Сноски

1

С греческого «псюхе» – душа. Прим. ред.

2

Работы по мифографии создавались и позже, вплоть до конца Античности.

3

Список русских переводов первоисточников приведен в конце книги. Прим. пер.

4

Согласно Гесиоду, Никта (Ночь) и Эреб (Мрак) – два различных божества, породившие Гемеру (День) и Эфир.

5

В данном месте Эрос (Эрот) – одно из космогонических начал, содействующее соединению и порождению новых божеств (сам не имеет потомства и вообще не антропоморфен). Совсем другим божеством стал сын Афродиты – Эрот (Эрос, Амур, Купидон), изображавшийся в виде крылатого ребенка, подростка или юноши. Именно поэтому раздел «В искусстве и культуре других эпох: Эрос (Амур)» касается именно сына Афродиты, а не того первоначального божества.

6

Согласно Гесиоду, Гея все-таки родила от Тартара чудовищного Тифона.

7

В одном из фрагментов Еврипида Хаос действительно назван пространством между землей и небом, но мы не знаем контекста данной фразы. Если бы это было так, то не было бы возможности порождения детей Геи и Урана.

8

По-английски Грузия звучит как Georgia – «Джорджия». Прим. ред.

9

Речь идет о семействе американских ракет-носителей Titan. Прим. ред.

10

Здесь вполне справедливо приведена версия Гесиода. Но уже у Гомера Афродита считалась дочерью Зевса и Дионы. Этот пример очень важен. Обе версии существовали одновременно и не смущали греков.

11

Речь идет о Симонетте Веспуччи, жившей с мужем во Флоренции в начале 1470-х годов и умершей в 1476 году в возрасте предположительно 23 лет. Она привлекла внимание многих художников и других деятелей искусства того времени – ее называли первой красавицей Флоренции. Несмотря на повышенный интерес к себе (и намек автора на внебрачные связи), имела репутацию благопристойной дамы. Есть версия, что многие женские образы в своих картинах Боттичелли писал именно с Симонетты. Подтвердить или опровергнуть это сложно, поскольку точных портретов девушки не сохранилось. Прим. ред.

12

Гимер (страстное любовное желание) нигде не упоминается как порождение Ночи. Гимер входил в свиту Афродиты и часто рассматривался как брат Эрота и Потоса (также любовное влечение).

13

В «Теогонии» Гесиода сосуществуют две версии рождения мойр. По одной версии, они порождение Никты, по другой – дочери Зевса от титаниды Фемиды.

14

В Риме было несколько сложнее. Культ Mater magna, восточный культ богини Кибелы, ввели в Риме в 204 году до н. э., он имел государственный характер, но широкое распространение получил только в эпоху империи. Для этого культа характерно сильное сближение с культом римской богини Опс. Но, с другой стороны, еще раньше культ Кибелы проник в Грецию, и богиня была отождествлена с Реей, матерью богов.

15

По-английски суббота – Saturday, от Saturn’s day – «день Сатурна». Прим. ред.

16

Обычно это делает сам Зевс по совету Геи (Гесиод), либо зелье дает Кроносу Метида по просьбе Зевса (Аполлодор).

17

Этна – действующий вулкан, самый большой и активный в Италии. Прим. ред.

18

Эта фраза есть у Овидия, хотя фавны – персонажи римской мифологии, а сатиры – греческой.

19

В рассказе о происхождении людей автор, следуя в основном «Метаморфозам» Овидия, сводит воедино разные варианты мифа, которые в первоисточниках часто противоречат друг другу (что типично для мифологии недогматических религий). Согласно одному из этих вариантов, человека слепил из глины Прометей. Именно в этой версии Прометей крадет для людей огонь и дает им различные знания. Вероятно, именно этих людей уничтожил потоп, который пережили Девкалион и Пирра. Другой вариант связан с рассказом о пяти веках в «Трудах и днях» Гесиода.

20

У Гесиода ничего не сказано о мире холостяков, да и вряд ли такую жизнь можно было бы назвать золотым веком. Происхождение женщин от Пандоры связано с другой версией мифа, не связанной с пятью веками.

21

Трагедия Эсхила «Освобожденный Прометей» – завершающая часть трилогии, в которую входят также «Прометей прикованный» и «Прометей-огненосец». Дошла до наших дней лишь в отрывках. Прим. ред.

22

Эту скульптуру Адам создавал, чтобы вступить в парижскую Академию живописи и скульптуры. Он получил задание в 1735 году, через месяц отчитался об исследовании темы, а спустя три года представил гипсовую модель. После этого скульптор надолго забросил проект и вернулся к нему лишь в 1757 году. С того момента, как Адам получил задание, до представления скульптуры действительно прошло 27 лет, но сложно судить о том, сколько времени заняла сама работа. Прим. ред.

Загрузка...