Динамика отношений между ХАМАС И ФАТХ продемонстрировала невозможность достижения консенсуса между ними, вызванную опасениями оказаться вне политического процесса. Перспектива договоренностей остается туманной, поскольку ХАМАС не желала уступать ФАТХ контроль над Газой, опасаясь, что М. Аббас не сдержит своих обещаний. В свою очередь он не желал делить власть в арабской Палестине с другими движениями и стремится устранить ХАМАС как политического конкурента. Он готов был терпеть ХАМАС в политической палитре Палестинской Автономии только в случае его полного разоружения, признания международных соглашений с Израилем и отказа от претензии на руководство. В свою очередь ХАМАС готов уступить только часть контроля над Газой, но не планировал складывать оружие в борьбе с Израилем. Его лидеры желали сохранять активность участия в политической сфере и не хотели беспрекословно признавать руководство М. Аббаса.
7 июня "Исполнительные силы" под руководством С. Сайяма, численность которых достигала летом 2007 года 6800 человек стали наводить порядок в Газе. В течение 10 июня между противниками начались ожесточённые перестрелки, в ходе которых стороны пытались закрепиться на высотных зданиях. С началом эскалации боевых действий к ним присоединились подразделения военного крыла ХАМАС, союзные им отряды (ПИД, КНС) и морская полиция (600). С их подходом число бойцов, действующих на стороне ХАМАС, выросло до 10-12000. На следующий день стороны обменялись взаимными ракетно-артиллерийскими ударами по резиденциям Аббаса и Хании. 12 июня сторонникам ФАТХ было предложено покинуть свои позиции в течение 2 часов. По истечении этого срока сотни бойцов ХАМАС перешли в наступление. В городе Джабалия они заняли базу противника, но в самой Газе вокруг штаб-квартиры ФАТХ завязались тяжёлые бои с применением гранатометов и автоматического оружия. На следующий день ХАМАС атаковал штаб сил национальной безопасности на севере Газы. Его бойцы установили контроль над высотными зданиями, служащими снайперскими позициями и пунктами корректировки огня, снесли бульдозером блокпост, контролировавший главную дорогу с севера на юг Газы. В тот же день была подорвана штаб-квартира превентивной безопасности в Хан-Юнисе, в результате чего погибли пять человек. Разведывательный комплекс ас-Сурайя был построен при поддержке США и считался главным оплотом президента Аббаса в Секторе Газа. Спецслужбы США и Израиля опасались того, что в нём ХАМАС захватил секретные документы и современное оружие, переданное силам безопасности.
По данным западных источников, силы ФАТХ в Секторе насчитывали более 35000 человек. Они состояли из подразделения президентской гвардии (450), 3 батальонов (2500) президентской охраны, 3 бригад сил национальной безопасности (6700), военной (батальон, 1400) и гражданской (12000), включая 3100 патрульных. К ним следует добавить 3500 агентов Мухабарата и 4500 сотрудников превентивной безопасности, а также военизированные группы ФАТХ. По оценкам СМИ, в Секторе насчитывалось до 55000 сторонников М. Аббаса, одним из руководителей которых был М. Дахлан. Несмотря на внушительную численность, сторонники Аббаса были разобщены и небоеспособны. Так, бригады национальной безопасности из них не хотели сражаться против бывших своих соратников из КНС и "Исполнительных сил", а многие агенты спецслужб (до 4000) и чинов гражданской полиции (до 9000) оказались без оружия. Остальные полицейские и бойцы ПЛА не горели особым желанием рисковать своей жизнью в бою, а часть из них – морская полиция численностью 600 человек -перешли на сторону ХАМАС. Таким образом, десяти тысячам высокомотивированным бойцам военного крыла ХАМАС и их союзников смогли быстро подавить сопротивление от 6 до 8 тысяч бойцов.
Впоследствии виновником сложившейся ситуации М. Аббас и его окружение объявили М. Дахлана. Впоследствии они сфабриковали против него обвинение в убийстве Я. Арафата и в 2011 году исключили из рядов ФАТХ. По всей видимости, он был специально выбран козлом отпущения, чтобы скрыть причастность израильской разведки к конфликту между ФАТХ и ХАМАС. Это в своё время подтвердил глава разведки Министерства обороны Израиля Амос Ядлин. В частности, он сказал: „Израиль был бы счастлив, если бы ХАМАС захватил Газу, потому что тогда ЦАХАЛ мог бы относиться к Газе как к враждебному государству”. Для этого использовались различные способы, чтобы накалить обстановку. Так, израильская разведывательная служба МОССАД после инцидента с И. Ханией известила Махмуда Аббаса о готовящемся на него покушении. Его планировали осуществить офицеры „Исполнительных сил” в его резиденции в Секторе Газа.
К вечеру 13 июня ХАМАС контролировали улицы и здания ПНА, в том числе президентскую резиденцию М. Аббаса и здание сил превентивной безопасности. К вечеру 14 июня отряды ХАМАС полностью контролировал жилые кварталы Сектора Газа, главную дорогу Сектора, ведущую с севера на юг и прибрежную дорогу. В результате вспыхнувших боёв по всей Палестине погибли 83 сторонника ХАМАС и 165 бойцов ФАТХ. Из них в Секторе Газа 118 человек были убиты и более 550 ранены. Другие источники называют большую цифру – до 2000 человек. Одновременно с боевыми действиями, проводилась зачистка политической оппозиции: к 15 июня все чиновники ФАТХ были уволены со своих должностей, а некоторые из них убиты. Жители Сектора Газа сообщали, что ХАМАС использовал школы и другие общественные здания в городе Газа, а также городах Хан-Юнис и Рафах в качестве центров содержания под стражей для допросов членов ФАТХ. По их словам, троих мужчин ослепили во время допроса, а более 60 из них в наказание получили ранения в ноги. Так, в ас-Сурайе впоследствии обнаружили тела 18 убитых членов ФАТХ. Вечером ещё один высокопоставленный чиновник превентивной службы безопасности был похищен и казнен.
К концу июня 2007 года ХАМАС полностью контролировал Сектор Газа. Сторонники ФАТХ считают, что это был простой военный переворот, организованный ХАМАС. Их оппоненты утверждают, что США стремились их насильно отстранить от власти, используя для этого боевиков М. Дахлана. Конфиденциальные документы, по всей видимости, исходящие от Государственного департамента США, доказывают, что ЦРУ совместно с ФАТХ и Израилем готовило насильственное свержение ХАМАС в Секторе Газа, и что Хамас упредил переворот. Из них следует, что правительство Хании должно было выполнить все требования ближневосточного квартета. В противном случае президент Махмуд Аббас должен объявить чрезвычайное положение, что он и сделал.