Раздел I. Как это работает

Глава 1. Не слишком ли усердно вы трудитесь?

[2]

Интервью с Гербертом Бенсоном, доктором медицины

СУТЬ ИДЕИ

Ключ к преодолению стресса – так называемый принцип прорыва, или расслабления на пике усилий. В этой методике можно выделить четыре этапа.


1. Приступай к трудной задаче и трудись упорно, пока не почувствуешь, что достиг максимума своих возможностей.

2. Сделай перерыв. Займись чем-нибудь другим, сделай глубокий вдох, сосредоточившись на умиротворяющей фразе, вздремни или прими горячий душ.

3. Расслабься. Это и есть момент прорыва, когда ты ощутишь приток творческих идей и решений.

4. Вернись к прежней уверенности в себе, но на новом уровне.


Используйте методику прорыва каждый раз, когда это необходимо, и добивайтесь новых успехов и нового уровня эффективности.


Когда стрессовая ситуация помогает в вашей деятельности, а когда вредит? Чтобы выяснить это, главный редактор HBR Бронвин Фрайер побеседовала с Гербертом Бенсоном, основателем медицинского института «Ум и тело» в Честнат-Хилл, Массачусетс. Бенсон преподает в Гарвардской медицинской школе и более 35 лет посвятил исследованиям в сфере неврологии и изучения стресса. Он более известен как соавтор книги-бестселлера The Relaxation Response (1975). В статье Your Innate Asset for Combating Stress (HBR, July – August 1974) он впервые описал методику анализа сложных физиологических взаимосвязей между стрессом и релаксацией и преимуществ для менеджеров таких практик, как медитация. На данный момент его последней вышедшей из печати книгой стала Relaxation Revolution (Scribner, 2011) в соавторстве с Уильямом Проктором.

Бенсон и Проктор выяснили, как эффективно использовать стресс, применяя принцип прорыва – парадоксальное чередование активности и пассивности. Используя простую технику контроля испытываемого стресса, человек способен увеличить работоспособность и эффективность, избежав при этом «перегорания». В приведенном далее интервью (в сокращении) Бенсон описывает, за счет чего мы могли бы генерировать больше творческих идей, повысить продуктивность на работе и помочь нашим коллегам добиться таких же результатов. Он признает, что в разработке обсуждаемых далее идей большую роль сыграл Проктор.


HBR: Мы все знаем, что неконтролируемый стресс бывает разрушительным. Но есть ли у стресса положительные стороны?

– Конечно, но сначала определим, что такое стресс. Стресс – это физиологическая реакция на любое изменение, плохое или хорошее, которая переводит тело и мозг в режим «бей или беги». Положительный стресс, называемый также эустрессом, дает нам энергию и мотивирует бороться и творить. Мы наблюдаем эустресс у лучших атлетов, творцов, у любых людей с высокими достижениями. Любой, кто заключал важный контракт или, например, удачно прошел ежегодное собеседование по результатам работы, использует такие преимущества эустресса, как ясность мышления, концентрация и творческая интуиция.

Однако большинство людей, говоря о стрессе, имеют в виду его отрицательную разновидность. На работе факторы негативного стресса включают действия покупателей, клиентов, начальников, коллег, рабочих в сочетании с жесткими контрольными сроками. В медицинском институте «Дух и тело» мы сталкиваемся с управленцами, которые непрестанно нервничают из-за… влияния Китая на рынки их компаний, экономической конъюнктуры, мировых запасов нефти и т. д. Более того, люди приходят на работу взвинченными из-за семейных проблем, налогов, пробок на дорогах, а также обеспокоенными стандартным набором плохих новостей, которые наводят на них уныние и заставляют остро ощущать беспомощность: ураганы, политика, похищение детей, войны, террористические атаки, деградация окружающей среды… список продолжите сами.


HBR: Многие компании предлагают программы борьбы со стрессом, от занятий йогой на территории компании и массажа до великолепно оборудованных спортзалов и семинаров-практикумов. Что здесь не так?

– Если компании хотят быть конкурентоспособными, то крайне важно что-то делать, чтобы решить проблему сильнейшего отрицательного влияния стресса на работе, но зачастую программы, которые они внедряют, – это полумеры. Отдел HR один-два раза в год может пригласить лектора или организовать занятия тай чи и настойчиво рекомендовать их к посещению, но придет только пара человек, потому что у них нет времени даже пообедать, где уж тратить час на мероприятие, никак не связанное с работой, да еще и расслабляющее! Когда руководство и корпоративная культура в целом недвусмысленно поощряют людей участвовать в этом, они не будут чувствовать свою вину или беспокоиться, что их сочтут бездельниками, если они туда пойдут.

Такое положение вещей непростительно, особенно если вспомнить о миллиардах долларов, потерянных из-за прогулов, текучки кадров, утраты трудоспособности, затрат на страховку, несчастных случаев на рабочем месте, насилия, компенсаций работающим, издержек на судебные процессы, не говоря уже о затратах на замену ценных сотрудников, которые ушли из-за связанных со стрессом проблем. К счастью, у каждого из нас есть возможность преодолеть стресс, и лидеры, которые научились это делать сами и научили подчиненных, добиваются невероятной производительности труда и мобилизуют огромные резервы, сэкономив на издержках такого рода.

Загрузка...