Когда-то, когда я поступил на юридический факультет, мой друг детства, человек здравый и трезвый, спросил у меня: «А что вы там изучаете? Суть вообще в чем?» Я ему ответил: «Видишь ли… есть личность, общество и государство…», на что он мне тут же возразил: «Ну, ты-то понимаешь, что нет ни личности, ни общества, ни государства?» Я вздохнул и ответил: «Я-то понимаю…» В это время мы проходили мимо серого двуногого существа, которое стояло с мятой зверской харей и бутылкой какой-то дряни в руке, оно глядело в никуда прогнившим всененавидящим взглядом и бурчало себе под нос что-то грязно-сквернословное… Мой друг сказал: «Вот если бы ты мог казнить его за осквернение такого понятия, как «личность» – ты его казнил бы?» Это был риторический вопрос, поэтому, не дожидаясь моего ответа, он быстро добавил: «Это, для начала, по поводу «личности»…» Обсуждать же «общество» и «государство» мы не стали: все было и так понятно.
Для понимания такого явления и понятия, как «право», понимание того, что такое «общество», есть необходимость. Торжество «социализма» в России не прошло бесследно: люди порядком огрубели, приземлились и отупели. Материализм как чугунная пыль въелся в плоть и кровь. Немудрено, что такую вот материалистическую цивилизацию развалила другая цивилизация – более тонкая, сложная, идеалистическая, в которой изучались не только молекулы, шестеренки, руды и книжки сына раввина по фамилии Маркс, но прежде всего Человек и Общество (и средства их разрушения). А «общество» – это совсем не только пресловутая «совокупность людей, объединенных способом производства материальных благ на определенной ступени исторического развития, определенными производственными отношениями», и на Западе это, слава богу, хорошо понимали.
Однако не будем идти сильно вглубь, для изучения Гражданского кодекса в этом нет необходимости. Нас интересует «общество» не как явление, потому что, например, российское общество – это, по сути, не общество (и не народ), а население, нет у нас никакого «общества»… В рамках же данной книги нас интересует «общество» прежде всего как юридическое понятие. Вы должны понимать, что «личность», «общество» и «государство» – это необходимые для изучения юриспруденции понятия. Существуют ли «личность», «общество» и «государство» как явления окружающей нас реальной действительности и можно ли эти явления «опонятить» – не имеет никакого значения.
А непременным свойством, признаком общества как такового являются такие вещи, как культура, мораль и право. Всего этого вне общества нет. Право – это атом такой молекулы как «общество».
А что есть «право»?
Право – это прежде всего закрепленная в законе воля. Господствующая воля. Это может быть воля Бога в лице его помазанника. Это может быть воля аристократии, голубокровных или воля общественного большинства. Важно знать, что «право» и «закон» – не синонимы, понятие «право» значительно шире понятия «закон». Закон – это «что нужно, можно и нельзя», а право – вещь более глубинная, она имеет отношение к представлениям людей о должном мироустройстве, о назначении человека и общества, о справедливости и т. д.
Закон (система законов) – это основной способ существования права, основной способ выражения права.
Право в узком смысле этого слова – это 1) система устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также 2) наука, изучающая эти нормы и правила.
Конечно же общество – это нечто большое и сложное, в нем есть совершенно разные виды носителей, обладателей, использователей права, и они попадают в совершенно разные обстоятельства, вступают в различные взаимоотношения…
То есть взаимоотношения в обществе бывают разные по видам, по типам: одно дело – получение наследства, другое дело – вывоз из страны через границу накопанных в Тмутаракани древних монет. Любой читатель осмысливает это и понимает, что эти два примера относятся к разным видам общественных отношений. Или еще пример: с одной стороны – выплата алиментов бывшей жене, с другой стороны – выплата штрафа за превышение скорости. Почувствуйте разницу: в одном случае речь идет о взаимоотношениях двух равноправных граждан, в другом – об исполнении наказания за нарушение установленных для всех правил дорожного движения.
Право – вещь сверхчеловеческая, сложная, многосторонняя. Но нас сейчас не интересует право как явление, нас интересует право, выраженное в форме законодательства. Не в виде архетипов, не в виде правовой культуры, не в виде негласных правовых предписаний отдельных групп людей, не в виде внутренних правил поведения Ордена Зелёного Дракона, а просто в виде российского законодательства.
Законодательство – это одна из форм выражения права.
Право в виде законодательства разделяется на отрасли.
Отрасли права воплощены в отраслях законодательства, например:
• конституционное право – в Конституции РФ;
• административное право – в Кодексе РФ об административных правонарушениях и других нормативно-правовых актах;
• уголовное право – в Уголовное кодексе РФ (и только в нём);
• гражданское право – в Гражданском кодексе РФ и других нормативно-правовых актах;
• трудовое право – в Трудовом кодексе РФ и других нормативно-правовых актах;
• земельное право – в Земельном кодексе РФ и других нормативно-правовых актах;
• семейное право – в Семейном кодексе РФ и других нормативно-правовых актах;
• финансовое право – в нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения в области финансового права;
• таможенное право – в Таможенном кодексе РФ и других нормативно-правовых актах;
• международное право – в международных договорах, международных правовых обычаях, в актах международных организаций.
Гражданским правом регулируются определенные виды общественных отношений. Какой?
Например: Алексей Пешков (он же – Максим Горький) пошел в лавку купца Доброхотова и накупил себе колониальных товаров. Это гражданские правоотношения. Другой пример: Росприроднадзор оштрафовал Водоканал за нарушение правил водопользования. Это не гражданские, а административные правоотношения. Еще пример: в 2007 году я, автор данной книги, заключил с издательством «Эксмо» договор на написание книги «Права водителя». Это гражданские правоотношения. Еще пример: гражданин Ф., насмотревшись телевизора и интернета, взобрался на крышу супермаркета и стал обстреливать проезжающие внизу машины из купленной в магазине металлической рогатки. Это тоже (не гражданские), а административные правоотношения.
Гражданское правоотношение – это складывающаяся на основе гражданско-правовых норм юридическая связь между субъектами гражданского права через их права и обязанности, осуществление которых обеспечивается государством (охрана, защита). Основные слова здесь – это «права» и «обязанности».
Повторюсь: гражданское право регулирует не все подряд возможные отношения между людьми и прочими носителями каких-либо прав. Гражданское право регулирует имущественные отношения и (в небольшой степени) личные неимущественные отношения.
В Гражданском кодексе это выглядит так:
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Для того чтобы объяснить суть гражданского права, обычно пользуются таким приемом: есть общество (государство) и есть личность. Соответственно есть право публичное, общественное и есть право частное. Право публичное – это правила управления обществом, государством, личностью (вертикаль). Право частное (гражданское) – это правила взаимодействия людей (и других субъектов) между собой (горизонталь). Один из основных принципов гражданского права – это недопустимость вмешательства кого бы то ни было в частные дела (если, конечно, они не нарушают действующее законодательство).
Гражданское право – это правила, касающиеся огорода, дома, канализации, базара, купли-продажи, юридических лиц, некоторых видов общения между людьми, обмена, обмана, поклепа, наследства, квартплаты, изобретений…
Основные слова гражданского права – «имущество», «собственность», «обязанность», «владеть», «пользоваться», «распоряжаться», «договор», «интересы», «прибыль» и тому подобные.
Вот вы читаете сейчас эту книгу. А что такое «книга»? Бумажная книга как предмет, который вы держите в руках, – это ваше имущество, вы – собственник этого имущества, а эта же книга как текст – это результат интеллектуального творчества, у которого тоже есть собственник, и вы этим собственником не являетесь.
В гражданском праве, гражданских правоотношениях все равны. Другими словами: субъекты гражданского права друг другу не подчинены, обладают свободой гражданского волеизъявления. Это – важнейший принцип гражданского права.
В какой отрасли права есть подчинение? Нагляднее всего – в административном праве. А гражданское право – это право частных дел (иметь вещи и распоряжаться ими, передвигаться по стране и жить там, где хочется, иметь право защищать неприкосновенность своей частной жизни и т. д.). Административное право – это право – наоборот – публичное, это право управления, подчинения.
Существуют важные основополагающие принципы гражданского законодательства – например, вышеупомянутое равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора и т. д. (об этом смотрите отдельную главу). Но существует ли, помимо них, некий главный, базовый принцип гражданского законодательства? В каком-то смысле – да. Вышеуказанное равенство участников гражданских правоотношений, свобода договора и прочие принципы исходят из важнейшего базового «сверхпринципа» гражданского права, который называется «свобода распоряжения своими правами», – это так называемая диспозитивность. Латинское слово dispositivus переводится как «распоряжающийся». Оно вошло в азы и основы гражданского законодательства почти всех стран мира.
Свобода распоряжения своими правами (диспозитивность) – это «кровь» гражданского права. Это – основа, на которой формируются принципы гражданского права.
Эта диспозитивность (свобода распоряжения своими правами) как правовое свойство распространяется и, как мы уже сказали, на такой принцип как «свобода договора»: субъект гражданского права (например, гражданин) вправе заключить любой договор, не нарушающий российское законодательство. Договор может быть заключен только по своей воле. Например, Иван Иванович решил поудить рыбу и направился в магазин для того, чтобы купить удочку. Купля-продажа удочки – это договор, к заключению которого Ивана Ивановича не принуждает ни губернатор, ни правоохранительные органы государства, ни соседи, ни «международное сообщество», ни председатель партии ЛДПР, ни собственник магазина по продаже удочек. Иван Иванович решил заключить этот договор по своей воле – так же, как и собственник магазина по продаже удочек, который продает Ивану Ивановичу удочку: он тоже заключает этот договор с Иваном Ивановичем по своей воле. У всех вышеперечисленных субъектов – губернатора и т. д. нет права требовать от Ивана Ивановича покупки удочки. Так же, как у них нет права запретить Ивану Ивановичу покупку алкоголя, нет права заставить Ивана Ивановича лечить печень и т. д.
Не допускается заключение какого бы то ни было договора насильственно, под давлением.
Есть известное выражение «быть или слыть?» (как вариант – «быть или казаться»). А гражданское право – это «иметь». Приведу пример. Живет человек. У него есть машина. Машина у него огромная и красивая. И стоит двенадцать миллионов. Это вещь. Даже «вещч». Стоит прожить жизнь для того, чтобы молиться на такую вот железяку. Он – ее собственник. Он имеет такую машину и называет ее «крутой тачкой» и гордится тем, что она на у него есть. У него – сколиоз, больная печень, прокуренные легкие, пивное пузо и все прочее, что полагается. Взгляд – уставший, серый, омертвелый и машинально-надменный. Он мог бы продать машину и вложить деньги не в более дорогую машину, а в ее обслугу, то бишь в себя; стать здоровым, свободным; съездить в горы, искупаться в Ганге, побродить по Алтаю, взобраться на Эльбрус, выпрямить спину до офицерской статности, изгнать паразитов из организма, научиться драться, освоить асаны, пранаяму и медитацию, познать тонкие тела и научиться сражаться с врагами бесконтактно, посетить Париж и Рим, организовать кадетский корпус для детей из малоимущих семей, снять фильм о катакомбах и замках… и т. д. … Но он ничего этого не делает, потому что все это чепуха в сравнении с тем, что у него есть большая и красивая (да, он искренне считает ее красивой) «крутая тачка». И до последних своих дней он готов горбатиться, изнывать, копить злобу и крутизну, пыжиться и грешить ради поддержания этого куска железа в целости и сохранности.
И он правильно себя ведет, потому что все, что он делает, соответствует его сути, соответствует развитию его так называемой души. Он полностью прав, потому что не изменяет себе. И всякой «наивной бабской чепухой» вроде «саморазвития» его не обмануть. Ибо каждому – свое.
Гражданское право быстрее, чем везде, развивалось конечно же на Западе. Именно там сильны такие явления, как «мое», «я хочу», «мы – это мы, а они – это они» и т. д. Об этом можно написать большую книгу, в данном же случае достаточно пары слов: Запад как таковой начинался с лоскутного, цветастого поля, насыщенного противостоянием тысяч совершенно различных «богооставленных» групп-общин, отделившихся от больших арийских и прочих масс Евразии… Воля отдельной самостоятельной, сильной, отгороженной от мира полноценной Личности – высшая ценность. Каждый за себя и против всех. «Против всех» – не в плохом смысле, а как раз-таки в хорошем, в смысле нормального здорового противопоставления своей особой неповторимой самости – чужой. Этот «каждый» – против всех, но этот «каждый» уважает и себя, и каждого другого в отдельности. И договаривается с ним. И каждый предельно ответственен за себя самого, и все со всеми договариваются. Отсюда – и высокая степень развития именно гражданского права. Посмотрите на маленькую Европу, насыщенную народами и культурами. И ведь этих народов и культур сейчас в Европе значительно меньше, чем еще несколько столетий тому назад. И они в отличие от… стараются не опускаться, не смешиваться, не исчезать. Приведу замечательную цитату испанского философа Хосе Ортеги-и-Гассета: «К толпе духовно принадлежит тот, кто по определенным причинам не придает себе особого значения».
А в России? У России – свой путь. Не потому что Россия уникальна (хотя в принципе она уникальна), а потому что у всех свой путь и свой мир. И все по-своему уникальны. И никаких аналогий с Западом или Востоком быть не может. И никаких общих «этапов развития» тоже не существует. И никакой «общей дороги человечества» не существует. И это самое «человечество» – не единое целое, нет никакого «человечества». И кому, как не западному человеку с его изначальной установкой отделенности от окружающей среды и ясным осознанием своего собственного особого Пути это понимать…
В этом смысле мировоззрение людей Запада близко к мировоззрению юристов. Да-да, у юристов особенное мировоззрение и базируется оно на том, что настоящий юрист не верит в чушь. Юрист обязан точно знать суть каждого понятия, каждого слова. Он обязан различать слово-шум, слово-наименование, слово-понятие, слово-символ, слово-образ, слово-делание и т. д. Юрист не должен позволять делать себя дураком, верящим в «единое человечество», «прогресс», «толерантность», «политкорректность», «спорт», «секс», «исламский терроризм» и прочие целенаправленно внедряемые разрушительные вирусы.
В советское время было принято делить людей на «технарей» и «гуманитариев». Это делалось, среди прочего, для того, чтобы не заикаться о существовании третьего типа людей – «политиков» («юристов»), то есть людей, наиболее всего склонных мыслить самостоятельно. На практике, в том числе среди судей и адвокатов, тоже есть юристы-технари, юристы-гуманитарии и юристы-юристы. Адвокат юрист-юрист без труда забьет голову судье, являющемуся юристом-технарем или гуманитарием, – он умело создаст воздушные замки, для разрушения/неприятия которых ни у технаря, ни у гуманитария может не найтись достаточно эмоционально-критического накала и здравого смысла. Технарь мыслит ограниченным набором строгих логических шаблонов. Гуманитарий мыслит созданными на Западе и принятыми им (гуманитарием) на веру расплывчатыми понятиями (Из фильма «Матрица»: «Нэо, освободи свой ум… тем более что он не твой»). Политик мыслит… впрочем, это уже сложнее и на это ушла бы добрая страница текста, поэтому этого вопроса в книге о гражданском праве касаться не будем.
Теперь пару слов о том, что такое «гражданское законодательство». Гражданское законодательство России – это пирамида, ближе к вершине которой находится (прямо под Конституцией) Гражданский кодекс России, а под ним – необъятный массив иных нормативно-правовых актов (законных и подзаконных), которые принимаются различными государственными органами и не противоречат (потому что не должны противоречить) Гражданскому кодексу.
Выше я упомянул, что есть «законные» нормативно-правовые акты (НПА) и есть подзаконные НПА. Что это значит? Дело в том, что во всем, куда ни плюнь, есть вещи более важные и есть вещи менее важные – второстепенные. Мама решает, что ребенку в холодную погоду надо надеть кофту. Это важно. Этот вопрос она решает сама, не полагаясь на мнение ребенка. А вот какую именно кофту надеть – это второстепенно, это вытекает из важного. Этот вопрос (выбор кофты) можно доверить ребенку. Законы по важным вопросам гражданского законодательства принимает высший законодательный орган государства – Федеральное Собрание Российской Федерации (состоит из Государственной Думы и Совета Федерации). Это какие такие «важные вопросы»? Ну, например, субъекты и объекты гражданских прав, защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина, гражданско-правовая ответственность физических и юридических лиц, право собственности и его защита и т. д. Таких важных вопросов – тысячи. Но еще больше вопросов второстепенных, не столь важных, чтобы решения по ним возлагать на высший государственный законодательный орган. Это те вопросы, принимать решения по которым можно доверить кому-то стоящему пониже. Конечно, теоретически гора может родить мышь, но если она начнет рождать мышей, как это было в истории неоднократно, это снова закончится той самой разрухой, которая «не в клозетах, а в головах».