1. Совершенствование правовых условий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В рамках государственных программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, наиболее востребованной была и остается поддержка финансовая.

Государство создает программы оказания поддержки предпринимателям и осуществляет контроль за их исполнением, а фактическая реализация помощи возлагается на коммерческие структуры и специально созданные для этого организации.

В Германии, например, разработаны программы, позволяющие малому и среднему предпринимателю получать кредит на срок до двадцати лет, по которому первые два года не начисляются проценты. В Италии и Франции созданы специализированные кредитные организации, предоставляющие малому и среднему предпринимателю льготные займы для развития бизнеса, обновления оборудования, закупки сырья. Также, в этих странах действуют специальные гарантийные фонды, оказывающие начинающим предпринимателям помощь в поиске источников финансирования.

В Японии, разрушенной после Второй мировой войны, государственную поддержку получили, в первую очередь, предприниматели, восстанавливающиеся малые и средние предприятия[1] (в настоящее время, в японской экономике сектор малого предпринимательства играет не менее важную роль, чем крупные предприятия[2]).

Наиболее продуктивным механизмом такой поддержки стало создание народной финансовой корпорации за счет объединения ресурсов малых предприятий. Используя ее финансовый потенциал, предприниматели, получившие положительные результаты диагностирования своих предприятий, могли получать краткосрочные кредиты по небольшим процентным ставкам, несмотря на значительную инфляцию в стране.

В середине шестидесятых годов в Японии была сформирована кредитно-финансовая система, обслуживающая, в основном, малого и среднего предпринимателя. Для этого законодательно вводились механизмы гарантий и залоговых поручительств в сфере кредитования бизнеса. В это же время была создана мощная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, включающая многочисленные торгово-промышленные палаты по всей стране. С этой же целью была создана государственная Корпорация финансирования малого бизнеса с многочисленными филиалами[3].

Также, во многих развитых странах создаются специальные фонды, из которых средства опосредованно инвестируются в малые и средние предприятия через льготные кредиты и дотации. Причем, в условиях кризиса поддержка малому и среднему предпринимателю значительно возрастает. Так, например, в Бельгии и Франции на льготных условиях, по сравнению с крупным бизнесом, предоставляется рисковый капитал, в Англии и Нидерландах – гарантии под займы[4].

Для России близким по существу отношений с малым и средним бизнесом является пример Франции, т. к. она, также, является членом Всемирной торговой организации и не может напрямую выдавать субсидии предпринимателям. Что же касается косвенных методов помощи, в том числе и финансовой, то для этих целей создана государственная организация OSEO, которая включает в себя Французское национальное инновационное агентство ANVAR, Банк развития малого и среднего бизнеса BDPME и Французское общество страхования капиталов Sofaris. OSEO действует в нескольких направлениях поддержки бизнеса, одним из которых является предоставление гарантии банковского кредитования[5] через банки партнеры во всех регионах страны[6].

Доступность кредитных ресурсов для предпринимателей является одним их приоритетов экономики. В то же время уровень кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства оставляет желать лучшего. Причины существующего положения кроются в отсутствии надежных заемщиков, несоответствие заемщика предъявляемым условиям, отсутствие обеспечения займов, непрозрачности осуществляемой предпринимательской деятельности и т. д. Ограниченность предложения кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию, способствуют сохранению высоких процентных ставок. При этом рост кредитов по сегменту малого и среднего предпринимательства выше, чем в экономике в целом[7].

В этой связи представляется важным создание и внедрение эффективной системы государственной финансовой поддержки для таких субъектов. Правительство Российской Федерации рассчитывает за счет упрощенного кредитования не только увеличить долю малого и среднего предпринимательства в ВВП, но и изменить его отраслевую структуру, то есть развивать неторговые и инновационные секторы рынка.

Тем не менее, вопрос кредитных ставок для малого и среднего предпринимательства так и остается нерешенным. Например, в Германии, льготные кредиты для малого и среднего предпринимательства предусматривают довольно низкую процентную ставку – 5–8 % и длительные сроки кредитования. Контроль за выполнением программы финансирования бизнеса осуществляет специальный государственный орган – Кредитный совет по восстановлению, подчиняющийся непосредственно федеральному правительству[8].

В России обещание государства сделать процентные ставки по кредиту для малого и среднего бизнеса не более чем 11 %[9] не реализуется, более того, и предпосылок для этого нет. Все упирается в фондирование, т. к. банки привлекают вклады под 9-12 % и, чтобы не работать в убыток, им необходимо занимать деньги под значительно больший процент[10].

Вопрос о компенсации банку государством неполученных доходов может решаться только в случае погашения части процентов по вкладам. Если же взять государственные гарантии, то банк может от таких сделок обанкротиться. Реально действующий механизм, способный сбалансировать интересы кредитора и заемщика в вопросе размера кредитных ставок, на сегодняшний момент отсутствует.

Принятая Правительством Российской Федерации вместе с Банком России Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, предполагает повышение эффективности использования через государственные институты (банки развития) ресурсов, выделяемых по государственным программам. Также предполагается активизировать работу гарантийных фондов развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации[11]. Тем не менее, конкретных предложений по существенному снижению ставок кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства до сих пор нет.

К вышеназванной проблеме, следует добавить еще одну, состоящую в следующем. Вопросами непосредственного финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, занимается Внешэкономбанк. Условия, порядок и ограничения деятельности Внешэкономбанка в этой сфере регламентируются Федеральным законом от 17 мая 2007 № 82-ФЗ «О банке развития»[12] и Меморандумом о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»[13].

Собственно, данные нормативные правовые акты устанавливают исключительно обязанности и ограничения Внешэкономбанка в этой сфере (срок кредитования более 2 лет, размер предоставляемого кредита – не более 150 млн рублей). Что касается общей суммы гарантий, поручительств, кредитов субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, то определяются они наблюдательным советом Внешэкономбанка.

Внешэкономбанк реализует программу финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, основной целью которой является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства долгосрочными и доступными кредитными ресурсами, через дочернюю организацию – ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (далее, Банк поддержки малого и среднего предпринимательства). Так, по состоянию на 1 января 2013 г., объем доведенных до субъектов малого и среднего предпринимательства денежных средств составляет 36,54 млрд руб., которые дошли до 4,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства[14]. Данный процесс представляет собой двухуровневую конструкцию, когда используется сеть региональных банков-партнеров и организаций инфраструктуры поддержки (лизинговые компании, факторинговые компании, микрофинансовые организации).

В работе с банками-партнерами используется схема рефинансирования, когда последним выгодно увеличивать кредитный портфель, вкладывая свои и заемные средства. Однако Внешэкономбанк лимитирует деятельность Банка поддержки малого и среднего предпринимательства определенной денежной суммой в каждом конкретном регионе.

Данный Банк, в зависимости от вида предоставляемой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, условий кредитования, целевых групп конечных получателей такой поддержки, предлагает своим контрагентам ряд альтернативных кредитных продуктов, как для банков-партнеров, так и для организаций инфраструктуры (рефинансирование, софинансирование, инвестирование, рефинансирование региона, финансирование для инноваций и модернизации, лизинг, развитие, факторинг, микрофинансирование и т. д.).

Заключить указанные гражданско-правовые договоры могут только субъекты, отвечающие стандартам, установленным Банком поддержки малого и среднего предпринимательства.

В отношении банков-партнеров это кредитный рейтинг, определенный объем собственного капитала, филиальная сеть, определенный объем кредитования малого и среднего предпринимательства. При этом учитывается опыт сотрудничества с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства и опыт участия в развитии инфраструктуры поддержки данных субъектов.

Банк поддержки малого и среднего предпринимательства также требовательно относится и к подбору финансовых организаций инфраструктуры поддержки. Здесь все достаточно регламентировано на федеральном уровне и понятно для участников отношений. Что же касается требований к претендентам на получение поддержки, то правильность прописанных процедур отбора вызывает сомнение. Так, получателем финансовой поддержки может быть организация или индивидуальный предприниматель, относящиеся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и соответствующие стандартам (условиям) кредитования данных субъектов. Для того, чтобы понять, соответствует предприниматель или не соответствует указанным стандартам, последний должен обратиться к участнику Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства (банку или организации инфраструктуры поддержки)[15].

Здесь мы сталкиваемся с тем, что для вхождения в программу поддержки недостаточно быть только субъектом малого или среднего предпринимательства, необходимо соответствовать еще ряду критериев, устанавливаемых банком-партнером, участником Программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, согласно Порядку получения субъектом малого и среднего предпринимательства финансовой поддержки, установленном Банком поддержки малого и среднего предпринимательства, заинтересованному лицу следует обратиться в банк-партнер, который проверит, «соответствует ли Ваше предприятие требованиям Программы, а также критериям отбора банка-партнера, и при наличии неиспользованных средств, выделенных ОАО «МСП Банк», предоставят Вашему предприятию соответствующее финансирование/услугу»[16].

При этом не вполне понятно, каким образом регламентируются дополнительные требования к претендентам на получение поддержки. Банк России устанавливает жесткие пруденциальные правила и дает инструкции расчетов кредитных рисков[17], однако, как отмечают специалисты в области кредитования, методика анализа кредитоспособности малого предпринимателя уникальна, т. к. отличается от скоринговых методик в сфере корпоративного или потребительского кредитования и, как правило, сводится в региональных банках к принципу «я тебя знаю, поэтому денег дам» и соответственно, «если не знаю – не дам»[18].

На совещании у Председателя Правительства Российской Федерации, проходившем 4 февраля 2014 г., косвенно затрагивалась тема выравнивания требований к заемщику, к параметрам предоставляемых кредитов, условиям кредитования, приведению их к типологии и единообразию. В то же время данные изменения предлагается решать не закреплением их в федеральных законах или постановлениях Правительства Российской Федерации, а возложением на федеральный гарантийный фонд, который предлагается создать в перспективе[19].

Таким образом, в настоящий момент, государство, реализуя программы поддержки малого и среднего предпринимательства, оставляет организациям инфраструктуры поддержки решение вопроса отбора субъектов, которым эти программы адресованы и в адрес кого должны направляться средства бюджетов. В результате, развитие, нормальное функционирование или сохранение деятельности конкретного малого или среднего предпринимателя зависит исключительно от лояльности к нему регионального банка или иной организации, входящей в инфраструктуру поддержки. При этом, последние не несут какой-либо ответственности за необоснованное непредоставление программной поддержки или за самоустановленные завышенные критерии отбора. Такой подход вряд ли следует считать правильным.

Кредитный договор не является публичным, соответственно, кредитная организация самостоятельна в выборе контрагентов. Однако договор в рамках программы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по своей сущности является не только предпринимательским, он несет и социальную нагрузку. В его реализации опосредованно участвует государство, субсидиарно исполняя обязательства должника-предпринимателя, в целях поддержки последнего. Соответственно, регулирование данных сделок, в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, не может ограничиваться только положениями стандартных, типовых договоров, прямо предусмотренных гражданским законодательством.

Так, в ГК РФ отсутствует норма о принадлежности должника в кредитном договоре к категориям субъектов, установленных ст. 4 Федеральный закон от 24 июня 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[20]. Тем не менее, если претендент на получение кредита не будет соответствовать указанным параметрам, то заключить такой договор он не сможет. Следует изменить положение в части обязательности акцепта банков-партнеров на предложение заключить кредитный договор от субъектов малого и среднего предпринимательства, отвечающим всем закрепленным на федеральном уровне требованиям. Представляется необходимым установление базовых стандартов, в том числе, и в отношении кредитоспособности малого и среднего предпринимателя, при соответствии которым данный субъект гарантированно получал бы установленную законодательством поддержку. Аналогично следует установить предельную величину процентной ставки по кредиту для данных субъектов. Действуя таким образом, можно нейтрализовать активное вмешательство норм банковского законодательства, закрепляющих принцип возвратности, в процесс поддержки малого и среднего предпринимательства.

Учитывая, что государство делегировало свои финансовые функции в этом вопросе Внешэкономбанку, требования к таким специфическим заемщикам должен устанавливать совет директоров данного банка. Для этого необходимо Федеральный закон «О банке развития» дополнить п. 15.1 ч. 3 ст. 3 следующего содержания: «устанавливает для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих финансовую поддержку в рамках программ поддержки малого и среднего предпринимательства, критерии допуска, обязательные и достаточные для кредитных организаций и юридических лиц, входящих в инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;».

Введение такого требования поставит в равные условия всех субъектов малого и среднего предпринимательства, желающих получить государственную финансовую поддержку, в том числе, и в части льготного кредитования. Это, в свою очередь, позволит уйти от субъективизма исполнителей государственных программ.

Одной из отраслей, остро нуждающихся в финансовой поддержке, является сельское хозяйство. При этом в России, как и в любом развитом государстве, сельское хозяйство, даже при научном и высокотехнологичном подходе, остается самой проблемной отраслью народного хозяйства. Тем не менее, оно играет значительную роль в экономике страны, в нем занято около 8,5 % трудоспособного населения, производится 3,7 % ВВП[21]

Загрузка...