Случайному наблюдателю может показаться, что философия йогов страдает заметной аномалией; с одной стороны она говорит, что физическое тело есть только материал и не имеет никакого значения в сравнении с высшей сущностью человека, и в то же время она предписывает своим ученикам внимательно и заботливо следить за развитием, питанием, тренировкой и упражнениями этого физического тела. В самом деле, ведь целый отдел учения йогов – хатха-йога – посвящен заботам о теле и подробно излагает своим последователям принципы физического воспитания и развития.
Многие из западных путешественников по Индии, видя, какую большую роль играет в представлении йогов физическое тело, как много забот и времени уделяют они ему, делали вывод, что вся философская система йогов – не более как восточная форма физической культуры, изучаемой, может быть, несколько тщательнее, но не заключающей в себе никаких «духовных» начал. Такое мнение показывает только, что эти люди судили по одной внешности и не умели приподнять завесу, скрывающую внутренний смысл вещей.
Нашим читателям излишне объяснять, почему йоги так заботятся о своем теле. Едва ли также нужно оправдывать перед ними и появление в печати этой книжки, задача которой – дать людям, изучающим систему йогов, наставления, способствующие воспитанию и правильно поставленному совершенствованию физического тела.
Читателям известно, что по мнению йогов реальный человек не есть тело. Йоги знают, что бессмертное «Я», которое в большей или меньшей степени сознается в себе всяким человеком, не есть физическое тело, которым только пользуется «Я» для своего выражения. Они знают, что тело это только как бы одежда, которую время от времени надевает на себя дух. Йоги знают, что такое тело, и далеки от заблуждения считать его истинным «Я» человека. Но йоги знают и то, что тело является орудием для проявления и деятельности духа, что телесный покров необходим для проявления настоящей сущности человека и совершенствования его в данной стадии его развития. Они знают, что тело есть храм духа и понимают, что заботы о теле и его совершенствовании представляют из себя достойную задачу, служащую в то же время для развития высших сил человека. Ведь в нездоровом и плохо развитом теле не может правильно функционировать мысль; такое тело не может быть достойным орудием своего повелителя – духа.
Йоги безусловно усвоили себе эту точку зрения и опираются на тот принцип, что тело должно находиться под постоянным контролем ума и представлять собой как бы инструмент, послушный всякому прикосновению руки хозяина.
Но йоги знают, что безусловно покоряться уму может только правильно воспитанное, правильно питаемое и правильно развитое тело. А хорошо воспитанное тело должно быть прежде всего здоровым и крепким. Вот почему йоги уделяют так много внимания и забот физической стороне своей природы, и почему восточная система физического воспитания – хатха-йога – входит, как составная часть, в учение йогов.
Сторонники западных идей физической культуры стремятся развивать тело ради тела, часто думая, что оно и есть сам человек. Йоги же, развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека, и что они должны совершенствовать орудия исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души. Обыкновенные поборники физического воспитания довольствуются тем, что рядом простых механических упражнений, укрепляют мускулы. Йоги же освещают свою задачу мыслью и развивают не только мускулы, но и каждый орган, каждую клеточку и каждую часть своего тела, научаясь в то же время контролировать непроизвольные части своего организма так же хорошо, как и произвольные, – что совершенно чуждо представителям западных школ физического развития.
Мы надеемся указать нашим читателям все методы обучения йогов, относящиеся к усовершенствованию физического тела, и мы уверены, что тот, кто будет внимательно и тщательно следовать нашим указаниям, будет щедро вознагражден за потраченное время и труд, и станет господином своего прекрасно развитого физического тела, которым он будет гордиться, как гордится скрипач-виртуоз своей скрипкой Страдивари, почти сознательно отвечающей каждому прикосновению его смычка, или как опытный мастер гордится каким-нибудь совершенным прибором, дающим ему возможность обогащать мир прекрасными и полезными произведениями.