехимической зависимости происходит в силу определенного ряда факторов: здесь роль играют не только семейное воспитание и социальное окружение, здесь играет роль культурно – национальное окружение в целом, менталитет человека, целого народа, к которому принадлежит личность зависимого.
Теоретические и эмпирические данные, раскрывающие сущность нехимических зависимостей на сегодня остаются ограниченными и данный факт не позволяет включить все формы поведенческих зависимостей в современную классификацию психических болезней. Дефицит серьёзных исследований подогревает дискуссию в медицине, биологии и психологии: а следует ли вообще рассматривать поведенческую зависимость, как расстройство, а не как выбор образа жизни личности?
Вопрос о медицинском сопровождении при лечении нехимической зависимости, к сожалению, в отечественной психиатрии остается открытым в силу недостаточного изучения данного явления. Не менее актуальной на сегодняшний день является нехимическая зависимость детей и подростков. Средства, которые способны приводить к нехимическим зависимостям на сегодня более, чем достаточно: от гаджетов, мессенджеров, компьютерных игр до серфинга в сети Интернет. Анализ исследований поведения подростков и детей в практике психотерапии и клинической психологии позволяет определить значимость компьютерных игр, как доминантной деятельности для ребенка младшего школьного возраста и подростков. В определенный момент в жизни ребенка или подростка, учебная деятельность, хобби, общение со сверстниками, литература, обычные прогулки незримо вытесняются компьютерными играми.
Личность подростка, «живущего» в компьютерном мире игр имеет высокий уровень эмоциональной и психической незрелости. В силу инфантильности, такой подросток несамостоятелен в бытовых ситуациях, имеет слабые дружеские связи в реальном мире, мало выходит на улицу. Интернет-технологии не стоят на месте, современное общество не может их совсем исключить из своей жизни, жесткие ограничения и манипулятивное поведение, стороны взрослых, по принципу: «Если ты не сделаешь домашнюю работу, я отберу у тебя телефон» не работают. Современные информационные технологии, играют важную роль в нашей жизни, прочно найдя свое место, в коммерческой, коммуникативной, производственной, культурной сфере деятельности.
Люди, через погруженность в мир информационных технологий, спорт, работу стараются избавиться от своих трудностей. Для современного подростка, застенчивого, хрупкого, не умеющего отстаивать свою точку зрения среди друзей и одноклассников, страдающего от недостатка внимания в семье, «уход» в компьютерную игру или просмотр видеоконтента в сети Интернет – способ снизить отрицательные эмоции, ощущения в реальной жизни. Выбор положительного «прокаченного» по своим компетенциям, компьютерного героя для подростка может быть и своеобразной компенсацией собственного неприятия личности. Коварно работает и система поощрений в компьютерных играх, то, чего ребенок не может достичь в реальной жизни, невозможность «заработать бонусы» в учебе, в отношениях, в иных увлечениях, он получает в компьютерной игре. Это способ почувствовать себя значимым, супер –героем. И если для ребенка, подростка – способ «уйти» в нереальный мир может быть связан с компенсацией чего-то значимого, то у взрослого человека – погружение в зависимость нехимического характера, это еще и способ снять с себя ответственность за события реальной жизни.
Большинство современных компьютерных сетевых игр дают человеку способность чувствовать себя конкурентоспособным. Л. О. Пережогин и Н. В. Вострокунов отмечают, что геймерствосреди подростков, возможно, является самой распространенной формой нехимической зависимости современности.
М. Г. Чухрова в своем исследовании отмечает, что зависимость может быть специфична и выражена в разных географических точках нашего мира, так, например, интернет-зависимость в Италии составляет от 0,8% от населения, а в Гонконге зависимость наблюдается у – 26,7% населения. Возникновение зависимости обусловлено не только демографическими, социально – экономическими факторами, внутренним климатом социального окружения человека, но и генетической предрасположенностью к зависимости. Однако, нельзя все списывать на гены. В формировании химических и нехимических зависимостей играют роль не только «плохие гены», но и патофизиологические процессы, сопутствующие расстройства у детей и взрослых.
Сегодня шопоголизм, увлеченность видеоиграми и социальными сетями, трудоголизм, излишняя увлеченность физическими упражнениями и спортом, нарушения пищевого поведения, беспорядочный секс и другие проявления зависимого поведения имеют отрицательные социальные последствия. Все эти явления противоречивы, часть из них – социально – приемлемы (трудоголизм, спортивные аддикции) в современном обществе.
И дискуссия между психиатрами, клиническими психологами, нейробиологами, поведенческими терапевтами о том, следует ли нехимическую зависимость приравнивать к расстройству или стоит ее просто отнести к экстремальному проявлению поведения, не прекращается в научном мире.