Тернистый путь, по которому идет развитие малых форм предпринимательства в России, имеет свою специфику и особенности. Связано это, в первую очередь, с российским менталитетом, нестабильной, зависимой от экспорта сырья, экономикой, коррупцией и вседозволенностью чиновников, отсутствием уважения государства к малому бизнесу (безразличная и/или агрессивная государственная политика, в том числе, налоговая), а также отсутствием культуры ведения бизнеса в целом. Все эти признаки свойственны отсталым, развивающимся странам. Малое предпринимательство не всегда называется в числе основных институтов гражданского общества. По нашему мнению, развитие малого предпринимательства и гражданского общества – это не два процесса, а один, так как они неразрывно взаимосвязаны.
Взаимосвязь малого предпринимательства и гражданского общества проявляется в следующих основных аспектах:
– малое предпринимательство всегда выступает опорой рыночной экономики, ее неотъемлемым звеном, а гражданское общество может существовать только в условиях рыночной экономики;
– субъекты малого предпринимательства представляют собой экономически активную часть населения, следовательно, они, как правило, являются и социально активными, что имеет важное значение для функционирования гражданского общества;
– интересы малого предпринимательства в экономике в основной своей части совпадают с интересами гражданского общества; прежде всего, речь идет о таких ценностях, как экономическая свобода и экономическое равноправие, а также о признании и обеспеченности прав и свобод человека.
«Субъектами гражданского общества выступают индивиды и их объединения… Среди них можно выделить следующие: индивид, семья, школа, церковь, социальные группы (в частности, собственники и предприниматели), общественные объединения, оппозиционные политические партии и движения, средства массовой информации и др.»[1].
Важным условием развития гражданского общества выступает свобода экономических отношений, экономическая свобода личности, которые способствуют формированию слоя мелких собственников, функционирующих на основе самоуправления. Малые предприниматели, существующие и развивающиеся в условиях экономической конкуренции, могут служить социальной опорой для гражданского общества, одним из его ключевых институтов. Малое предпринимательство не заинтересовано в сильном вмешательстве государства в свою деятельность, оно против излишней регламентации экономической сферы. Такая позиция способствует развитию гражданского общества как общества, относительно свободного от излишнего давления со стороны государства.
В 2016 г. доля малых и средних российских предприятий составляла около 20 % от общего числа зарегистрированных компаний, в 2017 г. – 18 %. Для сравнения: процент малых предприятий за рубежом, в среднем, достигает 50 %. А в отдельных западных странах этот показатель приближается к 90 %! В основном это происходит там, где бизнес (в том числе, иностранный) получает поддержку от государства и от частных финансовых структур.[2] Еще немного статистики по России. Всего 3,4 % отечественных ИП работает на рынке более трех лет – остальные закрываются раньше. Ежегодно число зарегистрированных ИП растет на 4 %. А тех, кто прекратил свою деятельность – на 11 %. Каждый месяц в России закрывается около 43000 малых предприятий. В нашей структуре ВВП доля малого и среднего бизнеса составляет лишь 20 %.
В Российской Федерации к малому бизнесу относятся только 30 % от всех предприятий[3]. Однако управленческие решения, которые бы способствовали развитию малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы принимаются медленно и порой не носят системного характера, как того бы хотелось представителям этого бизнеса.
Основное значение малого бизнеса для экономики страны заключается в его влиянии на увеличение ВВП, на обеспечение конкурентной рыночной среды, на развитие наукоемких, инновационных и рисковых видов деятельности.
Основной целью деятельности любого субъекта малого предпринимательства является получение прибыли посредством реализации соответствующих частных задач в той или иной сфере предпринимательской деятельности.
Подчеркнув важность малого бизнеса для социально-экономической сферы жизни общества, обратимся непосредственно к сути данного явления. Само по себе понятие «малый бизнес» имеет большую популярность в экономической теории, нежели в юриспруденции, т. к. российскому законодательству данный термин не известен. Однако с течением времени понятие «малый бизнес» стало все чаще звучать среди управленцев, социологов, юристов и постепенно проникло в отечественную правовую доктрину.
Налогообложению принадлежит основная роль в сфере стимулирования индивидуальной предпринимательской инициативы. Неразумное налогообложение и непоследовательная налоговая политика снижают доверие налогоплательщиков к государству и негативно сказываются на стремлении граждан к реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст. 33 Конституции РФ).
Налоговый кодекс Российской Федерации[4] прямо не связывает предоставление льгот по налогообложению со статусом налогоплательщика как субъекта малого бизнеса.
Налоговую и административную нагрузку на малый бизнес призваны облегчить, предусмотренные налоговым законодательством, специальные налоговые режимы. Они выступают одной из мер поддержки, предоставляемой государством субъектам малого предпринимательства в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Переход на специальный налоговый режим для субъекта малого бизнеса означает отмену обязанности по уплате одного или нескольких налогов, упрощенные правила ведения налогового учета и упрощенные формы налоговых деклараций.
По данным аудиторов Счетной палаты РФ[5], более 90 % субъектов малого предпринимательства применяют специальные налоговые режимы, которые характеризуются относительно умеренной налоговой нагрузкой, наличием у налогоплательщиков права выбора наиболее комфортного режима налогообложения, зачастую упрощенным порядком осуществления бухгалтерского учета и формирования отчетности.