ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Этапы развития науки хадисоведения

Глава первая

Определение терминов

Слово «хадис» имеет разные словарные значения – такие как «новость», «повествование», «недавний», «современный», «речь», «сообщение», «счет» и «предание». Однако в контексте Ислама термин «хадис» означает «слова Пророка (С[1])» либо «рассказ о действиях Пророка (С) или о его молчаливом согласии с чем-либо». Согласно одному из мнений, даже упоминание о сне, связанном со Святым Пророком (С), является хадисом.

В большинстве случаев слова «Сунна» и «хаднс» являются для ученых-хадисоведов взаимозаменяемыми синонимами. Автор книги «Талвих» утверждает: «Сунна – это более общее понятие, нежели хадис: оно включает в себя все относящееся к Пророку (С), кроме Корана: его слова – то есть хадисы – и его поведение и характер»[2]. Согласно иному мнению, все, что донес до нас Пророк (С) и что не является Кораном, стало расцениваться как хадис, который приобрел значение чего-то «случайного» в противоположность «вечному», поскольку большинство суннитов убеждено в том, что Коран не сотворен (кадим)[3]. Существуют и такие точки зрения, что высказывания сахабов (сподвижников Пророка) и таби‘инов (второго поколения после Святого Пророка) также являются хадисами[4]. С другой стороны, для авторитетных шиитских ученых-хадисоведов правомерно употреблять этот термин по отношению к словам, биографии и деяниям Святого Пророка (С) и Пречистых Имамов (А[5])[6].

Вначале следует дать объяснение некоторым принципиально важным терминам, которые мы будем использовать в обсуждении нашей темы.

Сунна – в целом данное слово переводится как «обычная практика» или «традиционная процедура», и, в частности, данный термин относится к словам и делам религиозных лидеров, обладающим качеством непорочности – ма‘сум[7] (то есть Пророка (С) и Имамов (А), которые свободны от грехов и ошибок). Соответственно, данный термин относится и к Книге (Корану). Понятие «Сунна» имеет более широкий смысл, нежели термин «хадис», хотя в некоторых суннитских сборниках хадисов, таких, как «Сунан ибн Маджа», аль-Байха-ки и других источниках, он эквивалентен понятию «хадис». Специалисты по хадисам расходятся во мнениях, относительно того, какое значение имеют понятия «хадис» и «хабар» (известие). Хотя некоторые из них считают эти слова синонимами, другие ученые придерживаются точки зрения, что «хабар» – это более общее понятие, нежели «хадис». Согласно их мнению, «хабар» – это любое предание о Пророке (С) [8], в то время как «хадис» содержит в себе его собственную прямую речь. Как было сказано выше, существует также практика, в соответствии с которой высказывания сахабов (сподвижников) и таби‘инов также называют хадисами. Таким образом, каждый хадис – это хабар, в то время как не любой хабар является хадисом, хотя некоторые исследователи считают слова «хабар» и «хадис» взаимозаменяемыми синонимами[9].

Ривайат – синоним слова «хадис». Согласно автору «Маджма‘ аль-бахрайн», «ривайат – это хабар, который возводится к ма‘суму через разных передатчиков»[10].

Асар – шейх Баха‘и пишет в своей книге «Нихайат ад-дирайат», что «асар» – это то же самое, что и «хадис». Другие считают, что термин «асар» имеет более широкое значение, хотя некоторые сужают его до высказываний, восходящих к сподвижникам[11].

Хадис аль-Кудси – слова Всевышнего Аллаха, которые не являются частью Священного Корана. Саййид Шариф Джурани утверждает: «Хадис аль-кудси восходит к Аллаху Всевышнему по своему содержанию и к Пророку (С) с вербальной точки зрения. Он содержит в себе то, что Аллах сообщил Пророку (С) в Откровении или через его сны. Пророк (С) пересказал окружающим смысл этого своими собственными словами. Соответственно,

Коран превосходит хадисы аль-кудси, ибо содержит в себе прямую Речь Аллаха».

Существует шесть отличий между Кораном и хадисами аль-кудси. Во-первых, Коран – это Божественное чудо, что не всегда можно сказать о хадисе аль-кудси. Во-вторых, салят (молитва) недействителен, если в нем не читаются айаты Корана, однако это правило не относится к хадисам аль-кудси. В-третьих, тот, кто отрицает Коран, является кафиром (неверующим), однако если кто-то отрицает хадис аль-кудси, он не становится таковым. В-четвертых, весь Коран был ниспослан Пророку (С) через посредничество ангела Джибрила, однако хадисы аль-кудси были сообщены иным образом. В-пятых, каждое слово в Коране является словом Аллаха, но словесное выражение хадиса аль-кудси может принадлежать Пророку (С). В-шестых, до Корана нельзя дотронуться, если человек не находится в состоянии предписанной Шариатом ритуальной чистоты (тахарат), но это условие не относится к прикосновению к хадису аль-кудси[12].

Истоки науки хадисоведения

Святой Пророк Ислама (С) на протяжении 23 лет с момента начала собственной пророческой миссии и вплоть до своей кончины осуществлял духовное руководство людьми и был их лидером. Перед мусульманами вставали самого разного рода вопросы, касающиеся их потребностей, и они обращались с ними к Святому Пророку (С). Пророк (С) отвечал на них, разъясняя и обсуждая эти темы с ними, и тематика таких бесед становилась все более разнообразной по мере укрепления Ислама, который охватывает все аспекты нравственной, социальной и гражданской жизни мусульман. Новое общество, которое появилось в это время, было значимым и важным со всех точек зрения. Мусульмане, которые являлись современниками Пророка (С), обладали преимуществом в виде прямого общения с ним и возможности задать ему вопросы, касающиеся их жизни в социуме. Тем не менее, на протяжении жизни Святого Пророка (С) среди мусульман находился источник Божественного Откровения, и важность записи слов Посланника Аллаха (С) не была полностью ими понята. Однако после кончины Пророка (С) мусульмане осознали необходимость записи хадисов для того, чтобы избавить от затруднений последующие поколения. Соответственно, начиная с эпохи правления первого халифа мусульмане остро ощутили потребность в записывании хадисов. Нельзя не отметить, что Али (А), первый Имам мусульман-шиитов, обладая проницательностью, первым приказал записывать высказывания Пророка (С) еще при его жизни. Он записывал слово в слово то, что слышал от Пророка (С). Автор книги «Та’сис аль-ши'а» пишет:

«Знайте, что шииты были первыми, кто озаботился сбором записей о действиях и словах Пророка (С) в эпоху правления халифов. Они последовали пути своего Имама – Али, Повелителя Правоверных (А), ибо он записывал и классифицировал хадисы во времена Святого Пророка (С)». Со слов Мухаммада ибн ‘Азафара известно, что шейх Абу-ль-Аббас ан-Наджаши рассказал: «Я сидел вместе с Хакамом ибн ‘Аййина рядом с Абу Джа‘фаром Мухаммадом ибн Али аль-Бакиром (А). Хакам начал задавать вопросы, и Абу Джа‘фар (А) отвечал на них неохотно. Между ними возникли разногласия по одному вопросу. Затем Абу Джа‘фар сказал: “Сынок, встань и принеси книгу Али”. Он принес большую толстую книгу и открыл ее. Он стал внимательно изучать ее, пока не нашел описание той проблемы (по поводу которой они дискутировали). Абу Джа‘фар сказал: “Это рукопись Али (А), которую он составил под диктовку Посланника Аллаха, да будет с ним мир и благословение Всевышнего”»[13].

Приведенное предание согласуется с тем, что я нашел в книге Наджани «Риджал». Кроме того, два других источника подтверждают аутентичность приведенного выше хадиса[14].

Другое предание, которое свидетельствует о внимании, уделяемом шиитами записи хадисов, повествует о случае из жизни Фатимы Захры (А). Однажды Фатима (А) не могла найти рукопись с хадисами. Как сообщается, она настаивала на том, чтобы ее служанка поискала ее, говоря: «Поищи, где она. Она так же ценна для меня, как мои сыновья Хасан и Хусейн»[15].

Сунниты начали запись хадисов после смерти Святого Пророка (С) и после продолжительных дебатов между сторонниками и противниками этого[16]. В связи с этим Айша сообщила: «Мой отец Абу Бакр собрал пятьсот хадисов Посланника Аллаха (С) и однажды сжег все эти записи»[17].

Существует несколько преданий, согласно которым второй халиф препятствовал тому, чтобы люди рассказывали хадисы Святого Пророка (С)[18].

Сунниты начали записывать хадисы с начала второго века хиджры, когда омейядский халиф Умар ибн ‘Абд аль-‘Азиз приказал собирать их и составлять их сборники[19]. Согласно широко распространенному мнению, Ибн Джурайдж был первым суннитом, который записывал и собирал хадисы[20].

Здесь стоит упомянуть о том, что, помимо членов семейства Пророка (С), их шииты начали записывать хадисы раньше суннитов. Абу Рафи‘ был первым человеком, который наряду с Ахл аль-Бейт (А) взял на себя выполнение этой задачи[21]. Тем не менее, имелись и некоторые другие люди, помимо Абу Рафи‘ и после него, которые занимались этим. В их числе были ’Убайдулла ибн Аби Рафи‘, Али ибн Аби Рафи‘, Салман аль-Фарси, Абу Зарр аль-Гифари, Асбах абн Нубата и другие[22].

Шиитов, записывавших хадисы, можно разделить на четыре группы:

1. К первой, наряду с Али ибн Аби Талибом (А) и Фатимой Захрой (А), следует отнести Абу Рафи‘, Салмана аль-Фарси, Майсама ат-Таммара, Асбаха ибн Нубату, Муджаши‘и аль-Куфи, ’Убайдуллу ибн Аби Рафи‘, Харса ибн ’Абдуллу аль-А‘вара аль-Хамдани, Раби‘у ибн Сами‘, Салима ибн Кайса, Али ибн Аби Рафи‘, ’Абдуллу ибн Хурра, Мухаммада ибн Кайса аль-Баджали, Иа‘лу ибн Мурру, Джабира ибн ’Абдуллу аль-Ансари.

2. Вторую группу составляют Имам Али ибн аль-Хусейн Зайн аль-‘Абидин (А), Джа‘фар ибн Иазид аль-Джу’фи, Зайд ибн Али, Хусейн ибн Савр, Зийал ибн аль-Мун-зир.

3. К третьей группе относятся Иахйа ибн Касим, ‘Абд аль-Му’мин, Зурара ибн А‘йун, Мухаммад ибн Муслим, Бассим ас-Сайрафи, Абу ‘Убайда аль-Хазза’, Закариййа ибн ‘Абдулла, Савраб ибн Камама, Маджд ибн Мухира, Мухаммад ибн За’ида аль-Хадрами, Му‘авийа ибн ‘Амара, Матлаб аз-Захри, ‘Абдулла ибн Маймун.

4. К этой группе принадлежит более четырехсот человек из Ирака, Хиджаза, Хорасана и Шама (Сирии), которые передавали предания от Имама Мухаммада аль-Бакира (А) или Имама Джа'фара ас-Садика (А)[23]. Первыми собирателями хадисов среди суннитов были Ибн Джурайдж из Мекки, Ибн Исхак и Малик из Медины, Раби‘ ибн Саби, Са‘ид ибн ‘Уруба, Хаммад ибн Салама из Басры, Суфиан ибн Саври из Куфы, аль-Авза‘и в Сирии, Хасан из Васита, Му’аммар из Йемена, Джарир ибн ‘Абд аль-Хамид из Рея и Ибн Мубарак из Харрана[24]. Тем не менее, среди суннитских ученых имеются разногласия относительно того, кто первым начал записывать хадисы. Согласно Ибн Хаджару, Раби‘ ибн Салих (ум. 160/777) и Са‘ид ибн Аби ‘Урба (ум. 156/773) были первопроходцами в этой области; их пути последовали Малик из Медины и ‘Абд аль-Малик ибн Джурайдж из Мекки, которые преследовали цель записывать хадисы[25]. Однако, согласно Хаджи Халифе, ‘Абд аль-Малик ибн Джурайдж и Малик ибн Анас были первыми, кто стал заниматься этим, а первым человеком, который начал классифицировать и подразделять хадисы на главы, являлся Раби‘ ибн Сабих[26]. В любом случае, вне зависимости от того, кто среди суннитов стал первым записывать хадисы –

Загрузка...