Настоящий практикум по учебной дисциплине «Гражданское право (часть вторая)» подготовлен коллективом кафедры гражданского права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Практикум предназначен для изучения курса «Гражданское право (часть вторая)» в соответствии с обновленной программой учебной дисциплины, а также с учетом тенденций развития практико-ориентированного обучения в юридическом вузе. Учебная дисциплина «Гражданское право (часть вторая)» базируется на изучении дисциплины «Гражданское право (часть первая)» и логически с ней связана, поэтому настоящий практикум является продолжением практикума по учебной дисциплине «Гражданское право (часть первая)».
Каждая тема в настоящей работе разделена на соответствующее программе количество практических занятий, в процессе подготовки к которым обучающиеся учатся использовать полученные теоретические знания, приобретают навыки применения норм права к определенным практическим ситуациям, изложенным в задачах-казусах, анализа дела и выработки по нему позиции, устного и письменного консультирования и подготовки юридических документов. В практикуме также содержатся задания, которые направлены на ознакомление обучающихся с навыками представительства в суде.
В настоящем практикуме помимо практических задач также предусмотрены задания, которые направлены на формирование навыков участия в дискуссиях по спорным вопросам науки гражданского права, работы с правовыми базами, поиска и анализа материалов судебной практики.
К каждой теме практикума составлен список значимых источников (нормативных актов, судебной практики, дополнительной литературы), используя которые обучающиеся наиболее полно могут подготовиться к практическому занятию, глубоко изучить соответствующую тему.
При подготовке к практическим занятиям обучающиеся должны решить задачи. Рекомендуется делать это в письменном виде для закрепления навыка подготовки правовых заключений, которыми оформляются письменные консультации. Решение задачи должно содержать указание на нормы права, регулирующие соответствующие отношения, при этом обучающийся должен научиться определять общие и специальные нормы. В решении должны содержаться также ссылки на судебную практику, в рамках которой дается толкование применяемых норм, должны быть подробно проанализированы фактические обстоятельства, определены доказательства, подтверждающие те или иные факты. При наличии нескольких вариантов решения задачи указываются все возможные варианты и обосновывается наиболее оптимальный, по мнению обучающегося, вывод. Решение должно быть обосновано, изложено юридически грамотным языком. В некоторых случаях, указанных в задаче, ее решение оформляется в виде соответствующего юридического документа (искового заявления, решения суда и т. п.).
Отдельные вопросы могут обсуждаться без решения задач. При этом на практических занятиях должны использоваться в том числе интерактивные методы обучения (мозговой штурм, работа в малых группах, деловые игры и т. п.).