Предисловие

Эти Оракулы считаются воплощением многих основных черт Халдейской философии. Они дошли до нас в греческих переводах и пользовались величайшим уважением в древности, и это мнение разделяли как ранние христиане, так и поздние Платонисты. Содержащиеся в них доктрины приписываются Зороастру, хотя какой именно Зороастр – неизвестно; историки сообщают о целых шести различных личностях, носивших это имя, которое, вероятно, было титулом князя волхвов и родовым термином. Слово "Зороастр" в разных источниках трактуется по-разному: Кирхер приводит одно из самых интересных производных, когда пытается показать, что оно происходит от TzURA = фигура, и TzIUR = создавать, ASH = огонь, и STR = скрытый; из них он получает слова Zairaster = создание образов скрытого огня; или Tzuraster = образ тайных вещей. Другие выводят его из халдейских и греческих слов, означающих "созерцатель звёзд".

Разумеется, я не претендую на то, что это собрание в его нынешнем виде является чем-то иным, кроме как разрозненным и фрагментарным, и более чем вероятно, что истинный смысл многих отрывков был затуманен, и даже в некоторых случаях безнадёжно уничтожен, из-за неадекватного перевода.

Там, где это было возможно, я сделал попытку прояснить сомнительные или двусмысленные выражения, либо путём изменения существующего перевода с греческого, где это считалось допустимым, либо путём добавления примечаний.

Некоторые предполагают, что эти оракулы греческого происхождения, но Стэнли уже отмечал, что Пикус де Мирандула заверил Фицинуса, что у него есть халдейский оригинал, "в котором те моменты, которые ошибочны и неполноценны в греческом, читаются идеально и полностью", и Фицинус действительно утверждает, что он нашёл этот текст после смерти Мирандулы. В дополнение к этому следует отметить, что в оригинальной греческой версии то тут, то там встречаются слова, которые вовсе не греческого происхождения, а эллинизированные халдейские.

Беросус считается первым, кто представил грекам труды халдеев по астрономии и философии1, и несомненно, что традиции Халдеи очень сильно повлияли на греческую мысль. Тейлор считает, что некоторые из этих мистических изречений являются источниками, из которых сформировались возвышенные концепции Платона, а Порфирий, Иамблих, Прокл, Плето и Пселл написали к ним большие комментарии. То, что люди столь высокой образованности и проницательности так высоко ценили эти Оракулы, – факт, который сам по себе должен привлечь к ним наше внимание.

Термин "Оракулы", вероятно, был присвоен этим эпиграмматическим изречениям для того, чтобы усилить представление об их глубинной и очень таинственной природе. У халдеев, однако, был Оракул, который они почитали так же высоко, как греки почитали Дельфийский Оракул2.

Мы обязаны Пселлусу и Плето за подробные комментарии к халдейским оракулам, а коллекция, приведённая этими авторами, была значительно расширена Франциском Патрицием, который сделал множество добавлений от Прокла, Гермия, Симплиция, Дамасия, Синезия, Олимпиодора, Никифора и Арнобия. Его коллекция, включающая около 324 оракулов под общими заголовками, была опубликована на латинском языке в 1593 году и является основой для более поздней классификации, к которой пришли Тейлор и Кори; все эти издания были использованы при подготовке настоящего выпуска.

Определённая часть этих оракулов, собранных Пселлусом, кажется, правильно приписывается халдейскому Зороастру очень раннего периода, и обозначается "Z", следуя методу, указанному Тейлором, с одним или двумя исключениями. Другая часть приписывается группе философов под общим названием Теургисты, которые процветали во время правления Марка Антонина, на основании авторитета Прокла3, и они помечены "Т". Оракулы, дополнительные к этим двум сериям и имеющие менее определённый источник, помечены «Z» или «T». Другие Оракулы от разных авторов обозначены их именами.

Загрузка...