Примечания

1

Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М.: Прогресс, 1988. С. 13–14.

2

«Начиная с V в. до н. э. в философии и истории mythos, противопоставленный logos’у, приобрел уничижительный оттенок, обозначая бесплодное, необоснованное утверждение, которое не опирается на строгое доказательство или надежное свидетельство». Там же. С. 21.

3

Там же. С. 68.

4

Там же. С. 69.

5

Там же. С. 70.

6

Там же. С. 71.

7

Подробнее о полисном устройстве здесь: Суриков И. Греческий полис архаической и классической эпох // Античный полис. Курс лекций. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. С. 8—54.

8

«Придать здоровья означает создать естественные отношения господства и подчинения между телесными началами, между тем как болезнь означает их господство или подчинение вопреки природе» (444d).

9

Карл Поппер, обычно критичный к Платону, тем не менее отмечает революционный момент платонизма в этой геометризации математики: Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – С. 395. – Применительно к политике это подчеркивает Жак Рансьер: «Ядро философского проекта, каким тот подытожен у Платона, состоит в том, чтобы заменить арифметический порядок, порядок «больше/меньше», задающий нормы обмена преходящими благами и человеческими бедами, на божественный порядок геометрической пропорции, задающий нормы истинного блага, общего блага, каковое виртуально выгодно всем, без того чтобы быть кому-то невыгодным». Рансьер Ж. Несогласие. СПб.: Machina, 2013. С. 38. [Перевод В. Е. Лапицкого.]

10

Там же. С. 98 и далее.

11

«Полиция по своей сути есть закон, как правило подразумеваемый, который определяет долю или отсутствие доли участия каждой части»; «Полиция, таким образом, – в первую очередь порядок тел, определяющий разделение между способами быть, делать и говорить, согласно которому такие-то тела приписываются своими именами к такому-то месту и такому-то заданию, это порядок видимого и внятного, согласно которому одна деятельность видима, а другая нет, одни слова воспринимаются как речь, а другие как шум». Там же. С. 55. Напротив, политика определяется Рансьером следующим образом: «Политика существует, когда естественный порядок господства прерван установлением причастности несопричастных. В этом установлении заключена вся политика как специфическая форма связи. Оно определяет общность сообщества как общность политическую, то есть разделенную, основанную на неподвластной арифметике обменов и возмещений неправоте. Вне этого установления никакой политики нет. Есть только порядок господства или беспорядок мятежа». Там же. С. 34.

12

Эту платоническую позицию Рансьер выражает так: «Народ – всего-навсего видимость, порожденная ощущениями удовольствия и страдания, которыми пользуются риторы и софисты, чтобы приласкать или припугнуть огромного зверя, неотчетливую массу ничтожных людей, составляющих собрание». Там же. С. 32.

13

Там же. С. 47.

14

Казалось бы – «действительная ложь ненавистна не только богам, но и людям» (382с). Однако очень скоро Сократ говорит, что для лучшей целостности государства хорошо бы заставить людей поверить в вымысел (а то, что это именно ложь, вымысел, здесь подчеркивается) – и далее излагается миф, по мнению Поппера вполне расистский, о том, что люди различны по природе: кто-то рождается с примесью золота, кто-то – серебра, а кто-то – железа и меди (414d—415d). Но через некоторое время – снова: «правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине» – вот добродетели подлинного философа (486с); «Разве может один и тот же человек любить и мудрость, и ложь?» (там же). Это противоречие позволяет согласиться с Поппером в том, что Платон вместо философии пытается навязать своему идеальному государству идеологическую софократию. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. С. 186.

15

Возможна очередная путаница: в приведенной цитате «царь» стоит во множественном числе, хотя несколькими строками ранее речь идет именно об одном царе. Цари – это философы-правители или должен быть только один философ-правитель, царь (сам Платон, как полагает Поппер)? «Государство» не оставляет на этот счет однозначного ответа; ближе к однозначности «Законы», но и здесь смуту вносит неожиданно появляющийся высший и тайный совет. Подробнее об этом: Хаустов Д. Политика Платона: Тирания // Платон. Политик. Законы. М.: РИПОЛ классик, 2018. Несмотря на внутренне присущие платоновским текстам споры о количестве носителей власти, можно предположить, что при очевидном ценностном монизме философии Платона одно всегда будет лучше многого и правление философа лучше, чем правление философов. Что до общего места относительно «Законов», по которому править-де должны именно законы, то стоит напомнить следующее: законы, и это Платон подчеркивает, изобретают, поддерживают и меняют люди, а значит, они, эти люди, и правят посредством законов.

16

Поппер указывает на затруднение в выборе действительно добродетельного правителя как на одно из решающих: «Акцент Платон ставит на личности, а не на институтах, и самой настоятельной проблемой оказывается для него проблема выбора естественных лидеров и обучения их руководству». Там же. С. 166. И далее, комментируя эту мысль, Поппер замечает, что сам Платон осуществлял этот выбор крайне плохо: даже помимо историй с тиранами Дионисием Старшим и Младшим, многие в окружении Платона, включая сюда его учеников, становились тиранами. Там же. С. 177–178.

17

Там же. С. 198.

18

Имеется в виду шествие на празднестве богини Артемиды-Бендиды. Бендида – фракийская богиня, отождествлявшаяся с греч. Артемидой. В Пирее были святилища этой богини (Хеn, Hell. II 4, 11).

19

Конский пробег с факелами обычно посвящался Прометею и Афине как богам, связанным с огнем, ремеслами и науками.

20

Приносящие жертву надевали на голову венок.

21

О двух путях к пороку и добродетели см. у Гесиода: Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко. Но добродетель от нас отделили бессмертные боги Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога… («Труды и дни», стр. 288–290. Пер. В. В. Вересаева).

22

У Гомера (II. XXIV 487) отец Ахилла «стоит на пороге старости скорбной».

23

Схолиаст приводит здесь пословицу: «Галка садится рядом с галкой». Однако к данному тексту ближе другая: «Сверстник радует сверстника, старик – старика» (ср. «Федр», 240с).

24

Софокл (496–405 гг. до н. э.) – великий греческий драматург, с большим трагизмом изобразивший старого, слепого, одинокого царя Эдипа («Эдип в Колоне»). Однако поэт замечал, что «старости нет у мудрецов – тех, кому присущ ум, вскормленный божественным днем [юности]» (фр. 864 N.-Sn.).

25

Сериф, о-в Кикладского архипелага, из-за своей незначительности и бедности жителей был предметом насмешек зажиточных греков. Разговор Фемистокла и жителя Серифа помещен также у Плутарха в «Сравнительных жизнеописаниях» (т. I, «Фемистокл», XVIII).

26

Полемарх – наследник имущества Кефала и как его старший сын, и как преемник в его разговоре с Сократом.

27

Кефал, задав тон своим определением справедливости, с которым не согласен Сократ, удаляется и больше в диалоге не участвует.

28

О справедливости как воздаянии добра друзьям и зла врагам см. «Менон», 71е. Эта традиционная этическая норма вызывала постоянный протест Сократа.

29

У Гомера читаем об Автолике: И был он великий Клятвопреступник и вор. Гермес даровал ему это. Бедра ягнят и козлят, приятные богу, сжигал он, И Автолику Гермес был и спутник в делах, и помощник. (Од. XIX, 395–398. Пер. В. В. Вересаева).

30

Периандр, сын Кипсела, тиран Коринфа (VIIVI вв. до н. э.), прославленный своей государственной деятельностью и умом. Его причисляли к семи мудрецам, хотя Геродот (III48—53; V92) и рисует его жестоким, властным и неумолимым человеком. Возможно, что Периандр-мудрец не имеет ничего общего с этим тираном. Во всяком случае, уже античность сомневалась в мудрости сына Кипсела (см. Diog. Laert. I7, 97). Платон не считает его мудрецом (см. «Протагор», 343а).

Пердикка II – Македонский царь, отец известного Архелая.

31

Усмехнулся весьма сардонически: «сардонический», или «сарданский», смех, как пишет схолиаст к Il. XV 102, – это «когда кто-нибудь смеется не по внутреннему настроению». Связь этого названия с о. Сардинией объясняет Павсаний (X 17, 13), пишущий о ядовитой зелени о-ва Сардинии, вызывающей предсмертные конвульсии в виде смеха. См. также схолии к данному месту Платона. Все тексты о сардоническом смехе подобраны и переведены у А. Ф. Лосева (Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, стр. 136–139).

32

Замечательная характеристика иронии Сократа дана в речи Алкивиада («Пир», 215а—216а, 221d—222d). См. также А. Ф. Лосев. Ирония античная и романтическая (сб. «Эстетика и искусство». М., 1966).

33

Намек на то, что софисты брали всегда плату за обучение своей «мудрости».

34

О справедливости как праве сильного рассуждает софист Калликл в диалоге «Горгий». См. «Горгий», 485а—492с.

35

Схолиаст пишет: «Полидамант из Скотуссы в Фессалии, знаменитый, самый сильный пятиборец, который, находясь в Персии у царя Оха, убивал львов и, вооружившись, сражался обнаженным».

36

Софист Клитофонт иронизирует здесь над своим противником.

37

Схолиаст отмечает, что эта пословица употребляется (довольно редко в классическом языке) в отношении тех, кто пытается взять на себя нечто невозможное.

Загрузка...