Государственное управление понимается как совокупность определенных мероприятий, проводимых с целью руководства и контроля объектов. Для руководства используются все необходимые ресурсы: материальные, финансовые, кадровые, информационные и др. Методология государственного управления определяется с помощью различных методов, механизмов и средств. Методы государственного управления представляют собой способы, которые необходимы для осуществления функций государственного управления.
Каждый из методов обладает конкретными характеристиками:
1) ярко выраженной взаимосвязью объекта и субъекта;
2) конкретной организационной формой (приказами и правилами);
3) выбором способа для достижения поставленных задач.
Виды методов государственного управления:
1) убеждение;
2) принуждение;
3) правовые акты управления.
Убеждение подразумевает подчинение действующему законодательству субъектов и используется с целью профилактики нарушений. Применяется в виде разъяснений, обсуждений, поощрений и обоснований поведения субъекта.
Принуждение как одно из средств обеспечения государственного порядка может быть в виде:
1) административного предупреждения;
2) административной ответственности;
3) административного пресечения.
Принуждение может носить профилактический характер и непосредственное пресечение нарушений правопорядка.
Правовые акты управления представляются в виде властного одностороннего подзаконного решения, принятого с целью соблюдения законности или устранения последствий нарушений правопорядка.
Правовые акты подразделяются на виды:
1) по юридическим свойствам – нормативные правовые и индивидуальные нормативные акты;
2) по временным рамкам действия – срочные и бессрочные;
3) по территориальному распределению – действуют в пределах РФ, в пределах каждого из субъектов РФ и в пределах административно-территориальной единицы РФ;
4) по типу компетенции – общей компетенции, отраслевой и межотраслевой компетенции.
Существуют некоторые обязательные требования, предъявляемые к нормативным актам:
1) соблюдение полномочий и процесса создания нормативных актов государственного управления;
2) соблюдение установленного процесса принятия;
3) соблюдение установленной формы и утверждение ответственным лицом.