Понятие гражданского процесса определяется учеными по-разному. Гражданский процесс – это совокупность действий и отношений между судом и иными субъектами, регулируемая гражданским процессуальным правом при осуществлении правосудия по гражданским делам, рассматриваемым мировым судом и судом общей юрисдикции. Такие отношения начинают складываться с момента принятия судом заявления к своему производству и вплоть до исполнения судебного постановления.
Гражданское процессуальное право – это система норм права, регулирующих как сами гражданско-процессуальные действия, так и правоотношения, возникающие между компетентным судом и иными участниками процесса при рассмотрении и разрешении гражданских дел мировым судом и судом общей юрисдикции.
Гражданское процессуальное право как отрасль права обладает самостоятельными элементами, такими как предмет и метод регулирования возникающих между участниками правоотношений.
Предметом гражданского процессуального права являются те общественные отношения, которые регулирует право, то есть само производство в гражданском процессе.
Методом правового регулирования выступает система приемов, их воздействие на правовые нормы и правила поведения, а также на конкретные общественные отношения, урегулированные правом. В теории права рассматриваются два основных метода воздействия на общественные отношения: императивный и диспозитивный. Часто метод регулирования связывают и с разделением права на частное и публичное.
При юридическом равенстве участников гражданских правоотношений можно говорить о диспозитивном методе регулирования.
Если в законе предписываются должные правила поведения (властные предписания), то это императивный метод регулирования.
Методом является императивно-диспозитивный способ воздействия на урегулированные гражданским процессуальным правом отношения, что проявляется в составе участников и их правовом положении, характере юридических фактов и ответственности участников за неисполнение норм гражданского процессуального права.
Выделение одного преобладающего метода в гражданском процессуальном праве невозможно, поскольку императивные начала закрепляют наличие обязательного субъекта таких отношений, а именно суд, и все отношения в гражданском процессе являются отношениями власти и подчинения в силу необходимого участия в них государственного властного органа – суда, уполномоченного на осуществление правосудия. Суд как субъект таких отношений должен выполнять указанные в нормах права предписания и требовать этого от всех участников по рассматриваемому делу. Только суду принадлежит право применять предусмотренные законом меры процессуального принуждения.
Диспозитивность отражает противоположный аспект воздействия гражданского процессуального права: свободу выбора и реализации предоставленных гражданских прав и обязанностей без нарушения при этом закона; равенство прав и обязанностей субъектов, занимающих одинаковое процессуальное положение по делу (стороны в процессе равны вне зависимости от пола, возраста, имущественного положения, а также нет различия, выступает ли участником физическое или юридическое лицо). Только сочетание императивных и диспозитивных начал характеризуют метод гражданского процессуального права.
Наличие принципа состязательности в гражданском судопроизводстве не отражается на его методе, так как суд, с одной стороны, обладает властными полномочиями по отношению к участникам процесса, но с другой стороны, вправе оказать помощь в собирании доказательств.
Юридические факты, которые выступают основанием возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений, являются специфическими, поскольку они:
• закрепляются в отраслевом законодательстве;
• осуществляются в установленной в ГПК РФ форме;
• осуществляются в сроки, закрепленные в нормах материального и процессуального права или установленные судом.
Юридическими фактами выступают как события, так и состояния. Ответственность, налагаемая судом, носит характер государственного принуждения (например, штрафы), а также может быть только судебной (например, отмена заочного решения суда).
В статье 2 ГПК РФ закреплено, что задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В гражданском процессе задачи раскрываются через рассмотрение и разрешение гражданских дел, а цель связана с защитой интересов различных субъектов, перечисленных в ст. 2 ГПК РФ и вовлеченных в процесс рассмотрения дела. Это в том числе укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Данная цель достигается как при рассмотрении и разрешении отдельного гражданского дела, так и при осуществлении правосудия в целом по всем делам, подведомственным суду.
Основная задача в гражданском судопроизводстве связана с правильным и своевременным рассмотрением и разрешением гражданских дел. Под термином «правильное» следует понимать законное и обоснованное разрешение дела. Своевременность – это соблюдение установленных ГПК РФ сроков по рассмотрению и разрешению дел судом. Сроки рассмотрения дел в первой инстанции закреплены в ст. 154 ГПК РФ. Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения 2 месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей – до истечения месяца со дня принятия заявления к производству. Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца. В то же время федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел. В основном сокращенные сроки предусмотрены для дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (это в том числе и немедленное рассмотрение).
На суд возложена задача не столько рассмотрения дела, сколько его разрешения по существу. Соответственно, выполнение задач гражданского судопроизводства распространяется на все этапы процесса – начиная со стадии возбуждения гражданского дела и заканчивая стадией исполнения, вынесенного судом постановления.
Систему гражданского процессуального права можно условно разделить на общую и особенную части. В отличие от кодифицированных актов материального права (УК РФ, ГК РФ) законодатель четко не провел деление между общей и особенной частями в ГПК РФ, поэтому мы будем принимать такое разделение с некоторыми оговорками.
Общая часть относится ко всем видам судопроизводства и стадиям процесса, это принципы процесса, источники, состав суда и участников процесса, подведомственность и подсудность дел, представительство в суде, доказательства, процессуальные сроки, судебные расходы и штрафы, судебные извещения и вызовы участников.
В особенной части сосредоточены институты и нормы права, регулирующие виды судопроизводства и стадии процесса, а также порядок обжалования (опротестование) актов, не вступивших в законную силу, пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений, производство по делам с участием иностранных лиц, производство по делам, связанным с выполнением функций содействия и контроля в отношении третейских судов, производство, связанное с исполнением постановлений суда и иных органов. Несколько выбивается из данного деления характеристика судебного заседания, приведенная в особенной части, в главе 15 ГПК РФ, которая структурно расположена в разделе «Производство в суде первой инстанции», в подразделе «Исковое производство», но распространяется на все виды судопроизводства, поэтому логично было бы отнести ее к общей части для распространения на все виды судопроизводства.
В статье 1 ГПК РФ закреплено, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения, разрешения и исполнения дела. Таким образом, процессуальные нормы не имеют обратной силы независимо от времени возбуждения или совершения процессуальных действий по делу.
Действие гражданских процессуальных норм распространяется на всю территорию РФ.
Действие гражданского процессуального права распространяется:
• а всех граждан РФ;
• государственные предприятия, общественные организации, учреждения, их объединения;
• ностранных граждан, лиц без гражданства, обладающих правом обращения в суд за защитой, приравниваясь к правам граждан РФ;
• иностранные, международные организации.
В части 4 ст. 398 ГПК РФ закреплена возможность установления ответных ограничений (реторсии) в отношении иностранных лиц тех государств, в которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций). «Реторсии устанавливаются волевым решением государства и не требуют каких-либо согласований с другими субъектами международного права»[1]. Например, Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» в отношении граждан США введен запрет на усыновление ими российских детей (данный закон иначе называется «законом Димы Яковлева»).
Гражданская процессуальная форма – это обязательная процессуальная форма, установленная ГПК РФ для участников процесса, обращающихся в суд для защиты прав и охраняемых законом интересов. Гражданская процессуальная форма обладает:
• нормативностью;
• императивностью;
• системностью;
• универсальностью, то есть относится ко всем видам судопроизводства на любой стадии рассмотрения дела.
Порядок гражданского судопроизводства в мировых и федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», ГПК РФ, Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» и другими федеральными законами. Нормы гражданского процессуального права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям ГПК РФ.
В гражданском процессуальном праве источники – это нормативно-правовые акты, принятые разными уровнями власти, содержащие нормы, регулирующие рассматриваемые правоотношения.
Современное регулирование в гражданском процессуальном праве характеризуется наличием в нем большого количества норм, содержащихся именно в законах, а не подзаконных актах, поскольку в соответствии с Конституцией РФ судоустройство, гражданское законодательство, процессуальное законодательство находятся в ведении РФ (п. «о» ст. 71).
1. Конституция РФ:
• закрепляет осуществление правосудия только судами;
• закрепляет принципы, относящиеся к различным отраслям права, в том числе к гражданскому процессуальному праву.
Конституцией РФ гарантирована судебная защита граждан и организаций, предоставляется возможность обжаловать в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных организаций (ч. 2 ст. 46).
2. ГПК РФ.
3. Федеральные законы:
• федеральные конституционные законы (Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах РФ», Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ», Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ»);
• федеральные законы (от 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре», от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях», от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах»).
4. Кодифицированные акты материального права (НК РФ, СК РФ, ТК РФ, ГК РФ, ЖК РФ), в которых содержатся правила исчисления государственной пошлины, нормы о подведомственности, предмете доказывания и т. д.
5. Подзаконные акты – постановления Правительства РФ, указы Президента РФ и др. (например, постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ»).
6. Международные акты. В международных конвенциях, многосторонних и двусторонних договорах (Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 16 декабря 1966 г., Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенная в Минске 22 января 1993 г., Конвенция по вопросам гражданского процесса, заключенная в Гааге 1 марта 1954 г., Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, заключенная в Гааге 18 марта 1970 г.) содержатся нормы международного гражданского процесса. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 1 ГПК).
1. Постановления Пленума Верховного Суда РФ. В них содержаться разъяснения отдельных проблемных процессуальных вопросов, обязательные для исполнения всеми судами.
2. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, принятые ими совместно до объединения Верховного и Высшего Арбитражного Суда.
3. Решения (определения) Конституционного Суда РФ, обязательные к исполнению для всех судебных органов РФ. Конституционный Суд рассматривает запросы, связанные с действием норм гражданского процессуального права, а также соответствие законов Конституции РФ.
4. Судебная практика по гражданским делам, которая является и результатом применения норм права при осуществлении правосудия, и источником для развития норм гражданского процессуального права.
Под стадиями понимаются определенные этапы, по которым последовательно развивается гражданский процесс, объединенные для решения цели и задач гражданского судопроизводства, а также непосредственной защиты прав, свобод и интересов различных субъектов гражданских правоотношений.
Чаще всего выделяют следующие стадии:
1) возбуждение дела в суде общей юрисдикции;
2) подготовка дела к судебному разбирательству;
3) разбирательство дела по существу в суде первой инстанции;
4) производство в апелляционной инстанции по пересмотру решений, определений, не вступивших в законную силу;
5) производство в кассационной инстанции по обжалованию судебных решений, определений, судебных приказов, постановлений, вступивших в законную силу;
6) пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу;
7) пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;
8) исполнительное производство, являющееся неотъемлемой частью гражданского процесса, поскольку цель обращения граждан в суд – не столько получение итогового судебного акта, сколько его реальное исполнение.
К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (суды субъекта РФ), районные суды, военные и специализированные суды, мировые суды (ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»).
Гражданским процессом охватываются четыре основные категории дел: исковое производство; приказное производство, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, особое производство.
Возбуждение искового производства возможно в случае возникновения спора о праве (иначе – материально-правового спора), когда лицо обращается в суд для защиты нарушенных прав, свобод или законных интересов по спорам, вытекающим из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных и иных правоотношений, характеризующихся равенством правового положения сторон. Как исключение из общего правила исковое производство может возникать и при отсутствии спора о праве, например при расторжении брака по обоюдному согласию супругами, имеющими несовершеннолетних детей, они обязаны подать именно исковое заявление. Сторонами в исковом производстве выступают истец и ответчик.
Приказное производство является упрощенной процессуальной формой рассмотрения отдельных категорий дел по требованиям, перечисленным в ст. 122 ГПК РФ, ст. 123.1 КАС РФ. Объединяет все требования то, что они бесспорны. Стороны как минимум знают о своих обязательствах, как максимум не возражают их исполнить, но в добровольном порядке по каким-либо причинам этого не совершают.
Данный порядок рассмотрения дел характерен только для мировых судов, поскольку такие дела подсудны только им. Данное производство характеризуется тем, что в нем не участвуют стороны и исследуются только письменные доказательства. Участники именуются взыскателем и должником.
Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, – вид гражданского судопроизводства, охватывающий рассмотрение следующих категорий дел.
Суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:
1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
2) об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
3) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и некоммерческих организаций, в случаях, предусмотренных в законе, – квалификационных коллегий судей, экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
4) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
5) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
6) связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ст. 1 КАС РФ).
Спор по такой категории дел имеет место, но возникает он не между равными субъектами, а из отношений власти и подчинения. Стороны называются административным истцом и административным ответчиком, также в деле могут затрагиваться интересы иных лиц, они носят название заинтересованных лиц (ст. 37 КАС РФ).
Особое производство характеризуется отсутствием спора о праве. К особому производству отнесены дела, перечисленные в ст. 262 ГПК РФ, например об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и др.
В данном виде судопроизводства нет истца и ответчика, есть заявитель и заинтересованные лица. Нет в особом производстве и материально-правового спора. Как правило, ведется спор о факте, то есть заявитель не может подтвердить иным способом, кроме судебного акта, своего права, даже при условии, что его никто не оспаривает, в отличие от искового производства.
Также можно говорить и об особенностях рассмотрения как гражданских, так и административных дел в упрощенном (иначе – письменном) производстве (регулируется как ГПК РФ, так и КАС РФ). В гражданском процессе помимо приказного производства появилась еще одна упрощенная процедура рассмотрения дела, в 2015 г. она была закреплена в КАС РФ, а с 2016 г. – в ГПК РФ.
В порядке упрощенного производства по правилам ст. 232.2 ГПК РФ подлежат рассмотрению дела:
1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает 100 тыс. руб., кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
2) по исковым заявлениям о признании права собственности, если цена иска не превышает 100 тыс. руб.;
3) по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;
4) иные дела.
Условия, при которых возможно рассмотреть административные дела в порядке упрощенного (письменного) производства, закреплены в ст. 291 КАС РФ:
1) всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;
2) ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено истцом и ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
3) указанная в заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.;
4) иные условия, предусмотренные КАС РФ.
Порядок рассмотрения дел в упрощенном производстве сходен с приказным производством. Производство характеризуется тем, что полноценного судебного разбирательства со всеми участниками дела не производится, судом исследуются только письменные доказательства (отзыв, объяснения и возражения лиц, участвующих в деле по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если законом предусмотрено его участие в административном деле данной категории). Отличие от приказного производства связано с его спорностью, то есть эти дела можно рассмотреть и в обычном порядке – в исковом производстве.
Полноценная процедура рассмотрения дела закреплена только для искового производства, иные виды судопроизводства рассматриваются, как указано в ГПК РФ, по общим правилам искового производства, но либо с добавлением, либо с изъятием отдельных элементов, которые предопределены особенностями правоотношений, лежащих в основе указанных видов судопроизводства.
Место гражданского процессуального права определяется соотношением с другими отраслями права.
1. Взаимосвязь гражданского процессуального права с конституционным правом обусловлена общностью источников обеих отраслей права. В Конституции РФ закреплены основные принципы правосудия, судоустройства (независимость судей и подчинение их только закону, осуществление правосудия только судом и т. д.) и прокурорского надзора, раскрывающие полномочия прокурора по участию в рассмотрении гражданских дел судом.
2. Гражданское процессуальное право взаимосвязано с материальными отраслями права – гражданским, семейным, трудовым, жилищным, земельным. В материальном праве содержатся нормы по формированию предмета доказывания, подведомственность дел суду и т. д. Суд, разрешая дело, применяет нормы материального права. Нарушение или неправильное применение норм материального права может повлечь отмену судебного решения в апелляционном порядке.
3. Взаимосвязь гражданского процессуального права с административным правом проявляется в наличии такого вида судопроизводства, как рассмотрение дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Вопросы подведомственности данных дел суду определены в актах, относящихся к источникам административного права (КАС РФ, КоАП и др.).
4. Порядок исчисления, уплаты, отсрочки, рассрочки, льгот по уплате государственной пошлины регулируется НК РФ, таким образом, наличествует тесная связь с налоговым правом.
5. Самая тесная связь гражданского процессуального права – с арбитражным процессуальном правом. После объединения в 2014 г. даже вышестоящий суд стал общим, и существующая Концепция единого ГПК РФ постоянно напоминает о неизбежном объединении гражданского и арбитражного процессов. ГПК РФ И АПК РФ одинаково структурированы (общность принципов, процессуальной формы, наличие одноименных правовых институтов), все изменения, вносимые как в ГПК РФ, так и АПК РФ влекут их гармонизацию по всем институтам. В случае отсутствия процессуальной нормы в соответствии со ст. 1 ГПК РФ можно заимствовать сходную норму процессуального права в АПК РФ.
Государство среди прочих прав предоставляет право на реализацию судебной защиты прав, которое занимает центральное место, так как осуществляется органом правосудия, специально созданным для этой цели.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Право на судебную защиту предоставляется государством каждому субъекту (гражданам РФ и их объединениям, иностранным физическим и юридическим лицам, а также лицам без гражданства). Право на судебную защиту подразумевает также и обязанность суда реализовать данное субъективное право лица. Однако лицо, нуждающееся в судебной защите, обязано выбрать компетентный суд для этого (соблюсти правила подведомственности и подсудности). Судебная защита лиц осуществляются посредством конституционного судопроизводства Конституционным Судом РФ («а также» конституционными (уставными) судами субъектов РФ), гражданского, административного и уголовного судопроизводства судами общей юрисдикции, гражданского и административного судопроизводства арбитражными судами.
Осуществлять правосудие может только суд, созданный в соответствии с правилами, предусмотренными в законе.
Основную массу дел, рассматриваемых судами, составляют гражданские дела, разрешаемые как судами общей юрисдикции в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, так и арбитражными судами в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством. Инициатором возбуждения дела выступает истец (заявитель), тем самым, осуществляя принадлежащее ему право на судебную защиту, но таким образом защищаются и права других лиц, участвующих в деле. При обоснованности заявленных истцом требований суд удовлетворяет их, при необоснованности отказывает полностью или в части, тем самым, защищая ответчика от необоснованных притязаний. Суд при осуществлении правосудия должен в равной степени защищать интересы сторон, помогать реализовать принадлежащие права, следить за распоряжением ими своими правами, при злоупотреблении – пресекать такие попытки.
Принципы права – это основные положения, выражающие сущность самостоятельной отрасли права.
Принципы гражданского процессуального права устанавливают его содержание, структуру, цель, задачи и метод, раскрывают содержание деятельности участников процесса.
В гражданском процессе принципы находятся в тесной связи и в совокупности образуют систему.
По юридической силе источника, в котором закрепляются принципы, выделяют принципы, закрепленные в Конституции РФ, и принципы, закрепленные в ином отраслевом законодательстве.
1. Законность. Законность выступает общеправовым принципом, закрепленным в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы».
В статье 11 ГПК РФ уточняется конституционный принцип и раскрывается, какой закон применяется судом при разрешении дела, при его отсутствии применяется аналогия права или аналогия закона. Суд при разрешении гражданского дела, установив, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 11 ГПК РФ).
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом РФ, то суд, разрешая дело, применяет правила, установленные в международном договоре (ч. 4 ст. 11 ГПК РФ).
Принцип законности распространяется на всех: и на суд, и на органы власти, и на должностных лиц, и на организации, и на граждан, а в гражданском процессе – соответственно, на всех участников гражданских процессуальных правоотношений.
В статье 195 ГПК РФ в качестве основного требования, предъявляемого к судебному решению, указывается законность.
В сжатом виде можно заключить, что соблюдение законности – это соблюдение всеми субъектами гражданских правоотношений как норм материального (ГК РФ, ТК РФ, ЖК РФ и т. д.), так и процессуального права (ГПК РФ, КАС РФ, АПК РФ).
2. Осуществление правосудия только судом. Данный принцип раскрыт в ст. 118 Конституции РФ, где закреплено, что правосудие в РФ осуществляется только судом, судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Кроме того, в Конституции закреплены виды судопроизводства (конституционное, гражданское, административное и уголовное).
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» осуществление правосудия в РФ возможно только судами, образованными в соответствии с Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.
Под правосудием можно понимать рассмотрение и разрешение компетентным судом дел на основе закона в предусмотренной процессуальной форме с целью защиты нарушенных прав и интересов граждан, организаций, публично-правовых образований.
3. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Данные конституционные принципы (ст. 120 Конституции РФ) нашли отражение и в отраслевом законодательстве (ст. 8 ГПК РФ).
При осуществлении правосудия судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
Судьи рассматривают и разрешают гражданские дела в условиях, исключающих постороннее на них воздействие. Любое вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия запрещается и влечет установленную законом ответственность (ст. 8 ГПК РФ).
Судья независим ни от мнения коллег при рассмотрении и разрешении дела принимающих участие при коллегиальном рассмотрении дела, ни от заключений, данных прокурором ил государственным (муниципальным) органом, ни от вышестоящих судебных инстанций.
Суд, рассматривая дело, должен применять только те нормативно-правовые акты, которые не вызывают у него сомнений относительно соответствия их Конституции и иным федеральным законам, имеющим большую юридическую силу.
Если суд при разрешении дела установит, что применяемый им нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то применяет нормы акта, имеющего большую юридическую силу. Кроме того, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, суд при разрешении гражданского дела применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 11 ГПК РФ).
Также проявление независимости суда связано с эго экономическими, социальными, политическими и правовыми гарантиями.
Экономические гарантии подразумевают содержание суда и судей за счет федерального финансирования, мировой суд и судей за счет регионального бюджета.
Политические гарантии независимости судей связаны с тем, что судья не вправе быть депутатом, политическим деятелем партии, заниматься предпринимательской деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой (ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).
Организационно-правовые гарантии проявляются в назначаемости судей, их несменяемости, неприкосновенности, праве на отставку, особом порядке приостановления и прекращения полномочий судьи и др. (ст. 121, 122 Конституции РФ, ст. 9 Закона РФ «О статусе судей в РФ»).
4. Открытое судебное разбирательство гражданских дел. В научной литературе до настоящего времени понятия «гласность» и «открытость» воспринимаются как синонимы, как самостоятельный принцип выделяется только принцип гласности.
В статье 11 КАС РФ впервые выделяются принципы гласности и открытости судебного разбирательства как два самостоятельных принципа.
Под гласностью понимается демократический принцип судопроизводства, предусматривающий доступное для общественного ознакомления и обсуждение судебное разбирательство, публичное оглашение приговоров и решений.
Под открытостью можно понимать возможность присутствовать на судебном заседании без каких-либо явных ограничений, условий. Например, в ГПК РСФСР 1964 г. было ограничение на посещение гражданского процесса лиц моложе 16 лет, если они не являются лицами, участвующими в деле, или свидетелями.
Суд должен обеспечить открытость заседания путем предоставления достоверной, полной и понятной информации, лишенной двусмысленности для всех присутствующим в зале судебного заседания. Суд должен разъяснить права участникам процесса в целях обеспечения принципа открытости; кроме того, судопроизводство должно вестись на национальном языке.
В части 1 ст. 10 ГПК РФ и ст. 11 КАС РФ закреплено, что разбирательство в суде по общему правилу является открытым, что корреспондирует ст. 123 Конституции РФ. В Конституции, в отличие от научной литературы, не выделяется и не закрепляется отдельно принцип гласности, однако указывается, но не раскрывается принцип открытости судебного разбирательства.
Гласность подразумевает, что заинтересованные участники процесса могут получить информацию о дате, времени и месте рассмотрения дела, устную и письменную информацию о результатах рассмотрения административного дела и принятых по нему судебных актах без какого-либо ограничения. По общему правилу каждый гражданин вне зависимости от того, являлся ли он участником процесса, имеет право знакомиться со вступившим в законную силу судебным решением, рассмотренному в открытом судебном заседании.
Одним из элементов реализации конституционного принципа открытости судопроизводства является обязанность размещения в сети Интернет текстов судебных актов.
В соответствии с ч. 5 ст. 11 КАС РФ, ч. 7 ст. 10 ГПК РФ право фиксировать ход открытого судебного разбирательства письменно и с помощью средств аудиозаписи имеют все участники процесса и представители общественности. С разрешения суда допускаются фото- и видеосъемка, радио- и телетрансляция, в том числе в сети Интернет, судебного заседания. В части 5 ст. 11 КАС РФ соединяются одновременно два принципа: гласности и открытости, поскольку на заседании могут присутствовать все желающие без каких-либо ограничений, что отражает принцип открытости, и одновременно все желающие могут фиксировать ход судебного процесса с помощью любых незапрещенных средств, что отражает принцип гласности.
По общему правилу решения судов объявляются публично, исключение составляют случаи, при которых объявление решения затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (ч. 8 ст. 10 ГПК РФ).
Решения судов по административным делам могут подлежать обязательному опубликованию, то есть предаются публичности, или, точнее, гласности (ч. 11 ст. 11 КАС РФ)[2].
Также гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в сети Интернет предается информация о внепроцессуальных обращениях органов и лиц, поступивших судьям по гражданским делам, находящимся в их производстве, либо председателю (заместителю) суда, то есть придается публичности и та информация, которая не связана с непосредственным рассмотрением и разрешением дела по существу (ч. 4 ст. 8 ГПК РФ).
Основания и порядок проведения закрытого судебного заседания закреплены в ч. 2, 6, 7, 8, 9 ст. 11 КАС РФ, ч. 2–6 ст. 10 ГПК РФ. При разбирательстве дела в закрытом судебном заседании принцип открытости и гласности действуют в усеченном виде, поскольку:
1) могут присутствовать только лица, участвующие в деле, их представители, свидетели, эксперты, специалисты, переводчики; представителей общественности в закрытое судебное заседание не допускают;
2) все присутствующие предупреждаются судом об ответственности за разглашение сведений, ставших им известными в ходе судебного разбирательства.
3) не допускаются фото- и видеозапись, радио- и телетрансляция, трансляция в сети Интернет судебного заседания и участие с помощью системы видеоконференц-связи.
4) суд объявляет публично только резолютивную часть решения; решение не публикуется в открытом доступе в сети Интернет.
Следовательно, гласность – это возможность доступа к информации любым незапрещенным способом: личное присутствие в зале судебного заседания, при посредстве информации, опубликованной в сети Интернет, из газет, радио, телевидения, если данное судебное заседание освещали средства массовой информации[3]. Термин «публичность» употребляется законодателем как синоним слова «гласность». Открытость – возможность непосредственно присутствовать в зале судебного заседания, а также принимать участие в судебном разбирательстве с помощью системы видеоконференц-связи.
5. Равенство всех перед законом и судом. Согласно ст. 19 Конституции РФ «все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В статье 6 ГПК РФ также отражается рассматриваемый принцип: «Правосудие по гражданским делам осуществляется на началах равенства перед законом и судом всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, а также всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, подчиненности и других обстоятельств».
Суды, разрешающие гражданские дела, руководствуются единой процессуальной формой. Стороны имеют равные права и обязанности.
Равенство всех перед законом проявляется в его единстве для всех субъектом гражданских процессуальных правоотношений. В некоторых случаях законодатель допускает варианты поведения, например избрание юрисдикционного органа или применение договорной подсудности, могут вводиться льготы (например, освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суд за взысканием алиментов на несовершеннолетних детей, предоставление бесплатной юридической помощи определенным категориям граждан), свидетельские иммунитеты.
6. Состязательность и равноправие сторон в гражданском процессе. В России правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ). В ГПК РФ данный принцип полностью воспроизведен и добавлено: «Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или не-совершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел» (ст. 12). Таким образом, состязательность в ГПК РФ понимается как равенство прав сторон и руководство ходом процесса, проверка распоряжения своими правами со стороны суда, распределение ролей суда и сторон в процессе.
Стороны наделены широкими и равными правами, что означает одинаковое положение при осуществлении состязания в суде.
Равноправие сторон в гражданском процессе проявляется в равных возможностях по отношению к доступу к правосудию и защите своих законных прав. Стороны имеют общие и специальные права. Общими правами помимо сторон наделены все участник процесса в соответствии со ст. 35 ГПК РФ. Специальные права принадлежат сторонам. Соответственно, истец может отказаться от иска, изменить требования; ответчик вправе предъявить встречные требования, признать иск; обе стороны вправе заключить мировое соглашение.
Состязательность проявляется, в том числе, в возможности, как сторон, так и третьих лиц вести дела через представителя.
Принцип состязательности проявляется и в распределении обязанностей по доказыванию. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Только суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать (ст. 56 ГПК РФ). Причем все доказательства не имеют заранее установленной силы до момента их оценки судом.
7. Принцип назначаемости судей. Рассматриваемый принцип установлен ст. 128 Конституции РФ, в которой указано, что все судьи федеральных судов на должность назначаются. В зависимости от уровня судов одни судьи назначаются Советом Федерации, другие – Президентом РФ.
Мировые судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
1. Сочетание единоличного и коллегиального рассмотрения гражданских дел в судах. В соответствии с ч. 1 ст. 7 ГПК РФ гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.
Данный принцип раскрывает состав суда, который образуется в зависимости от категории, рассматриваемых дел или инстанции.
В случае единоличного рассмотрения дела и единоличного совершения отдельных процессуальных действий судья действует от имени суда.
Что касается инстанции, дела по жалобам на судебные постановления мировых судей, не вступившие в законную силу, рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьями соответствующих районных судов (ч. 3 ст. 7 ГПК РФ).
Гражданские дела в судах других апелляционных инстанций, в судах кассационной и надзорной инстанций рассматриваются коллегиально (ч. 4 ст. 7 ГПК РФ).
В судах первой инстанции дела в основном рассматриваются единолично. В случаях, предусмотренных федеральным законом, дела в судах первой инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей (ч. 1 ст. 14 ГПК РФ).
Исключения, касающиеся коллегиального рассмотрения дел в суде первой инстанции, закреплены в ч. 2 ст. 29 КАС РФ. К ним относятся:
1) административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ;
2) административные дела о расформировании избирательных комиссий;
3) административные дела об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ о результатах выборов Президента РФ, о результатах выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, о результатах референдума РФ;
4) административные дела, направленные в суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на их коллегиальное рассмотрение;
5) административные дела, решения, о коллегиальном рассмотрении которых приняты председателем суда в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи;
6) административные дела, рассматриваемые Дисциплинарной коллегией Верховного Суда РФ.
2. Язык гражданского судопроизводства. В части 1 ст. 9 ГПК РФ указано, что гражданское судопроизводство ведется на государственном языке РФ (русском) или на государственном языке республики, которая входит в состав РФ и на территории которой находится соответствующий суд. Таким образом, например, на территории Чеченской Республики судопроизводство может вестись как на русском, так и на чеченском языке, они будут считаться равнозначными.
Однако есть исключения из этого правила, поскольку в Верховном Суде РФ и в военных судах гражданское судопроизводство ведется только на русском языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 10 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ»). Правом воспользоваться услугами переводчика обладают и глухонемые. Это может относиться, как к государственному – русскому – языку, так и в случае судопроизводства в республике к официальному языку республики. Когда все участники владеют языком республики и только один или несколько участников им не владеет, каждому также будет предоставлен переводчик за счет средств соответствующего бюджета.
Реализация принципа национального языка судопроизводства в полной мере обеспечивает доступность судебной защиты для всех участников процесса, ведет к верному установлению фактов и обстоятельств по делу, принятию законного и обоснованного решения.
3. Диспозитивность в гражданском процессе. Диспозитивность представляет собой равную возможность сторон распоряжаться (выбирать среди равных возможностей) предоставленные им законом правами и средствами защиты. Однако суд, в свою очередь, должен контролировать такие распоряжения, так как там, где заканчивается право одно, возникает право другого.
Например, распоряжаясь своим диспозитивным правом, истец может предъявить иск или воздержаться от этого, может изменить предмет или основание требования, отказаться от иска, согласиться на заключение мирового соглашения. Ответчик может признать иск полностью или в части, предъявить встречный иск, выразить возражения (материального, процессуального характера) против иска, согласиться с условиями мирового соглашения. Однако прокурор, обращаясь в суд в защиту нарушенных или оспариваемых интересов других лиц, ограничен в средствах защиты по закону (только в случаях, предусмотренных законом или усмотрением судьи, защищая определенные категории граждан), что не исключает действие принципа диспозитивности (ч. 1 ст. 45, ст. 46 ГПК РФ).
4. Устность (иначе – сочетание устности и письменности) судебного разбирательства. В соответствии с ч. 2 ст. 157 ГПК разбирательство дела происходит устно. Любой процесс сочетает устные и письменные начала, поэтому данный принцип чаще называется сочетанием устности и письменности процесса.
В действующем законодательстве предусмотрено, что истец устно излагает свои требования в суде, повторяя свое исковое заявление перед судьей и другими участниками процесса, а ответчик представляет свои возражения письменно или устно, причем письменные возражения оглашаются в любом случае.
Когда из чисто устного процесс стал и устным и письменным, трудно сказать. Например, по ГПК СССР 1923 г. допускалось подавать исковое заявление в устной форме. В последующих ГПК РСФСР и ГПК РФ данное правило изменено, и исковое заявление необходимо подавать в письменной форме. Письменное производство обладает преимуществом, поскольку не требуется обязательного личного присутствия заинтересованных лиц, свою позицию можно заранее продумать, сформулировать четко и ясно, оформив письменно. Это, скорее всего, изменено с усложнением общественных отношений, когда чисто устный процесс становится излишне громоздким[4].
В соответствии с действующим ГПК РФ и сложившихся традициях в гражданском процессе устность в большей степени присуща сторонам, поскольку все объяснения стороны и третьи лица дают суду устно, письменность характерна для суда, поскольку все свои действия суд должен облечь в письменную форму, удовлетворяя заявления и ходатайства граждан, суд выносит определения, в ходе каждого процессуального действия ведется протокол, итоговый акт в виде решения суд также принимает в письменной форме.
Однако устно происходит не только состязание сторон, но и все разбирательство дела. Письменно оформляются лишь его итог.
Протоколирование судебного разбирательства и отдельных процессуальных действий выступает гарантией правильности ведения «устного» процесса.
Данный принцип (как и некоторые другие, например принципы непосредственности, гласности) действует только на стадии судебного разбирательства – центральной стадии всего гражданского процесса, но это никак не отражается на его статусе основного принципа гражданского процесса.
Соблюдая установленную законом процедуру по устному изложению своих доводов, разбирательство дела обеспечивает гласность судопроизводства, его воспитательное воздействие на участвующих и присутствующих в зале судебного заседания, способствует формированию у последних уважительного отношения к закону и суду (т. е. решаются задачи гражданского процесса, закрепленные в ст. 2 ГПК РФ). В состязательном процессе принцип устности позволяет воспринимать всем участникам доказательства по делу в их совокупности, что создает равные условия для участия сторон в процессе.
Набирает обороты современная тенденция электронного правосудия, выражающаяся в замене или дополнении традиционной письменной формы новым электронным форматом, представленном электронными документами, электронными базами данных, электронными подписями, электронной почтой. В судах очень широко используют новые современные технологии, обеспечивающие скорость предоставления и обработки электронных документов, участники процесса приносят в суд документы на флеш-картах, дисках, суд также пользуется диктофоном для записи процесса и составления протокола судебного заседания с помощью данной цифровой записи. Постепенно устность вытесняется письменностью.
5. Непосредственность судебного разбирательства. Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 157 ГПК РФ: «Суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи».
Суд должен самостоятельно исследовать все доказательства по делу для формирования собственного восприятия обстоятельств, имеющих значение для дела и вынести решение на основе объективности, достоверности имеющихся и дополнительно представленных по делу доказательств.
Данный принцип предполагает неизменность судебного состава. В случае выбытия по каким-либо причинам судьи (отвод, болезнь, отставка, смерть) слушание дела должно быть начато сначала, поскольку судья должен непосредственно участвовать в судебном разбирательстве и оценивать доказательства только при личном (непосредственном) участии.
Суд может основывать свои выводы и принимать судебные акты только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Если при рассмотрении данного дела допускалось обеспечение доказательств или выполнялось судебное поручение, полученные доказательства должны быть оглашены в судебном разбирательстве. Иначе данные доказательства не могут быть положены основу принимаемого судебного акта. При отложении разбирательства дела суд вправе допросить явившихся по делу свидетелей. При возобновлении слушания дела эти показания оглашаются в суде, если свидетели в данное заседание не явились, а явившиеся в суд дают свои показания устно.
Соблюдение перечисленных принципов позволяет суду выносить законные и обоснованные судебные акты.
Подведомственность (от глагола «ведать») означает предметную компетенцию судов, иных юрисдикционных органов по рассмотрению и разрешению споров.
Защиту гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют: суд общей юрисдикции; арбитражный суд; третейский суд.
Под судебной подведомственностью понимается правомочие компетентного суда, указанное в процессуальном законодательстве, рассматривать и разрешать по существу гражданские и иные дела.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны:
• дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, реализуемые посредством искового производства;
• дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, по которым выдается судебный приказ, разрешаемые в порядке приказного производства;
• дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, указанные в ст. 1 КАС РФ;
• ела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
• дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
• дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
• дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Все дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Виды подведомственности
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Точное определение видов подведомственности позволяет правильно применить форму защиты права или определить верную последовательность за защитой нарушенного права в различные компетентные органы государства или организации.
Подведомственность требования может быть:
• исключительной;
• альтернативной;
• условной;
• определяемой по связи требований.
Исключительная подведомственность означает, что споры, возникающие из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматриваются непосредственно только компетентным судом и не могут разрешаться по существу другими органами.
Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора судом не требуется соблюдения обязательного досудебного порядка (в виде направления претензии) обращения в какие-либо иные органы, кроме суда. К исключительной подведомственности относятся споры о восстановлении на работе, о выселении и т. д. Только арбитражному суду подведомственны дела о признании банкротом как юридических, так и физических лиц.
Альтернативная подведомственность означает выбор лица между несколькими компетентными органами для защиты своего права способ защиты, как правило судебный или внесудебный.
Правовой конфликт может быть разрешен не только судом, но и другим органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения лица, требующего защиты, или определяется соглашением сторон, оформленного как до обращения в суд, так и после, но до вынесения судом итогового акта по делу. Например, при нарушении прав взыскателя по исполнительного документу лицо может, как обратиться в административном порядке к старшему судебному приставу, так и в судебном в порядке по КАС РФ обжаловать действия (бездействие) или решение судебного пристава исполнителя. Оба способа являются законными, и выбор принадлежит истцу.
Кроме того, по обоюдному согласию спорящих сторон спор, подведомственный и суду, и третейскому суду, может быть передан последнему. Для отнесения спора к ведению третейского суда требуются обоюдное волеизъявление двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в письменной форме. Например, заключая договор о поставке, стороны могут в него внести третейскую оговорку.
Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров условие его судебного рассмотрения предполагает обязательное урегулирование возникшего спора в претензионном или ином досудебном порядке. Например, в Законе «О защите прав потребителей» предусмотрен обязательный досудебный порядок рассмотрения требований потребителя.
Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение не представляется возможным.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, отнесенных к ведению арбитражного суда.
В законе может регламентироваться порядок рассмотрения определенной категории дел: если разрешение возможно только одним органом, то называется единичная (исключительная) подведомственность, если к нескольким различным органам – то множественная. Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) как юридических, так и физических лиц отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел, установлена исключительная судебная подведомственность конкретной категории дел либо единичная.
Однако основная масса имущественных споров имеет множественную подведомственность, так как может разрешаться не только в государственных (мировыми судами, общей юрисдикции, арбитражными), но и третейских судах. Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на: договорную, императивную, альтернативную и смешанную.
Договорной называется подведомственность, определяемая обоюдным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор о взыскании просроченных коммунальных платежей может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона «О третейских судах в РФ»). Еще одним примером может быть избрание сторонами нотариальной формы защиты прав: по соглашению сторон нотариально можно удостоверить соглашение об уплате алиментов.
Подведомственность является императивной, если дело может быть рассмотрено несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого – судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 19 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
При императивной подведомственности вышестоящий орган из числа рассматривающих дела может контролировать правильность принятых решений до него по спору другими органами. Например, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с принятым до него решением комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу. Аналогична ситуация с требованиями, предъявляемыми к государственным органам (налоговым органам, службе судебных приставов): суд может не согласиться с выводами, сделанными при обращении в данные органы.
Подведомственность является альтернативной в случае предоставления заявителю выбора юрисдикционного органа. Лицо, заинтересованное в исходе дела, вправе обратиться по своему усмотрению в любой из органов, перечисленных в законе, как к государственному, так и к негосударственному, в том числе в суд (общей юрисдикции, арбитражный суд, третейский суд). Причем выбор между судом общей юрисдикции и арбитражным судом не всегда очевиден. Так, при возникновении новой категории споров лицо по своему выбору может обратиться в любой суд. Такая ситуация возникла, когда появилась новая категория споров – оспаривание оценки кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества. Законодательство не регулировало подведомственность и подсудность данной категории споров. Изначально обращения шли в арбитражный суд, и он рассматривал такие дела, но в последующем данная категория споров была отнесена законодателем к компетенции суда общей юрисдикции.
Также необходимо разграничить подведомственность дел в случае применения судом полномочий по нормоконтролю. Конституционному Суду РФ подведомственны дела о проверке соответствия нормативно-правовых актов Конституции РФ, судам общей юрисдикции (судам субъектов РФ и Верховному Суду РФ – в зависимости от уровня власти, принявшего акт) подведомственны дела о соответствии одного нормативно-правового акта другому, имеющему большую юридическую силу, арбитражному суду (Экономической коллегии Верховного Суда РФ) подведомственны дела по оспариванию нормативно-правовых актов, содержащих экономическую составляющую.
Подведомственность дел определенным юрисдикционным органам устанавливается ГПК РФ и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и изъятия из них. С помощью этих правил в каждом случае разрешается вопрос о том, какой орган компетентен разрешить дело.
В качестве оснований разграничения дел по подведомственности отдельных категорий дел к ведению определенных органов выступают:
1) характер спорного правоотношения (если спор связан с предпринимательской и иной экономической деятельностью, он относится к арбитражному суду, если нет, то к суду общей юрисдикции);
2) субъектный состав (состав участников спора): в суде общей юрисдикции одной стороной, как правило, должно выступать физическое лицо, с другой может быть и физическое лицо, и юридическое лицо, и публично-правовое образование, иногда с двух сторон могут быть юридические лица, при условии что целью их деятельности не является извлечение прибыли;
3) спорность либо бесспорность права: при отсутствии спора стороны могут решить вопрос иными несудебными способами (переговорами, при посредстве института нотариата) (есть одно исключение, когда при отсутствия спора стороны обязаны обратиться в суд, – это расторжение брака по обоюдному согласию при наличии у супругов несовершеннолетнего ребенка (детей);
4) наличие договора между сторонами спора, если спорящие стороны заключили гражданско-правовой договор, в котором предусмотрели третейскую оговорку;
5) характер правового акта (нормативный или ненормативный акт, а также то обстоятельство, имеется ли экономическая составляющая);
6) орган, которым принят нормативный акт (уровень власти, в компетенцию которого входит его принятие).
ГПК РФ устанавливаются правовые последствия нарушения правил подведомственности дел (п. 1 ч. 1 ст. 134, п. 1 ч. 1 ст. 135). Подведомственность может являться как правовозникающим обстоятельством, так и правопрепятствующим и правопрекращающим юридическим фактом в зависимости от конкретной фактической ситуации (ч. 1 ст. 220, ч. 2, 6 ст. 222 ГПК РФ).
Компетенцией по разрешению гражданских дел наделены различные органы. К ним, в частности, относятся следующие:
1) судебные органы (Конституционный Суд РФ, мировые суды, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, Европейский суд по правам человека, который вправе по обращениям граждан рассматривать дела при нарушении основополагающих международных принципов);
2) органы исполнительной власти (например, органы записи актов гражданского состояния, налоговые, таможенные, антимонопольные органы и др.);
3) органы временного характера, которые избираются сторонами спора (третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, медиаторы, посредник);
4) нотариус, который может выступить таким органом в рамках возложенных на него законом полномочий.
Под подведомственностью понимается отнесение нуждающихся в разрешении юрисдикционным органом споров о праве и других дел к ведению того либо иного государственного и иного органа.