Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л. «Наука», 1971. с. 5
Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М.-Л. Изд. АН СССР, 1963. с. 4
Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя, с. 4
Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя, с. 4
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с. 16—17 Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя, с. 4
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с. 18 Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя, с. 4
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с. 18
Ланда Д. де Сообщение о делах в Юкатане. М.-Л. Изд. АН СССР, 1955. с.201—204
Патканов С. К. По гациендам и руинам Юкатана. М. «Змлеведение» т.I, 1896. С. 1—4
Гуляев В. И. В глубинах Священного сенота,// «Наука и жизнь», 1963, №6
Гуляев В. И. В глубинах Священного сенота.
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с.25
«Поздний классический период делится на четыре фазы. I фаза (9.8.0.0.0 – 9.13.0.0.0) Во многих городах снова начинают воздвигаться датированные монументы, в том числе юбилейные. К этому времени относится много победных надписей а Йашчилане и Пьедрас-Неграс. Персонажи изображаются в статических позах, ступни ног повернуты в разные стороны носками, голова часто показана в профиль, токда как туловище – в фас. Формируется позднеклассический стиль. 2 фаза (9.13.0.0.0 – 9.16.0.0.0) В большинстве городов вводится единый лунный календарь. Возрастает количество городов, в которых воздвигаются памятники, а также количество памятников. Изображения остаются статическими, но снабжаются тщательно обработанными декоративными деталями. В юкатанских городах (Шкалумк’ин, К’абах) появляется новый способ датировки. 3 Фаза (9.16.0.0.0 – 9.19.0.0.0) многие города изменяют лунный календарь. Развивается наибольшая строительная активность (дату 9.19.0.0.0 имеют стелы в 19 городах). В искусстве появляются новые мотивы. Фигурам персонажей придаются динамические позы. Появляется так называемый „скипетр“ в виде человеческой фигурки, который держат персонажи вместо прежнего симметричного двухголового жезла. 4 фаза (9.19.0.0.0 – 10.5.0.0.0) Города центральной области приходят в упадок. Датированные памятники быстро исчезают. Рельефы снабжаются „пламенеющими“ завитками, а в дальнейшем становятся грубыми. На последних стелах (Сейбаль, Укапаль) прослеживается тольтекское влияние. В конце фазы достигают расцвета города северного Юкатана (Чич’ен-Ица) и области Пуук (Ушмаль), вскоре завоеванные тольтеками.» (Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. с.14—15)
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с.26
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с.33
Бродский Б. Покинутые города. М. «Советский художник» 1963 с.95
см. Гуляев В. И. Гибель Чальчуапы и Серена. //«Наука и жизнь» 1981, №4
см. Ланда Д. де, Сообщение о делах в Юкатане.
См. Ланда Д. де, Сообщение о делах в Юкатане.
Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. с.15—16
Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. с.215
Свежие новости из пятого века.// «Вокруг света» 1985, №2
Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. л. «Наука» 1975. С.228
Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. с.3
полный перевод текстов книг «Чилам Балам» см. в кН. Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. с57—104
русский перевод см. в кн. Попол-Вух. М.-Л. Изд. АН СССР, 1959
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с61
Кинжалов Р. В. Культура древних майя. с.62—65
см. Кинжалов Р. В. драма киче «Рабиналь-ачи». // «Вестник истории мировой культуры», 1961, №6
см. Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. с.84—85
Кинжалов Р. В. Песни из Ц’итбальче как этнографический источник. в кн. Фольклор и фольклористика. Л. «Наука». 1970. с.83—90