Я думаю, инфографика и визуализация данных завораживали меня с раннего детства. У нас дома были детские энциклопедии издательства «Росмэн». Обычно они полны инфографики: вулканы в разрезе, схема Солнечной системы и тому подобное. Подростком я увлекался футболом и футбольной статистикой. Интернет тогда был совсем не развит, и мы с братом создавали свои собственные энциклопедии футбольных чемпионатов, вели турнирные таблицы, рисовали схемы игр на вылет, считали голы, пасы и желтые карточки. Потом эта система перешла и на компьютерные игры.
Когда в 17 лет я поступил в медицинскую академию, то плотно познакомился с одним из наиболее старых жанров инфографики – атласом анатомии. После окончания ВУЗа я стал работать врачом. Казалось, инфографика забыта. Но и во время работы врачом я создавал базы данных пациентов и рисовал схемы лечения.
Вот, например, результаты одного дня профилактических осмотров. Осмотры показаны на пленке ЭКГ (сама ЭКГ никакого отношения к визуализации данных не имеет). Это результаты самого легкого дня – последнего. В первый день было 130 осмотров, потом 112, потом 88. А в последний, изображенный на картинке, – всего 44.
Точка – начало приема. Точка с кружочком – прием с ЭКГ. В предыдущие дни я тоже фиксировал тех, кто приходил. Но оптимальную форму визуализации нашел только в последний день.
В 27 лет я ушел из медицины, поменял ряд других специальностей и окончательно остановился на инфографике и визуализации данных. Год в Санкт-Петербурге руководил мини-студией, специализирующейся на медицинской инфографике. Затем переехал в Москву и стал работать редактором в Студии инфографики сайта РИА.ру. За 2,5 года работы там выпустил больше 50 проектов, завоевал вместе с коллегами несколько международных премий, отточил навыки информационного дизайнера и столкнулся со всем спектром задач по визуализации данных. Во время работы в Студии у меня было правило: «При создании каждого нового проекта осваивать один новый инструмент или прием». Это позволило в короткие сроки овладеть массой различных техник и подходов к визуализации данных.
Мы делали в РИА масштабные проекты, но меня все больше стали привлекать простые графики и диаграммы – оказалось, что они не так просты. Чем больше я погружался в это, тем чаще замечал неудачные, перегруженные, непонятные визуализации данных вокруг. Тогда я создал в Telegram канал «Чартомойка» (chart по-английски – диаграмма), где стал проводить разборы попадавшихся мне графиков.
После ухода из РИА я консультировал бизнес, маркетинг, медиа и НКО в отношении визуализации данных. Работал с крупными компаниями над проектами, связанными с инфографикой и визуализацией данных. В качестве руководителя отдела дата-спецпроектов в РБК занимался в том числе датавиз-дирекшеном – обращал внимание на неочевидные нюансы при визуализации числовой информации.
Последние четыре года много преподаю визуализацию данных и презентации, оценил сотни (может быть, даже тысячи) студенческих работ. С 2019 года преподаю визуализацию данных и дата-сторителлинг на магистерской программе «Журналистика данных» в Высшей школе экономики.
В 2018 году я посчитал и даже визуализировал свои образовательные активности, получилось всего около 70: тренинги, лекции, вебинары. В конце концов, кажется, мне удалось выработать систему обучения и донесения знаний о визуализации данных.
Эта тема не кажется мне узкоспециальной. Она может и должна преподаваться в старших классах школы или на начальных курсах вузов. Умение визуализировать числовую и нечисловую информацию и создавать презентации – один из наиболее распространенных и востребованных сегодня soft skills в самых разных сферах.
Итогом моего погружения в сферу визуализации данных стала эта книга. Хочется надеяться, что для кого-то она станет отправной точкой в повышении культуры графического представления числовой информации и будет способствовать появлению более грамотных и эффективных графиков в нашей стране.
Александр Богачев