С 1330 по 1333 годы под руководством выдающегося мастера традиции Джонанг Долпопы Шераба Гьялцена (1292–1361) велось строительство великой ступы Джонанг, величайшего материального воплощения просветленного ума в Тибете. В тот же период Всеведущий из Долпо, как его часто называли, начал осмысливать и формулировать свои постижения и медитативные переживания. Эта великая ступа Джонанг в горном отшельничестве Джомонанг, или Ричо Ченмо, стала служить для него вдохновением, благодаря чему он впервые попытался объединить Калачакра-тантру со своим постижением воззрения жентонг, обретенным в результате практики Ваджрной йоги Калачакры. Так его созерцательный опыт стал приобретать целостность, и он приступил к систематизации своей философской доктрины, опираясь на собрание из Двадцати сутр Будды Шакьямуни и Пяти сокровищниц Майтреи в рамках общей космологической картины «Калачакратантры», какой она представлена в «Вималапрабхе»[1]. В итоге все его тщательные и глубокие исследования вылились в трактат под названием «Горная Дхарма. Океан определенного смысла», в котором Долпопа представил подробные разъяснения сути своего постижения, изложив их в виде философской доктрины, раскрывающей безусловный смысл Дхармы, весьма глубокий и трудный для понимания. В связи с этим следует отметить, что содержащееся здесь учение обычно практикуется и осваивается лишь йогинами в горных скитах, в отличие от остальных учений, которые могут передать лишь условный или предварительный смысл.
По сути этот довольно объемный текст посвящен обоснованию такого важного понятия, как «будда-природа» – татхагатагарбха, или сугатагарбха на санскрите. В соответствии со стандартами классических индийских трактатов, тезисы и логические доводы автора, а также возможные возражения оппонентов и ответы на них здесь перемежаются цитатами и выдержками из многочисленных сутр, тантр и шастр. Причем количество приведенных цитат, а также их объем настолько велики, что эту книгу можно рассматривать как энциклопедию или антологию избранных источников, раскрывающих суть явления татхагатагарбхи.
В целом трактат «Горная Дхарма» делится на три большие части: Основа, Путь и Плод. В них, соответственно, последовательно описывается фундамент, или основание, на которое опирается весь Путь, состоящий в устранении омрачающих завес и загрязнений, в результате чего достигается Плод этой практики. Основа здесь представлена как татхагатагарбха, которая сама по себе есть совершенная природа, незагрязненная изначальная мудрость, пустая ото всех обусловленных явлений – постоянная, устойчивая, неизменная и вечная. Не состоящая из причин и условий, татхагатагарбха изначально обладает всеми совершенными качествами просветленных тела, речи и ума, такими как десять сил и т. д. В самом начале первой части – «Основа» – Долпопа ясно излагает суть этого следующим образом:
Необходимо хорошо понять то, что принимается и что отбрасывается благодаря безупречным писаниям и рассуждениям (lung dang rigs pa), поддерживаемым особыми наставлениями (man ngag) святого ламы. Это подобно тому, как если бы кто-то, обладающий чудесным оком, четко указал, где должна быть найдена великая сокровищница и где должны быть убраны слои земли и камней. И это подобно знанию того, что, если [слои земли и камней] не будут убраны, [сокровищница] не будет обретена и что она будет обретена только в результате их удаления.
В результате понимания этого [осознают, что] предметом практики является приложение усилий для очищения всех случайных загрязнений и достижения радостного собрания (tshogs ‘khor) чистой изначальной мудрости. Это похоже на удаление земли и камней [и погружение] на глубину [роста] семи человек. Достигаемым же результатом этой практики является отделение [загрязнений] от безупречной (zag med) дхармакаи, великой сокровищницы не отделяемых от нее [благих] качеств. Это похоже на полное обретение именно той великой сокровищницы с драгоценностями.
В связи с этим следует понимать, что, с точки зрения Долпопы, Основа, присущая всем живым существам, и Плод, актуализирующийся при достижении состояния будды, нераздельны. В самом начале «Горной Дхармы» он называет татхагатагарбху фундаментальной реальностью и изначальной мудростью. Тем не менее, хотя все совершенные качества тела, речи и ума уже изначально присущи нашей врожденной будда-природе, все же необходимо прикладывать определенные усилия на духовном пути, поскольку есть два плода – отделения, или высвобождения (bral ba), и произведения, или зарождения (bskyed pa). Отделяемый плод является уже существующим, и его необходимо всего лишь отделить от загрязнений, в то время как производимый плод необходимо зародить при помощи практики. Таким образом, Долпопа проводит различие между обычными существами, у которых Основа покрыта загрязнениями (завесами), и достигшими просветления буддами, у которых эта Основа уже отделена от загрязнений.
Но, несмотря на наличие у обычных существ совершенных качеств, они не являются буддами, поскольку эти качества делятся на так называемые качества устранения загрязнений и качества обретения, или осуществления, которые также являются изначально пребывающими и достигаемыми при помощи особых практик на Пути. В некоторых сутрах, чтобы проиллюстрировать это, приводится пример с очень бедным человеком, под хижиной которого зарыто несметное сокровище, и для того чтобы обрести его, этому человеку нужно лишь узнать об этом сокровище, а также приложить некоторые усилия, чтобы выкопать его. Подобным же образом для обретения совершенных качеств будды необходимо получить особые наставления и затем, практикуя, следует развивать высшую мудрость и накапливать заслуги. Но вместе с этим также важно понимать, что нераздельность Основы и Плода соответствует абсолютной дхармакае, которая изначально пребывает во всех существах, просветленных и непросветленных. Тем не менее это не относится к относительной рупакае, которую обретают лишь в результате практики на Пути. Таким образом, как говорит Долпопа, актуализация будда-природы не устанавливается только лишь в силу ее наличия или существования. То есть без определенных причин и условий в виде практики накопления заслуг и мудрости и следования Пути будда-природа не может проявиться, или актуализироваться. В самом начале второй части – «Путь» – сам Долпопа ясно излагает суть этого следующим образом:
Несмотря на то что бесконечные нераздельные качества абсолютного будды и дхармакаи присущи (rang chas su) всем существам, это не означает, что Путь двух накоплений не нужен. Ведь случайные загрязнения должны быть удалены, а нужды всех существ должны быть исполнены посредством возникновения относительных телоформ (kun rdzob gzugs sku). И чтобы этот благой путь был пройден, необходимо осуществление чистых и возвышенных воззрений, медитации и поведения.
Что касается Плода, то он как результат Основы и Пути обладает всей полнотой собрания изначальной мудрости, совершенных качеств и превосходных активностей просветленного тела формы (рупакаи). Соответственно, Плод – это то, чего стремятся достичь, а также источник прибежища, являющийся объектом поклонения, подношения, веры и преданности. Поняв это, необходимо прежде всего прилагать все усилия для осуществления двух накоплений.
В самом начале первой части – «Основа» – Долпопа ясно излагает суть этого следующим образом:
Таким образом, Плод [результат] состояния будды достигается благодаря полному завершению (yongs su rdzogs) двух накоплений на Пути при помощи [надлежащих] воззрения, медитации и поведения, а также посредством отбрасывания двух завес.
…Состояние будды является неизмеримой, невообразимой и неохватной собственной природой (bdag nyid), всей полнотой чудесных и удивительных тел, мудростей, качеств и активностей, и, подобно обширному пространству, исполняющей желания драгоценности, дереву исполнения желаний и т. д., оно есть священный источник возникновения всего желаемого для всех существ.