862 год от Рождества Христова.
Повесть временных лет // Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси) / Сост. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Художественная литература, 1969. С. 35.
Повесть временных лет // Изборник. С. 35.
Янин В.Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М.: Издательство «Русскiй Мiръ» ИПЦ «Жизнь и мысль», 2013. С. 25–26.
Уингейт Ф., Миллард Э. Викинги. М.: Росмэн, 1995. С. 40.
Так, в 1876 г. германский историк Вильгельм Томсен прочитал в Оксфордском университете лекцию «Начало русского государства», где утверждал, что «русь IX века – это шведы».
Старовойтов Л.А. Ладожское ярлство: «колбяги» // Материалы сайта: http://pikalevo.47lib.ru/kraev/tihvinvodsist/vglubvekov/ocherk6
Старовойтов Л.А. Ладожское ярлство: «колбяги» // Материалы сайта: http://pikalevo.47lib.ru/kraev/tihvinvodsist/vglubvekov/ocherk6
Славяне и скандинавы. Пер. с немецкого / Общ. ред. Е. А. Мельниковой. М.: Прогресс, 1986.
Археологи работают на Рюриковом Городище с 1901 г. Под культурным слоем IX века они нашли несколько слоев поселений вплоть до железного века I тысячелетия до н. э. Поэтому ряд историков полагают, что к приходу варягов на Городище уже было славянское поселение.
Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества, М.: Наука, 1993. С. 308.
Вышгород – княжеское село недалеко от Киева.
Успенский Ф.И. Первые славянские монархии на северо-западе. СПб., 1872. С. 257.
Альта – небольшая речка, приток Трубежа, левого притока Днепра.
Цит. по: Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск: Беларусь, 1990. С. 7.
Цит. по: Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. Минск: Беларусь, 1990. С. 7.
Цит. по: Древнерусская литература / Составитель О.В. Творогов. М.: Просвещение, 1995. С. 46–49.
Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003. С. 506.
Интересную мысль высказала историк Фанна Гимберг: все славянские имена оканчивались на – мир или – слав (Ярослейф – Ярослав, Вартилаф – Брячислав) и варяги автоматически удлинили имя Борис – Борислав. Гимберг считает имя Борис не славянским, а тюркским. По мнению автора, могло быть и наоборот – в ходе гражданской войны Борис сам решил славянизировать свое имя и стал Бориславом. Кстати, христианские имена Бориса и Глеба – Роман и Давид.
Цит. по: Филист Г.М. История «преступлений» Святополка Окаянного. С. 64.
Цит. по: Древняя Русь в свете зарубежных источников. С. 510.
Ряд историков, в том числе Г.М. Филист, говорят об осени 1018 г.
Речка Судома в Порховском уезде Псковской губернии.
Материалы сайта: http://znakka4estva.ru/dokumenty/kultura-i-ikusstvo/ot-yazychestva-k-hristianstvu-gospodin-velikiy-novgorod-nachati-starymi-slovesy-trudnyh-povestey/