Прикладные исследования в экономике научно-практического порядка вполне могут ограничиваться анализом ситуации внутри и вокруг изучаемого объекта и выработкой практических рекомендаций ситуационного порядка. В отличие от этого, экономическая теория, если она не хочет ограничиться систематизацией уже накопленных знаний, должна, во-первых, раскрывать и определять тенденции развития, что связано с их системным анализом моделированием и прогнозированием в разрезе альтернативных вариантов будущих изменений, а во-вторых, давать практические рекомендации, способствующие осуществлению желательного и предотвращению нежелательного сценария.
Вся жизнедеятельность общества, в том числе и в экономической сфере, находится в состоянии трансформации в принципиально новое качество, по аналогии с переходом от феодализма к индустриальному обществу. Это преобразование общества, его производительных сил и социально-экономических отношений происходит под воздействием глобальной трансформации, должно в первую очередь учитываться при исследовании важнейших экономических процессов, в том числе и инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства.
Все мировое хозяйство в целом и экономика каждой страны в отдельности, включая и Россию, находится под сильным и все нарастающим воздействием глобальных трансформационных процессов, которые способствуют кардинальному изменению национальных и мировой экономик14. Все более очевидными, острыми и разрушительными являются симптомы вызревания предпосылок сокрушительного кризиса мировой рыночно-капиталистической системы хозяйствования, сопоставимого с Великой Депрессией 30-х годов ХХ века15, который дает толчок к цепным реакциям, итогом которых явится полная реструктуризация экономики на всех ее уровнях – мега-макро-мезо-микро- на совсем иных основаниях хозяйствования, чем господствующие в настоящее время.16
Активно идущие и нарастающие по интенсивности и масштабности глобальные трансформационные процессы оказывают воздействие также и на инвестиционный процесс, и на сферу инфраструктуры, следовательно, и на направления, характер, механизмы и формы его протекания в отраслях производственной инфраструктуры. Автор выделил, определил и классифицировал направления воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры.
Объективно обусловленные направления воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства являются составной частью (срезом, аспектом) основных направлений глобальной трансформации мировой и национальной экономики, к которым относятся:
Во-первых, трансформация на базе научно-технического прогресса индустриального общества в информационное, причем как в отношении его производительных сил, так и в отношении опосредующих их функционирование и развитие социально-экономических отношений;
во-вторых, нарастание предпосылок мирового экономического кризиса системного порядка, связанного с несоответствием доминирования в национальных и мировой экономиках рыночно-капиталистической системы хозяйствования реалиям и альтернативным перспективам развития человеческой цивилизации в стратегической перспективе в целом и мирового хозяйства в частности, что порождает объективно обусловленную тенденцию трансформации капитализма в качественно иную социально-экономическую систему (интегрированную систему, сочетающую рыночные и государственно-плановые методы хозяйствования при формировании главных, определяющих целей экономики исходя не из рыночной выгоды, а на основе достижения благопроцветания народонаселения);
в-третьих, вызревание условий мирового экологического кризиса17, охватывающего не только экологию природы, но и экологию общества и экологию человека, в том числе в отношении смыслеполагания жизнедеятельности личности, а с этим связана становящаяся все более настоятельной необходимость кардинального преобразования как образа жизни людей в соответствии с объективными требованиями законов экологии человека, природы и общества18, так и экономики на всех ее уровнях (микро-мезо-макро-мега) в русле ресурсного обеспечения такого образа жизни при жестком соблюдении требований охраны и возрождения природной среды обитания человека;
в-четвертых, неуклонно нарастает в самых разнообразных видах и формах глобализация жизнедеятельности людей, в том числе экономики, информационных потоков и информационного пространства, что выражается, помимо прочего, в нарастании интенсивности и масштабов потоков информации и денег, товаров, услуг и рабочей силы между странами мира19, причем глобализация может осуществляться в альтернативных вариантах, в частности, как под эгидой США и в их интересах вопреки интересам всего остального человечества, так и в интегрированных интересах народов всех стран мира.
Все названные выше глобальные трансформационные процессы системообразующего порядка взаимодействуют по принципу прямой и обратной связи, осуществляются в одних своих частях и аспектах стихийно, а в других – испытывают регулирующие воздействия со стороны национальных государств, причем ряд этих воздействий опосредуется деятельностью разного рода международных организаций (см. схему 1.1.1).
Глобальные трансформационные процессы, представленные на схеме 1.1.1, воздействуют на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства в русле определенных направлений, представленных в концентрированном виде в таблице 1.1.1. При этом объективно обусловленные направления воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства (отражены в графе 2 таблицы 1.1.1) и подвержены весьма значительным модификациям под воздействием рыночно-капиталистической системы хозяйствования (отражены в графе 4 таблицы 1.1.1). Все эти направления воздействия, как в виде их объективной обусловленности, так и в их рыночно-капиталистической модификации20, порождают фундаментальную необходимость государственного регулирования развития по всем этим направлениям (отражено в графе 6 таблицы 1.1.1). Ниже даются в разрезе названных выше трех блоков комментарии к классификации, представленной в форме таблицы 1.1.1.
Схема 1.1.1
Структура и взаимодействие глобальных трансформационных процессов в системе многоуровневого общественного воспроизводства
Таблица 1.1.1
Классификация направлений воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства, их модификация и необходимость их государственного регулирования
А. Объективно обусловленные направления воздействия
1. А. Одним из объективно обусловленных направлением воздействием глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры является применение новой техники и технологий в строительстве инфраструктурных объектов. Новые техника и технологии базируются на научно-техническом прогрессе, интенсивность которого нарастает, обуславливая ускоренное моральное устаревание техники и технологий, что выражаются в сокращении периодов их замены и повышении амортизационных норм21. При этом новые техника и технологии должны соответствовать все более жестким требованиям экологии, однако, во многих случаях это объективно обусловленное требование не выполняется в силу постановки субъектами хозяйствования рыночной выгоды над необходимостью охраны и возрождения природной среды обитания человека22.
2. А. Объективно обусловленным направлением воздействия глобальных трансформационных процессов является воздействие на базе НТП и при соблюдении экологических нормативов новой техники и технологии на производство традиционной инфраструктурной продукции и услуг. Например, в отличие от сложной техники, конструкция которой быстро меняется под воздействием научно-технического прогресса, электроэнергия как таковая остается неизменной, однако техника и технология ее генерирования и передачи на расстояние периодически весьма существенным образом меняется, не говоря уже о нахождении, разработке и внедрении альтернативных источников энергии, где в перспективе можно оценивать буквально научно-технического рывка к новому качеству.
В ряде случаев, традиционные виды инфраструктурной продукции могут в отдельные периоды времени под влиянием научно-технических разработок прорывного порядка претерпевать весьма значительные, даже кардинальные изменения. Например, профессор Исаев Э.И. разработал новый вид автомобильного топлива, названный им «Аквазин». Это топливо представляет собой смесь в 50-ти процентном соотношении бензина и воды с добавлением определенного компонента, являющегося «ноу-хау». Данная смесь не снижает мощности двигателя, но при этом на порядок уменьшаются выбросы в атмосферу вредных веществ.
3. А. Новые техника и технологии объективно обусловленным образом распространяются не только на строительство инфраструктурных объектов (см. пункт 1.А) и на производство инфраструктурной продукции (см. пункт 2.А), но и на транспортировку инфраструктурной продукции, что также базируется на научно-техническом прогрессе и должно соответствовать экологически требованиям. Очевидно, что действительно новые виды техники и технологий появляются в этой области в течение много более длительных периодов времени, чем, например, в производстве машиностроительной продукции. Причем осуществление научно-технических преобразований в транспортировке инфраструктурной продукции, как и в транспортной сети вообще связано с огромными капитальными вложениями. В ряде случаев они столь велики, что от перспективных проектов приходится отказываться. Однако, по истечении времени отвергнутые в прошлом проекты могут становиться актуальными с учетом научно-технического прогресса в строительстве и накопления достаточного количества инвестиционных ресурсов. Например, в начале ХХ века в России был проект соединения главных рек Сибири горизонтальными каналами, что сулило двойную выгоду: перевозки по воде в 5 раз дешевле, чем по суше, при том, что большинство грузопотоков в нашей стране идет в горизонтальном направлении; строительство каналов предполагается совместить со строительством гидроэлектростанций (их эксплуатация позволяет уменьшить потребление ископаемого топлива).
В прошлом от транспортировки грузов дирижаблями отказались. Однако, при развитии новых технологий, добываемый газ можно сжижать и транспортировать его при помощи дирижаблей, что может оказаться более экономичным в сравнении с уже ставшей классической трубопроводной транспортировкой.
4. А. Разработка и внедрение альтернативных источников энергии является ключевым направлением научно-технического прогресса в инвестиционном процессе в сферу инфраструктуры, позволяя решать одновременно и экономические, и экологические проблемы развития человеческой цивилизации. Диапазон альтернативных источников энергии весьма широк – от использования природной энергии ветра, приливов, солнечной энергии) и до решения проблемы термоядерного синтеза. Однако, нефтяные ТНК, накопившие огромную экономическую и политическую мощь, ставшие своего рода особыми мировыми транснациональными аналогами государств, подчинившие фактически своей власти целые страны, препятствуют всеми возможными методами разработке альтернативных источников энергии, начиная от скупки патентов с целью не допустить их внедрения и кончая террором в отношении ученых и изобретателей.
5. А. Макроэкономизация ТЭК’а параллельно с сохранением его макро-экономизации и нарастанием глобализации – особая тенденция развития инфраструктуры, порождаемая научно-техническим прогрессом и экологизацией воспроизводственного процесса. С одной стороны, современная техника и технологии позволяют достаточно эффективно (экономично) производить тепло и энергию на небольших и средних установках, работающих на местных ресурсах; соответственно нет нужды перебрасывать тепло и электроэнергию на большие расстояния, что одновременно и экономично, и экологично. Однако, параллельно с этой тенденцией микроэкономизации топливно-энергетического комплекса, не только сохраняется ситуация макроэкономизации его значительной (пока преобладающей части) при тенденции осуществления масштабных инвестиций в строительство крупных объектов ТЭК’а общенационального уровня, а также при усилении тенденции строительства объектов ТЭК’а глобального уровня, рассчитанным на обеспечение топливно-энергетическими ресурсами уже не одной, а целого ряда стран.
6. А. Реструктуризация сети дорог в соответствии с реструктуризацией национальной и мировой экономики, обуславливаемой глобальными трансформационным процессами – еще одно из важнейших направлений воздействия глобальной трансформации на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства. Очевидно, что изменение пропорций национальной и мировой экономики под влиянием глобальных трансформационных процессов прежде всего, перерастания индустриального общества в информационное на базе НТП, приводит к реструктуризации размещения производительных сил, а это, в свою очередь, порождает реструктуризацию потоков грузов и пассажиров. Соответственно, должна реструктуризироваться и дорожная сеть; поскольку процесс такой реструктуризации отличается особой длительностью, он неизбежно в существенной степени отстает от реструктуризации промышленности и образа жизни людей.
7. А. Глобализация и рационализация системы связи на базе научно-технического прогресса относится к ключевым направлениям воздействия глобальной трансформации на инфраструктуру общественного воспроизводства. Распространение в последние годы мобильной телефонной связи, а также системы Интернет служат, пожалуй, наиболее характерными примерами. Примечательно, что их развитие связано с развитием высоких технологий в целом ряде отраслей, в частности, космической техники, что связано с созданием, запуском и эксплуатацией спутниковой системы связи. В данном случае имеет место прямое перекрещивание, взаимоналожение развития средств связи, с одной стороны, и развития научных исследований и разработок, а также производства в ряде высокотехнологичных отраслях – с другой. Можно прогнозировать, что развитие нанотехнологий породит новую научно-техническую революцию в системах связи, хотя и современный их научно-технический уровень уже довольно высок, они буквально насыщены сложнейшей техникой и технологиями.
8. А. Разработка и осуществление глобальных транспортных проектов – одно из важных направлений воздействия глобальной трансформации на сферу инфраструктуры в части ее транспортной составляющей. Примером такого проекта является детально разработанная группой американских ученых и специалистов во главе с Линдоном Ларушем концепция «Евразийского моста»23.
9. А. Имеет место объективно обусловленная воздействием глобальной трансформации тенденция достижения национального и глобального оптимумов в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства. Условием осуществления этой тенденции является отрегулированность национальных интересов стран мира и всечеловеческих интересов. Однако, в силу отсутствия такой отрегулированности, что связано с господством в мире рыночно-капиталистической системы хозяйствования, данная тенденция проявляет себя в планетарном масштабе крайне незначительно.
10. А. Особое внимание следует обратить на вызревание необходимости формирования нового механизма финансового обеспечения инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства. Этот механизм, в отличие от существующего механизма, базирующегося на денежной выгоде, должен основываться на доминировании общественных и государственных интересов, с использованием целевых установок на прибыль в качестве корректирующих ориентиров, позволяющих достигать наиболее эффективным путем целей, связанных с удовлетворением общественных потребностей. Заметим, что эти цели никак не укладываются в «прокрустово ложе» рыночной выгоды.24
Б. Рыночно-капиталистическая модификация объективно обусловленных направлений воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства.
1. Б. Рыночно-капиталистическая система в последние десятилетия характеризуется непомерным разрастанием спекулятивно-посреднической сферы, доходы которой оказались на порядок выше доходов от производственно-хозяйственной деятельности в реальном секторе экономики25. Это имеет место, прежде всего, в странах Запада, а с 1992 г. и в России, причем она по многим параметрам быстро догнала и оставила далеко позади страны Запада, фундаментом чего послужила приватизация за бесценок государственных предприятий и организаций26. При этом происходит во все возрастающем объеме отток денежно-финансовых ресурсов от финансирования инвестиций в сферу производства, особенно инфраструктурных отраслей, и концентрация этих ресурсов в различного рода спекулятивно-посреднических сделках. В результате, износ производственной инфраструктуры в России уже давно перевалил критическую точку. Например, на 1 января 2007 г. износ основных производственных фондов составил: в добыче полезных ископаемых 53,3 %, транспорте и связи – 53,7 %27. О чрезмерном износе объектов производственной инфраструктуры в экономике США в результате перемещения подавляющей части денежного капитала в куплю-продажу разного рода ценных бумаг на фондовом рынке, в результате чего объемы дериативов в десятки раз превысили объемы производства в стране, неоднократно писал Л.Ларуш28.
2. Б. Под воздействием рыночно-капиталистической системы хозяйствования, целевой доминантой которой является накопление денежного капитала любым доступным способом, при игнорировании интересов общества и государства, в России как и в странах Запада, включая и США, имеет место не только перемещение денежного капитала из финансирования инвестиций в развитие сферы производственной инфраструктуры, как и из сферы производства в целом, в спекулятивные сделки на фондовом рынке (см. пункт 1.Б), но и деформация относительно оптимума структуры инвестиций в отрасли инфраструктуры. Это, помимо прочего, выразилось в концентрации инвестиций в развитие средств и систем связи (по причине особо высокой прибыльности этих инвестиций за счет научно-технического прогресса в области информационной техники и технологий) и крайне малом притоке инвестиций (много меньше уровня физического износа основных фондов) в дорожное строительство и т.п. (в силу низкого уровня прибыли и весьма длительного срока окупаемости вложений).
3. Б. Осуществление инвестиционных проектов в ущерб экологии является весьма характерным признаком рыночно-капиталистической модификации инвестиционного процесса в отраслях производственной инфраструктуры, что обусловлено сочетанием двух моментов: во-первых, ориентацией в качестве тотальной целевой доминанты рыночно-капиталистической системы хозяйства на накопление денежного капитала в ущерб интересам народонаселения и вопреки экологическим ограничениям; во-вторых, технико-производственными особенностями строительства и эксплуатации инфраструктурных объектов, связанных с транспортом и энергетикой, наносящими в настоящее время наибольший ущерб природе.
4. Б. Проецирование диспропорций международного разделения труда, порождаемых доминированием в мировом хозяйстве, наряду с политическими амбициями ряда стран мира, прежде всего, США, целевой установки на накопление денежного капитала на пропорциональность инвестиций в сферу инфраструктуры общественного воспроизводства – рыночно-капиталистическая модификация воздействия глобальной трансформации на инвестиционный процесс в отраслях инфраструктуры. Данная модификация носит закономерный характер в силу объективно обусловленного наличия взаимодействия по принципу прямой и обратной связи между системой международного разделения труда и инфраструктурой общественного воспроизводства, причем способом передачи воздействия изменений в системе разделения труда является инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры. Данное воздействие всегда имеет больший или меньший лаг во времени, связанный с периодом принятия инвестиционных решений, разработкой соответствующих проектов, аккумуляцией финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления процессов создания инфраструктурных объектов в ходе их строительства.
5. Б. Нарастание разрыва в развитии инфраструктуры богатых и бедных стран, являясь характерной рыночно-капиталистической модификацией воздействия глобальной трансформации на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры, сопровождается нарастающим разрывом между уровнем экономического развития богатых и бедных стран. Примечательно, что за последние десятилетия уровень разрыва увеличился многократно29.
6. Б. Еще одной рыночно-капиталистической модификацией инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства является использование квалифицированных специалистов, преимущественно из богатых стран, и дешевой массовой рабочей силы из бедных стран, что обусловлено взаимодействием двух факторов: нарастающего разрыва в масштабах и уровне подготовки квалифицированных кадров богатых и бедных странах; усиления миграции рабочей силы по странам мира30.
7. Б. Обострение противоречия между общественной необходимостью осуществления ряда инвестиционных проектов в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства и их финансовой невыгодностью для частного бизнеса, особенно в условиях устранения государства от финансирования инвестиций в производственную сферу – наиболее характерная рыночно-капиталистическая модификация воздействия глобальной трансформации на инвестиции в отрасли инфраструктуры. Обострение данного противоречия является главой причиной системного кризиса инвестиционного процесса в сфере производственной инфраструктуры, имеющего место как в современной России, так и в странах Запада, включая и США.
8. Б. Весьма характерной рыночно-капиталистической модификацией воздействия глобальной трансформации на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства является стихийных характер этого процесса, что выражается в его сведении к механической сумме осуществляемых инвестиционных проектов, ориентированных на прибыль, подлежащих в ряде случаев корректировке в связи с их государственным регулированием, которое в современной экономике, получившей сильный крен в сторону неоконсерватизма, является скорее исключением, чем правилом.
9. Б. Деформирование воспроизводства инфраструктуры на национальном и мировом уровнях, значит и инвестиционного процесса в его рамках, что порождается интересами частного капитала, является еще одной рыночно-капиталистической модификацией этого процесса в условиях глобальной трансформацией. Эта модификация порождается тем ходом глобальных трансформационных процессов, которые направляются рыночно-капиталистической мотивацией производственно-хозяйственной деятельности.
10. Б. Преобладание механизма финансового обеспечения инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры, как и вообще в сфере производства, построенного на началах доминирования денег над реальными ресурсами – это ключевая рыночно-капиталистическая модификация данного процесса осуществляемого в период глобальной трансформации. В разумно организованной экономике, а глобальная трансформация объективно требует повышения на порядок уровня разумности (рациональности, оптимальности) ее организации, инвестиционным ресурсам в натуре должна принадлежать главная, определяющая роль в осуществлении инвестиционного процесса, а деньгам, соответственно и денежно-финансовым потокам – роль производная, отраженная, хотя они, по принципу прямой и обратной связи, также должны оказывать обратное активное влияние на инвестиционный процесс и его ресурсы в натуре. Данное положение находит свое практическое преломление в том, что если в натуре для осуществления ряда инвестиционных проектов, но при этом испытывает нехватку денег, то государству следует эмитировать в соответствующем количестве деньги и профинансировать ими все требуемые обществу инвестиционные проекты, обеспеченные инвестиционными ресурсами в натуре, такое эмиссионное финансирование инвестиционного проекта не будет порождать инфляционное обесценение денег, поскольку эмитированные деньги будут в полной мере обеспечены полноценным товарным покрытием, например, построенной железной дорогой. На это обратил особое внимание еще в конце XIX – начале ХХ века известный в свое время русский экономист С.Ф. Шарапов (1856-1911).31
В. Необходимость государственного регулирования инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры в связи с воздействием на этот процесс глобальной трансформации.
Государственное регулирование32 инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры призвано решать двуединую задачу:
во-первых, обеспечить эффективное протекание в интересах общества инвестиционного процесса в отраслях производственной инфраструктуры в русле объективно-обусловленного воздействия на него глобальных трансформационных процессов;
во-вторых, устранить негативное воздействие на инвестиционный процесс рыночно-капиталистических модификаций глобальной трансформации.
В таблице 1.1.1. (в графе 6) выделены и определены основные виды воздействия государства на инвестиционный процесс в сфере производственной инфраструктуры в условиях глобальной трансформации. Эти виды воздействия сводятся к следующему.
1. В. Объективная необходимость ограничения государством, с использованием всего возможного спектра мер воздействия, как экономических, так и административных, спекулятивно-посреднической сферы с целью оттока из нее денежного капитала и его концентрации на инвестиционном процессе в сфере материального и интеллектуального производства, в первую очередь в отраслях производственной инфраструктуры.
2. В. необходимость нацеливания государственного регулирующего воздействия на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры на оптимизацию структуры инвестиций, определяемую по критерию достижения наиболее полезного для общества инфраструктурного результата при возможной относительной минимизации затрат на его достижение.
3. В. Настоятельная необходимость осуществления такого государственного регулирования инвестиционного процесса в сфере инфраструктуры, которое реально обеспечивало бы соблюдение жестких экологических норм.
4. В. Необходимость в процессе регулирующего государственного воздействии на экономику совместной оптимизации, осуществляемой по принципу прямой и обратной связи, как развития народного хозяйства в целом, так и инвестиционного процесса в его инфраструктурных отраслях в частности.
5. В. В русле государственного и межгосударственного воздействия на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры, необходимо стремиться к сокращению разрыва в уровне ее развития между богатыми и бедными странами мира.
6. В. Объективно обусловленной задачей государственного регулирования инвестиционного процесса в отраслях производственной инфраструктуры является достижение рациональной структуры кадров, задействованных в этом процессе, при обеспечении постоянно воспроизводства ее рациональности в динамике.
7. В. Государству необходимо формировать, активно и эффективно использовать и развивать институт государственно-частного партнерства в ходе осуществления инвестиционного процесса в сфер инфраструктуры общественного воспроизводства.
8. В. Государству через использование всего спектра мер регулирующего воздействия на экономику, необходимо придать планомерный характер ее отраслям, как, впрочем, и всему народному хозяйству в целом. При этом планомерный вариант инвестиционного процесса, соответствуя объективным требованиям глобальной трансформации, будет кардинально отличаться от его стихийного варианта, присущего ее рыночно-капиталистической модификации.
9. В. Государству в ходе регулирующего воздействия на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства необходимо стремиться к постоянно поддерживаемому динамичному оптимуму производственной инфраструктуры. Данный оптимум призван быть органической составной частью народнохозяйственного оптимума в целом33. Заметим, что пункт 9.В. взаимопересекается с пунктом 4.В., но не тождественен ему.
10. В. Государству необходимо создать новый механизм финансового обеспечения инвестиций в сферу инфраструктуры, базирующейся на доминировании реальных ресурсов и инвестиционного процесса над денежными средствами и денежно-финансовыми потоками. Такой новый механизм может быть только органической составной частью (блоком) механизма финансового обеспечения инвестиционного процесса в развитие сферы материального и интеллектуального производства.34 Данный механизм является принадлежностью интегрированной системы хозяйствования, базирующейся на сочетании рыночных и планово-государственных методов вокруг стержня национально-государственных интересов.35
Глобальные трансформационные процессы оказывают и могут оказывать воздействие на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства только по двум альтернативным вариантам передачи воздействия, причем как по одному из них, так и по двум вариантам одновременно с их смешением в том или ином виде:
1 вариант – модифицированное рыночно-капиталистической системой хозяйствования воздействие;
2 вариант – непосредственное планомерное воздействие со стороны государства, базирующееся на научно-обоснованном (сознательном) учитывании объективно-обусловленных требований глобальных трансформационных процессов.
Первый вариант воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства смоделирован на схеме 1.1.2, которая представляет собой комплекс прямых и обратных связей между элементами, определяющими характер этого взаимодействия:
– глобальные трансформационные процессы оказывает существенное воздействие на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства, а он, в свою очередь, в порядке обратной связи оказывает влияние на протекание глобальных трансформационных процессов;
Схема 1.1.2
Взаимодействие объективных и модифицированных направлений воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства
– объективный характер воздействия глобальных трансформационных процессов, с одной стороны, влияние рыночно-капиталистической системы хозяйствования, уже изживающей себя на современном этапе исторического развития – с другой, находят выражение в модифицированном воздействии на инвестиционный процесс;
– данное модифицированное воздействие отражает объективно обусловленные направления воздействия глобальной трансформации, принимающие рыночно-капиталистические формы;
– рыночно-капиталистическая модификация характера воздействия глобальной трансформации порождает модификацию направлений этого воздействия;
– объективный характер воздействия глобальной трансформации обуславливает объективные направления воздействия;
– объективно обусловленные направления воздействия и их рыночно-капиталистические модификации влияют друг на друга по принципу прямой и обратной связи, причем в результате этого взаимовлияния образуется смешанное воздействие на инвестиционный процесс.
Таким образом, результирующее воздействие глобальных трансформационных процессов и рыночно-капиталистической системы хозяйствования на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства осуществляется по следующим параметрам:
– параметр 1 – объективный характер воздействия;
– параметр 2 – модификация объективного характера воздействия;
– параметр 3 – объективно обусловленные направления воздействия;
– параметр 4 – модификация объектинво-обусловленных направлений воздействия;
– параметр 5 – смешанное, объективно-обусловленное и рыночно-модифицированное воздействие, как по своему характеру, так и направлениям.
На схеме 1.1.3 смоделирована планомерная организация на базе интегрированной системы хозяйствования, сочетающей планово-государственные и рыночные формы и механизмы объективных направлений воздействия глобальный трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфер инфраструктуры общественного воспроизводства. Данная планомерная организация в целом, как система еще не создана ни в одной стране мира, ни тем более в масштабе человеческого сообщества, хотя ее отдельные элементы и формы уже существуют. Создание системы планомерной организации воздействия глобальных трансформационный процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры, как и инвестиционный процесс в целом, на его макро- и мега- уровнях не может иметь иной альтернативы, чем разрушение человеческой цивилизации в результате перерастания экологического кризиса в экологическую катастрофу, что неизбежно в условиях стихийного осуществления инвестиционного процесса, движимого прибылью и накоплением денежного капитала при нанесении ущерба природе, возрастающего в геометрической прогрессии.
На схеме 1.1.3 показано, что планомерная организация воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства базируется на интегрированной системе хозяйствования, сочетающей планово-государственные и рыночные формы и механизмы. При этом планомерным становится и характер, и направления воздействия глобальной трансформации на инвестиционный процесс в инфраструктурных отраслях. Разумеется, сама глобальная трансформация еще не принимает планомерного характера, как и ее направления, однако ее воздействие опосредуется интегрированной системой хозяйствования на уровне национальной экономики, которая и трансформирует стихийный характер глобально воздействия в планомерный. Чтобы и сами глобальные трансформационные процессы в целом и в разрезе их основных направлений приобрели планомерный характер, интегрированная система хозяйствования должна быть создана и приобрести доминирующее положение уже не на национальном, а на мировом уровне.
Схема 1.1.3
Планомерная организация на базе интегрированной системы хозяйствования, сочетающей планово-государственные и рыночные формы и механизма, объективных направлений воздействия глобальных трансформационных процессов на инвестиционный процесс в сфере инфраструктуры общественного воспроизводства