Помимо изучение многомерности современного феномена государственно-частного партнерства с точки зрения научной теории, данное исследование имеет важное практическое значение, так как рассмотрение опыта предыдущих этапов становления ГЧП помогает спрогнозировать дальнейшие изменения, их качество и объем, скорректировать политику гармонизации общественных отношений, целенаправленную политику экономии бюджетных средств, формирования новых внутренних рынков и гармонизации общественных отношений, что крайне актуально как в кризисное время, так и при его отсутствии.
Между тем, осознание механизма ГЧП как фактора развития социальной инфраструктуры и повышения уровня жизни населения, стоит рассматривать, как один из возможных механизмов для стабильности политического режима и снижение политической напряженности. Однако если рассматривать более широкий эффект от реализации эффективной политики ГЧП и в области ГЧП, возможно получение дополнительного эффекта по широкому кругу применения:
1. Рост качества жизни населения посредством реализации инфраструктурных проектов ГЧП;
2. Рост малого и среднего бизнеса посредством реализации малых проектов ГЧП, обучения населения экономической грамотности с привлечением частного эффективного бизнеса и государства;
3. Повышение конкуренции между предпринимателями при участии в государственных закупках на поставку необходимых товаров и услуг при реализации инфраструктурных проектов ГЧП;
4. Рост количества рабочих мест посредством роста количества участников малого и среднего бизнеса, обслуживающего персонала инфраструктурных объектов;
5. Развития экономик субъектов РФ и муниципальных образований посредством роста региональной активности малого и среднего бизнеса;
6. Снижение бюджетной нагрузки посредством вовлечения новых субъектов бизнеса из числа неработающих граждан, снижение выплат по нетрудоустройству, вовлечение инвестиций от бизнеса в региональные и муниципальные проекты;
7. Эффективная трата государственных средств: посредством реализации проекта, возможности совместной реализации проектов в связке: государство – бизнес – общество, мониторинга со стороны бизнеса и общественности в трате бюджетных средств;
8. Рост инвестиционной привлекательности РФ, включение бизнеса в социально-значимые проекты, посредством улучшения законодательства, развития инфраструктуры и вовлеченности населения в процессы развития экономики и гражданского сектора;
9. Развитие инновационных сегментов экономики посредством вовлечения новейших технологий, которые использует крупный бизнес, и трансляции их опыта на региональный уровень;
10. Диверсификация экономики – увеличение количества субъектов экономической деятельности, увеличение инвестиционных потоков, развитие инвестиционной культуры.
Вышеизложенное как комплекс системных воздействий на экономику и общество, в целом сказывается на стабильности, как в экономической сфере, так и политической, через управление качеством жизни и ростом благосостояния населения.
Необходимо также определить, что такое государственно-частное партнерство по своей сути и по своему наполнению. Так Дж. Делмон в своей работе «Государственно-частное партнерство в инфраструктуре» предлагает трактовать термин ГЧП в наиболее широком смысле, определяя его как «любые контрактные или юридические отношения между государственными и частными структурами с целью улучшения и/или расширения инфраструктурных услуг, исключая контракты по государственному заказу (государственные закупки)»[2]
Более широкое толкование ГЧП дано Махортовым Е. А. и Семченковым А. С., которые определяют ГЧП как конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и других сферах общественной жизни – политике, культуре, науке и т. д.[3]
В своих ранних работах В. Г. Варнавский одним из первых в России дал максимально общее определение: «государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг».[4] В своих более поздних работах, Варнавский В. Г. определяет государственно-частное партнерство как юридически закрепленное в договоре взаимодействие между государством и предпринимательским сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности.[5]
Большинство авторов, трактуя понятие ГЧП, делают акцент на том, что в рамках партнерства государственного и частного сектора происходит разделение и сбалансирование рисков, полномочий и/или прибылей. ГЧП предполагает соблюдение баланса интересов. На это обращает внимание Амунц Д. М., который полагает, что сбалансированность интересов является основополагающей чертой ГЧП.[6]
Концепция ГЧП включает в себя институциональный анализ, который определяет место ГЧП в современной экономической системе и характер взаимоотношений между его участниками. Мамченко О. П. и Долженко И. А. предлагают понимать под ГЧП законодательно определенную форма взаимодействия государства и частного бизнеса, юридически закрепленную договором, основанную на принципе равноправного кооперативного поведения.[7]
Ларин С. Н. не делает акцент на форме ГЧП и отмечает, что «это институционально-организационное объединение интересов государства и предпринимательских структур в целях реализации экономически и социально значимых проектов и программ».[8] Поэтому институт ГЧП, по его мнению, предполагает развитие любых договорных отношений.
Во многом согласны с этим мнением Кузнецова Е. И. и Зарецкая Д. М., определяя ГЧП как систему сотрудничества частного сектора, предприятий и организаций бизнеса с государственными учреждениями, а также региональных корпораций с государственными предприятиями, учреждениями, направленную на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач.[9]
Общим для всех определений остается тот факт, что предметом ГЧП – проектов выступают государственная собственность или государственные услуги и большинство из них направлены на развитие инфраструктуры.[10] Однако стоит отметить, что процессы ГЧП и его развитие, основные теоретики относят к сугубо экономическим аспектам, не затрагивая исследования в области политической о социально-значимой реальности данного вопроса, и политические последствия реализации ГЧП и его эффект на политическую стабильность государства и режима.
В настоящее время термин «государственно-частное партнерство» все еще носит публицистический характер и еще не получил повсеместного признания в российских и зарубежных научных кругах – об этом свидетельствуют непрекращающиеся дискуссии по поводу того, что же на самом деле скрывается под этим понятием, в чем сущность явлений, относимых к государственно-частному партнерству, а также споры по поводу корректности и принципиальной применимости данного термина к той сфере социальных взаимоотношений, которую принято называть партнерством или концессией интересов в сфере социальных отношений, хотя и обсуждается на самом высоком уровне. На данный момент понятие ГЧП юридически определено, хотя обсуждения происходили достаточно долгое время.[11]
Как было сказано выше, в РФ долгое время отсутствовал единый федеральный закон, регулирующий отношения между государством и бизнесом. В связи с этим региональные власти приходят к необходимости введения собственного правового регулирования, которое создает больше возможностей для привлечения частных партнеров для работы в сфере инфраструктуры. Таким образом, появляются законы о ГЧП на региональном уровне. Так, ранее 45 субъектов РФ уже принимали законы о ГЧП на региональных уровнях (по состоянию на сентябрь 2011 года)[12]
В научной литературе используется несколько десятков различных формулировок «государственно частного партнерства».
Ранее о ГЧП свое мнение высказывали и ряд видных политических деятелей федерального уровня. Так, по мнению С. Колесникова, заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по охране здоровья:
«В российском законодательстве на сегодняшний день не существует определения государственно-частного партнерства. На мой взгляд, наиболее обобщенно ГЧП можно определить как совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. В этом случае вся система должна основываться на трехуровневой модели: личность, которая нуждается в услугах, – предприятие, которое обязуется обеспечить сотрудников этими услугами, – государство, которое способствует вложению средств и организации услуг»[13]
«В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП). ГЧП представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития стратегически важных отраслей экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий. Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики» – отмечает М. Дерябина.
По версии министерства экономического развития Российской Федерации «Государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, осуществляемое на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения доступности и повышения качества товаров, работ, услуг, обеспечение которыми потребителей обусловлено полномочиями органов государственной власти и органов местного самоуправления. Использование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП) в настоящее время получает широкое распространение в Российской Федерации. ГЧП включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду.
ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом. Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения. ГЧП рассматривается как конкретные проекты, реализуемые совместно государственными органами и частными компаниями на объектах федеральной, региональной и муниципальной собственности».[14], но при этом относит ГЧП к строго концессионным соглашениям, что является лишь одной из форм ГЧП, который уже не отвечает требованиям российской социальной действительности, и требуется принятие отдельного закона о ГЧП».[15]
По мнению Первого заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Г. Никитина:
«В настоящее время нормативное правовое регулирование отношений между государством и частным бизнесом, в рамках государственно-частного партнерства, существует, но оно разрозненно и не систематизировано. Есть ряд законов, которые могут регулировать отношения в этой сфере. Главный вопрос, который необходимо решить, – формирование четкой нормативной базы. Несомненно, ее основой станет новый федеральный закон об основах государственно-частного партнерства. И его необходимо принять в самые кратчайшие сроки. Главное – прийти к единому пониманию, что такое государственно-частное партнерство. Решить этот вопрос позволит федеральный закон и различные подзаконные акты. Много говорится на разных уровнях о государственно-частном партнерстве, но реальных действий пока мало. То есть, создан специализированный совет, проводятся обсуждения, но в данный момент мы имеем только две точки развития.
Первая – проект Федерального Закона «Об основах государственного и частного партнерства».
Вторая – Концепция государственно-частного партнерства ОПК. Все остальное сводится к обсуждениям»[16]
Вилисов М. В., кандидат политических наук: «Государственно-частное партнерство (ГЧП) – новое и модное выражение в современной управленческой практике. Однако его содержание и уж тем более способы эффективного применения в современном российском государственном управлении изучены недостаточно полно. Актуальность темы вызвана повышенным интересом к ней в органах государственной власти. Тема достаточно подробно рассматривалась в рамках Совета по конкурентоспособности, особенно применительно к транспортным инфраструктурам. Впоследствии для ее развития были осуществлены некоторые организационные мероприятия, например, созданы экспертные советы в рамках некоторых органов исполнительной власти. Теме развития ГЧП уделяется много внимания на государственном уровне, на ГЧП возлагаются большие надежды. По оценкам экспертов, ГЧП позиционируется как „новая технология развития экономики“».[17]
Современные западные экономисты в силу наличия у них более длительного, чем в России, опыта, достаточно подробно исследовали основные черты и принципы ГЧП. Однако, в работах зарубежных авторов механизм финансирования проектов, особенности инструментария привлечения средств институциональных инвесторов обобщены недостаточно полно. Среди зарубежных экономистов, которые исследовали проблемы ГЧП и его влияние на развитие национальных экономик, следует отметить труды Т. Веблена, М. Геррарда, Л. Гитмана, Дж. Кейнса, Р. Коуза, Л. Моргана, С. Хантингтона, С. Линдера, Г. Ходжа и др.
В мировой практике регулирования сферы образовательных услуг сложились две основные формы государственно-частного партнерства: институциональная и контрактная. Государственно-частное партнерство в сфере образования на основе институциональных форм (эндаумент-фонды, исследовательские центы, базовые кафедры), которые связаны, как правило, с созданием новых совместных инновационных структур, имеет наибольшее применение в развитых зарубежных странах (США, Канада, Великобритания, Германия и др.). Государственно-частное партнерство в форме рыночной контрактации (контрактная форма), напротив, наиболее распространено в странах с переходной экономикой, в том числе в России.
О. Вильямсон считает, что не все особенности конкретных работ по выполнению контрактов между государством и бизнесом могут быть прописаны в наиболее распространенных типах договоров между участниками рынка, поэтому государство вынуждено прибегать к новой форме взаимодействия с предпринимательским сектором ГЧП может служить эффективным инструментом перераспределения рисков проекта[18].
Голландские специалисты в области государственного управления В. Хаам и Дж. Копенхам определяют ГЧП как продолжительную кооперацию между участниками частного и государственного секторов, позволяющую им совместно разрабатывать продукты и услуги, а также распределять риски, издержки и ресурсы, связанные с предоставлением этих продуктов и услуг[19]
C. Линдер[20] и Е. Саваc, которые полагают, что термин ГЧП используется как словесная игра, цель которой скрыть истинное уничижительное значение этого слова – приватизация и работа по контракту. По их мнению, ГЧП – это языковая уловка, призванная замаскировать истинные цели, каковыми являются приватизация и стремление вовлечь частные предприятия в процесс предоставления общественных благ за счет государственных предприятий[21]. Из этого следует, что ГЧП в первую очередь выгодно обществу и государству, а частный сектор заманивается в данную, возможно не слишком выгодную для него, форму взаимодействия.
Так или иначе, все специалисты по ГЧП, социальным отношениям, социальному проектированию сходятся на том, что ГЧП – всеобъемлющая, целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью корпоративного партнерства различных отраслей общества в вопросах развития, экономики, конкуренции на международной арене, политики и общественной жизни, выделяя при этом теоретико-юридическую и практико-прикладную составляющую этого понятия.
Анализ реализуемых проектов ГЧП в странах Западной Европы и России привел к получению следующего ответа о выгодах инициации ГЧП для государства:
1. Ускорение внедрения новых общественно значимых проектов за счет привлечения дополнительных финансовых и прочих ресурсов;
2. Возможность использования налаженного механизма управления большими и комплексными программами;
3. Возможность применения инновационных технологий, разработанных частными предприятиями;
4. Привлечение высококвалифицированных экспертов частного бизнеса;
5. Повышение эффективности управления государственным имуществом, и, как следствие – экономия и мониторинг государственных расходов;
6. Поощрение предпринимательской инициативы в общественно-значимых секторах экономики;
7. Возможность оптимизации численности управленческого персонала со стороны государства при осуществлении управления проектом;
8. Повышение технологического, финансового потенциала в различных отраслях экономики в качестве условия перехода от сырьевой экономики к новой экономике знаний и цифровизации;
Так ли легко увидеть выгоды ГЧП для предпринимательского сектора?
Можно сформулировать следующие причины, обуславливающие интерес частного бизнеса к ГЧП[22]:
1. Возможность получить прибыль от участия в таких проектах, в которых невозможно было бы участвовать без взаимодействия с государственными органами;
2. Прямая поддержка со стороны государственных органов, снижение административных барьеров;
3. Возможность долговременного размещения инвестиций под государственными гарантиями или получение специальных условий кредитования;
4. Получение неэкономических выгод в результате осуществления партнерства;
5. Новые возможности для инновационного бизнеса;
6. Получение в ряде случаев налоговых льгот, при реализации проектов в моногородах, особых экономических зонах и территориях опережающего развития;
7. В условиях финансового кризиса это возможность для предприятий получить дополнительное финансирование через новые инструменты взаимодействия.