Вы не поверите – и такое время было!.. Когда Интернета-то по большому счету и не было. Точнее, он был, но существовал «где-то рядом», работал без нас. До поры до времени…
В далеком 1999 году я увлекся психологией и социологией массы, толпы, публики. С Интернетом тогда действительно было очень сложно – доступ по специальному пропуску, в библиотеке университета. Позволите мне небольшую зарисовочку?
Дома имелся – максимум – это «диал-ап», то есть доступ в Сеть через телефонную линию. Услуга для избранных – у тех, кого был дома домашний телефон. А еще ведь по нему звонили родители, да соседи из дома напротив специально приходили. Это я к тому, что «надолго занимать аппарат нельзя!» Тут уж не до Интернета, если с телефоном-то не все управляются.
Слов «вай-фай» или «интернет в телефоне» тогда вообще никто и не знал, и даже не помышлял об этом. Предел мечтаний – оптоволоконная высокоскоростная сеть у друга на работе. А тех, кто работал в тверской Интернет-компании «ТелеNET», считали просто кастой жрецов. У них Интернет был и дома, по тому же диал-апу – специальному безлимитному корпоративному паролю. Надо сказать, что через эти корпоративные доступы «кормились» еще человек пять-десять вокруг, кто знал, что к чему. Жаль, что такой компании больше нет… Они спонсировали штук 5 хороших «интернет-party» в тверском ночном клубе «От заката до рассвета». Эх, что-то я разностальгировался!..
Так вот, тема поведения масс меня интересовала уже в 11 классе средней школы. Затем я стал изучать «толпы» в Интернете. Но дело шло туго – не было никакого научного и методологического аппарата для исследования этой «новинки». А потом меня вдруг увлекла синергетика. Не без помощи будущего научного руководителя, Философа с большой буквы, профессора Вячеслава Войцеховича, который преподавал сей интересный и новый предмет. И синергетика оказалась тем самым ключом к разгадке философии Интернета, постановки этого явления как онтологической проблемы. Благодаря ей, для меня в новом свете раскрылся и Парменид, и Платон, и философы Нового времени, русские космисты и, конечно, пост-модернисты. Обо всем об этом вы узнаете в этой книге.
И вот я решил уже основательно от толп, сформированных благодаря непосредственной близости своих членов, (законы движения которых установлены еще Ле Боном и др.)? перейти к виртуальным массам. Как же с ними управляться?… Вот, скажете, «мол, еще Интернетом не научились пользоваться, а уже управлять им хотят»… Да, философы всегда наперед смотрят. Так вот, для понимания, что в Интернете и как синергетика и подходила идеально.
Сейчас коротко объясню, почему на обложке около слова «Интернет» – стоит звездочка. Все просто – из знака уважения! В тексте книги вы найдете об этом мое мнение в более развернутом виде.
Надо сказать, что даже на моей защите кандидатской диссертации, – не говоря уже о времени до нее, – Интернет считали «бесперспективной темой», не стоящей внимания. Однако, таковы законы научных советов в провинциальных городах! Были тогда, по крайней мере – не знаю, как сейчас… Очень надеюсь, что сейчас ситуация изменилась в корне. Интернет же доступен как никогда. А тогда считалось хорошим тоном иметь на кафедре подключенный к Сети компьютер. Хороший тон соблюдали, сами понимаете не все… Сейчас – пожалуйста, виртуалься через любой смартфон!
Так вот, когда я писал диссертацию, абсолютно точно, тема меня по-настоящему увлекала! Но чем больше было правок от научных работников, бюрократическо-оформительских поправок, советов со стороны, и неудачных предзащит, – тем становилось труднее. И – скучнее!
Одна просьба так прямо и звучала: «Чтобы вам защититься, молодой человек, надо сделать текст поскучнее!» Я ушел в депрессию. Но… сумел из нее вернуться и довести дело до конца. Говорят, что процент защит кандидатских диссертаций невелик – и я, кажется, теперь понимаю, по какой причине.
Вообще, сама защита диссертации, особенно кандидатской – процесс довольно сложный именно в процедурном плане. Бытует мнение, что защита кандидатской научной степени – это в каком-то роде обозначение преданности ученым нормативам. Мол, если сможешь сломать себя, прогнуться под неизменчивый научный мир, переступить через свои живые убеждения в пользу скучной научности, (как мне видится), то – может быть, и научное сообщество под тебя прогнется. А может и нет. Не проверял и не собираюсь: кандидатской хватило:)
И судьба данного текста как раз такова. Сначала он был живой, страстный. Потом стал «поскучнее». Но вместе с тем, – справедливости ради отмечу это, – он обрел и некую стройность, как бы причесанность. И вот сейчас я решил сделать этот текст «вдвойне полезным», то есть осуществить его «третью перегонку»: обратно к легкости. Насколько это получилось – судить Вам!
Приятного Вам чтения!