Процесс подготовки к разговору с профориентологом, скажу без преувеличения, занимает всю жизнь ребенка до этой встречи.
Однако сам разговор с профориентологом длится часа два-три и требует от профориентируемого человека кое-каких качеств.
Предваряя свой визит ко мне, обычно мамы сетуют: «Ну, совсем не знает, кем хочет быть, прямо совсем растерян».
Можно ли сказать, что растерянный ребенок не готов к выбору профессии?
Нет, такое сказать нельзя. А можно сказать, что он не может сделать выбор сам.
Растерянные юноши и девушки всего лишь не знают, не чувствуют отправных точек своего выбора. Откуда же им знать, от чего оттолкнуться: от престижности, от интереса, от способностей, от денег, от профессий родителей, от перспективности! Так много всего!
Профориентация эти самые критерии выбора и определяет, а у каждого эти критерии свои. И они должны к моменту выбора профессии быть сформированы и отчасти осознаны.
Критерии — это признаки, по которым делаются предпочтения. Каждый предпочитает что-то чему-то. Например, лично я предпочитаю работать с людьми, а не с железками, причем я выбираю работать индивидуально, а не с группой людей. Я предпочитаю помогать людям, учить их, а не манипулировать ими. Другой предпочел бы людьми управлять и организовывать их. Человек должен иметь более или менее развернутую картину мира с расставленными на ней флажками (предпочтениями).
Эти предпочтения – результат соприкосновения с реальностью, переработанной умом и сердцем ребенка.
Например, если человек никогда не пробовал печь хлеб, откуда ему знать, что это может ему понравиться?
Конечно, можно себе вообразить (и некоторое подобие этого существует в мире) специально оборудованную лабораторию профориентации, где можно дать ребенку попробовать все возможное – и собирать роботов, и шить, и обрабатывать раны, и сочинять продающие тексты…
Однако в жизни до пятнадцати лет родители могут ребенку многое дать попробовать, вкусить, прислушаться к себе: нравится ли, хочу ли делать еще, увлекло ли меня. И в этом одна из задач родителей, когда они готовят ребенка к жизни.
Умом и сердцем. Чувства ребенка должны быть ему известны. Лучше бы он мог спокойно сказать вам о том, что у него на душе. Он должен быть уверен, что имеет право на свое мнение и свое видение и не бояться его высказывать.
Личностная готовность. Сопротивление человеческого материала
Личностная – от слова личность. Личность – такое явление, которое опишу словами: ценностные ориентации, устойчивые интересы, воля.
Личность начинается с протеста, это еще в вашем трехлетнем ребенке вы видели. Он, трехлетний, вдруг начинает сопротивляться вам. Он хочет как-то по-своему сделать то, что раньше делал не по-своему, а по-вашему.
Если ребенок сопротивляется, это уже много.
Десятиклассник Саша пишет мне: «Я мечтал быть машинистом поезда в первом классе, но отец сказал мне, что это не прибыльно и позорно. После шестого класса для меня главное стало остаток времени после работы. Я видел, как много отец работает, и не хотел повторять его судьбу. Потом я хотел стать ученым, но это не прибыльно, военным, но отец был демотиватором. И, наконец, художником и предпринимателем. Тут я уперся и не собираюсь позволять отцу портить мои мечты».
Из письма видно, что Саша активно ищет, работает над своим будущим. Он в диалоге и с отцом, и самим собой, и с жизнью. Саша набрался мужества возражать и настаивать на своем.
Профориентировать Сашу мне было интересно. С ним получился хороший упругий разговор, разговор-фантазия, разговор о прошлом, настоящем и будущем, о вкусах, о предметах вокруг, о людях, о главном и второстепенном. Саша готов к такому ответственному разговору. Значит, личностная готовность к профориентации у него есть.
Гораздо хуже, когда школьник про свои интересы и вкусы говорит «не знаю».
– Тебе нравится копаться в технике?
– Не знаю.
Это замечательно, когда ребенок оказывает сопротивление. «Не знаю» – это уход, а не то здоровое сопротивление, которое нужно для строительства образа будущего.
Сопротивление служит фонарем для поиска во тьме. Да, мы идем во тьме и нам нужен фонарь.
Отчего же человек не сопротивляется? Воля его сломлена, например, родительскими манипуляциями.
В этом трагическом случае происходит такой вот молчаливый (или произнесенный) диалог родителя и ребенка:
– Ну, скажи, что ты хочешь!
– Я вот этого хочу!
– Нет, ты этого не хочешь, это глупости, это нельзя хотеть!
– Ну, ладно, я ничего не буду хотеть, лишь бы ты замолчала.
Уважаемые мамы и папы, я вас очень прошу: научитесь разговаривать с ребенком не страшно, конструктивно. Про это есть хорошая книга Ю.Б. Гиппенрейтер «Разговаривать с ребенком. Как?».
Если ребенок не может вам или мне сказать «нет, я это не люблю, не хочу и даже ненавижу» – он не готов к выбору профессии. Он готов лишь к тому, чтобы вы его отнесли на носилках куда-нибудь.
Случается, что ребенок может сказать о своих желаниях. Ура? Но он вовсе не готов ничего сделать, чтобы прийти к желаемому. Нет у него привычки трудиться. А ведь надо потрудиться, чтобы достойным образом сдать ОГЭ и ЕГЭ. Ну, и получается, что фантазии о желаемом так и останутся фантазиями, если не трудиться.
Я вас очень прошу, уважаемые мамы и папы: приучите ребенка к труду. Думаю, это важнее всего в выборе профессии. Если ребенок не привык принуждать себя к обязательным действиям, то он не готов к выбору профессии. Тут же я добавлю: хорошо, если труд будет радостным. Но как этого достигнуть? Про это написано в разделе «Приучаем к труду».
Итак, если есть воля, трудолюбие и силы сопротивляться – дело пойдет на лад.
Но есть и четвертый определяющий фактор. Сила интеллекта.
Интеллектуальная готовность
Вы, может быть, знаете о Каспаре Хаузере. Этот юноша почти всю жизнь прожил в сарае, лишенный всяческого общения. Ему только молча заносили еду. И Каспар не овладел речью. И опытом действий с предметами он тоже не овладел.
Хоть убейся, а выбрать ему профессию было бы очень затруднительно. Почему? Разве у него нет врожденных способностей? Разве в его генетическом коде не прописаны такие вещи, как музыкальный слух и прочее? Прописаны. Но только в генах, а мозг ничему не научился. Каспар умственно отсталый? Нет. Просто он не человек в полном смысле. Человеком человеческий ребенок становится только во взаимодействии с людьми, где ребенок всему учится.
Ваш подросток многое знает про жизнь и многое умеет в отличие от Каспара Хаузера. У вашего ребенка есть опыт обращения с самим собой в разных ситуациях и опыт обращения с предметами.
Кабинетная профориентация обращается к подростку с вопросом: а ты вот это умеешь? Покажи, как ты это делаешь.
Такая кабинетная профориентация имеет дело с относительно развитыми умениями и навыками Вот, например, отбить ритм или найти ошибку в слове. Или вычислить что-то. Или придумать что-либо.
Иными словами, тот или иной вид интеллекта должен наличествовать у профориентируемого человека. Вообще-то, интеллект – это способность решать задачи. Бывают задачи абстрактные, есть задачи коммуникативные, эстетические, телесные…
Если выпускник школы не знает, как устроено государство, то, можем ли мы сказать, что у него низкий IQ? Ну, это как измерять. Если этот же школьник очень заинтересованно разбирается в чем-то другом, например в одежде, хорошо чувствует цвета, у него ловкие умелые руки, то… это просто другой вид интеллекта… Почитайте о теории множественного интеллекта Ховарда Гарднера. Об этом подробнее в разделе «Ребенок».
И все же, самостоятельно или в кабинете профориентолога, выбирается профессия – это делается с помощью таких умственных операций, как сравнение, выделение главного и второстепенного. В разговоре о каком-то предмете и деле можно стать в полный тупик, если не уметь сравнивать и обобщать. У старшеклассника к моменту профориентации должен быть аппарат сравнения, аппарат выработки предпочтений. Это, хотите или нет, абстрактное мышление. И абсолютно необходим некоторый достаточный круг предметов, о которых можно свободно с подростком говорить и производить умственные действия. Эти предметы такие: чувства, банк, государство, кровеносные сосуды, электричество, атомы, животные и растения, молоток и гвозди…
Реализм. У подростка к 10 классу, а лучше к 9-му – должны быть волевые рычаги, с помощью которых устанавливается связь между фантазией и реальностью.
Как же это воспитать? А вот физическими и умственными действиями.
Если вы все делаете за ребенка и он не знает, откуда в холодильнике берется сметана, то у него может сложиться нереалистичная картина мира.
Энергия желания
Чтобы начать обучение профессии, кроме интеллекта, необходимо иметь энергию желания. В случаях, когда на консультацию приходит депрессивный в клиническом, медицинском смысле человек, профориентация невозможна. У здорового ребенка есть интересы. Они выражаются в действиях с предметами, чтении, поиске интересной для него информации.
Итак, ваш ребенок готов к выбору профессии, если он знаком с реальностью, имеет привычку к труду, развитый для его возраста интеллект и умеет сопротивляться вашей воле, а еще у него есть радость жить.