Автор настоящей монографии Рустамзода Джумабек Юнус – молодой ученый, автор монографии, учебника, комментария к законодательству Республики Таджикистан и более 40 иных научных работ. Д. Ю. Рустамзода после окончания с отличием Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики (по специальности «Юриспруденция») в 2015 г. начал заниматься исследованием одной из самых сложных отраслей права – финансовым правом. Автор поднял важнейшую проблематику, касающуюся особенностей организации государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистан, в результате чего обосновал ряд дополнений в действующее законодательство Республики Таджикистан в сфере бюджетных отношений, направленных на совершенствование механизма его правового регулирования.
Глобальный финансово-экономический кризис, потрясший мировую экономику в период 2008–2012 гг. и затронувший практически все государства мира (в том числе и Республику Таджикистан), поставил перед мировым сообществом множество проблем политического, экономического, социального и духовного характера. Для Таджикистана с особой остротой обозначилась необходимость кардинального реформирования системы государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений, а именно: пересмотра его организационно-правовых основ, правового статуса высшего органа государственного финансового контроля Счетной палаты Республики Таджикистан, а также Агентства по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан. Как отмечает автор, в действиях обозначенных выше органов отсутствует должная координация, их функции дублируют друг друга, что препятствует организованному и результативному исполнению ими своих обязанностей.
В монографии особо подчеркивается, что в таджикской финансово-правовой науке не уделено системного, комплексного внимания вопросам государственного финансового контроля в целом, а в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистан в частности. Это направление государственно-властной деятельности недостаточно изучено ни как функция государственного управления, ни как правовой институт, ни как системное явление, имеющее свои принципы функционирования и внутреннее упорядоченное строение.
Автором отмечается, что в правовом регулировании государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений Таджикистана имеются значительные проблемы в использовании терминологического аппарата, что выражается в отсутствии корректных, относящихся к рассматриваемой теме терминов, а также наличии серьезнейших законодательных пробелов в определении ключевых финансово-бюджетных категорий.
Данный труд можно по праву назвать первым исследованием по государственному финансовому контролю в Республике Таджикистан, что, несомненно, имеет большую научную и практическую актуальность с точки зрения предоставления систематизированного и аналитически обработанного материала для проведения на его основе (совместно с нормативно-правовой и теоретической базой) дальнейших исследований другими членами ученого сообщества Таджикистана.
В рамках настоящего исследования молодой ученый уделает особое внимание совершенствованию конституционно-правового статуса органов государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистан. По его мнению, в зарубежных государствах с унитарным устройством, в частности в Испании, Кореи, Турции, Иране, а также ряде других федеративных государств высший орган государственного финансового контроля обладает устойчивым конституционно обозначенным положением. В этих странах на конституционном уровне действует в большей или меньшей мере принцип независимости высших органов государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений (в частности Счетной палаты) как базовый элемент эффективности организации и деятельности данных структур. В Конституции Республики Таджикистан таких основополагающих положений для Счетной палаты не предусмотрено. На основе проведенного анализа автор делает вывод о целесообразности закрепления в Конституции РТ и последующих конституционных законах статуса Счетной палаты Республики Таджикистан как независимого высшего и постоянного органа государственного финансового контроля.
В монографии отмечается, что любая деятельность, в том числе и деятельность самого государства и его различных учреждений, всегда базируется на определенных основах, являющихся дисциплинирующими, сдерживающими и упорядочивающими идеями и концепциями, следование которым помогает субъектам осуществлять свою деятельность более эффективно и результативно. Предполагается, что такие основы должны быть и в системе органов государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений Республике Таджикистан.
В настоящее время нормы, регламентирующие государственный финансовый контроль в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистан, рассредоточены по нескольким законодательным актам: Закон РТ «О государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан», Закон РТ «О государственных финансах Республики Таджикистан», Закон РТ «О Счётной палате Республики Таджикистан» и др., что на практике приводит к столкновению норм в части регламентации полномочий контрольных органов. В этом контексте автором обосновывается вывод о целесообразности принятия в Таджикистане нового нормативного правового акта – Закона РТ «Об организации системы органов государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистан». Принятие этого Закона, по мнению автора, гармонизирует все имеющиеся и действующие законодательные акты и установит их взаимосогласованную иерархическую соподчиненность, будет способствовать более детальному регулированию системы организации и деятельности всех органов, участвующих в осуществлении государственного финансового контроля за использованием государственных средств и иного государственного имущества, а также будет содействовать дальнейшему совершенствованию действующего финансово-бюджетного законодательства.
Д. Ю. Рустамзода обосновывает концепцию о том, что Счетная палата РТ как специализированный государственный финансово-контрольный орган имеет особый правовой статус и занимает центральное положение в иерархии органов государственного управления Таджикистана, имеет двойную подотчетность Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ и Президенту как главе Правительства РТ, что не только повышает государственный статус Счетной палаты РТ, но и укрепляет ее самостоятельность и обособленность от Министерства финансов РТ.
При этом автором установлено, что в системе органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистана, сложился определенный дуализм: задачи высшего органа государственного финансового контроля возложены одновременно на два государственных контрольных органа – Счетную палату Республики Таджикистан и Агентство по государственному финансовому контролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, что в свою очередь создает ситуацию дублирования контрольных функций в сфере бюджетных отношений.
Содержащиеся в монографии выводы и предложения вносят существенный вклад в науку финансового права, так как способствуют развитию представления о сущности и роли института государственного финансового контроля в сфере бюджетных отношений Республики Таджикистан в контексте современных условий механизма его правового обеспечения, обогащают как российскую, так и таджикскую правовую науку уникальным сравнительно-правовым исследовательским материалом.
Настоящая монография – это итог научного исследования, обсужденной и одобренной на заседании Отдела государственного права Института философии, политологии и права имени А. М. Баховаддинова Академии наук Республики Таджикистан, на заседании кафедры административного и финансового права Юридического института ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». Представляется, что данное издание будет интересно широкому кругу читателей, ученым, практическим работникам, аспирантам, студентам, а также может быть использовано в процессе преподавания учебных курсов и спецкурсов «Финансовое право», «Финансовое право зарубежных стран», «Бюджетное право зарубежных стран» и «Государственный финансовый контроль в зарубежных странах» на юридических факультетах высших учебных заведений России и Таджикистан.
Е. Ю. Грачева,
доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой финансового права,
первый проректор Московского государственного
юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА),
Заслуженный юрист Российской Федерации,
Почетный работник высшего профессионального образования РФ,
Почетный работник науки и техники Российской Федерации