Главные символы власти древнеегипетского царя – это крюк (хек) с изогнутым верхним концом и цеп (нехех). В общем – хек и нехех. Русскому человеку было бы куда проще запомнить, если б они назывались – хех и нехех.
В Кемет хек и нехех имели такое же значение, как скипетр и держава русских царей.
Цеп, ясное дело, – символ земледелия, а крюк – скотоводства (это уменьшенная копия пастушеского жезла).
Если с нашими инсигниями все понятно, то с основными царскими коронами разобраться существенно труднее. Ведь у фараона отдельная корона на каждый случай.
Давным-давно, когда земли нашей страны не были едины, правитель Верхнего Египта носил белую корону хеджет (глаз Хора, Великий белый свет). А правитель Нижнего Египта – красную диадему дешрет (красная пустыня по обе стороны от Нила).
Но основатель I династии Нармер (Свирепый сом) начал объединение страны. И появился пшент – красно-белая корона Обеих Земель. Именно ее ты чаще всего видишь в историческом кино.
Кроме того, в царском арсенале есть атеф (корона Осириса) с двумя перьями страуса по бокам. Она похожа на очищенную луковицу. Символизирует управление загробным миром. Если видишь на наших фресках господина в короне атеф – будь уверен, что это Осирис.
В повседневности фараон носит немес (второе название – клафт) – сине-золотой полосатый платок, сплетенный в узел сзади. С двумя длинными боковыми фалдами, вырезанными полукругом. Фалды символизируют крылья Хора – небесного сокола, обнимающего царя за голову. Силы Хора делают фараона одновременно и божеством, и человеком.
Редкий современный тебе художник нарисует древнего египтянина без клафта. В основном все норовят обрядить в царский головной убор и крестьянина, и воина, и стражника…
Тутанхамон на знаменитой погребальной маске как раз в немесе. Эта сине-золотая полосочка – самый популярный принт древнего мира.
Когда я еще только мечтала о престоле и обнимашках с Хором – так и видела, как служанки поверх клафта надевают мне урей – изображение богини-кобры Уаджит, покровительницы Нижнего Египта.
Обратил внимание, что авторы артов то и дело Анубиса и прочих наших богов также наряжают в клафт? Но это ошибка!!! Его может носить только фараон, да будет он жив, цел, здоров!
Сто раз расспрашивала и мужа, и отца, что чувствовали во время коронации, когда в них вселилась сущность золотого сокола. Но оба моих Тутмоса только отшучивались. А муж вообще говорил: «Вот отчалит моя ладья на Запад[7] – тогда узнаешь». Никогда не верил, что Мое Величество даст его юному сыну от певички Исиды самостоятельно править страной. И правильно делал, что не верил!
Хоть ты и не профессиональный египтолог, теперь можешь определить, что за головной убор на скульптуре Великого Сфинкса в Гизе. Кстати, раньше он тоже был раскрашен в золото и синеву. Представляешь, как шикарно это смотрелось? Вот вы, современные люди, взяли бы да отреставрировали. А эскиз в цвете я набросаю.
Для охоты, войны и самых торжественных церемоний предназначалась голубая корона хепреш. Именно в хепреше я – Великая Хатшепсут – тряслась в колеснице во время похода в Нубию. Ведь, чтобы доказать свою легитимность, фараон должен успешно воевать. Причем никаких отсидок во дворце. Даже если ты девчонка – будь добра, нацепи хепреш на голову, бычий хвост на пояс и пылись впереди своей пехоты. Безо всякой надежды нормально вымыть голову. А уж если в походе начинаются месячные – это вообще – тушите свечи!!!
Вашим нынешним президентам и королям хорошо. Можно воевать, не выходя из комнаты (прям по Бродскому). Завидую черной завистью!
Кстати, нубийцам в том походе мы вломили от души! И золото добыли, и драгоценные камни, и серебряные столбы. Рыдающих детишек у местного царька отобрали и увезли в Кемет – в почетный плен. Воспитали бедняжек в наших традициях. А через 10 лет они вернулись править своей жалкой страной, будучи абсолютно египтизированными царевичами.
На современных тебе иллюстрациях художники обожают изображать фараона в хепреше. Даже если не похоже, что у него через пять минут война или коронация.
Так вот о войне. Побеждать всегда приятно. Но в целом походы – удовольствие ниже среднего. Не понимаю, что в них находил мой племянник-пасынок. Так что больше я – Золотая Соколица Верхнего и Нижнего Египта, дочь Амона – в походы не ходила. А прекрасный голубой хепреш, унизанный золотыми дисками, напоминающими солнце, надевала только на утиную охоту.
У девочек-цариц моей эпохи, разумеется, были свои венцы. Но вот Нефертити на знаменитом бюсте изображена не в синей короне, а в высоком парике. При изготовлении подобных париков на золотую основу натягивают черно-синие волосы, перевитые ювелирной лентой. А синий считается цветом волос божества.
Вот лично я обожала носить шути (корону Амона) – шикарный высоченный убор из двух страусовых перьев. Эта красота полагалась по статусу только Великой супруге царской. Фронт-леди государства. Если походить в шути полдня – шея потом просто отваливается, несмотря на все усилия слепых массажистов.
Корону Амона я нашивала поверх трехчастного парика и золотого чепца нерет в виде самки грифа.
Слово «нерет» можно перевести как «ужасающий». Мать-гриф, удерживающая в когтях знак бесконечности шен, должна наводить страх на врагов золотого трона! И охранять правящую женщину.
Все это – далеко не полный список царских корон. Есть еще хемхемет, сделанная по принципу «дорого-богато» и напоминающая советскую люстру. Есть круглая корона модиус, собранная из кобр, увенчанных солнечными дисками. Есть корона уререт, которая отличается от короны Осириса (атеф) только цветовой гаммой. Et cetera, et cetera…
Для несчастных студентов исторических вузов, которым все это придется учить и сдавать, я специально написала стишок-запоминалку:
Мне, ребята, как царице
Вас придется научить:
Ведь корон у нас – штук тридцать.
Как же все их различить?
Коль идешь короноваться
Иль творить военный трэш,
Не изволь-ка сомневаться,
Нужен синенький хепреш.
Если выглядит корона
Как очищенный лучок,
И сидит с лицом зеленым
В ней какой-то мужичок,
На короне, растопырясь,
Перья вьются, заалев, —
Знай, что тот мужик – Осирис,
А на нем надет атеф.
И атеф от уререт
Отличает только цвет.
Ну а если лук без перьев —
Экономим мы бюджет.
Расскажу тебе теперь я
Про простецкую хеджет.
Чисто белая палитра
Без дизайнерских затей.
Символ Верхнего Египта
Ты запомни поскорей.
Царь в ней важный как шериф,
А на лбу – богиня-гриф.
А в Египте Нижнем – образ
У короны яркий – red.
Впереди – богиня-кобра
Называется – дешрет.
Фараон Нармер два трона
Сплавил крепче, чем цемент.
Сделал общую корону,
И ее назвали – пшент
Будь ты русский или немец —
Знай: для дел и для забав
Носит царь платочек немес.
По-другому он же – клафт.
Да, корон у нас – штук тридцать!
Настоящий винегрет!
Носят девушки-царицы
Золотой чепец нерет.
Пред богиней трепещи ты!
Простирайся на траве!
Символ гнева и защиты —
Гриф на женской голове.
И еще одну корону
Надеваю я с утра:
Шути – атрибут Амона
На платформе – два пера.
Список всех корон так долог!
Коль запомнишь штуки три,
Ты – почти что египтолог,
И мудрее, чем цари!
В наших землях царские короны считаются живыми существами. И синий военный хепреш, и белоснежная хеджет. И огненно-красный дешрет.
В каждом царском венце живет богиня-кобра Уретхекау, превосходящая могуществом любую другую змею. Великая Чарами. Сытая, сильная, могучая, разящая огнем! Тот, кто наденет царский убор, не будучи коронованным, мгновенно погибнет от ее укуса.
Клянусь моим геральдическим цветком – белой водяной лилией, что ни одного разика не примеряла ни папины, ни мужнины короны. Даже когда мой братишка и супруг совсем ослабел. И дыхание со свистом вырывалось из его груди. Очень уж я боялась возмездия змеи-охранительницы.
Но в один из дней все короны стали моими по праву! И Моё Величество носило их, ничегошеньки не опасаясь.
Слова «царица» в древнеегипетском языке вообще нет, дорогие товарищи. Привет патриархату!
Главную женщину фараона, да будет он жив, цел, здоров, принято называть Великая жена царя. Она выполняет ритуальные функции во время праздников в главном храме. При моем женском правлении роль главной жены играла единственная доченька – принцесса Нефру-Ра.
Конечно, у любого правителя хватало других жен, помимо наиглавнейшей. Как правило, Великой супругой становилась родная сестра. И, как ни печально, она не всегда была любимой (тяжкий, тяжкий вздох).
Кстати, я поражаюсь, что в голливудских блокбастерах творят агрессивные, накачанные жены и дочурки фараонов!!! Ох, как они распаляют воображение культовых режиссеров. Не хуже Брюса Ли валят с ног здоровенных бойцов и командуют полчищами скарабеев-людоедов.
Читатель, если б ты знал, как они непохожи на рафинированных дворцовых женщин, которые вкушают ароматы голубых лилий и успокаивают гневных богов пением и встряхиванием систров (ритуальных трещоток).
Основная функция женщины царского дома (которая в десяти случаях из десяти будет жрицей) – это сехетеп. Умиротворение мужа и высших сил. Способность проявить божество не в гневной, а в милостивой форме. Сделать из шипящей и плюющейся Сехмет нежную мурчащую Баст.
Египтянке могла позавидовать любая девчонка Древнего Востока. Даже гречанка в полисе. Ведь статус бедной гречанки был куда ниже. Твои современники иногда называют Египет родиной феминизма, а меня – дочь Амона Хатшепсут – первой суфражисткой в мировой истории.
В XXI веке девушки присвоили себе для повседневной носки мужские джинсы и пиджак. А я носила мужское набедренное опоясание, ритуальную бороду и бычий хвост. Ведь бык – символ плодородия. Правда, со временем к поясу фараона вместо настоящего хвоста стали привязывать символическую связку бусиков.
В мужских одеяниях меня изображают и на ритуальных статуях. Но простой люд этого не знает. Ведь такие памятники установлены в сокровенных местах храмов. Доступ туда имеет только высшее жречество и первые сановники страны. Ни увидеть женщину, получившую мужские полномочия, ни тем более прочитать надписи к этим рискованным изображениям обычный человек не может ни при каком раскладе.
Так что ты в XXI веке знаешь обо мне – Владычице Обеих Земель – гораздо больше, чем люди, которыми я правила 3,5 тысячи лет тому назад.
Египтянки обладают равными с мужчинами юридическими правами наследования и завещания. Свободно передвигаются по стране. Могут составлять договоры, подавать в суд и присутствовать на нем в качестве свидетельниц. Могут записывать детей на свое имя. Ведь факт материнства очевиднее, чем факт отцовства.
В Древнем Египте женщина почти всегда равна мужчине, а может быть, в чем-то и равнее. Потому что предвечный андрогин, сотворивший мир, был на две трети дамой. И только на треть кавалером. Вот так-то! А в некоторых мифологических вариациях мир вообще сотворила девчонка. Великая предвечная мать. Мать своего отца и дочь своего сына! Вот ты, читатель, много знаешь религий, где демиург – не мужчина?
Не только царская дочь и жена, но любая женщина имеет право на развод и новый брак. А также – право распоряжаться своим телом.
В благословенной земле Кемет прекрасно работают социальные лифты. Фараон и чиновники не делают разницы между сыном знатного и сыном бедного, привлекая человека по деяниям его. И не важно – был ли твой отец номархом и благоухал цветами. Или всю жизнь перетирал стекло в грязной вонючей мастерской, чтоб получить фрит для синего пигмента. Умненькая девочка, даже из нищей семьи, запросто может стать музыкантом, стоматологом, гинекологом, колдуньей, поэтом, плакальщицей. (Кстати, хорошие плакальщицы за несколько часов зарабатывают целое состояние.)
Часто храм обращает внимание на талантливую малышку и выделяет средства на ее учебу. Как говорится, все работы хороши. Выбирай на вкус!
Частенько девчонки не хуже парней выполняют задачи, где нужна физическая сила и ловкость. Например, я знаю нескольких девиц, управляющих грузовыми баржами. И с отменным проворством!
Но девушки из знатных семей почти всегда служат жрицами кого-то из богинь. Именно это указывается в загробном титуловании. Но особый шик – написать в гробнице: знакомая царя.
В отличие от современной тебе россиянки, закон на 100 % защищает древнюю египтянку от побоев в семье. Дал супруге в глаз несколько раз – добро пожаловать к судье. А дальше, если женщина пожелает, – развод и отчуждение имущества в пользу пострадавшей. В общем, если уж быть девчонкой в Древнем мире – лучше всего в Кемет. Однозначно!
И – вишенка на торте – имущество наследуется по женской линии. Чтоб получить трон Обеих Земель, нужно жениться на дочке фараона, да будет он жив, цел, здоров. И никак иначе!!! Хочешь трон – шерше ля фам! Ну или – если нет дочки – сойдет тетя, сестра, племяшка, мама или бабуленька. Любая дама из династии.
Тутмос II – Мощный бык, несущий силу, – потому и женился на мне – единственной выжившей дочке царя от главной жены. И наследнице престола. Дочь царя не просто получает трон. Она и есть – трон. Та, что родит следующего царя и следующую царицу.
Кларе и Розе[8] это бы точно понравилось! Да и русскому сознанию подобная схема не кажется дикостью! Ведь в русских сказках трон и половину царства частенько получает простолюдин, женившийся на царской дочке. (Как говорится, «проникновенье наше по планете особенно заметно вдалеке».)
Царевны Кемет ведут активнейшую личную и социальную жизнь. Ни одна из нас не была затворницей в тереме и не тратила годы на вышивку, в отличие от бедных московских царевен, частенько лишенных права на брак. Ведь выйти замуж за подданного боярина русской бедняжке было унизительно. А поменять веру в браке с иноземным принцем – считалось святотатством.
Однако до настоящего равноправия с парнями древним египтянкам далеко. Например, женщина не может стать жрицей, ведающей книжной премудростью. Жрецы-херихебы – сплошь мужчины.
Считается, что девушкам учеба дается труднее. У вас есть поговорка «Пишет, как курица лапой». А у нас говорят: пишет, как женщина. Хотя, клянусь Тотом, мы с сестренкой – принцессой Нефрубити – писали гораздо ровнее и аккуратнее, чем наши братья – принцы Аменмес и Уаджмес.
Самое несправедливое – это, конечно, именины. Спроси, когда день варенья у меня – великой Хатшепсут – дочери бога и супруги бога, царицы Верхнего и Нижнего Египта?
Отвечаю: «А никогда!». Дни рождения девочек – даже царского рода – тупо не записывают. Ну я еще понимаю – простые люди. Они не разбираются в календарях и редко считают свои годы. Но даже во дворце право на празднование дня рождения есть только у царя и царских наследников мужского пола. Тысяча нубийцев! Ну как так? Где справедливость?
Первой из женщин отмечать свой день рождения решила царица Клеопатра II из династии Птолемеев. Не та – известная тебе – Клеопатра VII (которая крутила любовь с Цезарем и Антонием). А ее прапрабабка. Но до правления Птолемеев и торжества феминизма еще больше тысячи лет.
На наших фресках с изображением жатвы, полива, дойки коров – в большинстве случаев работу выполняют мужчины. А женщины стоят себе рядом с корзинкой или цветочком. Почему так происходит?
Казалось бы, жать серпом и доить корову – женская работа. Ан нет. Менструальный цикл женщины считается настолько разрушительной силой, что дамочек не допускают к большинству сельхозработ. По той же причине женщинам не дают ткать. Так что в Обеих Землях и швец, и жнец – традиционно – парень. Ну и ладно. Не очень-то и хотелось. Да, девчонки?!
Читатель, приходи во двор Луксорского храма и увидишь, как статуя прекрасной царицы Нефертари Меренмут – Хозяйки Двух Земель, Отрадной с двойными перьями – уже три с лишним тысячи лет робко трогает ладошкой икру своего громадного супруга – Рамсеса Великого.
Почему же на одних скульптурах любимые жены фараонов – по колено мужьям, а на других – божественная чета одного роста? Как, например, капризная царица Тэйе и Аменхотеп III.
Все просто! Дело всегда в характере самой женщины. Тэйе держала в тонком кулачке не только мужа-фараона, но и всю империю, приводя в трепет иноземных правителей. Никому и в голову не приходило изваять ее маленькой!
Аменхотеп настолько обожал свою женушку, что на памятниках изображал одного роста с собою.
Это было немыслимым нарушением архитектурного канона. По обычаю, жена должна доставать фараону максимум до щиколотки. Ну, если она совершенно выдающаяся женщина, то, так и быть, до коленки.
Я сейчас повспоминала – и да, на некоторых изображениях Нефертари все же одного роста с супругом. Потому что любовь, мои дорогие смертные, преодолевает все. Даже священный канон искусства Обеих Земель.
Я же – великая Хатшепсут, Золотая Соколица Кемет, возлюбленная Осириса – переплюнула даже властолюбивую Тэйе! Я уже в 20 лет правила совершенно самостоятельно. Без всяких мужиков! Юг и Север были под моими ступнями. При звуке моего голоса горы обнажали золото. Вот так-то! Это тебе не в гареме калазирис[9] протирать.
Итак, когда же дамы в истории получили возможность полноценно управлять государством? Как говорится у вас: когда за рулем женщина, машина едет. Но по-другому.
При моем правлении все ехало отлично. Да, войнушки было поменьше, чем требовала эпоха. Но в целом – всем сословиям жилось отменно. Мне кажется, женщина правит там, где есть контрацепция. Ведь если ты постоянно беременная – как ни крути, не сможешь заниматься госвопросами. У меня был только один ребенок – вот и появилось время для великих свершений.
Даже в благословенном XXI веке дам во власти не так много. Но ведь девчули получили право голоса и доступ к качественным контрацептивам не так уж и давно. Думаю, дальше женщин, руководящих предприятиями и странами, будет больше.
Так что, мы, слабый пол, тоже могём. И расхожее мнение про гормоны, лишающие нас разума, преувеличено. Хотя…
Гаремом фараона всегда руководит мужчина, должность которого называется Ит-Мена. Буквально – «отец-кормилец».
Вплоть до XIX династии Великой женой живого бога в 90 % случаев становилась его родная сестра. Старшая дочь бывшего правителя.
Но к власти пришел Рамсес Великий, да будет он жив, цел, здоров. На то и Великий, чтоб менять правила. Он подмахнул мирный договор с хеттским царем – Хаттусили III и женился на его дочери. Ведь прежняя правительница – Нефертари – отправилась на Запад. Трон ждал новую женщину. И хеттская царевна на несколько лет стала самой обсуждаемой дамой Древнего Востока. Не хуже вашей Меган Маркл.
Невеста направилась к царственному жениху с богатыми дарами и целой армией прислужниц. Ее папа писал будущему зятю, что отправил свое сокровище с приданым настолько огромным, что ему может позавидовать сам царь страны Зулапи[10]. Царевна везла в Кемет бесчисленные стада овец, лошадей и целую армию рабов. Невесту требовалось встретить в стране Эйе и с почестями сопроводить на новую родину.
Пылкий жених немедленно написал правителям городов, находящихся на пути свадебного каравана, с требованием побеспокоиться об этих рабах, стадах телят и овец. Всем выдать продовольствие и жизнью отвечать за невесту и ее приданое, пока девушка не прибудет в столицу новой родины.
В летописях упоминается, что фараон не только выслал харчи всем сопровождающим и служанкам будущей жены, но и договорился с богами – и сделал лето среди зимы. Чтоб хеттская девочка с комфортом прокатилась по своим новым владениям.
После встречи властитель, которому новая супружница пришлась по сердцу, поместил ее во дворце и навещал ежедневно. Молодая получила не только любовь мужа, но и новое имя – Маатхорнефрура.
Когда, спустя год, старшая сестра Маатхорнефруры – хеттская царевна Бентреш – помешалась и стала бросаться на людей, фараон не остался равнодушным к проблемам новой родни. Он выслал для лечения свояченицы флот с искусным лекарем-жрецом и исцеляющей статуей бога Хонсу[11]. Египетский медик приплыл и успешно изгнал злого духа из бедной Бентреш.
Итак, впервые в истории иностранка стала Великой женой царя Кемет. Но в храме обязанности жрицы и супруги бога выполняла не новоиспеченная Маатхорнефрура. А одна из дочерей умершей Нефертари – предыдущей правительницы. Звали царевну-жрицу – Небеттави. Ведь иностранку никто не пустил бы даже на порог египетского храма. Не то что обряды выполнять.
Красотка Небеттави недолюбливала свою хеттскую мачеху. И каждый раз гневно сжимала в маленьких ручках скипетр хереп, когда иноземка прикасалась к Великому отцу.
Однако и до Рамсеса дипломатическими женами царя становились иноземки, которых правители соседних государств присылали ко двору Египта в знак политического союза.
Как правило, они были в гареме на тридцатых ролях и никогда не достигали такой власти, как дочери Египетской земли.
Иноземные жены фараонов меняли имена на египетские. Примерно как немки, которые садились на ваш русский престол. Софья-Августа превращалась в Екатерину, Вильгельмина – в Наталью, Луиза – в Елизавету.
Мой пасынок – Тутмос III, да будет он жив, цел, здоров, – со своим войском разделал Сирию как Неберджер черепаху. И в качестве дипломатического подарка вместе с золотом, ослами и деревянными креслами, отделанными бронзой, получил трех знатных сирийских девчонок. И женился сразу на всей троице.
Сирийка Манауа стала египетской царицей Менуйей. Манахату переименовали в Менхет. А самая младшая – Марата – превратилась в Мерти.
Молоденькие и восторженные девчата носили браслеты с модными застежками и котиками из золота и сердолика. Писали стихи и песни. В твое время, читатель, они бы постили в инсте кисок и церквушки на закате.
А знаете, кто был, мягко говоря, недоволен женитьбой Тутмоса на заморских принцессах? Его главная и любимая супруга – Меритра Хатшепсут.
Некоторые египтологи считают, что она – моя дочурка. Но ничего подобного. Меритра – девочка высокородная. Но мы с Тутмосом ее не рожали. А родил некий вельможа по имени Хуйя (русский читатель это имя наверняка легко запомнит). Как говорится, в Британском музее стоит статуя…
Когда фараоны уходили на небо, многочисленные жены не ложились с ними в гробницу (эта древняя жестокая традиция изжила себя вместе с самой первой династией). Девочки, женщины и бабушки переходили во владение нового правителя или доживали дни в резиденции вдовствующих цариц под названием Ком Мединет-Гураб. В великой славе и богатстве.
Определенно, это место вдохновило Джорджа Мартина придумать совет вдовствующих кхалиси – Дож Кхалин.
Правда, в отличие от старух из Дож Кхалина, египетские царственные бабули не только с переменным успехом предсказывают будущее, но и воспитывают сыновей иноземных правителей. Эти детишки живут в почетном плену. А потом, достигнув совершеннолетия, отправляются домой. Руководить своими странами. Но при этом напичканы идеалами Кемет до кончиков парика. Так моя Черная земля, где на троне сидит сам бог Хор, распространяет свою идеологию далеко за пределы империи. Как говорится, без единой стрелы.
Кстати, после смерти моего мужа вдовствующие жены отправились доживать свои дни в Ком Мединет-Гураб. А я – нет. Потому что очень вовремя стала регентом! И, разумеется, во дворце осталась Исида – злобная маман маленького фараона, да будет он жив, цел, здоров.
Вот бог Ра сам воссуществовал из бездны, сам сотворил и нарек свои члены. Замечательное существо! Ни у кого с ним нет хлопот, кроме змея Апопа.
А с Исидой[12] сплошные хлопоты и нервяк. Недавно явилась в мои покои с уреем на лбу вместо газели. В знак того, что она уже не младшая супруга царская. И потребовала новый дом сообразно своему статусу. Я в тот же миг предложила ей великолепное новенькое жилье на Западном берегу, в некрополе. В лучшем квартале Долины цариц!
И Исида злобно удалилась, выкрикивая: «Да будет змея на твоей тропе! Да будет крокодил на твоей воде!!!»
Как была хабалкой, так и осталась. Недаром эмблема младшей царицы – газель. А газель – символ хаоса. Ну, ты понял!