1. Управление может быть демократическим, цивилизованным, или антидемократическим (авторитарным, тоталитарным, диктаторским). В СССР до начала 1990-х гг. господствовала система государственного управления, основанная на идеологическом и политическом диктате.
По иерархической структуре власти государственное управление может быть федеральным, региональным и местным.
2. По объекту управленческого воздействия государственное управление может быть функциональным (отраслевым и межотраслевым) и территориальным.
Функциональное управление предполагает наличие вертикальной соподчиненности от центра до предприятия. Реализуется через министерства, службы и агентства, которые осуществляют единую политику в отрасли или сфере управления, разрабатывают соответствующую нормативно-правовую базу управления, обеспечивают необходимые внутриотраслевые и межотраслевые пропорции, осуществляют соответствующий контроль и надзор, оказывают государственные услуги населению.
Территориальное управление направлено на рациональное размещение производства, углубление специализации и комплексное развитие регионов, выравнивание уровней их экономического и социального развития. Обеспечивается разграничением полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти. В Российской Федерации управление осуществляется из трех «центров»: федеральных органов власти силами федеральной государственной службы, органов власти субъектов РФ и их органами государственной гражданской службы, местных органов власти и органов муниципальной службы.
3. В зависимости от целей, задач и временных рамок управление подразделяется на стратегическое, тактическое и оперативное.
Стратегическое управление предполагает долгосрочную ориентацию развития общества по отдельным направлениям, сферам, объектам и территориям, определяет цели развития общества и задает основной вектор деятельности каждому звену управления.
Основа стратегического управления – стратегические планы, концепции и программы, ориентированные на качественное изменение социума, сравнимые с лучшими мировыми достижениями.
Тактическое управление – конкретные действия по реализации намеченных целей.
Это краткосрочное управление, при котором на базе имеющейся информации происходит постоянное сравнение показателей стратегического плана с достигнутыми результатами за определенный период. В рамках оперативных решений осуществляется корректировка показателей стратегического плана, пересматриваются промежуточные цели и задачи.
Оперативное управление призвано решать текущие или возникающие в результате нежелательных отклонений задачи.
4. По содержанию и методам управленческого воздействия государственное управление может быть политическим, экономическим, административным и социальным.
Политическое управление – разработка политики, принятие политических и соответствующих правовых решений, их практическая реализация.
Экономическое управление – процесс принятия и реализации государственных решений, касающихся экономической сферы. Осуществляется косвенно, путем воздействия на экономические интересы. Государство обладает исключительным правом на налоговое, инвестиционное, тарифное, таможенное, экологическое и другое регулирование. В данном случае отсутствует прямое директивное принуждение, объект управления свободен в выборе варианта действий, но в случае их противоправности к нему применяются экономические, административные и даже уголовные санкции.
Административное управление – проведение политики с помощью эффективного, ответственного и «прозрачного» государственного администрирования.
Административное воздействие осуществляется путем непосредственного влияния на интересы управляемых объектов методами директивного принуждения, с помощью разрешения, запрета, дисциплинарных санкций, применяемых независимо от их мнения. Суть такого управления – воздействие на управляемых по схеме «приказ – подчинение».
Социальное управление – организация и управленческие процедуры в гражданском обществе, защищающие культурные и религиозные ценности, создающие благоприятную атмосферу для самореализации личности.