ПРЕДИСЛОВИЕ

В современном мире государства сталкиваются с ростом преступности, которая приобретает все более опасный, транснациональный характер. Повсеместно растет профессионализм и организованность преступников, использующих в своей незаконной деятельности достижения науки, техники и новейшие информационные технологии. Лидеры преступных сообществ не скупятся на оплату труда химиков, компьютерщиков, юристов и других узких специалистов. Но едва ли не главной статьей их расходов стал подкуп коррумпированных чиновников как на стадии подготовки преступлений, так и для сокрытия следов преступной деятельности. Коррумпированность должностных лиц сводит на нет усилия государства в его борьбе с преступностью, препятствует экономическому росту, провоцирует напряженность в обществе, усиливает настроения пессимизма и апатии и подавляет предприимчивость наиболее активной части населения.

Отмечая остроту проблемы, председатель Госдумы Сергей Нарышкин заявил, что «при всех новых глобальных вызовах борьба с коррупцией входит в число приоритетов России»2.

Указом Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы» поставлены задачи совершенствования организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации; обеспечения исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции; активизации антикоррупционного просвещения граждан3.

Указ № 226 демонстрирует системный подход к проблеме коррупции и вопросам борьбы с ней, ставит конкретные задачи перед государственными органами и гражданским обществом, требует отчетности в выполнении поставленных задач. Однако каким будет результат, окажется ли выполненным национальный план противодействия коррупции либо выделенные на его реализацию бюджетные средства присвоят и «распилят» государственные слуги, – покажет время.

История борьбы с коррупцией, насчитывающая столько же лет, сколько пишется история различных государств, знает примеры удач и провалов на этом сложном пути. С коррупцией боролись и в Древнем Вавилоне, и в Греции, и в Риме. История России начиная с древнейших времен также изобилует примерами коррупционных дел и отчаянными попытками искоренить это зло. Понять, чему учит эта история, какие ошибки и достижения были на этом пути, какие уроки нужно извлечь из опыта предков и как в нынешних условиях победить коррупцию – основная цель настоящего исследования.

История чиновничьих злоупотреблений неразрывно связана с развитием системы государственного управления и, более того, обусловлена становлением аппарата власти. Поэтому главы, посвященные истории коррупционного падения российского чиновничества, целесообразно разделить на параграфы, соотнесенные с общепринятыми в истории государства и права периодами развития российской государственности.

Термин «коррупция», обозначающий злоупотребление властью, незаконное обогащение с использованием властных полномочий, дачу взятки и получение взятки, покровительство нужному человеку за определенное денежное вознаграждение, устройство на хорошую должность за деньги и т. д. и т. п., появился значительно позже самих этих явлений. В римском праве термин corrumpere имел несколько значений: разламывать, портить, повреждать; фальсифицировать показания; обесчестить девственницу; подкупить судью (претора)4.

На Руси издревле использовали термины «мзда» (вознаграждение за совершение законных действий в интересах дающего), посул судье, лихоимство (вознаграждение за совершение незаконных действий), а сами явления взяточничества, получившие очень широкое распространение, находили отражение в летописях и в первых сборниках законов (например, в Двинской уставной грамоте ХIV в.).

Корни коррупции следует искать в недрах первых, еще догосударственных институтов власти, когда отдельный вождь (руководитель) человеческого сообщества приобретал неограниченные права и присваивал себе лучшие части добычи. Человеческие отношения, возникшие в процессе взаимодействия власть имущих и подвластных, когда сильная и наделенная властью особь имела возможность казнить и миловать, делиться богатством или отбирать чужую собственность, породили неискоренимое желание одних получить максимальную выгоду от своих властных полномочий и рабское желание других, более слабых, умилостивить сильного путем подарка или подкупа. Подобный тип взаимоотношений, помогавший одним выжить, а другим усилить свое влияние и власть, передававшийся из поколения в поколение и закрепившийся уже на генетическом уровне, превращает коррупцию в социальное явление, требующее комплексного изучения представителями самых разных наук, и прежде всего социологии, психологии и философии.

Очевидно, что коррупционные отношения, появившиеся одновременно с развитием государства и права, всегда лежали в той плоскости человеческой жизни, которая существовала как бы отдельно от государства, в обширной сфере глубинных неправовых межличностных взаимодействий. Эти отношения являлись саморегулируемыми и, возможно, сходными с теми, которые породили рыночные связи. Законы стихийного рынка, спрос и предложение, прибыль и выгода – вот тайные двигатели коррупции во все времена. Являясь социально-экономической категорией, коррупция отражает не только незаконную деятельность должностных лиц, но и возникающие между этими лицами и другими субъектами специфические отношения, связанные с использованием властных полномочий и возможностей данного должностного лица. Должность и властные полномочия превращаются в товар, который можно обменять на деньги или услуги.

Развитие и усложнение общественных отношений привело человечество к формированию государств, а постепенное усложнение государственных функций повлекло рост чиновничьего аппарата, получавшего огромные возможности для личного обогащения за счет занимаемых должностей. Этот процесс происходил и в России, где одновременно с развитием государственности формировалось чиновничество.

Загрузка...