Глава 1 Волшебная ночь

Близкое знакомство советских зрителей с Муслимом Магомаевым произошло в новогоднюю ночь начала 1964 года. Разумеется, многие видели молодого артиста раньше – в телевизионной трансляции концерта мастеров искусств Азербайджана 26 марта 1963 года. Были потрясены исполнением песни «Бухенвальдский набат», восхищались виртуозным Фигаро. Его слава, словно девятый вал, неукротимо шумела над страной. Голос Муслима знали все. Радио каждый день включало его записи. Всё большей популярностью пользовались его грампластинки. Бакинцам и москвичам выпало счастье бывать на его концертах. Знали Муслима в Грозном, в ряде других городов, где он выступал, не будучи ещё широко известным. Его чарующий голос звучал на улицах и в концертных залах финской столицы во время Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Хельсинки.

Но у телевидения другие масштабы. А новогодняя аудитория – самая массовая, особенно у любимой всеми передачи «Голубой Огонёк». И по всему получается, что именно в ту волшебную новогоднюю ночь у многих-многих телезрителей и состоялась первая «визуальная» встреча с артистом.


На концерте в Кремлёвском Дворце съездов в марте 1963 года


Год 1964-й советские люди встречали в хорошем настроении. Шёл 19-й новый год мирной жизни. Выросло, достигнув совершеннолетия, новое поколение, рождённое после войны. Успехи в космосе, грандиозные стройки, оттепель – всё вселяло оптимизм.

Но неспокойно было на планете. Пылал африканский континент. Мир потрясён убийством президента Соединенных Штатов Америки Джона Кеннеди. Советские газеты, радио каждый день приносили тревожные зарубежные сводки. Далёкие события не проходили стороной: люди, пережившие страшную войну, сердцем откликались на боль и горе других народов. Тревожный фон международной обстановки побуждал сильнее ценить мир и спокойствие.

Умением замечать всё хорошее, радоваться малому, по сути, и создавалось светлое настроение тех лет.


Телевизионным вещанием была охвачена ещё не вся территория страны. В столицах республик, краёв и областей, в крупных городах действовали более 80-ти телевизионных центров, работали ретрансляционные станции. Тем не менее, особенно полюбившаяся зрителям передача «Голубой Огонёк», как и другие программы телевидения, для немалой части население страны, оставались недоступными. А там, куда пришло вещание, телевизоры были далеко не у всех. В гости к владельцам телевизионных приемников приходили друзья, родственники, соседи. Большими компаниями собирались «на огонёк» – в буквальном и переносном смысле.

Новогодний «Голубой Огонёк» 1 января 1964 года порадовал телезрителей встречами со многими известными артистами. Среди участников передачи – Сергей Лемешев, Зиновий Бабий, Майя Плисецкая, Владимир Трошин, Людмила Зыкина, Майя Кристалинская, Эдита Пьеха…


Была уже поздняя ночь. Давно пробили куранты, отзвучали поздравления, приветствия и новогодние пожелания. Вручены все подарки. Закончилось шампанское. Бокалы сменились чашками свежезаваренного чая «со слоном». Торты и пирожные с разноцветными розочками из натурального сливочного масла дождались своего часа. А телевизионный праздник продолжался. К домашним посиделкам у экранов присоединилась вернувшаяся с танцев и вечеринок молодёжь. Новый год стал в полном смысле семейный.

И вот тогда, ближе к концу передачи, в уютную атмосферу домашнего праздника, в тихую светлую новогоднюю ночь, в дома, укутанные чистым, пушистым снегом, вошла красота.

Восхитительный голос всколыхнул притихшее, возможно, чуть задремавшее полуночное застолье у экрана. Молодой человек, юноша пел на незнакомом языке. Пел так, словно не голос его, изумительно прекрасный, а сама душа, открытая миру, звучала дивной мелодией. И был он так красив, что сердце замирало… Словно открывалось нечто новое, неизвестное ранее в человеческой природе, как откровение того, каким прекрасным может быть человек.

Это был Муслим Магомаев. Тот самый юноша, что стал открытием минувшего 1963 года, покорив пламенным исполнением «Бухенвальдского набата» и виртуозной каватиной Фигаро.

Теперь на новогоднем «Огоньке» лирическая песня в уютной обстановке телевизионного «кафе» по-новому являла зрителям образ молодого артиста. Волшебная новогодняя ночь дарила чудо, в которое невозможно было не влюбиться.

Муслим пел неаполитанскую песню «Запретная мелодия» (С.Гастольдони). За столиком рядом с ним сидела прекрасная незнакомка, в которой непросто было узнать диктора Центрального телевидения Светлану Моргунову.

– Вы поняли, о чём я пел? – спрашивал артист, закончив песню.

– Аморе!.. Любовь! – с воодушевлением отзывались зрители в студии.

– Да, эта песня о самом вечном и прекрасном чувстве – о любви. И мне хотелось бы, чтоб сегодня её слышали все влюбленные. Мой тост за любовь, за счастье, за улыбки!

После этих слов Муслим поднимался на сцену и пел ещё одну неаполитанскую песню – «Лолита» (А.Буццы-Печчиа).

Заканчивалась новогодняя ночь. Заканчивалась передача, оставляя в душе радость волшебной встречи, приятное «послевкусие» очарования, надежду повторения чуда.


Знаменитая Шаболовка

Загрузка...