От составителя


В начале VII века в Мекке жил скромный человек по имени Мухаммед ибн Абдалла, принадлежавший к языческому племени курайшей. У него было тяжелое детство: мальчик никогда не видел своего отца, умершего в возрасте двадцати пяти лет незадолго до рождения сына, и ему не исполнилось и шести лет, когда умерла его мать. Воспитателем маленького Мухаммеда стал его дед, Абд аль-Мутталиб, но через два года умер и он, и ребенок оказался в семье своего дяди по отцу, Абу Талиба.

С малых лет Мухаммед был приучен к труду и пас овец, принадлежавших жителям Мекки. Взрослея, он стал помогать дяде в торговых делах, но его мало привлекала мирская суета. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он женился на достойной женщине, которую звали Хадиджа, и она стала ему верной и любящей женой. Хадиджа была богатой вдовой, и многие сватались к ней, но она вышла за Мухаммеда по собственному предпочтению.

Чем старше становился Мухаммед, тем чаще он задумывался о жизни. У него появилась склонность к уединению, и как только ему предоставлялась такая возможность, он любил подниматься на гору Хира, что в окрестностях Мекки, и проводить время в найденной там пещере, размышляя о себе и о мире. Как правило, он оставался в пещере в течение нескольких дней, но иногда ему приходилось отрываться от дум, чтобы спуститься вниз за едой и питьем, после чего он еще на несколько дней и ночей уединялся в своем излюбленном месте.

От долгого одиночества и постоянных размышлений его часто посещали видения, к которым он уже успел привыкнуть, но однажды ему почудилось, что в пещере находится еще кто-то, кроме него. Мухаммед ибн Абдалла был не робкого десятка, но на сей раз его пробила дрожь, когда таинственный и невидимый незнакомец сказал:

– О Мухаммед, ты – посланник Аллаха.

Охваченный странным трепетом, Мухаммед ибн Абдалла распростерся на полу пещеры. Видение исчезло, но он еще долго не смел пошевелиться, а потом, продолжая дрожать, как в лихорадке, с великим трудом добрался до дома к перепуганной его видом Хадидже. Он попросил жену накрыть его плотным покрывалом и просидел под ним до тех пор, пока не оправился от испуга.



Продолжение легенды гласит, что вскоре Мухаммед опять пожелал взойти на Хиру, но, поднявшись в пещеру, вновь почувствовал присутствие в ней таинственного незнакомца, который вторично обратился к нему с прежними словами:

– О Мухаммед, ты – посланник Аллаха.

На этот раз сказанное повергло Мухаммеда ибн Абдаллу в такой ужас, что он был готов броситься вниз с высокой скалы, над которой располагалась пещера.

И лишь тогда, когда невидимый незнакомец посетил его в третий раз, Мухаммед узнал, что в его пещере появляется архангел Джабраил, посылаемый к нему самим Аллахом.

В четвертый раз архангел явился Мухаммеду во сне. Накрыв его парчовым покрывалом, на котором были какие-то письмена, архангел приказал Мухаммеду:

– Читай!

– Не могу! – в отчаянии воскликнул Мухаммед.

И тогда Джабраил еще плотнее окутал его парчовым покрывалом, так что бедняга почти не мог дышать, и вновь строгим голосом приказал:

– Читай!

– Но я не могу! – задыхаясь, прохрипел Мухаммед, но архангел был неумолим и еще плотнее окутал его покрывалом, а потом повторил приказ в третий раз: – Читай!

– Что же мне читать? – в отчаянии воскликнул выбившийся из сил Мухаммед, и тогда Джабраил изрек:

– Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка!

Так Мухаммеду ибн Абдалле впервые были явлены стихи Корана. Случилось это в 610 году, в месяц Рамадан, и он продолжал получать откровения свыше на протяжении двадцати с лишним лет, став великим пророком ислама.

Лишь немногие в Мекке поверили Мухаммеду и признали его настоящим посланником Господним, несущем весть о том, что нет Бога, кроме Аллаха, и что он, Мухаммед, – пророк Его. Остальные же глумились над посланником Аллаха и всячески притесняли его. Дело дошло до того, что в 622 году пророку пришлось бежать из Мекки в благословенную Медину, где большинство населения с радостью приняло ислам. За ним последовали и другие мекканские мусульмане. От этого переселения, или хиджры, ведется летоисчисление по мусульманскому календарю.

За десять последующих лет ислам распространился по всей территории Аравийского полуострова и начал выходить за его пределы. Стихи Корана, откровения, ниспосланные пророку Мухаммеду Всемогущим Аллахом, передавались из уст в уста, и последователи пророка благоговейно внимали его речам и старались подражать ему во всем, веря, что его слова и деяния вдохновлены единым и всемогущим Богом, которому нет равных и который является истинным властелином вселенной и вершителем судеб всего сущего.

Личность пророка Мухаммеда не может не вызывать восхищения. Иначе как чудом нельзя назвать то, что неграмотный сирота из языческого племени курайшей стал основоположником одной из мировых монотеистических религий, объединил под знаменем ислама множество прежде враждебных племен и создал первое мусульманское государство, проявив себя как выдающийся законодатель и полководец. Он сказал свое веское слово практически в каждой области человеческой жизни, на века определив законы, по которым живет мусульманский мир. Рассказы о поступках и высказываниях любимого пророка, хадисы, стали одной из главных культурных ценностей исламского мира. Хадисы – не просто предания о пророке и близких ему людях. То, о чем в них говорится, представляет собой иллюстрации содержащихся в Коране предписаний. Однако между Кораном и хадисами существует принципиальное отличие: священный Коран и по форме, и по смыслу восходит к Аллаху, передавая Его слова, а хадисы, восходя к речениям Аллаха в смысловом отношении, по форме восходят к пророку, фиксируя сказанное и сделанное им.

Хадисы начали создаваться и распространяться еще при жизни пророка. Более ста лет они существовали в устной традиции, затем из них начали составлять сборники. Их изучали и продолжают изучать богословы, а знание хадисов и умение рассказывать их неизменно вызывает глубокое уважение в мусульманском мире.

Структура классического хадиса распадается на две части. В первой, именуемой иснадом, приводится цепочка рассказчиков, благодаря которым хадис бытовал в устной форме, прежде чем был записан. Изучение этой цепочки имен позволяет определить, насколько достоверным является данный хадис. Во второй части либо излагается речение, либо кратко описывается деяние посланника Аллаха, которое воспринимается как совершенно достоверное благодаря ссылке на авторитеты известных личностей, упоминаемых в иснаде. Обязательным элементом стиля хадисов является употребление формульных ритуальных фраз после имен Аллаха, пророка и праведников из числа его последователей. Сборников хадисов много, и значительная часть их переходит из одного в другой, а некоторые истории повторяются в одном и том же собрании, отличаясь друг от друга иснадами или незначительными деталями повествования. Наиболее достоверными собраниями хадисов считаются своды, составленные имамами Мухаммедом ибн Исмаилом аль-Джуфи аль-Бухари (810–870), Муслимом (ум. 875), ат-Тирмизи (ум. 892), Абу Даудом (ум. 888), ан-Насаи (ум. 915) и ибн Маджи (ум. 887). Однако в них вошли далеко не все известные хадисы. Например, аль-Бухари обработал около 600 тысяч хадисов, из которых признал достоверными лишь 7300, они и вошли в его собрание, а имам Ахмад ибн Ханбал изучил около миллиона хадисов, включив в свой кодекс только двадцать пятую часть исследованных им текстов.



Хадисы – не только заповеди для мусульман, желающих жить по Сунне. Это мудрость, адресованная всему человечеству. В нашем сборнике хадисы представлены в литературной обработке, без иснадов и ритуальных фраз, чтобы облегчить читателю восприятие старинных текстов. И свою главную задачу составитель видел в том, чтобы привлечь внимание современников к боговдохновенной, гениальной личности пророка Мухаммеда, поразить их широтой его кругозора, четкостью проповедовавшихся им этических принципов и приблизить к пониманию подлинного духа ислама.

Загрузка...